На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №0'0000

Голодовка в Астрахани глазами священников


Версия для печати
10.04.12, 21:55

В Астрахани 18 человек продолжают голодовку в знак протеста против нечестных, по их мнению, выборов мэра города. Протест поддержали московские оппозиционеры, в том числе Навальный. Может ли православный человек объявить голодовку?

Олег Шеин. Фото РИА-Новости


Экс-кандидат в мэры Астрахани и профсоюзный лидер Олег Шеин с 16 марта продолжает бессрочную голодовку. Цель голодовки – привлечь внимание к нарушениям на прошедших выборах главы города и отменить их итоги. Победу на выборах, напомним, одержал кандидат от «Единой России» Михаил Столяров, который официально получил 60%. Штаб Олега Шеина заявил о массовых нарушениях во время подсчета голосов.

На этой неделе в Астрахань прибыл один из лидеров оппозиции Алексей Навальный и общественный деятель Елизавета Глинка (также известная, как «доктор Лиза»). Сегодня в Астрахани состоялось протестное шествие и митинг, акция сопровождалась стычками оппозиционеров со сторонниками партии власти. Может ли христианин голодать в знак протеста против чего-либо? С этим вопросам мы обратились к главе молодежного отдела Астраханско-Енотаевской епархии, священнику Виталию Семенову, поэтессе, религиозному диссиденту Ирине Ратушинской и бывшему участнику диссидентского движения протоиерею Александру Борисову.

Отец Виталий считает, что голодовка — не грех, но, сам священник не может одобрить действия протестующих: «Если нарушения на выборах действительно были, то я не считаю, что с ними нужно бороться голодовками, — считает батюшка. — Не стоит вызывать ажиотаж, чтобы тем самым обратить внимание на проблему. Наверное, Олег Шеин пошел на этот шаг, потому что остальные средства он и его единомышленники уже исчерпали. Заставить человека, тем более неверующего, воздерживаться от пищи может только вопиющий для него случай. Но голодовка может происходить и из внутренних амбиций, тщеславия, обиды или какого-то отчаяния, что, с точки зрения христианства, является грехом. То есть не сама голодовка является грехом, а именно повод, мотив, по которому она совершается. И одно дело, когда человек это делает это по любви к ближнему, или чтобы победить грех в себе. А другое дело, когда человек таким образом пытается кому-то доказать свое понимание проблемы, свое "я". Тщеславие, уныние, отчаяние – все это относится к смертным грехам. Поэтому для христианина голодовка с такими мотивами противоестественна».

Несмотря на то, что Церковь в данной ситуации не вмешивается в политику, сам священник имеет вполне определенные политические предпочтения. "Если говорить лично о моем личном мнении, то я поддерживаю избранного мера, который выступает за строительство храмов, -- говорит отец Виталий. -- Буквально перед выборами он заложил храм в честь Архистратига Михаила".

«Сейчас в наш город приезжают оппозиционеры. Я считаю, что это одна и та же волна с информационной атакой на Русскую Православную Церковь, – говорит глава молодежного отдела. — Можно сказать, что в свое время и архимандрит Тихон (Шевкунов) и Святейший Патриарх Кирилл прямо или косвенно поддержали Владимира Путина, поэтому и появились люди, прежде всего либеральных взглядов, которые решили ослабить Церковь. Они используют любой повод и любой мотив для того, чтобы расшатать ситуацию в нашем обществе, в котором еще сильны христианские ценности. Как к этому относиться? Молиться за них, чтобы Господь вразумил и отвел людей от искушений и соблазнов». Отец Виталий считает, что "пост должен проходить в тишине и перед Богом, а не голодовкой перед людьми, чтобы достичь каких-то, пусть даже самых благих, целей".

Но голодовка может совершаться и по вполне христианским мотивам – так считает поэт и советский диссидент Ирина Ратушинская. Лишившись свободы и гражданства за свои стихотворения, Ирина Борисовна не раз прибегала к голодовке.

«Голодовка — это крайняя мера, — убеждена она. — Когда ничто другое не работает, когда откровенно нарушаются законы Божеские и человеческие, когда все законные меры протеста и защиты исчерпаны, их больше нет – тогда идет в дело голодовка. Я это так понимаю. То, что сейчас происходит в Астрахани, не похоже на то, что происходило в советское время. Тогда голодовки происходили в случае защиты людей от абсолютно верной смерти. Так голодали мы за своих подруг, которых больными отправляли в карцер. Так голодал за меня англиканский священник Ричард Роджерс. Меня тогда отправили в карцер больную, и было понятно, что живой я из этого карцера уже не выйду, если что-то не предпринять. Это был последний способ спасти людей. С другой стороны, не все должно быть похоже на то, что было в Советском Союзе. Я не знаю в подробностях обстоятельства проблемы в Астрахани и поэтому не могу судить – действительно ли для этих людей голодовка это последний способ спасти граждан и город. Поэтому мое отношение не может быть ни осуждающим, ни поддерживающим. Я позволяю себе не иметь мнения по поводу того, что мне не достоверно известно».

Участники диссидентского движения есть и среди нынешних священнослужителей Русской Церкви. Например, настоятель храма Св. бессребреников Космы и Дамиана в Столешниковом переулке в Москве, протоиерей Александр Борисов. По его словам, голодающие получат награду, но не совсем ту, на которую рассчитывают.

«Скорее всего, участники голодовки отстаивают свое право на честные выборы. Наверное, они подозревают своих оппонентов в том, что выборы были нечестными, и голодовка это их форма протеста. Я не знаю, были ли в христианской истории прецеденты голодовки ради того, чтобы одержать победу в политической борьбе. По крайней мере, голодовка — это такое действие, которое никому кроме самого человека вреда не причиняет. Так что ничего, во всяком случае очевидного, что противоречит нашей вере, я здесь не вижу. А то ведь и нас можно обвинить в том, что мы постимся и тем самым портим свое здоровье.

Кроме того, нам Господь сказал «блаженны алчущие и жаждущие правды». Голодающие отстаивают некоторую правду. Любую позицию, которую человек считает праведной, необходимой, человек алчет и жаждет. Таким людям и сказано, что они насытятся. В царстве Божием они получат награду. Хотя, может быть, совсем не такую, на какую они рассчитывают – не должность мэра города или что-то в этом роде. Может быть они просто увидят правду Божию. В любом случае осуждать их за это не следует».

Отец Александр, считает, что оценивать голодовки нужно в свете тех ценностей, которые они защищают. «Думаю в Астрахани – это не просто погоня за славой и высокой зарплатой мэра, а какие-то убеждения, которые кажутся голодающим людям правильными и которые они хотят провести в жизнь. Вот если люди, допустим, будут голодать за то, чтобы им разрешили проводить гей парад, тогда конечно я бы сказал, что это совершенно неправильно, потому что это отстаивание ложных ценностей. Отстаивание зла, а не добра»— подчеркивает протоиерей Александр Борисов. -- Мы знаем, что и Господь наш голодал 40 дней, мы тоже иногда берем на себя пост, сталкиваясь с какой-то проблемой. Может быть, и эти люди бессознательно берут на себя некоторый пост, осознавая политическую проблему, с которой они не согласны и хотят, чтобы она была решена праведным путем. Но прогнозировать свое поведение – вещь неблагодарная. Как известно, человек по имени Петр говорил, что «если все предадут, то я никогда не предам». А через несколько часов оказалось, что он обещания свои нарушил».

Кирилл МИЛОВИДОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Политика 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.