Михаил Прохоров предложил создать особый свод законов, регламентирующих отношения религиозных объединений, государства и общества. Церковные и светские эксперты настроены скептически по отношению к этой инициативе, а представители Церкви предлагают поправки в ныне действующие Гражданский и Уголовный кодексы.
«Коммерсант» в среду опубликовал текст Михаила Прохорова «Платформа светского государства». Бизнесмен и политик утверждает, что не видит для себя более важной задачи, чем установление «широкого диалога об урегулировании отношений церкви, государства и общества».
Для этого г-н Прохоров предлагает инициировать дискуссию на базе возглавляемой им партии «Гражданская платформа». По ее результатам, пишет Прохоров, юристы должны разработать некий Кодекс церквей и религий Российской Федерации или Религиозный кодекс. Речь идет именно о серьезном своде федеральных законов, а не «Моральном кодексе», Общественном договоре или каком-то другом декларативном документе: автор приводит аналогию с Гражданским и Семейным кодексом.
Предложение Михаила Прохорова, как он и предлагал, вызвало дискуссию, в которую включились представители разных религиозных общин и общественных организаций. Большинство из них пока настроено по отношению к инициативе скептически.
Мнения экспертов
«Религии России и, прежде всего, Русская Церковь, давно уже такой кодекс составили, хотя и не собрали под одной обложкой, – подчеркивает протодиакон Андрей Кураев в комментарии интернет-порталу «Православие и мир». – Я имею в виду договоры о сотрудничестве и взаимодействии, которые заключены Русской Православной Церковью с большинством федеральных ведомств страны, включая Министерство образования и Министерство здравоохранения. Я полагаю, что у мусульман, буддистов, иудеев при желании есть или могут быть такие же тематические документы».
Протоиерей Всеволод Чаплин считает дискуссию об отношении Церкви, власти и общества полезной, но полагает, что Религиозный кодекс будет верующие люди будут руководствоваться в большей степени нормами своей веры, а не светскими документами. «Для верующего человека естественно стремиться оказывать нравственное и духовное влияние на общественные процессы — образование, культуру, экономику, формулирование общественных правил», – отметил он в интервью «Интерфакс». председатель Отдела по взаимодействию Церкви и общества добавил, что позиция самой Церкви в отношении многих острых проблем современного общества определена в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых еще в 2000 году, продолжает обсуждаться и уточняться.
Так сегодня в Церкви идет сбор отзывов на проекты документов Межсоборного присутствия от отношении Церкви к проблемам экологии, наркомании и ювенальной юстициий. Если документы пройдут все стадии обсуждения и будут одобрены, то не исключено, что они будут приняты на ближайшем Архиерейском соборе в феврале 2013 года.
Представители Церкви активно участвуют и в обсуждении проектов федеральных законов, дают им нравственную, социальную и юридическую оценку, предлагают поправки к ним. В качестве примеров можно привести представленные в 2011-2012 году законопроекты, связанные с медициной и социальной сферой, – Об основах охраны здоровья граждан, Об основах социального обслуживания, О клеточных технологиях.
Преподаватель церковного права МДАиС протоиерей Александр Задорнов напоминает, что ни в Византии, ни и Российской империи были различные сборники церковного права, были отдельные новеллы, посвященные жизни Церкви, в императорских кодексах, но единого постоянно действующего религиозного кодекса не существовало.
«Религиозное законодательство должно совершенствоваться, но создавать отдельный Религиозный кодекс мне не представляется необходимым, – говорит священник. – Предположим, что в подобном кодексе каждой конфессии будет посвящена отдельная глава или группа статей. Для Русской Православной Церкви это не будет чем-то принципиально новым. К примеру, в Латвии есть особый закон о Латвийской Православной Церкви как части Московского Патриархата. Есть и закон о Римской Католической Церкви на территории Латвии. Впрочем. не думаю, что в сегодняшней ситуации было бы оправдано разделять законодательство по конфессиям».
Председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов подчеркивает: «У нас давно существует Семейный кодекс, но разве он как-то влияет на развитие института семьи? Многие скептически относятся даже к Уголовному кодексу, поскольку не верят в эффективность и справедливость правоохранительной и судебной систем в России. А тут вообще идет речь о каком-то абстрактном документе, который якобы поможет нам всем выстроить цивилизованные отношения друг с другом».
Выступая 13 сентября в ходе круглого стола "Церковные скандалы: где кончается религия и начинается политика?", главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев предложение Прохорова поддержал: «У нас даже нет понятия, что такое миссионерская деятельность, что такое религиозная деятельность и кто такой священник. <…> Нужен какой-то этический кодекс. Например, в законе о полиции сказано, что полицейский должен быть беспристрастным. Считаю, что кодекс, квалифицированный или государственная концепция нужны, будут введены и подписаны президентом».
Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Михаил Краснов считает, что кодекс не сможет изменить нравственный климат в обществе и урегулировать «тончайшие и сложнейшие» отношения Церкви, государства и общества, а потому едва ли сможет выполнить ту задачу, ради которой он и может быть создан. «Драма сегодняшнего дня в том, что дело не в отношениях собственно Московской Патриархии и государственной власти. Проблема гораздо глубже: что мы берем за основу – материализм, который по сути, тоже религия, или христианские ценности», – полагает ученый.
А в это время…
Статья Михаила Прохорова вышла за день до заседания в Госдуме экспертного совета Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, на котором обсуждались представители различных конфессий, специалисты по национальным, религиозным, культурным вопросам обсуждали отношения власти, религиозных объединений и общества, а также религиозный экстремизм. Госдумы, а также изменение уже действующего законодательства – Уголовного и Гражданского кодексов.
«Сейчас за оскорбление чувств верующих предусмотрена только одна статья в кодексе административных правонарушений. В ней сказано, что оскорбление чувств верующих влечет наложение штрафа от 500 до тысячи рублей. Очевидно, что этой нормы недостаточно для защиты, поэтому я считаю совершенно правильным предложение известного юриста Понкина о внесение в УК РФ статьи, которая вводит уголовную ответственность за подробного рода деяния», – приводит слова заведующей юридическим отделом Московской патриархии инокини Ксении Чернеги сайт Накануне.ру.
Она добавила, что Церковь предлагает в новой редакции Гражданского кодекса, который находится на рассмотрении в Госдуме изменить на более четкую формулировку понятия «репутация», что даст Церкви возможность защищать свою репутацию в суде, поскольку на данный момент суды, рассматривая дела о защите чести, достоинстве и деловой репутации, как правило, апеллируют только понятием «деловая репутация» и оставляют без внимания иски верующих. Подготовка к съезду
«Платформа светского государства» – не единственное заявление, посвященное религии, прозвучавшее из уст политика, подчеркивающего свою светскость и нерелигиозность. В начале сентября РБК приводило следующие слова Михаила Прохорова: «Я считаю, что в нашей стране сейчас ситуация непростая, и главная проблема, которая стоит в повестке, – это проблема радикализма. Россия, возможно, впервые столкнулась с проблемой именно религиозного радикализма. Эта проблема очень и очень острая, которую надо решать сообща. С одной стороны – это вандалы, которые режут кресты, а с другой стороны мы видим таких церковников-большевиков». Они стали прелюдией к «Платформе», как и сама платформа – документом, заявляющем о вопросах, которые будут обсуждаться на предстоящем в октябре съезде партии Прохорова «Гражданская платформа». Возможно, на нем будут представлены более четкие объяснения, что такое Религиозный кодекс.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Патриарх прокомментировал «Квартирное дело» Квартира досталась Патриарху еще до приватизации, а женщина, проживающая там, является его троюродной сестрой. Синодальный информационный отдел подтверждает достоверность сведений, изложенных известным телеведущим Владимиром Соловьевым в эфире «Вести ФМ».
