«Я одинок, и у меня никого нет» — эту жалобу можно услышать не только от пожилого человека, похоронившего всех родственников и друзей, но и от людей молодых и даже вполне успешных. О том, откуда берется чувство одиночества, как его пережить и есть ли в нем что-то положительное, — протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого царевича Димитрия при ГКБ № 1, председатель Епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности.
«Одиночество гонит меня»
Чувство одиночества бывает разным, иногда оно может быть ложным. Я встречал людей, у которых было много знакомых, но они все равно чувствовали себя одинокими. Иногда это связано с тем, что человек хочет, чтобы ему уделяли много внимания, чтобы его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей, не стремится любить, эгоцентричен, зациклен только на себе и гипертрофирует свои чувства, скорби и переживания.
Существует, конечно, и реальное чувство одиночества. В Библии написано, что Господь, сотворив первого человека, сказал : «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18) . Действительно, когда человеку не с кем поделиться своими радостями, бедами, печалями — становится очень тяжело и трудно. Я иногда прихожу домой после тяжелого дня, в который случились какие-нибудь неприятности: например, я узнал о тяжелых грехах духовных чад или просто сильно устал, — и вот за чаем своему зятю расскажешь о трудностях, он пожалеет, утешит — и на душе становится легче.
Я думаю, до пришествия в мир Христа все люди были несчастны, все страдали: были они женаты или нет, богаты или бедны, голодны или сыты, больны или здоровы, — страдание являлось неизбывным, непреодолимым. Грех исказил мир. Господь дал Адаму жену — и человеку стало хорошо, но когда в мир вошел грех, душа человека, даже такого, у которого есть жена и дети, все равно не может найти успокоения, и здесь выходит вперед не проблема одиночества, а проблема греха. Если человек борется со своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом — одиночество можно преодолеть, как и любую другую трагедию земной человеческой жизни: нищету, голод или смертельную болезнь, — если человек знает и ищет Христа, если он жаждет духовного, а не материального. Мы знаем, что среди святых многие были тяжело больны, они нередко сильно страдали, многое терпели — и тем не менее все-таки были радостны и обрели блаженство, нашли счастье не только на небесах, но и в земной жизни. Много было пострадавших за Христа мучеников и в XX веке, но к этим новомученикам Господь причисляет, по словам старца Паисия, и инвалидов, и тяжело больных, лишенных утешения детей, и людей, которых постигают страдания и болезни. Если человек самоотверженно, с упованием на Бога переносит все посланные ему скорби, не ропщет, то это вменяется ему в мученичество.
Найти того, кому хуже
Когда человек перестает жить для себя и начинает жить для других, для Бога — он меняется и становится близок и интересен очень многим людям. Есть такие одинокие люди, которых все очень любят. Мне запомнилось, например, как умирала одна женщина. Очень часто, к сожалению, бывает, что, когда умирает человек, у которого нет близких родственников, мы долго не можем найти кого-либо для помощи по уходу за ним, у всех свои дела и заботы. Так вот когда эта женщина умирала, люди записывались в очередь, чтобы подежурить у ее постели, так всем с ней было радостно и хорошо. Поэтому очевидно: очень часто человек находится в тяжелом состоянии одиночества только потому, что не умеет служить другим, не умеет любить и жертвовать собой, а лишь постоянно требует чего-то от остальных.
В этом случае нужно попытаться научиться жить для других. Если у тебя есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние, нужно найти человека, чье одиночество гораздо больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему — и твое одиночество и уныние обязательно пройдут. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь: когда человек разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше.
Например, незамужняя, страдающая от одиночества девушка может пойти работать в школу учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам: полюбить этих детей, у которых часто бывают всякие трудности, взять их в свое сердце, заботиться о них, служить им. Такой подвиг, возможно, очень труден, но он и радостен, если есть любовь. Если научиться любить, тогда никакого одиночества не будет. Я не думаю, что отец Иоанн (Крестьянкин) перед своей кончиной чувствовал одиночество, — так сильно его любили другие люди. Но его любили — потому что он любил. Обычно люди рассуждают так: «Полюбите меня, и я полюблю вас». Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись любить — и тогда твое одиночество прекратится, в ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.
