Батюшка-итальянец не говорит по-русски, но язык понимает, а миряне, россияне-украинцы-молдаване, часто не говорят по-итальянски, но тоже все понимают. Так и живут архимандрит Димитрий (Фантини) и прихожане православного храма в самом центре Милана. Любовь их объединяет, а языки человеческие и ангельские… это вторично. ФОТОГАЛЕРЕЯ
«Благослови душе моя Господа», – архимандрит Димитрий (Фантини) начинает всенощное бдение в одиночку. Иеродиакон отец Силуан (Ярославцев) приедет только к утрене. Среда – будний день, ему нужно закончить свою работу it-инженера. Настоятель русского храма на Виа Джулини в 10 минутах ходьбы от готического Миланского собора поет 103 псалом сам, чтобы не утруждать хор.
Отцу Димитрию в декабре исполнится семьдесят лет, но у итальянцев пение в крови. Вот и у него приятный голос и чувство мелодии у него неизменны с тех пор, когда в 1976 г. он, врач-ортопед Джузеппе Фантини, зашел в миланский приход Московского Патриархата.
Настоятель храма, архимандрит Дмитрий (Фантини), итальянец, служит на церковнославянском языке. Что-то наизусть, что-то по записям
Врач душ
«Я был протестант, и интересовался другими верами. Мне интересно было зайти в русскую церковь св. Николая. Красота богослужения, доброта и открытость людей меня поразили, и я стал туда ходить, - вспоминает отец Димитрий. – Через некоторое время отец Евлогий (Хесслер) поставил меня на клирос, а потом я присоединился к Православной Церкви».
Потом была туристическая поездка в Россию, и настоящий культурный шок от церквей, от монастырских служб, от Лавры в мае, хотя, казалось, бы поездка была в брежневский Советский Союз и Церковь была если не гонима, то уж и не процветала…
Между тем, община отца Евлогия ушла в раскол, и неофит, как он сам выражается, «остался без церкви». Тогда он… стал строить церковь сам. В мае 1980 г. епископ Цюрихский Серафим (Родионов) постриг его с именем Димитрий, а на зимний день свт. Николая рукоположил.
В августе 1983 г., молодой иеромонах снова едет в СССР, по городам России и Украины. «Тогда я познакомился с протодиаконом Борисом, сегодня он митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий. Мы до сих пор дружны с владыкой, я его на каждой службе поминаю», – рассказывает отец Димитрий.
Вернувшись, отец Димитрий стал служить во Всехсвятской церкви в Модене. Работу врача он не оставил. Всю неделю в больнице, а на выходных в церкви.
«Я спросил владыку Серафима, как мне теперь быть. Он ответил: «Ты врач, вот и лечи людей. В больнице лечи тела, а в храме души». Я оставался врачом до начала 1990-х гг., пока не вышел на пенсию. В этом я вижу промысел Божий: буквально на следующий год после моего ухода пенсионный возраст в Италии резко увеличили. Если бы я не успел тогда, то мне, наверное, пришлось бы работать до сих пор», – говорит отец-архимандрит.
Храм в конторе
С ноября 1984 г. по май 1985 г. о. Димитрий священствовал в миланской румынской церкви у настоятеля о. Траяна Вальдман, но очень хотелось вернуть Милану русский храм.
Места для богослужений не было, и отец Димитрий, не получив помощи в инстанциях, снял коммерческое помещение в доме на виале Карло Тройя, 11, где у него была квартира. Сам переделал его под церковь, сам написал большую часть икон. Первая литургия в новом храме в честь отцов русского монашества прп. Сергия и Серафима была совершена 10 ноября 1985 г., а в конце 22 декабря того же года о. Димитрий был назначен настоятелем нового храма. До 1993 года с ним сослужили отец Павел Шиалес (Paolo Sciales), который затем перешел в миланскую церковь Константинопольского Патриархата, и иеромонах Георгий (Рафаэлли), ушедший на покой.
