Накануне выборов мэра Москвы продолжаем вспоминать, как относились к Церкви московские градоначальники. В этой части рассказ о великом князе Сергее Александровиче, Владимире Джунковском, трагических событиях 1917 г., о новых хозяевах Москвы, большевистских деятелях Викторе Ногине, Льве Каменеве и Николае Булганине
Москва начала 20-го века. Худ. В.Е.Орлов
Великий князь Сергей Александрович – Благотворительность и Ходынка
Еще при Александре III, в 1891 г. московским генерал-губернатором стал его брат -- великий князь Сергей Александрович. По-разному оценивали его деятельность – некоторые считали его упрямым деспотом и душителем свобод, другие видели в нем человека глубокого личного благочестия, не стремившегося к популярности у прессы и "образованного общества", в итоге ставшего страстотерпцем.
Вот как он писал о своем назначении племяннику -- будущему императору Николаю II: «А я-то сижу Московским генерал-губернатором. Не могу от тебя скрыть, что это не особенно забавно, но главное – грустно и тяжело расстаться с полком: я до сих пор не могу прийти в себя. Круга товарищей старых – так не достает. Десять лет бесследно не могут пройти. А играть вечно первую роль и тут еще представительствовать – все это так противно моему характеру, моей природе, что я из кожи лезу от отчаяния, и чем дальше будет, тем, вероятно, хуже. Конечно, не дело меня пугает – дело меня очень интересует и. наконец, доверие Папа ко мне меня глубоко трогает, но тяжело ужасно! Приходится нам начинать новую жизнь, при новой, незнакомой обстановке с совсем уже незнакомыми людьми».
Советские историки выводили на первый план его неумение организовать коронационные торжества 1895 года, ту самую трагедию на Ходынском поле, но Сергей Александрович был известен и другим -- своей благотворительностью. Он жертвовал средства Церкви, музеям, народным обществам и рабочим организациям.
Вскоре после вступления в должность Московского генерал-губернатора Великий князь был в Угличе и принимал участие в торжествах по случаю 300-летия мученической кончины царевича Димитрия. Последним даром великого князя Церкви стал драгоценный покров для мощей святого.
Сергей Александрович был сооснователем и председателем Императорского Православного Палестинского общества. Его участие в работе общества было не только статусным: брат императора вникал в детали его работы, общался с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным). Его стараниями был построен на склоне Елеонской горы храм в честь равноапостольной Марии Магдалины (покровительницы его матери -- императрицы Марии Александровны), приобретались участки в Святой Земле, развивалась работа миссии.
Во время революционных событий 1905 года Сергея Александровича вместе с братом Владимиром считали главным виновником применения военной силы. Боевая организация эсеров вынесла ему смертный приговор. Жить великому князю оставалось меньше месяца. 4 февраля 1905 года возле Никольской башни Кремля он был убит террористом Иваном Каляевым.
Супруга великого князя – св. великая княгиня Елисавета Феодоровна 7 февраля навестила Каляева в тюрьме, подарила ему Евангелие и икону, простила его от имени мужа, и просила императора о помиловании убийцы. Сам Каляев не стал просить о помиловании и перед казнью отказался от напутствия священника.
Владимир Федорович Джунковский
Владимир Джунковский – от губернатора до церковного сторожа
Преемником великого князя Сергея Александровича стал Владимир Джунковский, его бывший адъютант. На годы губернаторства Джунковского пришлись и революция 1905 года, и указ о веротерпимости.
Куда большую известность Джунковский получил на посту заместителя министра внутренних дел и командира Отдельного корпуса жандармов. Эту должность он занимал с 1913 по 1915 год и был отправлен в отставку Николаем II за попытки ограничить влияние Григория Распутина.
Судьба Джунковского после революции сложилась трагически. С ноября по середину декабря 1917 года он провел под арестом в Петропавловской крепости. Затем большевики его освобождают и даже назначают пенсию – 3270 рублей в месяц, но вскоре следует новый арест с 1918 по 1921 год.
