Христианство и левая идея имеют общие корни. В этом убежден Александр Щипков, известный православный журналист, главный редактор сайта «Религия и СМИ». Его колонка продолжает дискуссию разгоревшуюся на нашем сайте.
Христианство и левая идея имеют общие корни. На этот факт не очень любят обращать внимание, заслоняя его проблемой отношений Церкви и государства. Но вопросы «симфонии» и «конкордата» (безусловно, чрезвычайно важные) отвлекают нас сегодня от главного факта: на первом этапе существования христианство было учением для гонимых. Лишь атеистические догмы советских идеологов и прохладное отношение к Церкви автора «Капитала» заставили закрыть на это глаза.
Но аберрации исторического сознания не вечны. Сегодня мы начинаем от них избавляться. Сошлюсь на мысль Сергея Аверинцева, которую могли бы разделить многие культурологи и религиоведы. Апостольское христианство сформировалось в условиях языческого государства и «религией господства» не могло быть по определению (цезарепапизм Средних Веков — явление иного исторического этапа).
Христиане — граждане неба, им чужд извечный корпоративный дух земных институций и конституций. Новый Завет дает этому массу доказательств. Идеал социального равенства высказан в нем довольно четко: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11). В катакомбные времена Церковь — это община равных. Все решения, в том числе о распределении благ, решаются коллективно. Деяния Святых апостолов содержат рассказ о человеке, которому вздумалось утаить от единоверцев некое имущество. Апостол Петр предсказывает гибельность этого поступка. И действительно, стоило отступнику выйти за пределы общины, как он упал замертво. Конечно, идея справедливости дана здесь в подчеркнуто мистической форме. Но суть ее от этого не меняется.
Вспомним: мытари (служившие финансовой элите) постоянно приравниваются Христом к фарисеям и законникам. Вспомним житие апостола Павла. Отцам города Фессалоники говорят о Павле и его спутнике: «Эти люди, возмутившие вселенную… поступают против повелений Кесаря, называя царем другого, Иисуса» (Деян. 17:6-8).
Апостолы, как мы знаем, получали удары палками и бичами, сидели в тюрьмах, их распинали и бросали в львиные канавки. Наверное, правильно будет сказать, что истинный христианин — это оппозиционер во имя человеколюбия и справедливости, а значит, во имя Христово. Закономерен вопрос: какие средства хороши для такого оппозиционера? И здесь все просто. Христиане, даже будучи распинаемы и бросаемы на съедение диким зверям, сами не брались за оружие. Когда Иисус говорит апостолу Петру: «Вложи меч свой в ножны», это не только сиюминутное требование, это и завет на будущее. Парадокс в том, что завет этот ничуть не противоречит сказанному Христом в другое время: «Не мир я принес, но меч». Путь христианина — это брань, но брань духовная.
Пути христианства в разные эпохи складывались по-разному. Часто народные движения — например, гуситы — сочетали искреннее христианство с требованиями социальной справедливости и общинным образом жизни. А вот основные течения Реформации, к сожалению, пошли противоположным путем и провозгласили личное благополучие и богоизбранность сторонами одной медали, возродив фарисейскую идею «избранности» (элитарности). Что в итоге привело к утверждению Биржи вместо Церкви и к обществу потребления. Именно последствиям искажения социальной сущности христианства и считает своим долгом противостоять христианин с левыми взглядами.
К сожалению, социальные приоритеты христианства были поколеблены и у нас в период «государственной церкви» (синодальный). А большевистско-советский режим пытался поставить под вопрос само существование Церкви. К счастью, сегодня у РПЦ есть шанс избежать удушающих объятий и возродить в себе дух исконной общинности.
Связь русского Православия с идеями социал-демократии очевидна. Одной из версий русского социализма мы обязаны Сергию Булгакову. А протоиерей Валентин Свенцицкий за год до катастрофы 1917-го призывает верующих голосовать за левые партии (не большевистские). К сожалению, идея социального государства в 1917 году попадает в руки политических авантюристов, оторвавших сами понятия «справедливость» и «равенство» от их духовной основы.