В сентябре 1995 г. отец Димитрий он был возведен в сан игумена, а в 2011 г. в сан архимандрита его возвел Святейший Патриарх Кирилл, который посещал приход в 1997 и 1999 гг., когда возглавлял Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.
Так сложилось, что в приходская жизнь стала налаживаться наладилась как раз к волне эмиграции 1990-х гг. На работу в Италию стали приезжать русские, украинцы, молдаване, болгары, югославы. Итальянцы женились на русских и украинках, и жены приводили их к православию. Так что община быстро стала многонациональной.
Разговор на иных языках
По-русски отец Димитрий не говорит, но язык понимает, причем церковнославянский даже лучше, чем современный. Службу он совершает наизусть, периодически заглядывая в служебник с кириллическим шрифтом.
Одна из посетительниц храма рассказывает, как ее охватили сомнения, и она, как могла, спросила у архимандрита: «Вот вы не говорите по-русски, я мало говорю по-итальянски, а как же мне исповедоваться?». Он ответил: «Так, как бы ты исповедовалась не мне, а Христу». Женщина вспоминает, что такой ответственной и подробной исповеди, как в тот раз, у нее долго не было.
Прихожане вспоминают такую историю. Когда-то еще в 1980-х возникла идея издавать приходской листок. Отец Димитрий не мог написать статью по-русски сам, поэтому он стал вырезать слова и буквы из русских газет и складывать из них предложения. Получалась проповедь, которую он давал прочесть своей пастве. Сегодня проповеди отца Димитрия синхронно переводит иеродиакон Силуан.
Впрочем, к отцу Димитрию приходят не только русские, но и итальянцы. Иногда приводят своих друзей католиков – и тех, кто интересуется Православием, и тех, кому просто нужно слово утешения внимательного и тактичного пастыря.
Сам архимандрит Димитрий (Фантини) говорит, что не помнит первого итальянца, присоединенного им к Церкви: «Нет, уже не помню, не могу сказать, были ли у меня какие-то эмоции при этом».
Некоторые из пришедших не просто остаются, но и сами становятся монахами и священниками. Сегодня они служат по всей северной Италии. Вот 18 июня в храм приезжали сразу несколько таких «выпускников» отца Димитрия – игумен Амвросий (Казинаско), монах-эрудит, автор продающейся на приходе книги "99 различий Православия и католицизма", и пришедший в храм еще 13 лет назад мирянином иеромонах Феофил (Барбьери), в октябре прошлого года назначенный в Новару.
Нынешний храм на виа Джулини (это ответвление от хорошо известной виа Данте, ведущей к замку Сфорца) – боковая капелла Сан-Винченцо некогда большой церкв бывшего женского монастыря, основанного в VIII в. и уничтоженного при Наполеоне. В 1944 г. в результате бомбардировок союзников от монастыря остались одни руины, восстановить удалось лишь эту небольую часть в 1968 г. Монастырь в то время возрожден не был. Оно стало коммунальным: в нем была силовая установка, кинотеатр и наконец приход Румынской Православной Церкви.
Сюда, в исторический центр, приход переехал со своей окраины в июне 1996 года. Храм передал русским друг отца Димитрия отец Траян после того, как румынская община получила бывший католический. Вернее не передал, а дал хорошую рекомендацию владельцам здания, и небогатая община смогла заключить договор за небольшую арендную плату. Отсюда и его сложное посвящение трем святым: к прп. Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому прибавился мученик Викентий Сарагосский.
Сверху помещение храма маленькое, только и разместиться, что алтарю, основному пространству и клиросу. Приходская жизнь протекает в подполье: спускаешься вниз по винтовой лестнице, а там и просторный зал, в котором и трапезная, и место для занятий воскресной школы и администрация прихода.
