На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Страх сказать «да»


Версия для печати
27.11.12, 08:50

Неготовность дать четкое обещание, посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок типично для современного человека. Так, например, многие пары сегодня не расписываются по этой причине. Однако страх сказать «да» касается не только брака, но и работы, даже увлечений. Кто в этом виноват и что с этим можно сделать?

«Да» и «нет» не говорите…
Я участвую в жизни двух групп, куда приходят как сложные люди, так и относительно менее сложные добровольцы. И вот последние, которые тут порой очень нужны, делятся на две категории: одни обязательно приходят на встречи, другие – нет. Скажем, одна девушка на вопрос, придет ли она в следующий раз, годами отвечает одно и то же: «Постараюсь, если смогу». При этом она, когда приходит, может щедро тратить свои силы и самоотверженно служить другим. Я не могу сказать, что она в каком-либо смысле «хуже» верных участников. Однако для жизни группы критически важны те, кто придет в следующий раз наверняка.

Брат одной монашеской общины, при которой в качестве помощников живут молодые люди, с удивлением говорил мне: «Сегодня все чаще наблюдается такая вещь. Ты спрашиваешь молодого человека, останется ли он еще на месяц или хотя бы на неделю, а тот отвечает: «Как же я могу знать? Я не знаю, каким стану завтра». Предыдущие поколения такими не были. Что-то изменилось».

В этих разных и довольно обычных ситуациях есть одна общая черта: неготовность дать обещание, сказать «да», посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок.

Новая разновидность фобий

В 1987 году американские авторы одной популярной книжки о любви создали термин «коммитментфобия». Сначала он использовался исключительно как характеристика мужчин, которые всегда не готовы вступить в брак, но затем его стали понимать шире: распространив за пределы как мужского пола, так и брака. И многие считают, что эта фобия особенно свойственна нашему времени. Использованное тут английское слово commitment трудно перевести, по смыслу оно недалеко от верности или преданности чему-то, это осознанная и заявленная готовность себя чему-то посвятить.

Когда человек решает себя чему-то посвятить и заявляет об этом вслух, он показывает, что у него серьезные намерения, и это решение порождает устойчивое поведение на какое-то сравнительно долгое время. Это надежность, которая сочетает в себе желание и волевое решение, включающее в себя определенный план действий.

В принципе, такое решение требуется для многого: хочу ли я освоить новый язык, научиться хорошо танцевать – или учиться молиться, – нужно посвятить этому делу много времени и усилий, независимо от ежеминутных настроений и результатов. Без этого нет ни обучения, ни работы, ни любви, ни верной дружбы, ни жизни в Церкви. Тем не менее, сказать «да» бывает страшно – особенно в отношениях. Почему это так?

Почему нам страшно сказать «да»?

Психологи знают, что некоторые люди, особенно потерявшие в детстве родителя из-за развода или смерти, как будто принимают неосознанное решение: «Лучше ни к кому не привязываться, потому что я не переживу боль потери, если меня бросят». Без опыта хорошей привязанности в детстве человеку трудно строить устойчивые отношения, когда он вырастет. Потому многие люди просто совершенно искренне не понимают: зачем быть вместе, если нам вместе стало плохо? Они не находят в такой верности ни вкуса, ни смысла. Честнее совсем не говорить «да». А их дети, в свою очередь, тоже рискуют никогда не понять чего-то важного.

Но дело не только в особом опыте детства, похоже, это обычный страх для всех людей. Таково нормальное состояние любого подростка: он находится в процессе освобождения от родительской семьи и экспериментирует с другими людьми и занятиями. Он действительно не готов сказать «да», пустить корни, – но это просто переходный период к взрослению.

И наконец, мы все смертельно боимся потерять свободу и связать себя обязательствами, которые могут стать в будущем обременительными или невыполнимыми. И, может быть, это стоит не так далеко от здорового страха смерти?

Западные исследователи (к сожалению, я не встречал исследований по РФ) отмечают, что взрослых людей между 20-35 годами, которые не готовы сказать «да», становится все больше. По сравнению с предыдущим поколением, сегодня реже встречаются люди в районе 25 лет, которые бы посвятили себя спутнику жизни или карьере. Соответственно, вырос средний возраст вступления в брак. И это уже понимают деловые люди, так что бизнес реагирует соответственно: скажем, молодым все чаще предлагают временные работы или, например, абонементы в фитнесс-клуб все больше продаются не на год, а на месяц. Иными словами, сегодня подростковый период затянулся и продолжается до тридцати с лишним лет. Так что страх сказать «да» порожден не только психологией, но и культурой.