Христианство и идеи социал-демократии строятся на близких моральных принципах. Главный из них — любовь к ближнему. В социальном измерении этот принцип можно переформулировать так: недопустимо достигать своего благополучия за счет благополучия другого. Либеральные концепции общества, основанные на принципе тотальной конкуренции, «войны всех против всех» и выживания сильнейшего, этому принципу не удовлетворяют. Здесь уместно вспомнить дарвиновскую идею «естественного отбора». Чарльз Дарвин частично заимствовал ее от селекционеров-животноводов, частично из трудов Роберта Мальтуса, который постулировал идею естественной убыли населения Земли в результате войн и конкуренции («Опыт о законе народонаселения». 1798).
Кочуя из биологии в круг общественных наук и обратно, идея «естественного отбора» породила так называемый социал-дарвинизм — направление мысли, утверждающее, что социальное устройство должно быть аналогично устройству животного мира. Вполне очевидно, что православный христианин, не будучи дарвинистом в онтологических вопросах, не может быть и социал-дарвинистом в вопросах общественных. Ведь для Бога ни одна тварь не лишняя, каждая подвержена лучам Его благодати и никакого «отбора» среди Божьих творений быть не может.
ХХ век породил огромное количество левых движений на Западе, не связанных пуповиной с советской официальной мыслью, и зачастую не чуждающихся христианства. В первую очередь это, безусловно, идеи христианской демократии, породившие в Германии влиятельнейшую партию ХДС. Не секрет, что в Южной Америке очень сильна традиция католического марксизма, который принято называть «теологией освобождения». Во многих колледжах этой части света принято преподавать в одном семестровом цикле патристику и схоластику пополам с основами марксизма. И никого это не удивляет. Одна из причин такой «всеядности» элементарна: на Западе вообще никогда не наблюдалось столь резкого противопоставления левых идей и христианства, как в СССР.
Безусловно, интересно, что думает православный социал-демократ о сегодняшнем мировом устройстве. В 2008-м мы видели, как финансовый капитал загнал мир в состояние кризиса, построив долговую экономику, основанную на акциях-деривативах (обеспеченных не реальными активами, а другими акциями). Это уже не вполне товарная экономика, а экономика информационная, экономика события. В ней больше психологического, манипулятивного. Тем не менее, мировая система («мир-экономика») не будет в ближайшее время подвержена ни революциям, ни эволюции. А вот инволюция идет полным ходом. Например, о понятии «свободный рынок» уже можно забыть навсегда. Свободный рынок крайне «неэффективен» и «нетехнологичен». Контроль за финансовыми потоками, точнее, их распределение — давно уже точная наука.
История сегодня развивается скорее по принципу маятника, чем по либеральной прямой или по марксовой «спирали». Фактически современный строй уже нельзя называть капитализмом. Мы имеем дело с денежным феодализмом, где само право иметь активы и выходить на финансовые рынки регламентировано основными игроками. Есть страны-буржуа (центр) и страны-пролетарии (периферия). Перепрыгнуть из периферии в центр, играя «по правилам», невозможно. Черты этого финансового строя — ввоз производства в страны третьего мира и вывоз капитала из этих стран.
Конечно, данная реальность сильно отличается от мировой экономики времен Маркса. Поэтому взгляды автора «Капитала» требуют серьезного апгрейда, который понемногу осуществляется западными историками и экономистами левого направления. Наиболее авторитетные из них, например И. Валлерстайн, выходом из замкнутого круга «мир-экономики» считают отсоединение национальной экономики от глобальной. Что требует, конечно, определенных условий. Таких как приоритет внутреннего рынка, внутренние кредиты, удешевление национальной валюты, прогрессивная налоговая шкала… И, конечно, справедливое распределение национального дохода. Парадокс в том, что как раз левые сегодня защищают национальные рынки, тогда как глобальная экономическая модель, напротив, душит их.
Для христианина-социалиста сегодня очевидно, что за этот курс нужно бороться и спрашивать с собственного правительства. И — не впадать в уныние. Ведь режимы приходят и уходят, а небесная родина дана человечеству навсегда.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Голодовка в Астрахани глазами священников В Астрахани 18 человек продолжают голодовку в знак протеста против нечестных, по их мнению, выборов мэра города. Протест поддержали московские оппозиционеры, в том числе Алексей Навальный. Может ли православный человек объявить голодовку?
