На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Религиозный кодекс: за и против


Версия для печати
14.09.12, 13:24

Михаил Прохоров предложил создать особый свод законов, регламентирующих отношения религиозных объединений, государства и общества. Церковные и светские эксперты настроены скептически по отношению к этой инициативе, а представители Церкви предлагают поправки в ныне действующие Гражданский и Уголовный кодексы.



«Коммерсант» в среду опубликовал текст Михаила Прохорова «Платформа светского государства». Бизнесмен и политик утверждает, что не видит для себя более важной задачи, чем установление «широкого диалога об урегулировании отношений церкви, государства и общества».

Для этого г-н Прохоров предлагает инициировать дискуссию на базе возглавляемой им партии «Гражданская платформа». По ее результатам, пишет Прохоров, юристы должны разработать некий Кодекс церквей и религий Российской Федерации или Религиозный кодекс. Речь идет именно о серьезном своде федеральных законов, а не «Моральном кодексе», Общественном договоре или каком-то другом декларативном документе: автор приводит аналогию с Гражданским и Семейным кодексом.

Предложение Михаила Прохорова, как он и предлагал, вызвало дискуссию, в которую включились представители разных религиозных общин и общественных организаций. Большинство из них пока настроено по отношению к инициативе скептически.

Мнения экспертов

«Религии России и, прежде всего, Русская Церковь, давно уже такой кодекс составили, хотя и не собрали под одной обложкой, – подчеркивает протодиакон Андрей Кураев в комментарии интернет-порталу «Православие и мир». – Я имею в виду договоры о сотрудничестве и взаимодействии, которые заключены Русской Православной Церковью с большинством федеральных ведомств страны, включая Министерство образования и Министерство здравоохранения. Я полагаю, что у мусульман, буддистов, иудеев при желании есть или могут быть такие же тематические документы».

Действительно, только за последние два года Церковью были заключены соглашения о взаимодействии с Министерством здравоохранения, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Государственным антинаркотическим комитетом и другими федеральными министерствами и ведомствами. Аналогичные соглашения заключаются между региональными ведомствами и епархиями.

Протоиерей Всеволод Чаплин считает дискуссию об отношении Церкви, власти и общества полезной, но полагает, что Религиозный кодекс будет верующие люди будут руководствоваться в большей степени нормами своей веры, а не светскими документами. «Для верующего человека естественно стремиться оказывать нравственное и духовное влияние на общественные процессы — образование, культуру, экономику, формулирование общественных правил», – отметил он в интервью «Интерфакс». председатель Отдела по взаимодействию Церкви и общества добавил, что позиция самой Церкви в отношении многих острых проблем современного общества определена в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых еще в 2000 году, продолжает обсуждаться и уточняться.

Так сегодня в Церкви идет сбор отзывов на проекты документов Межсоборного присутствия от отношении Церкви к проблемам экологии, наркомании и ювенальной юстициий. Если документы пройдут все стадии обсуждения и будут одобрены, то не исключено, что они будут приняты на ближайшем Архиерейском соборе в феврале 2013 года.

Представители Церкви активно участвуют и в обсуждении проектов федеральных законов, дают им нравственную, социальную и юридическую оценку, предлагают поправки к ним. В качестве примеров можно привести представленные в 2011-2012 году законопроекты, связанные с медициной и социальной сферой, – Об основах охраны здоровья граждан, Об основах социального обслуживания, О клеточных технологиях.

Преподаватель церковного права МДАиС протоиерей Александр Задорнов напоминает, что ни в Византии, ни и Российской империи были различные сборники церковного права, были отдельные новеллы, посвященные жизни Церкви, в императорских кодексах, но единого постоянно действующего религиозного кодекса не существовало.