Почему мне Бог не дает жениха?
Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь, когда мы сталкиваемся в жизни с какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток, — мы должны не просто просить и требовать облегчения у Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет, допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить у Бога: «Дай мне жениха», нужно задуматься: «А почему Бог не дает мне его? Может, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу? Возможно, я нужна другим людям, а не только одному человеку?» Например, директор нашего детского дома — одинокая женщина. И если бы у нее был муж, у нас, возможно, не было бы детского дома, потому что все держится на ней. Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане. О ком-то есть такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно, — это естественно, без трудностей нельзя ничему научиться. Одна старшая сестра больничного отделения говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы, препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала ухаживать за больными — разные бывают трудности у сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом настроении, идти у него на поводу, — то делается еще хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как и раньше, — то еще большая приходит радость, еще большая дается благодать от Бога и открываются другие силы.
Здесь, на земле, мы все в той или иной степени страдаем, в том числе и от одиночества, чувство которого для человека может быть очень мучительно, но если он несет свой крест благодушно, без ропота, — это становится для него подвигом. Самое главное, что после пришествия в мир Спасителя у нас есть Тот, Кто называет Себя нашим Другом, — Христос, — Тот, Кого мы называем, воспевая тропарь великомученице Екатерине, Небесным Женихом. И общение со Христом помогает человеку преодолеть одиночество, и радость быть со Христом гораздо больше, чем радость пребывания с самым близким человеком. И человек то, что недополучает по обычным законам этого мира, восполняет сверхъестественным общением со Христом. Преодолевается естественное одиночество, и человек обретает намного больше, чем друга, жениха, жену и детей, — обретает Самого Бога в своей душе.
Я думаю, чувство одиночества возникает, когда человек не ощущает любви Божией и стремится ее получить от других людей, но люди никогда не дадут человеку того , что может дать Бог. А Евангелие прямо говорит нам: не делайте добра тем, кто вам ответит на это, а делайте добро тем, кто ответить на это не сможет (см. Мф. 5: 44-47). В Евангелии не говорится, что мы будем любимы другими людьми, оно зовет нас научиться любви бескорыстной, возвыситься над естественным порядком вещей.
Научиться ходить очень трудно. Ты ползаешь, пытаешься встать, падаешь. Но если только ползать на четвереньках — ходить никогда не научишься, надо пытаться встать. И научиться говорить тоже иногда трудно, и научиться писать. А уж когда речь идет не о каких-то естественных навыках, а о сверхъестественных: о любви, о настоящей вере, — это всегда очень трудно. Но когда человек их приобретает — эти трудности начинают казаться ему ненастоящими и уже его не смущают.
«Всех люби и всех бойся»
У некоторых в действительности есть много друзей и знакомых, но они все равно чувствуют одиночество. Это, я думаю, одиночество без Бога, без духовной жизни, одиночество, может быть, от усталости; и здесь мы сталкиваемся с мнимым, ненастоящим чувством одиночества. Я знал одну женщину, которая на исповеди все время жаловалась на свое одиночество, хотя у нее были замечательные сыновья, один из которых — священник, хорошая невестка, прекрасные внуки, которые ее любили. Эта женщина продолжала в каком-то смысле оставаться центром всей семьи, но она все равно жаловалась на одиночество и говорила: «Все мои друзья умерли, мужа рядом со мной нет». Ей как будто чего-то не хватало. Мне кажется, что ей не хватало правильного устроения души.
В наше время встречается другой греховный крен — человек специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как ему кажется, устроить свою жизнь. Многие современные люди сейчас не хотят жениться или выходить замуж, стремясь жить так, как им нравится. «Я, — говорят они, — еще не нагулялся, я еще ничего в жизни не достиг. Вот когда я получу все удовольствия — тогда буду искать себе супругу». Все это, конечно, эгоизм.
