На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви 4 (87)'2013

Православие в Тель-Авиве: наш иудейский космос


Версия для печати
25.04.13, 15:55

Два православных прихода принимают приехавших на Святую Землю в Тель-Авиве. Человек в Израиле определяется именем, национальностью, религией и гражданством. Комбинации этих четырех элементов находятся в бесконечном многообразии, но только один, пятый элемент жизненно необходим для каждого — вера в Бога. Иначе, «Святая земля глотает», — сказал священник одного из приходов.


Иерусалимский синдром — редкое психическое расстройство, при котором турист или паломник воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами. Определить, где откровение, а где психоз, до конца и психиатрия не может. В любом случае, почти всем, кто хоть раз побывал в Иерусалиме, ясно, что там что-то происходит, что, может быть, именно там находится источник всех смыслов. Выйдешь из храма Гроба Господня на ослепительные блики мостовых старого города, отдохнешь под мандариновым деревом в Сионском квартале, посмотришь александрийские колонны, купишь карту в магазине ордена францисканцев, и вот уже чувствуешь и в себе удары мирового пульса.

Еще сто лет назад паломники из России попадали в Иерусалим только морем, их встречал старый порт Яффы, нынешний Тель-Авив. Миссия Русской церкви в Яффе стала форпостом Православия на Святой Земле.

Яффа

Сегодня Яффа — пригород Тель-Авива, большого делового города с небоскребами на фоне моря. Рядом с урбанистическим соседом древнейший порт средиземноморья выглядит как ласточкино гнездо, прилепившееся к стеклянной стене офисного здания. В Деяниях апостольских Яффа называется Иопия. В Иопии апостол Петр воскрешает умершую Тавифу и получает откровение о том, что нет никаких «нечистых» животных и все, «что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10:15).


В кварталах, где проживают правоверные иудеи, царит почти идеальная чистота

В дальнейшем Яффа, переходя из рук арабов в руки христиан-крестоносцев и обратно, постепенно разрушилась и стала запыленной прибрежной деревушкой с каменными развалинами вдоль берега. В 1950-х годах Тель-Авив объединяется с Яффой в один административный центр. Так начинается новая, туристическая жизнь старого города. Его реконструируют, и в девяностые туристы заново начинают полировать до масляного блеска современные камни «древней» мостовой своими сандалиями.


В Яффе одна из самых знаменитых барахолок в мире. Здесь найдется старье на любой вкус - от дивана до иголки

Миссия. Начало

Сотни лет Яффа являлась единственными морскими входными воротами Святой Земли для тысяч паломников. Из России 1843 году в Яффу прибывает представитель Русской церкви, которому Священный Синод поручил находиться в Иерусалиме под видом паломника, чтобы избежать осложнений с Османской Портой, (в то время Святая Земля входила в состав Османской империи) и докладывать о «делах в Иерусалимском патриархате». Этим представителем был архимандрит Порфирий (Успенский). В одном из своих донесений из Иерусалима архимандрит Порфирий высказал Синоду мысль о создании в Иерусалиме русского монастыря, который стал бы опорой и защитой русских паломников от греческого произвола. Мысль эта была одобрена Синодом и царем Николаем I, но для исполнения ее нужно было приобрести помещение. Иначе будущая Русская миссия так и осталась бы только гостьей на Святой Земле.

Нельзя сказать, что русские монахи были встречены греками Иерусалима, как родные. Первыми кельями русского монашества в святом граде стали портомойни и кухни Михаило-Архангельского монастыря Иерусалимского патриархата. «Архангельский монастырь… загроможден лестницами, террасами, кельями, кухнями и портомойнями в таком беспорядке, с таким неудобством,…что величайшее терпение ослабевает и вянет. Нет покоя от прилива, шума и отлива разноплеменных поклонников, помещаемых вместе с нами в сей обители», — писал в отчете нашему Константинопольскому посольству архимандрит Порфирий. Там же он рассказал, что однажды греческий поломник, задумавший молиться и поститься 40 дней Великого поста, тайно поместился в «подземелья сего монастыря, и после двадцатидневного подвига ревности не по разуму был открыт и вынесен оттуда полумертвый».

Но надвигалась русско-турецкая война. В России было не до русских келий в портомойнях Иерусалима. Надо было уезжать, но денег не присылали. Однажды архимандрит Порфирий так отчаялся, что на трапезе предложил всем «пробираться в Россию кто как знает», и только члены миссии подкрепили его дух, решив терпеть до конца. 8 февраля 1854 года, вместе с турецким указом о немедленном отъезде всех русских из пределов Турецкой империи, пришли в миссию деньги на эвакуацию монахов и русских паломников, находящихся на тот момент в Иерусалиме. После войны история миссии возобновилась, и сложилась она очень благоприятно для России и современных паломнических российских фирм.