«Религиозное законодательство должно совершенствоваться, но создавать отдельный Религиозный кодекс мне не представляется необходимым, – говорит священник. – Предположим, что в подобном кодексе каждой конфессии будет посвящена отдельная глава или группа статей. Для Русской Православной Церкви это не будет чем-то принципиально новым. К примеру, в Латвии есть особый закон о Латвийской Православной Церкви как части Московского Патриархата. Есть и закон о Римской Католической Церкви на территории Латвии. Впрочем. не думаю, что в сегодняшней ситуации было бы оправдано разделять законодательство по конфессиям».

Председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов подчеркивает: «У нас давно существует Семейный кодекс, но разве он как-то влияет на развитие института семьи? Многие скептически относятся даже к Уголовному кодексу, поскольку не верят в эффективность и справедливость правоохранительной и судебной систем в России. А тут вообще идет речь о каком-то абстрактном документе, который якобы поможет нам всем выстроить цивилизованные отношения друг с другом».

Выступая 13 сентября в ходе круглого стола "Церковные скандалы: где кончается религия и начинается политика?", главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев предложение Прохорова поддержал: «У нас даже нет понятия, что такое миссионерская деятельность, что такое религиозная деятельность и кто такой священник. <…> Нужен какой-то этический кодекс. Например, в законе о полиции сказано, что полицейский должен быть беспристрастным. Считаю, что кодекс, квалифицированный или государственная концепция нужны, будут введены и подписаны президентом».

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Михаил Краснов считает, что кодекс не сможет изменить нравственный климат в обществе и урегулировать «тончайшие и сложнейшие» отношения Церкви, государства и общества, а потому едва ли сможет выполнить ту задачу, ради которой он и может быть создан. «Драма сегодняшнего дня в том, что дело не в отношениях собственно Московской Патриархии и государственной власти. Проблема гораздо глубже: что мы берем за основу – материализм, который по сути, тоже религия, или христианские ценности», – полагает ученый.

А в это время…

Статья Михаила Прохорова вышла за день до заседания в Госдуме экспертного совета Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, на котором обсуждались представители различных конфессий, специалисты по национальным, религиозным, культурным вопросам обсуждали отношения власти, религиозных объединений и общества, а также религиозный экстремизм. Госдумы, а также изменение уже действующего законодательства – Уголовного и Гражданского кодексов.

«Сейчас за оскорбление чувств верующих предусмотрена только одна статья в кодексе административных правонарушений. В ней сказано, что оскорбление чувств верующих влечет наложение штрафа от 500 до тысячи рублей. Очевидно, что этой нормы недостаточно для защиты, поэтому я считаю совершенно правильным предложение известного юриста Понкина о внесение в УК РФ статьи, которая вводит уголовную ответственность за подробного рода деяния», – приводит слова заведующей юридическим отделом Московской патриархии инокини Ксении Чернеги сайт Накануне.ру.

Она добавила, что Церковь предлагает в новой редакции Гражданского кодекса, который находится на рассмотрении в Госдуме изменить на более четкую формулировку понятия «репутация», что даст Церкви возможность защищать свою репутацию в суде, поскольку на данный момент суды, рассматривая дела о защите чести, достоинстве и деловой репутации, как правило, апеллируют только понятием «деловая репутация» и оставляют без внимания иски верующих.
Подготовка к съезду

«Платформа светского государства» – не единственное заявление, посвященное религии, прозвучавшее из уст политика, подчеркивающего свою светскость и нерелигиозность. В начале сентября РБК приводило следующие слова Михаила Прохорова: «Я считаю, что в нашей стране сейчас ситуация непростая, и главная проблема, которая стоит в повестке, – это проблема радикализма. Россия, возможно, впервые столкнулась с проблемой именно религиозного радикализма. Эта проблема очень и очень острая, которую надо решать сообща. С одной стороны – это вандалы, которые режут кресты, а с другой стороны мы видим таких церковников-большевиков». Они стали прелюдией к «Платформе», как и сама платформа – документом, заявляющем о вопросах, которые будут обсуждаться на предстоящем в октябре съезде партии Прохорова «Гражданская платформа». Возможно, на нем будут представлены более четкие объяснения, что такое Религиозный кодекс.

Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Политика 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.