Есть еще и явление стремления к «дружбе» с духовником как один из способов преодоления одиночества и компенсации недостатка общения. Бывает так, что иногда кто-то из духовных чад, особенно «старых», становятся друзьями батюшки, лучше сказать, что дружеский элемент входит в эти отношения: батюшка с ними куда-то ездит, ходит в гости, при этом отношения остаются очень благоговейными, эти друзья из духовных чад сохраняют с батюшкой правильную дистанцию. Но если в отношениях с духовником у человека появляется привязанность, обида, ревность к нему, зависть к тем, кто отнимает у него больше времени, — значит, в этих отношениях что-то не так. Особенно опасная вещь, когда некоторые незамужние девушки пытаются найти в духовнике друга: начинают обижаться на него, ревновать, надоедать ему звонками и вопросами, не имеющими отношения к исповеди. Я понимаю всю тяжесть положения одинокой девушки, которая хочет выйти замуж, но тем не менее она должна понимать, что духовник — не друг. Он для того, чтобы быть посредником между девушкой и Богом, помочь утвердиться в вере, а не чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди или ходить к ней в гости. Если так складываются отношения, они неправильные, и девушка не получает духовной пользы. Я могу раскрыть одну небольшую тайну: часто бывает так, что, когда девушка выходит замуж, все ее духовные вопросы и трудности почему-то исчезают. Мне кажется, это говорит о том, что до замужества у нее была не настоящая духовная жажда, а неудовлетворенное одиночество.
Старец отец Павел Груздев говорил: «Всех люби и всех бойся». Эти слова подразумевают и некоторую осторожность, и определенную дистанцию в общении с другими людьми. Побыть одному иногда бывает полезно и необходимо. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах. В Евангелии сказано: чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу (ср.: Мф. 6: 6). Я порой очень хотел бы остаться в одиночестве, но мне этого Бог не дает, потому что приходится общаться с разными людьми, заниматься многими делами.
Порой и для многодетной мамы хорошо оставаться на какое-то время одной, потому что ей тоже нужно побыть с Богом, помолиться. Это очень важно для мамы — находиться иногда в тишине. Но в то же время нужно нести свой крест и следовать воле Божией.
Если жить с Богом, молиться Богу — все можно преодолеть, и само одиночество, которое так тяжело переживается людьми, может быть во благо человеку, если он ищет спасения своей души, если он с Богом.
Дружеское общение является естественным и в какой-то мере необходимым, у самого Христа были друзья, Лазаря Он называл Своим другом (ср.: Ин. 11,11). Человек нуждается в тепле и сочувствии других людей, тому, кто не имеет такого тепла, жить весьма трудно, его душа искажается. Например , дети, которые провели свое детство в домах ребенка, не получили любви и тепла в детстве, в чем-то ущербны, и восполнить потом этот недостаток любви очень тяжело. В период подросткового возраста детям нужны друзья, еще сильнее человек нуждается в них во время взросления, в молодые годы. Если говорить о настоящих друзьях — их можно найти и на работе, и во время учебы. Друзья прежде всего должны быть близки духовно. Психологический фактор оказывается на втором плане: часто случается, что люди совершенно разные становятся замечательными друзьями. Для православных молодых людей есть такой способ поиска товарищей: найти место, где учатся единомышленники, где находятся люди, которые ищут служения ближним, стремятся к подвигу.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Постабортный синдром: чем его лечить? Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта
Алексей Осипов: Во многих оскудела любовь Заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов прокомментировал манифест Дмитрия Виноградова, в четверг неожиданно расстрелявшего своих сослуживцев. Манифест утверждающий, что человечество должно быть уничтожено, собрал более 11 тысяч «лайков».
Новый год для одиночки Для людей бессемейных Новый год бывает пыткой. В отличие от тех, кому есть с кем встретить «новое счастье», они остаются один на один со своим «старым». Даже новогодня компания – зачастую это семья друзей,– превращается для них в новогоднюю одиночную камеру с толпой народа. Какое чудо сможет преодолеть их новогоднее одиночество?
Как выйти замуж? Почему нередко умные и красивые женщины — не замужем? Женщины часто ищут причину в себе — что со мной не так? Может быть, есть секрет, зная который, проще выйти замуж?
Женитьба — смерть эгоиста Как найти мужа? Посмотреть, кому ты можешь доставить радость, говорит протоиерей Алексей ПОТОКИН, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.
