Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Женитьба — смерть эгоиста

№0'0000 Семья и личность  13.05.13 07:19 Версия для печати. Вернуться к сайту

Как найти мужа? Посмотреть, кому ты можешь доставить радость, говорит протоиерей Алексей ПОТОКИН, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.


Мерцающая взаимность

Все Священное Писание говорит, что человек живет только тогда, когда он не одинок. Да, существует дружба. Но дружба редко бывает интенсивной, а находиться в общении с другим — это наш насущный хлеб. В этом смысле брак — шанс ожить.

Если я приобретаю человека, но думаю от него только получать — хочу, чтобы он мне нравился, доставлял удовольствие, понимал, жалел, обеспечивал, — совместной жизни может не случиться. А если мне важно, счастлив ли он, могу ли я ему помочь, тогда не встает вопроса, быть мне в браке или нет — конечно, быть!

Человек счастлив, когда он нужен. Честный брак бывает, только когда есть хотя бы маленькая, мерцающая, но взаимность. Сегодня мне важен другой — завтра я одурел от эгоизма, но я для него важен. И даже это несовпадение, которое не дает простой ясной радости, оно — ожидание друг друга, и оно сделает жизнь счастливой.

Мы не умеем говорить спасибо за то, что кто-то находится с нами под одной крышей. А это великое благо. Робинзон Крузо был рад даже людоеду! Потому что хоть людоед и мог его сожрать, но один он пропадал, а с людоедом — нет.

Другой может со мной не разговаривать, не понимать меня, но он разделил со мной кров, дышит со мной одним воздухом — и за это уже можно склониться перед ним. Но мы этого не ценим и не понимаем.

На духовном языке можно иначе сказать. Христос говорил: блаженны нищие духом. Кто такой нищий? Тот, кто понимает ясно, что один он жить не может. И он другому становится благодарен, когда тот обратит на него внимание.

И когда у человека появляется благодарность, а не требовательность, когда он говорит: я постараюсь — пусть не смогу, но я постараюсь прожить ради этого человека, — тогда он поймет, что это и есть счастье. Сказано: кто в малом неверен, тот и в большом неверен, — поэтому браки и рушатся. Мы жадные, мы хотим все и сразу. И хотим для себя. А ведь брак — это не ресторан, где нас должны обслужить.

Брачный пир

Как найти мужа? Посмотреть, кому ты можешь доставить радость. Не удовольствие, а радость. Христос говорит, что радость — это то, что навсегда. Я убежден — и всякая мать со мной согласится, когда будет думать о своем ребенке, — что любой человек драгоценен. Нет людей, у которых не было бы талантливого сердца. И с любым человеком можно быть счастливым. Но мы гордые, это нас мучает. Мне выгодно считать людей плохими, не моими, я их вычеркнул из жизни — и живу спокойно. Трудно включить человека в свою жизнь — нужно мужество.

Как понять, что это твой суженый? Я говорил про взаимность. Насильно мил не будешь, лезть нельзя. Но если человек предлагает, если он скажет такие слова: «Знаешь, а ты можешь мне радость принести» — то ты забудь про себя. Пусть он будет рад. Да, мы гордые, эгоисты — но если ты почувствуешь, что ты другому жизнь смягчил, ты сможешь сказать: я прожил не зря, хоть я и мучился, и страдал, и терпел.

Христос говорит: не думай о дне завтрашнем, он сам о себе позаботится. Если я буду думать, как я буду счастлив через год, пять, десять лет, — я никогда замуж не выйду. А если я вижу, что сегодня может быть эта взаимность, то из этого семени вырастет такой плод, что вы удивитесь.

Недаром Евангелие все время говорит о брачном пире. Когда там упоминается про дев, про невест — это не про женщин, это все про души. Христос говорит: люди, да проснитесь вы, вы никогда не сможете быть счастливыми в одиночестве! Но люди в это не верят.

Смерть эгоиста

На брак делает предложение мужчина — этим он говорит, что берет на себя ответственность. Но в чувствах, в просьбе о взаимности может открыться первым любой, не важно, мужчина или женщина. Человек может решить: я хочу с другим разделить жизнь. И предложить это ему. Беда в том, что мы не умеем предлагать. Мы сразу начинаем требовать.

Женщина, открываясь, рискует — она обнажает свою душу, а ей могут отказать. Но настоящих отношений без уязвимости быть не может. Не надо делать из отказа трагедии. Это надо просто пережить. И сказать спасибо. Раз человек не смог заметить желания разделить с ним жизнь, прошел мимо — слава Богу. Но ваш избранник может не заметить этого сразу. Нужно дать ему время. Есть пример в Библии, когда человек ждал свою жену 14 лет. Я понимаю, сейчас столько ждать никто не будет. Но все равно что-то от этого должно быть. Это как в воспитании детей. Если вы хотите их вышколить и отдрессировать — вы их потеряете. Если воспитываете ребенка и ждете его — вы его приобретете.