Русская Палестина

Своим нынешним великолепием Русская миссия на Святой Земле обязана третьему ее начальнику, архимандриту Антонину (Капустину). Благодаря ему, автобусы с русскими паломниками продолжают колесить по горам Палестины по сей день.

Колокольня храма апостола Петра и праведной Тавифы подворья Русской духовной миссии в Яффе

Российской дипломатии после Русско-турецкой войны уже не обязательно было получать сведения о состоянии дел в Иерусалимском патриархате, да и Синод не уделял миссии большого внимания, так что архимандрит Антонин был вынужден самостоятельно организовывать ее деятельность. Он стал приобретать земельные участки за пределами старого Иерусалима и строить на них дома для паломников. Эти участки часто располагались в тех самых местах, где разворачивались события Ветхого и Нового Заветов. Их стали называть Русской Палестиной. Благодаря архимандриту Антонину русские до сих пор могут спокойно, как у себя дома, молиться в Вифании и на горе Елеон, в Галилее, в Назарете и на месте встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы в Горнем монастыре. Его же стараниями устроился и монастырь на месте гробницы праведной Тавифы в Яффе (ныне подворье Иерусалимской миссии Русской Церкви Московского Патриархата в Тель-Авиве).
В наши дни, чтобы попасть на улицу Герцель, где находится территория подворья Русской миссии, надо свернуть с пыльной и шумной улицы Кибуц Галует. С приближением к заветному забору воздух становится заметно чище, кажется, что пахнет морем, хотя до моря минут тридцать пешком. Раньше территория миссии в Яффе была гораздо больше и вокруг ее высокого холма, называемого Голгофа, с которого в ясную погоду можно увидеть морскую даль, были рассажены кедры и цитрусовые сады.

Пятое Евангелие

В хрущевские времена сады подворья миссии в Яффе вырубили, а территорию значительно сократили. «Правительство Израиля не дремлет. По закону земля, на которой ничего не строится, и на которой не растут деревья, передается в собственность государству. В 2005 году, с вертолета власти Израиля разглядели, что стоит участок бывших садов (по бумагам-то еще сады) пустой. Пришли и говорят: все, забираем. Мы в ужасе. Что делать? Узнали через знакомых, когда приставы придут, и за две ночи насадили на этой земле мандариновые деревья, уже с мандаринами. Даже оросительную систему провели, чтобы уж не подкопались. Приходят приставы, ничего не понимают: «Ошибка вышла, извините». Так и ушли», — рассказывает монахиня Горненского монастыря матушка Сергия (Клюева). Она 14 лет в монастыре, а сейчас руководит паломническим центром Московской Патриархии. 90 сестер — насельниц монастыря приехали сюда из России или из стран СНГ. «Когда почивший патриарх Алексий (Ридигер) направлял сестер на послушание в Горненский монастырь в 1991 году, он говорил, что основная миссия сестер в Иерусалиме — служить паломникам. Люди читают четыре Евангелия, а проходя эти места, видя их реальность, открывают для себя пятое, — продолжает мать Сергия. — Однажды приехал к нам один неверующий бизнесмен с верующей женой и со всей своей семьей. («со всем домом своим» Деян.10:2). Он просто ходил, не крестился, не поклонялся святым местам, все время смеялся и смотрел в телефон. Я, говорит, ни во что не верю. И вот приехали они на праздник Преображения Господня на Фавор. В ночь на Преображение, под утро, гору Фавор каждый год покрывает облако, и в нем сверкают молнии. Бизнесмен, как все это увидел, стал восклицать: «Бог есть! Бог есть!»

У Тавифы

Свое значение российских входных ворот на Святой Земле подворье миссии в Яффе так и не утратило, но теперь они не морские — воздушные. Из аэропорта Бен-Гурион до монастыря святой Тавифы ехать полчаса на общественном транспорте и 15 минут на машине. Задачи у миссии остались теми же: паломников надо разместить, покормить, полечить, охранять и обеспечить им молитвенную жизнь.

За высоким забором русского подворья в Тель-Авиве — тишина российских просторов. Только вместо жаворонков весело разрезают голубое небо зеленые попугаи. Российские паломники трудятся над кактусами, агавами и туями с запахом лимонов. Молодые, вполне современные люди, приехавшие из Воронежа, весь день занимались послушаниями, а вечером пойдут гулять по Яффе. В храме наводит чистоту Валентина из Петрозаводска. В трапезной готовит котлеты Лидия из Нижнего Новгорода.

