Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Религиозный кодекс: за и против

№0'0000 Жизнь в Церкви  14.09.12 13:24 Версия для печати. Вернуться к сайту

Михаил Прохоров предложил создать особый свод законов, регламентирующих отношения религиозных объединений, государства и общества. Церковные и светские эксперты настроены скептически по отношению к этой инициативе, а представители Церкви предлагают поправки в ныне действующие Гражданский и Уголовный кодексы.



«Коммерсант» в среду опубликовал текст Михаила Прохорова «Платформа светского государства». Бизнесмен и политик утверждает, что не видит для себя более важной задачи, чем установление «широкого диалога об урегулировании отношений церкви, государства и общества».

Для этого г-н Прохоров предлагает инициировать дискуссию на базе возглавляемой им партии «Гражданская платформа». По ее результатам, пишет Прохоров, юристы должны разработать некий Кодекс церквей и религий Российской Федерации или Религиозный кодекс. Речь идет именно о серьезном своде федеральных законов, а не «Моральном кодексе», Общественном договоре или каком-то другом декларативном документе: автор приводит аналогию с Гражданским и Семейным кодексом.

Предложение Михаила Прохорова, как он и предлагал, вызвало дискуссию, в которую включились представители разных религиозных общин и общественных организаций. Большинство из них пока настроено по отношению к инициативе скептически.

Мнения экспертов

«Религии России и, прежде всего, Русская Церковь, давно уже такой кодекс составили, хотя и не собрали под одной обложкой, – подчеркивает протодиакон Андрей Кураев в комментарии интернет-порталу «Православие и мир». – Я имею в виду договоры о сотрудничестве и взаимодействии, которые заключены Русской Православной Церковью с большинством федеральных ведомств страны, включая Министерство образования и Министерство здравоохранения. Я полагаю, что у мусульман, буддистов, иудеев при желании есть или могут быть такие же тематические документы».

Действительно, только за последние два года Церковью были заключены соглашения о взаимодействии с Министерством здравоохранения, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Государственным антинаркотическим комитетом и другими федеральными министерствами и ведомствами. Аналогичные соглашения заключаются между региональными ведомствами и епархиями.

Протоиерей Всеволод Чаплин считает дискуссию об отношении Церкви, власти и общества полезной, но полагает, что Религиозный кодекс будет верующие люди будут руководствоваться в большей степени нормами своей веры, а не светскими документами. «Для верующего человека естественно стремиться оказывать нравственное и духовное влияние на общественные процессы — образование, культуру, экономику, формулирование общественных правил», – отметил он в интервью «Интерфакс». председатель Отдела по взаимодействию Церкви и общества добавил, что позиция самой Церкви в отношении многих острых проблем современного общества определена в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых еще в 2000 году, продолжает обсуждаться и уточняться.

Так сегодня в Церкви идет сбор отзывов на проекты документов Межсоборного присутствия от отношении Церкви к проблемам экологии, наркомании и ювенальной юстициий. Если документы пройдут все стадии обсуждения и будут одобрены, то не исключено, что они будут приняты на ближайшем Архиерейском соборе в феврале 2013 года.

Представители Церкви активно участвуют и в обсуждении проектов федеральных законов, дают им нравственную, социальную и юридическую оценку, предлагают поправки к ним. В качестве примеров можно привести представленные в 2011-2012 году законопроекты, связанные с медициной и социальной сферой, – Об основах охраны здоровья граждан, Об основах социального обслуживания, О клеточных технологиях.

Преподаватель церковного права МДАиС протоиерей Александр Задорнов напоминает, что ни в Византии, ни и Российской империи были различные сборники церковного права, были отдельные новеллы, посвященные жизни Церкви, в императорских кодексах, но единого постоянно действующего религиозного кодекса не существовало.