Мартовский номер «Нескучного сада». Церковь и власть Мартовский номер журнала «Нескучный сад» посвящен проблемам взаимоотношений Церкви и государства. Сейчас у Церкви активная гражданская позиция. Пришло время пристальней вглядеться в некоторые стороны церковной жизни. Чем власть в Церкви отличается от власти государства? В каком смысле Церковь – вне политики? Возможна ли христианская политика?
О Церкви, митингах и христианском социализме Уже неделю как отгремели предвыборные страсти, но остались вопросы: что будет с протестным движением, правильно ли в эти месяцы вела себя Церковь, церковная власть? Своими ответами с “Нескучным садом” поделился Александр Щипков, публицист, социолог религии и кандидат философских наук
Сторонников Pussy Riot окропили Крещенской водой у здания Мосгорсуда У здания Мосгорсуда произошло столкновение защитников панк-группы PR и православных активистов. С утра в Мосгорсуде рассматривалось жалоба на арест участниц Pussy Riot, которая была отклонена. В результате полицией были задержаны защитники панк-группы и православный противник освобождения, координатор молодежных проектов конгресса Русских общин Александр Босых.
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
За дымовой завесой: химера «христианского» социализма Дискуссию вокруг совместимости православной религии и социализма, развернувшуюся на нашем сайте продолжает клирик Ивановской епархии иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), он убежден что ни социализм, ни коммунизм не совместимы с христианством
Февральская революция: почему церковь поддержала бунтовщиков? Чем обернулась Октябрьская революция для Церкви мы хорошо знаем. Но часто мы забываем, что октябрьской революции предшествовала февральская, «буржуазная» как ее называл в советских учебниках. Какова была роль Церкви в тех трагических событиях? Об этом мы говорили с историком Федором Гайдой
В каком смысле Церковь — вне политики? О том, что Церковь должна быть вне политики, мы слышим очень часто. Однако Церковь – это тоже власть, духовная. Реально ли для нее невмешательство и не является ли такая позиция чрезмерно осторожной, размышляет руководитель научного центра «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ
Прот. Всеволод Чаплин: Патриарх не агитировал за Путина! Деятели искусства и политики собравшиеся на круглый стол «Ситуация в России – хаос или возрождение?», состоявшийся в РИА Новости во вторник, приняли список рекомендаций будущему президенту и зачитали письмо старца Илия.
Источник греха — бедность? Или как Католическая церковь пережила увлечение марксизмом Размышление о причинах социального зла в мире и способах его преодоления в Католической церкви в XX веке оформилось в движение «богословие освобождения». Что это такое рассказывает диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета в Швейцарии
Царство Божие и хлеб насущный Что Церковь говорит о собственности? К дискуссии о совместимости социализма и христианства «НС» подготовил справку на основе «Основ социальной концепции РПЦ», принятых почти десять лет назад на Архиерейским Собором 2000 года
Почему невозможно изъять из христианства идею справедливости? Христианство и левая идея имеют общие корни. В этом убежден Александр ЩИПКОВ, известный православный журналист, главный редактор сайта «Религия и СМИ». Его колонка продолжает дискуссию разгоревшуюся на нашем сайте
В плену утопии: социализм как ересь Продолжает дискуссию о социализме на нашем портале кандидат исторических наук и кандидат богословия священник Илья СОЛОВЬЕВ. В раю были и социальная свобода, и все условия для творческой реализации. Но человек там не задержался. Почему?
Голодовка в Астрахани глазами священников В Астрахани 18 человек продолжают голодовку в знак протеста против нечестных, по их мнению, выборов мэра города. Протест поддержали московские оппозиционеры, в том числе Алексей Навальный. Может ли православный человек объявить голодовку?
Воюют ли современные левые с христианством? Отцами социализма традиционно считают католического святого Томаса Мора (XVI) и итальянского философа Томмазо Кампанеллу (XVII). Оба были христианами, оба мечтали об обществе, где жизнь устроена на справедливых и разумных началах. Но через несколько столетий пути христианства и социальной утопии разошлись. Дальние последователи Кампанеллы взрывали храмы и расстреливали священников. Современные левые утверждают, что в отличие от большевиков, они не воюют с религией
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.