На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность 5 (76)'2012

Ничего я не хочу!


Версия для печати
10.05.12, 10:44

Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения

Отвечает Дмитрий ТЮТТЕРИН, педагог:
— Лень надежно сидит не только в наших мышцах, но и в голове. Требуются определенные умственные усилия, чтобы отвлечься от сидения на диване и представить себя на катке. С возрастом такие усилия даются проще. Это и называется опытом. Ребенок же в первую очередь представляет ближайшее действие — отрывание от дивана и занудное одевание. Именно эта картинка стоит у него перед глазами, когда вы говорите «на каток». В крайнем случае, он прокручивает немного вперед и представляет себе долгое путешествие до катка с коньками наперевес. Только взрослый способен «промотать» эти моменты и сосредоточиться на главном — удовольствии от катания. И давайте будем честными — не каждый взрослый это может.

Поэтому прямая обязанность взрослого по отношению к ребенку — придавать ускорение в тех случаях, когда ребенку оно необходимо. И тут не надо бояться, что вы подменяете волю ребенка собственной. Взрослый для того и нужен ребенку, чтобы делиться опытом. Другое дело, что здесь, как и вообще во всем, что связанно с детьми, есть масса подводных камней.

Например, автор вопроса говорит о страхе воспитать подкаблучника. Во-первых, если вы об этом говорите, значит, уже чувствуете какую-то напряженность в этом отношении. Будьте внимательны.

Вообще, в стандартной ситуации при должной заботе со стороны родителей ребенок не растет подкаблучником. Однако по факту сплошь и рядом мы видим таких мужчин. Какие же факторы влияют на восприятие мальчиком модели слабовольного, несамостоятельного мужчины?

Например, мама, мотивируя ребенка, использует типичные «женские» приемы: «Ну ты же у меня мужчина!», «Помоги слабой женщине!», «Женщинам нужно уступать». Ребенок совершенно естественно подчиняется взрослому. В дальнейшем взрослый уже человек, слыша эти слова, встает в позицию ребенка, которому можно приказывать. Такое часто характерно для неполных семей, где есть только мама и сын.

Или мама подгоняет ребенка, как и мужа. Да, часто мужчин нужно подгонять. Но обращаясь к нему с теми же словами, что и к ребенку, она демонстрирует ребенку модель семьи, где только один взрослый — женщина. А мужчины должны прислуживать. Часто мамы понимают это сами и даже озвучивают: «У меня два ребенка — постарше и помладше». Подгонять мужчин (ровно то же применимо и к женщинам) нужно, но используя другие методы, приемы и слова, нежели вы используете по отношению к ребенку.

Еще бывают ситуации, когда ребенок уже бреется каждое утро, а мама все звонит и проверяет, покушал ли он. Надо вовремя остановиться!

Что касается кружков и связанных с ними «не пойду, не хочу», всегда стоит убедиться, что вы ломаете именно лень ребенка, а не его самого. Во-первых, надо все время проверять себя — зачем вам самим нужно, чтобы ребенок ходил на этот кружок? Чтобы он развивался или это вы сами в детстве мечтали петь в хоре, а вам никто не давал? Четкого критерия тут нет, но материнское сердце никогда не соврет — во вред это ребенку или нет.

Во-вторых, ребенок может испытывать реальные страхи или дискомфорт. Когда ребенок противится, всегда интересуйтесь причинами, почему он не хочет идти в тот или иной кружок? Что останавливает его от похода на каток? Либо ребенок сможет формулировать свои проблемы, либо поймет вместе с вами, что проблемы надуманны. В любом случае, это поможет ему лучше разбираться в себе.

В-третьих, ребенок может своей радостью по поводу какого-то мероприятия просто стремиться угодить вам. Для этого совершенно необязательно быть тираном, держащим своих детей в страхе. Наоборот, чем глубже, теплее отношения с ребенком, тем радостнее он сообщит вам именно то, что вы хотите услышать. Критерием того, насколько ребенок действительно заинтересовался тем или иным делом, должны стать не его заверения, а его вовлеченность в процесс, его вопросы, детали того, как он об этом рассказывает.

«Как понять — это кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать?» Критерий, увы, один, и совершенно неизмеряемый. Это любовь. Без нее принципиальность становится жестокостью, а милосердие — попустительством. Ниже перечисленные наблюдения — лишь небольшие маячки, которые могут придать уверенности:

— Судите по плодам. Если вреда от занятий (в том числе неприятных разговоров и испорченных нервов) больше, чем пользы — самое время поискать что-то другое.

— Смотрите в корень. Всегда необходимо точно разобраться, в чем причина нежелания. Объясните ребенку: я не буду настаивать, чтобы ты ходил в кружок, если ты приведешь мне хотя бы два веских довода — почему.

— Посмотрите на себя. Какие мотивы заставляют вас таскать ребенка на тренировки? Уверенность, что без этого вы плохая мать? Желание реализовать себя? Если мотив лежит в вас — сначала разберитесь с ним, потом заставляйте ребенка.

— Остановитесь на достижении. Если решили бросить кружок — сначала закончите на каком-то результате. Заслужите разряд, напишите картину, сыграйте роль. Уходите победителями.

Впрочем, все вышесказанное применимо до тех пор, пока ваш ребенок не войдет в подростковый возраст. В этом возрасте ребенку крайне важно получить свой собственный опыт, наступить на свои собственные грабли. Как младенец, ищущий мамино молоко, подросток на ощупь пытается напороться на проблемы. И чем больше вы отгораживаете его от этих граблей, тем безрассуднее он на них кидается. Выберите несколько ошибок, которые вы не дадите ему совершить даже ценой его личностного развития, и наберитесь мужества смотреть, как он совершает остальные. Если вам и в этом возрасте удастся подменить его волю своей, то подростковый возраст так никогда и не закончится, он станет вялотекущим и хроническим.

Версия для печати

Тэги: Семья  Дети  Родители  Воспитание  Подростки 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Ничего я не хочу!

Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.