Незадолго до второго ареста в конце письма к ВЧК он говорит о том, что никогда не лгал: «Все, кто меня знает, а знает меня почти вся Московская губерния, подтвердят, что я мог делать ошибки, но никогда не лгал. Всегда говорил всем в глаза правду при старом режиме, не изменился и теперь при Советской власти».
Сидя в Таганской тюрьме, Джунковский заведовал кролиководством и пользовался большим уважением солдат, отдававших ему честь, отпускавших его на прогулки без сопровождения. Сохранились агентурные доносы, рассказывающие о посещении арестантом своей сестры, церковных служб и «контрреволюционного духовенства».
С апреля 1922 года Джунковский живет у своей сестры Евдокии Федоровны. В марте 1923 года в письме к уехавшей из России любимой женщине –Антонине Евреиновой бывший московский градоначальник прямо пишет о вере и готовности нести свой крест: «За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста. Что же такое крест? Всякого рода неудобства,тяготы и прискорбности, налегающие извне и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу его предписаний и требований. Такой крест сращён с христианином так, что, где христианин, там и крест сей,а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность к жизненным утехам не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить...»
Новая власть дала Джунковскому множество способов для "очищения" и "исправления". Он работал церковным сторожем, давал уроки французского языка. В 1937 году был вновь арестован и расстрелян 26 февраля 1938 года по приговору «тройки» НКВД.
Сохранилось свидетельство известного писателя Р. В. Иванова-Разумника о последних днях Джунковского в Бутырской тюрьме: «Это был обаятельный старик, живой и бодрый, несмотря на свои семьдесят лет, с иронией относившийся к своему бутырскому положению. За три дня нашего соседства он столько интересного порассказал мне о прошлых днях, что на целую книгу хватило бы. К великому моему сожалению, его увели от нас, куда — мы не могли догадаться» (Журнал "Родина" 2010 №3, С. 105 - 109.)
Есть версия, что Джунковский принял монашество, но у нее нет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, его трагическая судьба после революции и деятельность на посту московского градоначальника свидетельствуют о его искренней вере и готовности стойко переносить страдания.
Заканчивалось первое десятилетие ХХ века. В Москве с 1905 по 1917 год бурно строились храмы разных конфессий. Это стало возможным благодаря изменению религиозной политики Российской империи. Старообрядцы и православные возводили свои святыни, не предполагая, что вскоре они будут безжалостно уничтожены, а многие верующие - расстреляны или отправятся в тюрьмы и ссылки.
К 1917 году в Москве построили 764 храма. К 1988 году, когда начали массово отдавать верующим церкви их оставалось 46.
Виктор Павлович Ногин
Виктор Ногин – большевики приходят к власти
При градоначальниках Временного правительства с марта по октябрь 1917 года Церковь еще пользовалась свободой и смогла созвать Поместный собор, на котором был избран патриарх Тихон.
Однако с приходом к власти большевиков ситуация резко изменилась. В марте 1918 года в Кремль переезжает советское правительство во главе с В. И. Лениным. Это случилось после ожесточенных боев, когда были разрушены святыни Московского Кремля. В конце октября 1917 года Кремль обстреливали из пушек, многие святыни пострадали и были разрушены, но это было лишь началом трагедии. Первым большевистским руководителем Москвы стал Виктор Ногин. Именно благодаря его деятельности новые власти укрепились в Москве, разрушили святыни и захватили Кремль.
Знаменитый писатель Герберт Уэллс, посетивший Москву уже в 1920 г., когда жизнь в столице стала нормализоваться, так описывал состояние московских храмов и отношение к верующим:
«Сохранилось немало следов ожесточенных уличных боев начала 1918 года. Один из куполов нелепого собора Василия Блаженного, у самых ворот Кремля, был разбит снарядом и все еще не отремонтирован… Десять тысяч крестов московских церквей все еще сверкают на солнце…. Церкви открыты; толпы молящихся усердно прикладываются к иконам, нищим все еще порой удается выпросить милостыню. Особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены. Как раз напротив нее на стене дома выведен в рамке знаменитый ныне лозунг: "Религия – опиум для народа". Действенность этой надписи, сделанной в начале революции, значительно снижается тем, что русский народ не умеет читать».