Валентина на Святой земле уже третий ра. Сегодня ее очередь убирать в миссии. А тут как раз включили "Богородице Дево". Поневоле заслушаешься

Завтра в Израиле праздник — день дипломата, и все заняты подготовкой к нему: миссия исторически неразрывно связана с Российской дипломатией на Востоке, на ее территории даже похоронен первый вице-консул Российской империи Владимир Николаевич Тимофеев. На могилу вице-консула плетут венок, в храм святого Петра, главный храм монастыря, несут букеты. С дорожек сметают сухие листы магнолии. По традиции весь дипломатический корпус приедет на литию об упокоении вице-консула. Потом — чай с фруктами.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь храма святого Петра, заботится о хозяйстве, нажитом еще архимандритом Антонином, и бережно охраняемом последующими начальниками: гробнице святой Тавифы, храме, гостинице, саде с фонтанами и павлинами, трапезной с представительскими функциями. Отцу Игорю помогает жена. Ворота монастыря в обычное время закрыты. Открывают их только на время службы. Матушка сама бегает через всю территорию, чтобы открыть или закрыть их для каждого. Она же отвечает за гостиницу, устройство трапез и распределение послушаний.

«На Святой Земле есть несколько подворий Русской духовной миссии, — рассказывает отец Игорь. — Мы отличаемся тем, что у нас есть православные прихожане. В Галилее, Магдале и Иерихоне прихожан нет, и литургию служат, только когда приезжают паломники со священниками. Наши прихожане — это русские, украинцы, молдаване, грузины, белорусы, не приявшие израильского гражданства. Они съезжаются со всех окрестных городов, приезжают с юга, из пустыни, где никакого храма нет, чтобы вместе молиться и общаться».

Языки язЫков

«Те, кто приезжает в Израиль, называются «ляолот» от слова «олия» — репатриант. В 90-е годы таких было очень много. Многие православные «ляолот» были счастливы, что в Тель-Авиве есть храм. Даже искали жилье рядом. У нас была одна женщина. Она получила квартиру недалеко от арабской деревушки. Там только арабский православный храм Иерусалимского патриархата. Время от времени ездила к нам, а потом ничего, привыкла к службе на арабском», — рассказывает отец Игорь. Сам он служит литургию на церковнославянском языке.

На празднование святой Тавифы (16 апреля и 25 октября) на службу по установившейся традиции приходят православные арабы и читают Апостол и Евангелие на арабском. Один раз в году отец Игорь служит вместе со всеми священниками Русской Церкви в храме Иерусалимского патриархата. Это бывает в первый день празднования Святой Троицы. А на второй день уже иерусалимские священники служат в Свято-Троицком соборе нашей Русской миссии в Иерусалиме.

Дети в школах Израиля учатся на иврите. Поэтому для репатриантов особое значение имеет Воскресная школа при русском храме. Сейчас там учится 40 детей.

На столике для записок в храме святого Петра можно увидеть такое объявление: Таинства совершаются только для тех, у кого нет гражданства Израиля. Это не дискриминация. В Израиле, получив гражданство, получаешь солидный социальный пакет. Это важно для тех, кто приехал надолго. Все граждане Израиля принадлежат канонической территории Иерусалимского Патриархата и должны принимать Таинства Церкви у себя, в Михаило-Архангельском монастыре в старом городе на берегу моря.

За два года своего пребывания на подворье отец Игорь еще ни разу не заходил в храм Иерусалимского патриархата в Яффе. «Некогда. В субботу и воскресенье служба у всех Церквей», — говорит он.

Хозяева

Маленькая синяя дверь обозначает вход в стене узкого уличного прохода старой Яффы. За этой дверью — Михаило-Архангельский монастырь, в котором служит отец Александр Шенкевич.


Полдень. В Михайловском соборе допевают Херувимскую. По традиции Иерусалимской церкви, утреня была присоединена к литургии, поэтому служба закончится приблизительно в час дня. Ектеньи отец Александр произносит на греческом, церковно-славянском и иврите. Отче Наш — на арамейском. Завораживающе звучат древние иудейские звуки в храме восточного обряда. Окна храма обращены на море. Исповедует отец Александр перед причастием. На широком подоконнике лежит Евангелие и крест. Через открытые ставни в полумрак храма врывается морской бриз. Наконец, причастие. Девушка подходит к Чаше. Отец Александр с ней разговаривает. Слышно только его: «Ты сегодня первый раз причащаешься?... Поздравляю… Постепенно всему научишься… Читай Евангелие… Ну возьми на две недели, прочитаешь, вернешь, как раз опять причастишься».