Увидеть, услышать другого, поверьте, трудно. И другой раскроется не за одну секунду. Если вы нарушаете заповеди Христа — вы Его убиваете. Так же и с человеком. А вот если вы не нарушаете законы его жизни, бережете его — не смеетесь, не оскорбляете, не предъявляете претензий, эта бережливость — один из признаков глубокого отношения. И если человек это почувствует, тогда он сможет вам довериться.

Согласие на брак — это в каком-то смысле смерть, смерть эгоиста. Я отказываюсь от себя — это, безусловно, больно. Поэтому ориентироваться на свои чувства — с кем-то мне легко, а с кем-то сложно — это лукавство. Сейчас люди говорят: влюблены — имеется в виду, что мы друг от друга получаем удовольствие. Но брак — это похуже. Как мы обычно живем? Я вам симпатичен — и вы видите во мне только хорошее. Вы разозлились — и видите, сколько во мне тяжелого и плохого. Но это все ложь. А вот когда вы видите меня таким как есть и готовы моему маленькому хорошему радоваться, а большое плохое покрыть — это и есть единственное достойное отношение.

Мне нужен друг, в которого я плюну, предам — а он от меня не откажется. Мне легко в Церкви, потому что только Бог так ко мне относится. Поэтому грешники Его лучше чувствуют. Праведник все старается, старается — а вроде Бог его и не слышит. Грешник пал и видит, что вот он такой, — а Бог не отказался. И супруги призваны к этому.

Христос на браке в Кане Галилейской подал лучшее вино в конце. И я видел семьи, где супруги к концу жизни просто таяли друг от друга.

Жизнь честная, подлинная — такая: вот мы встретились с вами — я вам рад. Прошло 20 лет — моя радость возросла. Я вижу, как у людей умирают отношения, брак идет на износ, дальше опять идут новые влюбленности, и длится это все до предела, пока человек не станет бесчувственным. Это все не любовь. Любовь — это только то, что растет.

Сказано: кому много прощается, тот много любит. Знаете, для чего еще стоит вступать в брак? Если ты захочешь узнать, насколько ты горд. Человек может узнать себя, только когда он вместе с кем-то. Насколько же мы друг для друга гонители и мучители, насколько мы мертвы. Это приводит в трезвость.

Ждать

Если человек найдет себе супруга в 90 лет и станет счастливым — и это не поздно. Потому что счастливыми становятся для вечности. И если у вас будет пять минут счастливых в жизни — я вам поклонюсь в ноги. А чаще всего в браке эти пять минут люди ждут годами. Это путь друг к другу, и нечего тут бояться.

Мне кажется, если человек не хотел вступать в брак — это беда. А если хотел, но этого не произошло — то я кланяюсь этому человеку. Если он всю жизнь ждал, думаете, он не может быть счастлив? Неправда. Посмотрите на историю Церкви: Христа сколько поколений ждали, что, они зря прожили? Ждать другого человека — это великое дело. Послушайте, а сколько Бог нас всех ждет? А почему мы не должны?

Как христианин я должен ждать всех. С кем-то мне суждено быть в браке. А все остальные для меня друзья. Если я споткнулся — вы для меня мать, если вы споткнулись — я для вас отец. Мне кажется, веру можно объяснить только тем людям, которые испытывали дружбу.

Я должен ждать всех и всегда. И это ожидание на языке духовном называется надежда. Ожидание другого — это не просто вы мне друг и я вам друг, и все, а — я жду, когда я сам изменюсь. Стану глубже, умнее. Жду, когда вы вырастете. Я думаю, когда мы умрем, мы там встретимся — и не узнаем друг друга, потому что вы будете лучше, чем я вас видел.

Христос ждет — но, однако, некоторые проходят мимо него. Для меня отношения с Богом подобны отношениям с людьми. Я могу не заметить вашего ума, вашей неповторимости. И окажется, что я прошел мимо вас. Люди часто ошибаются. Часто они хотят достояния человека — его талантов, может быть, ума, богатства, — но не его самого.

Встреча с другим — это очень непросто. Иногда к этой встрече идешь бог знает сколько. Старец Симеон 300 лет шел. Но человек, который по-настоящему ждал, никогда об этом не пожалеет. Даже если ему здесь, в этой жизни, не ответят.