На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Женитьба — смерть эгоиста


Версия для печати
13.05.13, 07:19

Как найти мужа? Посмотреть, кому ты можешь доставить радость, говорит протоиерей Алексей ПОТОКИН, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.


Мерцающая взаимность

Все Священное Писание говорит, что человек живет только тогда, когда он не одинок. Да, существует дружба. Но дружба редко бывает интенсивной, а находиться в общении с другим — это наш насущный хлеб. В этом смысле брак — шанс ожить.

Если я приобретаю человека, но думаю от него только получать — хочу, чтобы он мне нравился, доставлял удовольствие, понимал, жалел, обеспечивал, — совместной жизни может не случиться. А если мне важно, счастлив ли он, могу ли я ему помочь, тогда не встает вопроса, быть мне в браке или нет — конечно, быть!

Человек счастлив, когда он нужен. Честный брак бывает, только когда есть хотя бы маленькая, мерцающая, но взаимность. Сегодня мне важен другой — завтра я одурел от эгоизма, но я для него важен. И даже это несовпадение, которое не дает простой ясной радости, оно — ожидание друг друга, и оно сделает жизнь счастливой.

Мы не умеем говорить спасибо за то, что кто-то находится с нами под одной крышей. А это великое благо. Робинзон Крузо был рад даже людоеду! Потому что хоть людоед и мог его сожрать, но один он пропадал, а с людоедом — нет.

Другой может со мной не разговаривать, не понимать меня, но он разделил со мной кров, дышит со мной одним воздухом — и за это уже можно склониться перед ним. Но мы этого не ценим и не понимаем.

На духовном языке можно иначе сказать. Христос говорил: блаженны нищие духом. Кто такой нищий? Тот, кто понимает ясно, что один он жить не может. И он другому становится благодарен, когда тот обратит на него внимание.

И когда у человека появляется благодарность, а не требовательность, когда он говорит: я постараюсь — пусть не смогу, но я постараюсь прожить ради этого человека, — тогда он поймет, что это и есть счастье. Сказано: кто в малом неверен, тот и в большом неверен, — поэтому браки и рушатся. Мы жадные, мы хотим все и сразу. И хотим для себя. А ведь брак — это не ресторан, где нас должны обслужить.

Брачный пир

Как найти мужа? Посмотреть, кому ты можешь доставить радость. Не удовольствие, а радость. Христос говорит, что радость — это то, что навсегда. Я убежден — и всякая мать со мной согласится, когда будет думать о своем ребенке, — что любой человек драгоценен. Нет людей, у которых не было бы талантливого сердца. И с любым человеком можно быть счастливым. Но мы гордые, это нас мучает. Мне выгодно считать людей плохими, не моими, я их вычеркнул из жизни — и живу спокойно. Трудно включить человека в свою жизнь — нужно мужество.

Как понять, что это твой суженый? Я говорил про взаимность. Насильно мил не будешь, лезть нельзя. Но если человек предлагает, если он скажет такие слова: «Знаешь, а ты можешь мне радость принести» — то ты забудь про себя. Пусть он будет рад. Да, мы гордые, эгоисты — но если ты почувствуешь, что ты другому жизнь смягчил, ты сможешь сказать: я прожил не зря, хоть я и мучился, и страдал, и терпел.

Христос говорит: не думай о дне завтрашнем, он сам о себе позаботится. Если я буду думать, как я буду счастлив через год, пять, десять лет, — я никогда замуж не выйду. А если я вижу, что сегодня может быть эта взаимность, то из этого семени вырастет такой плод, что вы удивитесь.

Недаром Евангелие все время говорит о брачном пире. Когда там упоминается про дев, про невест — это не про женщин, это все про души. Христос говорит: люди, да проснитесь вы, вы никогда не сможете быть счастливыми в одиночестве! Но люди в это не верят.

Смерть эгоиста

На брак делает предложение мужчина — этим он говорит, что берет на себя ответственность. Но в чувствах, в просьбе о взаимности может открыться первым любой, не важно, мужчина или женщина. Человек может решить: я хочу с другим разделить жизнь. И предложить это ему. Беда в том, что мы не умеем предлагать. Мы сразу начинаем требовать.

Женщина, открываясь, рискует — она обнажает свою душу, а ей могут отказать. Но настоящих отношений без уязвимости быть не может. Не надо делать из отказа трагедии. Это надо просто пережить. И сказать спасибо. Раз человек не смог заметить желания разделить с ним жизнь, прошел мимо — слава Богу. Но ваш избранник может не заметить этого сразу. Нужно дать ему время. Есть пример в Библии, когда человек ждал свою жену 14 лет. Я понимаю, сейчас столько ждать никто не будет. Но все равно что-то от этого должно быть. Это как в воспитании детей. Если вы хотите их вышколить и отдрессировать — вы их потеряете. Если воспитываете ребенка и ждете его — вы его приобретете.

