Баррикады во время путча - это миф, не было никаких баррикад! - утверждает журналист Александр ЩИПКОВ. Нескучный сад продолжает опрос к двадцатилетнему юбилею событий 1991 года. На этот раз своими воспоминаниями об августовских событиях с нами поделился Александр ЩИПКОВ, журналист, главный редактор портала "Религия и СМИ", кандидат философских наук.
Александр ЩИПКОВ, главный редактор портала "Религия и СМИ", кандидат философских наук, действительный государственный советник 3 класса:
В 1991 году я жил в Ленинграде, но как раз накануне путча, 18 августа, приехал в Москву и в итоге все три дня, с 19 по 21, провел у Белого дома. А приехал получить гонорар в «Независимой газете» (я писал туда статьи на религиозные темы) и, главное, на съезд Российского христианско-демократического движения (РХДД), которое возглавлял Виктор Аксючиц. В ту пору я собирал материал для своей будущей диссертации о русском ХД-движении. Тот съезд – отдельная тема. Проходил он в Белом доме, около восьмисот человек в нем участвовало, было много ярких выступлений. В частности, выступал Борис Немцов – молодой, кучерявый, в то время «православный патриот» и член РХДД (думаю, мало кому известен этот эпизод из его биографии). Валерий Борщев и священник Глеб Якунин в своих выступлениях заявили о выходе из РХДД, так как они были против готовящегося подписания Союзного договора, а Аксючиц и большинство членов – за. Тогда этот договор обсуждался везде больше, чем любая другая тема, и скорее всего вся спецоперация под названием «Путч» была направлена исключительно на срыв этого договора.
Съезд РХДД проходил в Белом доме. Заседание затянулось до позднего вечера, и после него (часов в 10 или 11) я подошел с диктофоном к Якунину, которого знал с семидесятых, и спросил, будет ли подписан договор. «Все может перемениться, сейчас сюда приедет Борис Николаевич, мы пойдем к нему, что-то должно измениться», - нервно ответил Якунин. Он тогда входил в так называемый «ближний круг» Ельцина. Думаю, что-то он знал уже тогда. В эти самые минуты Варенников, Бакланов и другие уже летели из Фороса в Москву после встречи с Горбачевым. Кассета с этими его словами хранилась у меня в архиве, и в 2001 году, к 10-летию августовских событий, я прокрутил ее в прямом эфире Радио России, где тогда работал. Слова, сказанные Глебом накануне путча, прозвучали на всю страну. Прокомментировал я их не слишком жестко, но недоумение выразил. За этот эфир начальство мне тогда чуть голову не оторвало. Но вернемся в август 1991 года.
Действительно, вскоре приехал Ельцин, и Глеб с другими приближенными пошли к нему, а я поехал ночевать к друзьям-журналистам на окраину Москвы. Проснулся очень рано от крика «Горбачева убили!». Первая мысль, которая пришла в голову мне, грешному, была: «Эх, опять в кочегарку!» (я много лет до перестройки работал и на заводе, и в кочегарке, только в конце восьмидесятых появилась возможность писать, переводить). Не хотелось. Было около шести утра. Позвонил домой Якунину, спросил, что происходит. «Бросай все и езжай в Белый дом. Я бегу туда», - ответил он.
Однако я его не послушал и поехал не в Белый дом, а на Манежную площадь (которая тогда была еще площадью). Там увидел, как примерно 10-15 человек останавливают троллейбусы, обрывают «рога», и стараются сгруппировать эти троллейбусы (5 или 6) на Манежной. Потом появляется еще 5-6 человек, все вместе строят цепочку, как бы перегораживая дорогу транспорту. Какие-то парни в штатском пытались порвать цепочку, ударяя их по рукам, это не удалось, цепочка какое-то время простояла, люди ходили, смотрели. Это не было восстание, это был некий символ восстания. Пробило восемь утра. Я немножко пофотографировал и отправился пешком к Белому дому, где провел три дня и две ночи. Отходил только пленку купить – снимал я там очень много. С аккредитационным пропуском пресс-службы Ленсовета я мог пройти куда угодно – в то время любая журналистская корочка производила магическое впечатление. Точно могу сказать, что баррикады, о которых всегда говорят, вспоминая те дни – миф. Не было никаких баррикад. Приносили люди всякую мелочевку (кастрюльку с помойки, кирпичик, палочку), выкладывали в один ряд или просто чертили условную линию – вот и вся баррикада. Символическая!