Февральская революция: почему церковь поддержала бунтовщиков? Чем обернулась Октябрьская революция для Церкви мы хорошо знаем. Но часто мы забываем, что октябрьской революции предшествовала февральская, «буржуазная» как ее называл в советских учебниках. Какова была роль Церкви в тех трагических событиях? Об этом мы говорили с историком Федором Гайдой
Патриарх прокомментировал «Квартирное дело» Квартира досталась Патриарху еще до приватизации, а женщина, проживающая там, является его троюродной сестрой. Синодальный информационный отдел подтверждает достоверность сведений, изложенных известным телеведущим Владимиром Соловьевым в эфире «Вести ФМ».
Нецерковное дело Упреки Церкви в желании слиться с государственной властью и занять место КПСС звучат с начала девяностых, но, пожалуй, никогда эта тема не обсуждалась так часто, как в последнее время. Насколько обоснованы эти обвинения?
Сторонников Pussy Riot окропили Крещенской водой у здания Мосгорсуда У здания Мосгорсуда произошло столкновение защитников панк-группы PR и православных активистов. С утра в Мосгорсуде рассматривалось жалоба на арест участниц Pussy Riot, которая была отклонена. В результате полицией были задержаны защитники панк-группы и православный противник освобождения, координатор молодежных проектов конгресса Русских общин Александр Босых.
В каком смысле Церковь — вне политики? О том, что Церковь должна быть вне политики, мы слышим очень часто. Однако Церковь – это тоже власть, духовная. Реально ли для нее невмешательство и не является ли такая позиция чрезмерно осторожной, размышляет руководитель научного центра «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ
Царство Божие и хлеб насущный Что Церковь говорит о собственности? К дискуссии о совместимости социализма и христианства «НС» подготовил справку на основе «Основ социальной концепции РПЦ», принятых почти десять лет назад на Архиерейским Собором 2000 года
О Церкви, митингах и христианском социализме Уже неделю как отгремели предвыборные страсти, но остались вопросы: что будет с протестным движением, правильно ли в эти месяцы вела себя Церковь, церковная власть? Своими ответами с “Нескучным садом” поделился Александр Щипков, публицист, социолог религии и кандидат философских наук
Источник греха — бедность? Или как Католическая церковь пережила увлечение марксизмом Размышление о причинах социального зла в мире и способах его преодоления в Католической церкви в XX веке оформилось в движение «богословие освобождения». Что это такое рассказывает диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета в Швейцарии
Мартовский номер «Нескучного сада». Церковь и власть Мартовский номер журнала «Нескучный сад» посвящен проблемам взаимоотношений Церкви и государства. Сейчас у Церкви активная гражданская позиция. Пришло время пристальней вглядеться в некоторые стороны церковной жизни. Чем власть в Церкви отличается от власти государства? В каком смысле Церковь – вне политики? Возможна ли христианская политика?
Религиозный кодекс: за и против Михаил Прохоров предложил создать особый свод законов, регламентирующих отношения религиозных объединений, государства и общества. Церковные и светские эксперты настроены скептически по отношению к этой инициативе, а представители Церкви предлагают поправки в ныне действующие Гражданский и Уголовный кодексы
Прот. Всеволод Чаплин: Патриарх не агитировал за Путина! Деятели искусства и политики собравшиеся на круглый стол «Ситуация в России – хаос или возрождение?», состоявшийся в РИА Новости во вторник, приняли список рекомендаций будущему президенту и зачитали письмо старца Илия.
Воюют ли современные левые с христианством? Отцами социализма традиционно считают католического святого Томаса Мора (XVI) и итальянского философа Томмазо Кампанеллу (XVII). Оба были христианами, оба мечтали об обществе, где жизнь устроена на справедливых и разумных началах. Но через несколько столетий пути христианства и социальной утопии разошлись. Дальние последователи Кампанеллы взрывали храмы и расстреливали священников. Современные левые утверждают, что в отличие от большевиков, они не воюют с религией
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
За дымовой завесой: химера «христианского» социализма Дискуссию вокруг совместимости православной религии и социализма, развернувшуюся на нашем сайте продолжает клирик Ивановской епархии иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), он убежден что ни социализм, ни коммунизм не совместимы с христианством
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.