Вероятно, эта тенденция отражает однобокий индивидуализм культуры. По словам одного исследователя, у нынешнего поколения молодых взрослых даже нет языка, чтобы говорить о верности чему-то или кому-то еще, кроме верности самим себе, как будто для них не существует другого источника смысла и полноты жизни. В таком случае верность, обещания, долг, обеты – это просто нелепые слова из лексикона отставших от жизни или ограниченных людей.

Парадокс свободы

Жан Ванье, основатель общин «Ковчег» (сам он начал жить с двумя умственно отсталыми людьми почти пятьдесят лет назад и теперь, когда ему за 80, остается на том же месте), писал: «Некоторые люди боятся сказать «да», потому что им кажется, что если они пустят корни в какой-то почве, это урежет их свободу, так что им уже трудно будет оказаться в ином месте. И действительно, если ты вступаешь в брак с одной женщиной, ты оставляешь миллионы других – и это урезает свободу! Но свобода не растет в абстрактной среде, она растет на определенной почве с определенными людьми. Внутренний рост возможен только тогда, когда мы посвящаем себя другим».

Свобода – важная вещь, в этом нет сомнений. Только без верности другому ей чего-то не хватает. Или, когда это верность исключительно самому себе, она оказывается бесплодной. Если я не готов сказать кому-то «да», я рискую не узнать этого человека, рискую так и остаться посторонним, не прикоснувшись к еще какому-то важному измерению.

В этом году были опубликованы данные одного исследования, в ходе которого на протяжении 11 лет изучались 172 пары. Оно показало, что чем глубже у супругов желание посвятить себя другому (commitment), тем менее вероятны у них разводы и меньше проблем в браке. Под «глубиной» там понималась готовность строить отношения, а не просто быть верным другому, «потому что нам хорошо вместе». Это не удивительно. Готовность вкладывать себя в отношения, что бы ни происходило, создает безопасное пространство, почву, где можно хорошо ссориться, выражать гнев и решать конфликты, то есть учиться таким вещам, без которых пара не выживает. Таким образом, «обеты» и выражают любовь, и позволяют любовь строить.

Если же человек говорит «я не оставлю тебя до того момента, пока мне это не надоест», он сохраняет свободу, но, парадоксальным образом, оказывается не слишком свободным в этих отношениях. Страх сказать «да» оставляет его пассивным наблюдателем, мимо которого течет жизнь.

И это касается не только брака (где, разумеется, вопрос «да» стоит особенно остро), то же можно сказать о верности делу жизни, группе, общине, приходу, призванию и многим другим самым важным вещам.

Откуда брать смелость?

Что мы можем сделать, когда размышляем, не пришла ли пора сказать «да» чему-то или кому-то?

Во-первых, стоит признать и понять свой страх, который этому мешает, и поговорить об этом. Чего я теряю и с чем не хочу расстаться?

Во-вторых, посвятить себя чему-то невозможно, если ты ясно не понимаешь, чего хочешь. Без такой ясности невозможно сказать весомое «да». Стоит подумать о своих стремлениях или спросить себя, каким бы я хотел себя видеть, скажем, через пять лет.

Часто люди не понимают, что и любовь, и вдохновение, и призвание требуют осознанного решения, чтобы воплотиться в реальность. Многим кажется, что тут достаточно вести себя «естественно» — но тогда мы остаемся в зоне комфорта и не исследуем неведомые территории.

Верность делу или человеку предполагает план действий. Иногда, когда сказать «да» на всю жизнь трудно, можно разбить большой план на мелкие шаги и обещать что-то делать на определенный срок – скажем, на год – это куда реальнее. (Разумеется, к решению о вступлении в брак это не относится, но ко многим делам вполне применимо.)
И уж, разумеется, не стоит винить ни себя, ни других в эгоизме, если мы не готовы сказать «да». Мы все можем расти дальше, преодолевая инфантилизм, двигаясь от подростковой «свободы» к взрослой укорененности. Для этого необходимо увидеть красоту верности, которую трудно объяснить, как мы не в силах доказать, что данная картина или музыка действительно прекрасны, если собеседник этого не видит. К счастью, вокруг нас есть примеры людей, которые показывают, что верность действительно прекрасна и приносит плоды, как дерево в доброй почве. А за этим стоит все тот же знакомый христианам парадокс: для полноты жизни следует отказаться от себя ради Другого.

Михаил ЗАВАЛОВ

Версия для печати

Тэги: Семья  Личность  Брак  Психология  Отношения 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.