Несколько раз я заходил в Белый дом, видел издали Сашу Любимова, других известных журналистов, потом возвращался на «баррикады». Меня никто не останавливал. Через какое-то время двери Белого дома закрыли и перестали пускать туда. Все три дня я много общался с людьми, в том числе и солдатами (когда приехали танки), днем также фотографировал. Женщины приносили еду. Мужчины ее съедали с усталым видом солдат бородинского поля. Разговоры, разговоры, разговоры... Я переходил от одной группы к другой: от монархистов к демократам, от демократов к анархистам, от анархистов к работягам из московских пригородов. Никто ничего не понимал. С одной стороны, я ощущал, что в стране происходят какие-то тектонические сдвиги, и в то же время казалось, что все это – и путч, и противостояние ему – как бы понарошку, виртуально. Внутренне я не был ни на той, ни на другой стороне, скорее ощущал себя наблюдателем. Даже не журналистом, поскольку никогда ничего о тех событиях так и не написал (и тогда не собирался писать), а просто фиксировал происходящее для самого себя. Конечно, совсем равнодушным там оставаться не мог никто – большое скопление народу, много молодежи, почти все пьяные, потом гибель этих несчастных мальчишек. Когда я попал на место гибели первого, его уже увезли в морг, но кровь на асфальте оставалась. Я хорошо помню первые трупы Афганистана в декабре 1979 (служил в Туркестанском военном округе). Кровь либо парализует волю, либо очень возбуждает. Здесь, в августе 91, возбуждала толпу. Это всеобщее возбуждение захватывало, кружило голову и мутило, но мне не хотелось принимать участия в том, что происходило. Потом еще целый год я находился в состоянии духовного оцепенения и пристального наблюдения: ходил в Петербурге на все митинги, фотографировал, ночами проявлял пленки, печатал снимки, рассматривал лица на них в свете красного фонаря и пытался понять, что происходит с ними и со мной. Но участвовать в добивании поверженного гиганта не хотел. Охотничий азарт «демократов» вызывал чувство брезгливости. До сих пор с содроганием и омерзением вспоминаю надпись на доме на Садовом кольце – «Забил я туго тушку Пуго!». И как сладострастно затем Явлинский описывал последние судороги застрелившихся Пуго и его супруги...
Я не любил советскую власть, многие мои близкие пострадали от нее (мама в тюрьме отсидела), меня и жену из института выгнали, и я до перестройки даже не надеялся, что когда-то смогу легально заняться интересным интеллектуальным делом (казалось, что власть эта на века), но 21 августа не испытывал ни эйфории от победы, ни чувства мести, ни желания «брать власть». Чувствовал только невероятную внутреннюю усталость. Я не был аполитичен и даже ходил на выборы, но ту политическую жизнь делали чужие мне люди. Из моего круга – православных подпольщиков – в политику пошли единицы. Я всегда разделял понятия «режим» и «родина». Чувство освобождения появилось у меня раньше, году в 1988, после 1000-летия Крещения Руси. А после августа 1991 было ощущение, что терзают мою родину. По ней, больной, обворованной и опозоренной ходил многоголовый Ардальон Передонов. И сейчас, до сих пор чувствую, что живу в эпоху передоновых, в эпоху антигероев.
Конечно, я был очень рад, что всего через несколько дней мой город опять стал Санкт-Петербургом. А ведь всего за полтора месяца до этого, в июле 1991 года, я подошел к Собчаку и спросил: «Анатолий Александрович, когда Ленинграду вернут его название?». Он посмотрел мне прямо в глаза и жестко отрубил: «Ни-ко-гда!». В Ленсовете он сидел под красным знаменем и бюстом Ленина, а когда кто-то из бесшабашных мальчишек пробирался на балкон Мариинского дворца и растягивал там российский триколор, его били, вязали и уносили. Еще в июле 1991 года. Поэтому когда говорят, что именно Собчак вернул Петербургу историческое имя, это неправда. Не он вернул, а при нем вернули. До августовских событий 1991 года он был категорически против.