Одинок ли человек перед лицом смерти? Перед лицом смерти человек, как бы ни был связан с другими, остается один. Но там, где горький опыт греха, скорбей, неверия, расшифровывая понятие «один», шипит: «Одинок!...Одинок!..», вера находит другое слово: «Един»
Выложен PDF ноябрьского номера журнала Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию . Итак, перед вами ноябрьский номер "Нескучного сада". Тема номера - Одиночество: крест или благо?
Протоиерей Александр Борисов: Хочешь послужить ближнему, создай семью Вступишь в брак, и станет меньше свободных денег, меньше свободного времени и больше ответственности. Это пугает, но это неплохо: будет стимул превратиться из вечного ребенка в "мужа совершенна в меру возраста Христова". Тему "счастливее ли одинокие семейных" продолжает протоиерей Александр БОРИСОВ
Протоиерей Феодор Бородин: Несчастным человека делает не семья, а неумение любить Социологи выяснили: среди семейных россиян меньше счастливых, чем среди одиноких. Проблемы с деньгами, жильем, врачами и учебой детей вгоняют в тоску. Что делать, если верующий человек понимает, что до него «дотянулись» когти житейских неурядиц? Отвечает глава многодетной семьи протоиерей Феодор БОРОДИН, московский храм св. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке
Одинокое счастье Вступление в брак делает россиян на 20% несчастнее, подсчитали российские социологи. Эксперты газеты «Коммерсантъ» объясняют это финансовыми проблемами, стремлением к личной независимости и тем, что люди не готовятся к вступлению в брак, не умеют быть мужем и женой, мамой и папой.
Наедине с Другом Когда есть счастливая семья, друзья и работа, одиночество превращается в благо, которого можно только желать. Для чего?
Одиночество: одно на всех У человека есть он сам, друзья, работа, приносящая радость. При этом он признается, что одинок. Зачем дается одиночество? Когда надо его принять, а когда — бороться? Ответов нет, есть разный опыт
Нам не спастись по одиночке! Экзистенциальная философия и психология признали человека изначально одиноким, потому что не нашли основы для общности людей, путей к пониманию друг к друга. При этом именно одиночество они называют главной проблемой человека, которую как-то нужно бы решить, но решение неизвестно. Христианская вера видит эту общность в Царстве Небесном, которое начинается здесь, на земле, и в котором одиноких не может быть в принципе. Решение есть. Почему же столько страдающих от одиночества: семейных, несемейных, веселых, с активной жизненной позицией, умных и красивых?
Богатые и бедные: В социальном расслоении виновато все общество Каким образом должны сосуществовать миры богатства и бедности и о том, что наша общая беда сегодня – лживые богачи и надменные нищие, рассуждает руководитель автобуса помощи бездомным «Милосердие» диакон Олег ВЫШИНСКИЙ.
Православный интернет и его обитатели: Анна Данилова Сайт «Православие и мир» — один из самых популярных и посещаемых во всем православном сегменте. При этом делается он очень небольшим ресурсом: деньги — практически только те, что пожертвуют читатели, постоянных сотрудников всего три человека. Но, наверное, для существования и мощного развития этого интернет-портала вполне хватает личностного ресурса: ведь главный редактор — молодая женщина — работает по 20 часов в сутки
Любовь не ищет своего Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, — созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота — хотя и такая своеобразная?
Влюбленность – это кризис! 14 февраля – день всех влюбленных. Церковь очень мало говорит о влюбленности, у святых отцов про это практически ничего не написано, а мнение некоторых современных духовников иногда звучит слишком категорично: «Влюбилась — кайся!» Что же это такое — влюбленность? Страсть, грех, с которыми нужно бороться, или Божий дар, который есть первая ступенька на пути к любви?
Влюбленность: Универсальный аванс Ко дню всех влюбленных мы продолжаем попытки разобраться, что же такое влюбленность. На этот раз на наш вопрос отвечает известный библеист, переводчик и православный публицист Андрей Десницкий
Как полюбить людей: первые шаги для чайников Бывает так: стоишь в метро и видишь вокруг себя одни только унылые и серые без просвета лица. Они скучны, всегда чем-то недовольны и лишены благообразия. Да, можно восхищаться удивительными словами апостола Павла о любви, но сама мысль о том, что можно любить этих окружающих тебя людей, кажется верхом абсурда. Или нет?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.