Увидеть, услышать другого, поверьте, трудно. И другой раскроется не за одну секунду. Если вы нарушаете заповеди Христа — вы Его убиваете. Так же и с человеком. А вот если вы не нарушаете законы его жизни, бережете его — не смеетесь, не оскорбляете, не предъявляете претензий, эта бережливость — один из признаков глубокого отношения. И если человек это почувствует, тогда он сможет вам довериться.

Согласие на брак — это в каком-то смысле смерть, смерть эгоиста. Я отказываюсь от себя — это, безусловно, больно. Поэтому ориентироваться на свои чувства — с кем-то мне легко, а с кем-то сложно — это лукавство. Сейчас люди говорят: влюблены — имеется в виду, что мы друг от друга получаем удовольствие. Но брак — это похуже. Как мы обычно живем? Я вам симпатичен — и вы видите во мне только хорошее. Вы разозлились — и видите, сколько во мне тяжелого и плохого. Но это все ложь. А вот когда вы видите меня таким как есть и готовы моему маленькому хорошему радоваться, а большое плохое покрыть — это и есть единственное достойное отношение.

Мне нужен друг, в которого я плюну, предам — а он от меня не откажется. Мне легко в Церкви, потому что только Бог так ко мне относится. Поэтому грешники Его лучше чувствуют. Праведник все старается, старается — а вроде Бог его и не слышит. Грешник пал и видит, что вот он такой, — а Бог не отказался. И супруги призваны к этому.

Христос на браке в Кане Галилейской подал лучшее вино в конце. И я видел семьи, где супруги к концу жизни просто таяли друг от друга.

Жизнь честная, подлинная — такая: вот мы встретились с вами — я вам рад. Прошло 20 лет — моя радость возросла. Я вижу, как у людей умирают отношения, брак идет на износ, дальше опять идут новые влюбленности, и длится это все до предела, пока человек не станет бесчувственным. Это все не любовь. Любовь — это только то, что растет.

Сказано: кому много прощается, тот много любит. Знаете, для чего еще стоит вступать в брак? Если ты захочешь узнать, насколько ты горд. Человек может узнать себя, только когда он вместе с кем-то. Насколько же мы друг для друга гонители и мучители, насколько мы мертвы. Это приводит в трезвость.

Ждать

Если человек найдет себе супруга в 90 лет и станет счастливым — и это не поздно. Потому что счастливыми становятся для вечности. И если у вас будет пять минут счастливых в жизни — я вам поклонюсь в ноги. А чаще всего в браке эти пять минут люди ждут годами. Это путь друг к другу, и нечего тут бояться.

Мне кажется, если человек не хотел вступать в брак — это беда. А если хотел, но этого не произошло — то я кланяюсь этому человеку. Если он всю жизнь ждал, думаете, он не может быть счастлив? Неправда. Посмотрите на историю Церкви: Христа сколько поколений ждали, что, они зря прожили? Ждать другого человека — это великое дело. Послушайте, а сколько Бог нас всех ждет? А почему мы не должны?

Как христианин я должен ждать всех. С кем-то мне суждено быть в браке. А все остальные для меня друзья. Если я споткнулся — вы для меня мать, если вы споткнулись — я для вас отец. Мне кажется, веру можно объяснить только тем людям, которые испытывали дружбу.

Я должен ждать всех и всегда. И это ожидание на языке духовном называется надежда. Ожидание другого — это не просто вы мне друг и я вам друг, и все, а — я жду, когда я сам изменюсь. Стану глубже, умнее. Жду, когда вы вырастете. Я думаю, когда мы умрем, мы там встретимся — и не узнаем друг друга, потому что вы будете лучше, чем я вас видел.

Христос ждет — но, однако, некоторые проходят мимо него. Для меня отношения с Богом подобны отношениям с людьми. Я могу не заметить вашего ума, вашей неповторимости. И окажется, что я прошел мимо вас. Люди часто ошибаются. Часто они хотят достояния человека — его талантов, может быть, ума, богатства, — но не его самого.

Встреча с другим — это очень непросто. Иногда к этой встрече идешь бог знает сколько. Старец Симеон 300 лет шел. Но человек, который по-настоящему ждал, никогда об этом не пожалеет. Даже если ему здесь, в этой жизни, не ответят.

Подготовила Марина НЕФЕДОВА

Версия для печати

Тэги: Личность  Любовь  Брак  Одиночество 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.