Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Авангардист и Церковь
Художника отправили к церковным властям за разрешением

№0'0000 Жизнь в Церкви  04.09.08 13:07 Версия для печати. Вернуться к сайту

Во взаимоотношениях Церкви и современного искусства произошел любопытный прецедент. Известный художник-авангардист Гор Чахал готовился к выставке в Центре современного искусства «Винзавод» (4-й Сыромятнический переулок, д. 1, стр.6). Неожиданно, как рассказывает сам художник в своем интернет-дневнике, «"Винзавод" отказался быть соорганизатором выставки, снял с себя всю ответственность за ее проведение и потребовал официального письма от Московской Патриархии, в котором было бы ясно указано, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке». Дело в том, что Гор Чахал в совcем творчестве последних 10 лет нередко обращается к христианской тематике, оставаясь при этом в русле актуального искусства.

Гор Чахал
Гор Чахал
Такое сочетание, видимо, и насторожило организаторов выставки с «Винзавода». Художник обратился за помощью к заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии прот. Всеволоду Чаплину, который выдал художнику письмо, где утверждается, что «в основной части экспонатов не усматривается признаков оскорбления религиозных чувств и ненадлежащего использования христианской терминологии». В то же время о. Всеволод выразил сомнение в уместности показа двух работ, «где персонажи, которые могут быть отождествлены с Божеством, изображаются как натуралистические очертания человеческого тела», в итоге эти работы с выставки были сняты. На этом инцидент был исчерпан. Правда, осталось несколько важных вопросов. Во-первых, не следует ли вместе со многими представителями Интернет-сообщества воскликнуть: «Да какое они имеют право требовать от художника каких-то справок!? Тем более из Патриархии?! Что это за церковно-охранительская бюрократия!?» Во-вторых, почему об искусстве судит не священник-искусствовед, а священник-дипломат? В-третьих, наконец, как вообще должны строиться отношения искусства и Церкви? С этими вопросами мы обратились к экспертам. И прежде всего к герою этой истории художнику Гору Чахалу.

«К отцу Всеволоду я обратился сам, поскольку знаю его лично, -- рассказал художник. -- После скандала с выставкой «Осторожно, религия» я пришел к нему, показал свои работы и предложил организовать какую-то совместную акцию в противовес этому скандалу. Дело в том, что большинство современных художников встревожены той конфронтацией, которая возникла между православной общественностью и современным искусством, благодаря действию нескольких обуреваемых бесами бедняг. Большая часть художников (по крайней мере, из моих друзей) -- верующие люди. Так вот, я решил проявить какую-то инициативу в защиту современного искусства. Отцу Всеволоду понравились мои работы, и теперь я воспользовался этим знакомством, обратившись к нему за помощью. Почему вообще возникла такая ситуация -- потребовать от меня официального разрешения из Патриархии? Догадываюсь, что после того, как в прокуратуру подали очередное заявление на галереи «Проун», где недавно экспонировались эротические фотографии XIX века и «Айдан», где проходил круглый стол на тему скандала с выставкой «Запретное искусство» и где группа «Война» устроила очередную провокацию, воспользовавшись мягкостью и деликатностью галеристки по отношению к искусству и художникам, руководство “Винзавода” задумалось о будущем своего бизнеса и решило подстраховаться».

Гор Чахал. Архитектоника Благодати
Гор Чахал. Архитектоника Благодати

В свою очередь кандидат искусствоведения, протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях, уверен, что руководство «Винзавода» имело полное право потребовать от художника разрешения из Патриархии. «У нас, к сожалению, слишком свежи воспоминания о таких кощунственных выходках современного так называемого искусства (а на самом деле не-искусства, анти-искусства), когда икона Божией Матери представлялась в виде аппликации из черной икры и многое другое! – сказал отец Борис. -- И организаторы выставки справедливо побоялись гнева общественности и судебных исков. Ведь в отношении Сахаровского центра до сих пор идет судебное разбирательство. Я думаю, Гор Чахал со своей стороны совершенно правильно поступил, обратившись к отцу Всеволоду Чаплину. Он, конечно, не искусствовед, но человек образованный, тонкий и умный. Он как православный христианин, как священник, конечно, имеет право судить о наличии или отсутствии кощунства в том или ином произведении искусства. А что касается Гора Чахала, то могу сказать, что в его творчестве нет ничего, препятствующего публичному показу. Это очень талантливый, глубокий и серьезный человек, относящийся к вере и Церкви с большим уважением. Хотя, на мой взгляд, он и находится по другую сторону той границы, которую ознаменовал собой авангард. То, как повел себя Гор Чахал в этой ситуации -- это я ставлю ему в несомненную заслугу!»

Некоторые соседи по интернет-пространству обвиняли Гора Чахала в том, что он проявил такую покорность в ситуации с «Винзаводом». Художник отвечает на это, что своими действиями он хотел бы начать диалог между современным искусством и Церковью. «Поскольку я убежден, что современное искусство может быть только религиозным, -- заявил нам он, --такой диалог представляется мне если не необходимым, то, по крайней мере, желательным. Но конечно не в разрешительно-запретительном ключе. Я за внутреннюю цензуру против внешней. Мне кажется, что диалог должен вылиться в открытые дискуссии на страницах религиозной и светской прессы, в совместных просветительных акциях художников и Церкви. Вот, например, в Австрии подобно ночи музеев проводится ночь церквей: один день в году во всех действующих храмах всю ночь проходят выставки, перформансы, музыкальные концерты на религиозную тематику, а СМИ широко освещают это событие. В прошлом году я даже принимал в этом мероприятии участие».

документ, подтверждающий, что Патриархия не возражает против экспонатов, участвующих в выставке


«Устроить такой диалог было бы очень желательно, -- говорит протоиерей Борис Михайлов. Проблема отношений художника и Церкви -- очень серьезная. Как решить ее? Созданием ли комиссии по делам современного искусства? Какой-нибудь иной структуры, которая не отпугивала бы художников своим названием? Не знаю. Могу сказать только, что я на 100% готов принять участие в таком диалоге. А как его организовать -- надо думать. Я пока не беру на себя смелость решать этот вопрос».

Диакон Феодор КОТРЕЛЕВ