Разочарования в тех событиях у меня нет по той простой причине, что я в них не участвовал. О развале страны жалею, но в этом сами коммунисты виноваты. Слишком «далеки были они от народа», чтобы ее сохранить. Поэтому после августа 1991 года все произошло с катастрофической быстротой. 70 лет коммунисты вытирали ноги об народ и его веру, в результате желание спасать или помогать у людей притупилось. Только единицы тогда понимали, что речь идет не об уничтожении «империи зла», а - России. Но рассуждения типа «если бы я знал, чем кончится, защищал бы советскую власть», бессмысленны. Не хотел тогда народ защищать советскую власть. Не хотел! В августе 1991 года на наших глазах советская безбожная власть рушилась, тянув в пропасть за собой всю Россию.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Услышьте нас! Андрей ДЕСНИЦКИЙ: В последние три месяца нам много раз обещали дать конфетку, а кто не послушается, тому ремня. Выборы прошли, власть сумела показать свою силу. Но проблемы-то остались, и сейчас самое время начать действительный, не показушный диалог по этим самым проблемам
«За честные выборы»: Кто и зачем вышел на Пушкинскую площадь? Четверо участников митинга «За честные выборы», который прошел вчера на Пушкинской площади, рассказали — против чего они протестуют, боятся ли революции и на какой результат рассчитывают
Февральская революция: почему церковь поддержала бунтовщиков? Чем обернулась Октябрьская революция для Церкви мы хорошо знаем. Но часто мы забываем, что октябрьской революции предшествовала февральская, «буржуазная» как ее называл в советских учебниках. Какова была роль Церкви в тех трагических событиях? Об этом мы говорили с историком Федором Гайдой
Сергей Чапнин: Два вопроса Владимиру Путину Прошли сутки после выборов президента России. Нервы, страсти, даже слезы – всё позади. Победа Путина очевидная. И как гражданин России итоги выборов я под сомнение не ставлю. Да, будем следующие шесть лет, если Бог даст, жить с этим президентом. Но это не значит, что у меня к Путину нет вопросов. И, пожалуй, два из них я хотел бы ему задать.
Чем лечить поствыборную ненависть? Митинг на Пушкинской показал, что митингующих стало в 5 раз меньше. Одновременно их риторика стала злее, а на сетевых площадках вчерашние наблюдатели стали призывать к революции. Что может сделать Церковь, чтобы уменьшить количество ненависти?
Наутро после выборов Что страна проснулась – это только ленивый теперь не сказал. Но как она проснулась, от какого сна, почему именно теперь? И чего ждать после пробуждения? О жизни после выборов - публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
В каком смысле Церковь — вне политики? О том, что Церковь должна быть вне политики, мы слышим очень часто. Однако Церковь – это тоже власть, духовная. Реально ли для нее невмешательство и не является ли такая позиция чрезмерно осторожной, размышляет руководитель научного центра «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ
Выложен PDF майского номера журнала Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию. Итак, перед вами майский номер "Нескучного сада". Тема номера - Христианство и социализм
Мартовский номер «Нескучного сада». Церковь и власть Мартовский номер журнала «Нескучный сад» посвящен проблемам взаимоотношений Церкви и государства. Сейчас у Церкви активная гражданская позиция. Пришло время пристальней вглядеться в некоторые стороны церковной жизни. Чем власть в Церкви отличается от власти государства? В каком смысле Церковь – вне политики? Возможна ли христианская политика?
О Церкви, митингах и христианском социализме Уже неделю как отгремели предвыборные страсти, но остались вопросы: что будет с протестным движением, правильно ли в эти месяцы вела себя Церковь, церковная власть? Своими ответами с “Нескучным садом” поделился Александр Щипков, публицист, социолог религии и кандидат философских наук
За что надо судить группу «Pussy Riot»? Александр Щипков считает, что если оценивать «панк-молебен» в храме Христа Спасителя с религиозной точки зрения – эта выходка лишь проявление духовной инфантильности. Но с правовой точки зрения, организаторов «молебна» должны судить за «разжигание межрелигиозной розни». Совсем недавно прокуратура квалифицировала их действия, как «хулиганство» и завела на девушек уголовное дело.
Лития у Мавзолея Необычный пикет прошел в воскресенье на Красной площади: православные миряне помолились об упокоении захороненных в Кремлевской стене. Зачем – рассказывает инициатор акции
Прот. Всеволод Чаплин: Патриарх не агитировал за Путина! Деятели искусства и политики собравшиеся на круглый стол «Ситуация в России – хаос или возрождение?», состоявшийся в РИА Новости во вторник, приняли список рекомендаций будущему президенту и зачитали письмо старца Илия.
Падение режима Асада угрожает сирийским христианам Революционные события в Сирии угрожают христианскому меньшинству. 9 февраля в РИА Новости российские и немецкие специалисты поделились своими соображениями относительно перспектив сирийского кризиса
Молебен – это не коронация, или Почему Церковь будет молиться за Путина? Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 7 мая совершит в Кремле молебен по случаю инаугурации избранного президента Владимира Путина Предстоятель РПЦ будет испрашивать Божьего благословения на служение президента Отечеству и народу
Владимир Легойда: функции наблюдателя на выборах не входят в функционал пастыря На предстоящих Рождественских чтениях будет обсуждаться нынешняя гражданская активность. Семинар «Церковь во время политических кампаний» пройдет в Андреевском монастыре. «Церковь в политической власти не заинтересована», -- подчеркнул, анонсируя программу Чтений, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.