«Религиозное законодательство должно совершенствоваться, но создавать отдельный Религиозный кодекс мне не представляется необходимым, – говорит священник. – Предположим, что в подобном кодексе каждой конфессии будет посвящена отдельная глава или группа статей. Для Русской Православной Церкви это не будет чем-то принципиально новым. К примеру, в Латвии есть особый закон о Латвийской Православной Церкви как части Московского Патриархата. Есть и закон о Римской Католической Церкви на территории Латвии. Впрочем. не думаю, что в сегодняшней ситуации было бы оправдано разделять законодательство по конфессиям».

Председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов подчеркивает: «У нас давно существует Семейный кодекс, но разве он как-то влияет на развитие института семьи? Многие скептически относятся даже к Уголовному кодексу, поскольку не верят в эффективность и справедливость правоохранительной и судебной систем в России. А тут вообще идет речь о каком-то абстрактном документе, который якобы поможет нам всем выстроить цивилизованные отношения друг с другом».

Выступая 13 сентября в ходе круглого стола "Церковные скандалы: где кончается религия и начинается политика?", главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев предложение Прохорова поддержал: «У нас даже нет понятия, что такое миссионерская деятельность, что такое религиозная деятельность и кто такой священник. <…> Нужен какой-то этический кодекс. Например, в законе о полиции сказано, что полицейский должен быть беспристрастным. Считаю, что кодекс, квалифицированный или государственная концепция нужны, будут введены и подписаны президентом».

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Михаил Краснов считает, что кодекс не сможет изменить нравственный климат в обществе и урегулировать «тончайшие и сложнейшие» отношения Церкви, государства и общества, а потому едва ли сможет выполнить ту задачу, ради которой он и может быть создан. «Драма сегодняшнего дня в том, что дело не в отношениях собственно Московской Патриархии и государственной власти. Проблема гораздо глубже: что мы берем за основу – материализм, который по сути, тоже религия, или христианские ценности», – полагает ученый.

А в это время…

Статья Михаила Прохорова вышла за день до заседания в Госдуме экспертного совета Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, на котором обсуждались представители различных конфессий, специалисты по национальным, религиозным, культурным вопросам обсуждали отношения власти, религиозных объединений и общества, а также религиозный экстремизм. Госдумы, а также изменение уже действующего законодательства – Уголовного и Гражданского кодексов.

«Сейчас за оскорбление чувств верующих предусмотрена только одна статья в кодексе административных правонарушений. В ней сказано, что оскорбление чувств верующих влечет наложение штрафа от 500 до тысячи рублей. Очевидно, что этой нормы недостаточно для защиты, поэтому я считаю совершенно правильным предложение известного юриста Понкина о внесение в УК РФ статьи, которая вводит уголовную ответственность за подробного рода деяния», – приводит слова заведующей юридическим отделом Московской патриархии инокини Ксении Чернеги сайт Накануне.ру.

Она добавила, что Церковь предлагает в новой редакции Гражданского кодекса, который находится на рассмотрении в Госдуме изменить на более четкую формулировку понятия «репутация», что даст Церкви возможность защищать свою репутацию в суде, поскольку на данный момент суды, рассматривая дела о защите чести, достоинстве и деловой репутации, как правило, апеллируют только понятием «деловая репутация» и оставляют без внимания иски верующих.
Подготовка к съезду

«Платформа светского государства» – не единственное заявление, посвященное религии, прозвучавшее из уст политика, подчеркивающего свою светскость и нерелигиозность. В начале сентября РБК приводило следующие слова Михаила Прохорова: «Я считаю, что в нашей стране сейчас ситуация непростая, и главная проблема, которая стоит в повестке, – это проблема радикализма. Россия, возможно, впервые столкнулась с проблемой именно религиозного радикализма. Эта проблема очень и очень острая, которую надо решать сообща. С одной стороны – это вандалы, которые режут кресты, а с другой стороны мы видим таких церковников-большевиков». Они стали прелюдией к «Платформе», как и сама платформа – документом, заявляющем о вопросах, которые будут обсуждаться на предстоящем в октябре съезде партии Прохорова «Гражданская платформа». Возможно, на нем будут представлены более четкие объяснения, что такое Религиозный кодекс.