Лев Борисович Каменев и Владимир Ильич Ленин
Лев Каменев – технократ закрывает храмы
Гораздо дольше Москвой руководил Лев Каменев. В мемуарах секретаря Сталина Бориса Бажанова мы можем найти интересную характеристику этого человека: «Человек он умный, образованный, с талантами хорошего государственного работника (теперь сказали бы "технократа"). Если бы не коммунизм, быть бы ему хорошим социалистическим министром в "капиталистической" стране. ... В области интриг, хитрости и цепкости Каменев совсем слаб. Официально он "сидит на Москве" - столица считается такой же его вотчиной, как Ленинград у Зиновьева. Но Зиновьев в Ленинграде организовал свой клан, рассадил его и держит свою вторую столицу в руках. В то время как Каменев этой технике чужд, никакого своего клана не имеет и сидит на Москве по инерции».
Эти слова не должны вводить читателя в заблуждение. Во времена правления Каменева в Москве (октябрь 1918 года - май 1926) большевики проводили масштабные антирелигиозные компании вскрытия мощей и изъятию церковных ценностей.
Каменев был председателем Моссовета в то время, когда начальник VI управления ОГПУ Евгений Тучков раскалывал Православную Церковь, когда проходил процесс, грозивший смертью патриарху Тихону, а храмы в Москве захватывали обновленцы.
На время правления Каменева в 1923 году была изъята вся утварь из Иверской часовни на Красной площади. Сама часовня была снесена по инициативе Емельяна Ярославского в ночь с 28 на 29 июля 1929 года. Однако вернемся к Каменеву.
Вот свидетельство, позволяющее говорить о том, что Каменев лично несет ответственность за гонения: «По решению Моссовета все бывшие монастырские помещения должны поступать в исключительное пользование Отдела народноrо образования; из большей части московских монастырей .монахи были выселены к середине 1920 rода. Но жизнь внесла значительные уточнения в это решение. Мноrие монастыри были переданы ряду друrих ведомств - жилищному, военному»
В 1920 году журнал «Революция и Церковь» писал о том, что «в Москве было конфисковано у церкви 551•жилой дом, 100 торrовых помещений, 52 школьных здания, 71 боrадельня, 31 больница и 6 детских приютов». В мае 1923 года Моссовет издает распоряжение о ликвидации всех домовых православных храмов. В это же время все храмовые здания перешли в собственность государства, и власти получили возможность закрывать их под любым предлогом. В 1922 году в храме Пимена Великого на Тверской улице «находят» самогонный аппарат, община из церкви изгоняется, и здесь открывается клуб.
При Каменеве же прошло массовое изъятие ценностей из кремлевских соборов. В 1922 году крёмлевских соборов вынесли более 300 пудов серебра, более 2 пудов золота, в Чудовом монастыре, снесенном в 1929-1930-х годах, тогда разместили кремлёвскую больницу.
Константин Уханов – церкви как "исторический мусор на площадях"
Впрочем, массовое уничтожение храмов столице началось в конце 20-х – начале 30 –х годов уже при других градоначальниках – Константине Уханове (май 1926 года – февраль 1931 года) и Николае Булганине (февраль 1931 года – август 1937 года).
Первый несет личную ответственность за разрушение Сретенского монастыря на Большой Лубянке, где разместились службы НКВД. А также за закрытие соборов Московского Кремля. 17 сентября 1928 года президиум ВЦИК принимает постановление, определявшее сроки сноса церковных зданий и старинных сооружений Московского Кремля. В результате к 1932 году вся восточная часть Кремля представляла собой развалины.
Во времена правления Уханова в «Вечерней Москве» появлялись тексты, авторы которого призывали «убрать исторический мусор с площадей». Речь шла не только о памятнике Минину и Пожарскому на Красной площади, но и о церквах.