В иерусалимском храме на литургии диакон проходит по храму с юлюдом для пожертвований. В руки жертвователей в знак благодарности принято капать освященный елей

После службы все, кто в храме, приглашаются на трапезу. Та девушка растерянно соглашается, она же первый раз на службе. Но уже за общим столом, среди гама восточных страстей (выясняют, должна ли Россия принести всенародное покаяние), с интересом слушает. «Ну, пожалуйста, вопросы», — начинает свою нехитрую катехизацию отец Александр. «Почему Ананию и Сапфиру Господь убил за мухляж с имением, это же их имение было?» «Можно ли есть креветок постом?». После чая девушка подходит к отцу Александру и спрашивает, можно ли читать Евангелие на иврите. «Даже нужно. Я всем рекомендую», — радуется вопросу отец Александр. Он не считает, что в мире остались настоящие духовные отцы. Для своей паствы он «священник, у которого постоянно исповедуются».

Откровение

Днем рождения Иерусалимской Церкви предание считает день Сошествия на апостолов Святого Духа в Иерусалиме.

«Я начал служить в Иерусалимском патриархате, потому что, во-первых, попасть в русскую миссию в Израиле было делом очень сложным с административной точки зрения, а во-вторых, я понял, что надо восходить в Израиль, как дитя своей матери, как еврей, — рассказывает отец Александр свою историю. — До этого я был очень активным членом православной Церкви в Запорожье, еженедельно причащался и ходил на катехизаторские курсы. Большим был энтузиастом. Затем все мои родственники уехали в Израиль, я остался со своей семьей один, но все продолжал твердить, что можно и в Запорожье прекрасно жить, работать и молиться Господу Иисусу Христу. А когда я в 1997 первый раз приехал в Израиль навестить родителей и поклониться Святым местам, со мной произошло событие, которое я описывать подробно не буду, скажу только, что это было некое откровение. Оно развернуло меня на 180 градусов. Я решил, что тут мое сердце. Никакой бы родственник меня не убедил. Уже много-много чего произошло с тех пор, я построил маленький храм, у нас есть свой приход, но то событие, которое мне было предсказано, еще не произошло».

Отец Александр Шенкевич убежден, что его место здесь, в Тель-Авиве. Номер его телефона прибит у дверей храма: для израильских репетриантов от всегда в хоне доступа

Маленький храм во имя святой Тавифы внутри Михаило-Архангельского монастыря выстроен на средства прихожан, благотворителей и собственные средства отца Александра.

«Большинство наших людей здесь, крещеные они или не крещеные, евреи или не евреи — это практически неверующие люди, которые не знают ни Торы, ни Евангелия, ни покаяния, ни причастия, ни молитв никаких, то есть просто живут без Бога. Все их ценности — это материальный мир и его удовольствия. Объяснить такое явление можно культурным провалом. Там, в Союзе, эти люди не успели в 90-е прилепиться к Православию, а здесь они не могут прилепиться к иудаизму, потому что это другая ментальность, другая система ценностей. Раненные люди, честно скажу, — делится отец Александр. — Здесь невозможно не верить в Бога, потому что без веры слишком тяжело. Святая земля глотает. Она предъявляет к человеку большие духовные требования. Здесь надо больше молиться, больше причащаться, больше читать Евангелие, чем в странах нашего исхода. В России есть огромные монастыри, где молятся монахи за безбожный, разрушивший все народ. Люди говорят «попы», а на попе в России все держится, его молитва защищает. То, что в России и Украине людям прощается, потому что Бог знает, какая катастрофа с нами произошла, здесь не прощается. Как это происходит? Было у человека все и все отнялось: бизнес, здоровье, семья. Я очень много хороню наших молодых людей: наркомания, аварии, огромное количество онкобольных, особенно среди женщин. Это происходит из-за отсутствия желания быть с Богом. Многие наши женщины, крещеные, принимают иудаизм или ислам и бросают Христа. Здесь чувствуется иудейский космос, который не сглажен Жертвою Христовой. На Святой Земле обнажена сама суть происходящего, и эту суть я называю системой, которая со мной как со священником борется. Мне совершенно не мешает государство и иудаизм. Здесь со мной по-настоящему борется дьявол и это страшнее всего».

Текст и фото: Ирина СЕЧИНА

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Церковь  Паломничество  Поместные Церкви 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.