Николай Александрович Булганин
Николай Булганин – взрыв Храма Христа Спасителя
Ситуация не улучшилась и при Николае Булганине. Да и могла ли она улучшиться? В официальных биографиях скупо говорится, что в годы Гражданской войны Булганин работал в органах ЧК. За этой скупой строчкой стоит руководство нижегородской "чрезвычайкой". Булганин лично причастен к расстрелам духовенства и взятию священников в заложники.
Удивительна история мученичества епископа Балахнинского Лаврентия, расстрелянного по приказу Булганина. Владыка посещал в тюрьме арестованных священников, а в конце августа 1918 г. попал в застенок и сам. В камере он непрестанно молился -- ему даже пришлось просить передать с воли новые четки, старые износились -- а по праздникам служил в тюремном храме. Верующие собрали за него залог, но власти отказались отпустить архипастыря. В октябре 1918 г. чекисты (может быть, как раз и сам Булганин) предложили ему отказаться от сана и получить свободу. Последовал отказ. Накануне первой годовщины революции, 6 ноября, святителя расстреляли в саду -- у вырытой могилы он молился о палачах с воздетыми руками.
Однако вернемся к Булганину, хозяину Москвы. В 1931 году Моссовет решает построить несколько школ на месте, где раньше находились храмы. Только в центре города для этих целей снесли 23 храма. Еще 80 церковных зданий стерли с лица земли, чтобы на их месте построить конторы или жилые дома. В 1934 году Моссовет исключает ряд храмов из числа ценных памятников архитектуры. Это решение привело к тому, что эти церкви безжалостно уничтожились или сильно разрушались.
Снос храма Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте, в Москве, 1930 г.
5 декабря 1931 года взорвали храм Христа Спасителя, чтобы на его месте построить гигантский Дворец Советов. Циклопическое сооружение так и не было возведено, а столица потеряла один из своих символов. На месте уничтоженных святынь часто строили туалеты. Павел Паламарчук в своей книге «Сорок сороков» говорит о 20 таких случаях.
Снос храма Христа Спасителя, 1931 г.
В 1930 году выходит постановление, запрещающее колокольный звон. Колокола отправлялись на переплавку, и до середины 40-х годов прошлого столетия москвичи даже на Пасху слышали звон из Троицкой церкви на Воробьевых горах, которая тогда не входила в черту города.
В том же году закрывается и последний московский монастырь – Даниловский, и в Москве появляются тайные монахи и монахини. По свидетельству историка Церкви Алексея Беглова, чаще всего это были женщины, работавшие в НИИ или учреждениях культуры. Заводская среда считалось для девушек слишком грубой и опасной.
Церковь Воскресения на Остоженке, 1935 г.
Чтобы представить себе, как чувствовал себя верующий человек в Москве, приведем цитату из письма посетителя музея, созданного в храме Василия Блаженного на Красной площади: «В храм Василия Блаженного приходят группами и поодиночке трудящиеся в надежде увидеть и услышать, как церковь и религия служили опорой эксплуататорам. Надежда эта, впрочем, напрасная. ... Ни слова антирелигиозного. Случайно ли зто? Надо полагать, что нет. И на стенах антирелиг. плакатов нет. Это тоже не случайно. Есть только довольно бледный антирелигиозный уголок. Однако экскурсовод даже не подвел к нему экскурсию».
В 30-е годы прошлого столетия человек мог отправиться в тюрьму и лагеря и по меньшему поводу. Так что люди должны были публично декларировать свой атеизм, чтобы не стать жертвой доноса.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Норд-Ост» в каждой душе «Зло, которое есть в мире, нельзя просто стереть ластиком, как стираешь помарку с листа...». О событиях во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году вспоминает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Десять лет теракту на Дубровке: скорбь и молитва 26 октября исполнилось десять лет штурма театрального центра на Дубровке и освобождения захваченных террористами актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В этот день была совершена первая Божественная Литургия в строящемся мемориальном храме св. Кирилла и Мефодия. «Для меня любой человек, который ушел в мир иной, не мертвый, а живой», – говорит возглавлявший богослужение епископ Воскресенский САВВА.
Мавзолей Ленина: По мощам и елей Почему отношение коммунистов к телу Ленина ближе к почитанию тела фараона, а не к православному почитанию мощей святых. Как сегодня египтяне относятся к своему величайшему и очень жестокому правителю Рамсесу II и как нам «египетского зла избежать»
Ольга Седакова о Прогулке с писателями 14 мая в Москве состоялась широко анонсированная «Прогулка с писателями», очередная мирная и многотысячная протестная акция была призвана проверить гуманность российских властей и отстоять право граждан «гулять» по городу в массовом порядке. Поэт и культуролог Ольга Седакова приняла участие в этой прогулке. Своими соображениями она поделилась с «Нескучным садом»
Ольга Седакова: Этика, из нее политика Неожиданное наследие СССР – это крайний индивидуализм и отторжение коллективного. Сегодня ситуация меняется: люди хотят жить не только для себя и хотят менять жизнь вместе. Тому, как это сказывается на обществе и политике, посвятила свой доклад на недавней конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда», прошедшей в Милане, известный поэт Ольга Седакова. ТЕКСТ ДОКЛАДА (В сокращении).
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
Культ и личность Никто из тех, кто писал о культе Ленина, не писал о самом Ленине. С другой стороны, никто из тех, кто писал о Ленине, не писал о его культе.
Прот. Всеволод Чаплин: Патриарх не агитировал за Путина! Деятели искусства и политики собравшиеся на круглый стол «Ситуация в России – хаос или возрождение?», состоявшийся в РИА Новости во вторник, приняли список рекомендаций будущему президенту и зачитали письмо старца Илия.
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Владимир Легойда: функции наблюдателя на выборах не входят в функционал пастыря На предстоящих Рождественских чтениях будет обсуждаться нынешняя гражданская активность. Семинар «Церковь во время политических кампаний» пройдет в Андреевском монастыре. «Церковь в политической власти не заинтересована», -- подчеркнул, анонсируя программу Чтений, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Падение режима Асада угрожает сирийским христианам Революционные события в Сирии угрожают христианскому меньшинству. 9 февраля в РИА Новости российские и немецкие специалисты поделились своими соображениями относительно перспектив сирийского кризиса
Сергей Чапнин: Два вопроса Владимиру Путину Прошли сутки после выборов президента России. Нервы, страсти, даже слезы – всё позади. Победа Путина очевидная. И как гражданин России итоги выборов я под сомнение не ставлю. Да, будем следующие шесть лет, если Бог даст, жить с этим президентом. Но это не значит, что у меня к Путину нет вопросов. И, пожалуй, два из них я хотел бы ему задать.
Наутро после выборов Что страна проснулась – это только ленивый теперь не сказал. Но как она проснулась, от какого сна, почему именно теперь? И чего ждать после пробуждения? О жизни после выборов - публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Лития у Мавзолея Необычный пикет прошел в воскресенье на Красной площади: православные миряне помолились об упокоении захороненных в Кремлевской стене. Зачем – рассказывает инициатор акции
За что надо судить группу «Pussy Riot»? Александр Щипков считает, что если оценивать «панк-молебен» в храме Христа Спасителя с религиозной точки зрения – эта выходка лишь проявление духовной инфантильности. Но с правовой точки зрения, организаторов «молебна» должны судить за «разжигание межрелигиозной розни». Совсем недавно прокуратура квалифицировала их действия, как «хулиганство» и завела на девушек уголовное дело.
В каком смысле Церковь — вне политики? О том, что Церковь должна быть вне политики, мы слышим очень часто. Однако Церковь – это тоже власть, духовная. Реально ли для нее невмешательство и не является ли такая позиция чрезмерно осторожной, размышляет руководитель научного центра «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Молебен – это не коронация, или Почему Церковь будет молиться за Путина? Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 7 мая совершит в Кремле молебен по случаю инаугурации избранного президента Владимира Путина Предстоятель РПЦ будет испрашивать Божьего благословения на служение президента Отечеству и народу
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.