Скит на улице Роз
Отцу Димитрию давно хотелось основать небольшой скит в какой-нибудь живописной ломбардской деревне, чтобы можно было бы уезжать помолиться подальше от шумного Милана. В прошлому году в храм на виа Джулини привозили их Херсонской области чтимую мироточивую икону Пресвятой Богородицы «Благоуханный Цвет». Настоятель и прихожане с особой силой молились перед ней о том, чтобы Владычица помогла им найти подходящий дом.
Их горячие просьбы были услышаны. Через несколько дней одна знакомая отца Димитрия неожиданно пожаловалась ему, что ее дочь никак не может продать старый дом на Лаго Маджоре (большое озеро недалеко от Милана, на границе со Швейцарией –
ред.)
Решили туда съездить, узнать, что и как. Оказалось? дом находится в паре километров от озеро в деревне Мусадино (в приходе шутят, мол «даже название русское, похоже на Шамордино»). На улице Роз. Это трехэтажное здание с садиком. Ему почти пятьсот лет, и когда-то оно принадлежало католическому монастырю. То что надо!
Вскоре епископ Корсунский Нестор благословил дом купить и основать в нем мужской скит. 15 августа отец Димитрий, отец Силуан и два алтарника из миланского храма Ион и Николай обустроились в доме, освятили храм и совершили там первую литургию. В декабре были оформлены необходимые документы, и дом перешел в собственность прихода.
На противоположном берегу Лаго Маджоре, со швейцарской стороны, подвизается давний знакомый отца Димитрий – схиархимандрит Гавриил (Бунге). Католический богослов и отшельник–бенедиктинец, отец Гавриил долгим изучением святых отцов пришел к необходимости вернуться к истоками, и в 2010 г. присоединился к Православной Церкви. Отец Димитрий периодически ездит повидать отца Гавриила в его Воздвиженский скит (Eremo Santa Croce в Каприаска).
Внешне храм мало похож на церковь. Дело в том, что раньше это был собор женского католического монастыря, но со временем монастырь закрылся, а территорию продали под соседние офисы. В итоге и собор был почти полностью разрушен - остался только эта капелла
Амфитеатр перед входом в храм раньше тоже был частью монастырской территории. Здесь был атриум и зеленые сады
В будний день на всенощной прихожан не так много, но в выходные весь переулок оказывается запружен народом
Зеваки с фресок с любопытством рассматривают что происходит в храме
Христос Вседержитель на своде считается фреской известного лобмардского живописцка эпохи Возрождения Боргоньоне
Болгарскую икону Божией Матери "Достойно есть" пожертвовала одна из прихожанок. Ей образ передала старушка-итальянка. Икона вначале была настолько темна, что изображение едва читалось. Ее убрали в алтарь, но икона постепенно обновилась
Колокольни у храма нет, поэтому миниатюрная звонница оборудована прямо в алтаре
Евангелие читается на славянском языке
Историческое фото в трапезной храма: приезд Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) в 1997 г.
Архимандрит Дмитрий (Фантини) и схиархимандрит Гавриил (Бунге) - итальянец и немец, два православных монаха
Архимандрит Димитрий (Фантини) был в гостях у схиархимандрита Гавриила (Бунге) в марте 2013 г. Отец Гавриил подарил будущему скиту отца Димитрия частицу мощей прп. Венедикта Нурсийского, который для Италии все равно как для нас преподобный Сергий. Основатель западного монашества, настоящий «игумен земли Италийской». Отец Димитрий в ответ передал монахам крест, а иеродиакон отец Силуан схиму, вышитую на Афоне.
На стенах трапезной, которая находится в подвале храма - старинные фрески из католического монастыря, а на столах иконы, которые пишут русские иконописцы для строящегося скита
Литургия в храме обычно начинается в 10 утра, исповедь чуть раньше
Среди прихожан храма -- русские, украинцы, молдаване, румыны
Отец Дмитрий говорит проповедь на итальянском языке -- диакон переводит ее на русский
11 июня генеральный консул РФ в Милане Алексей Парамонов вручил отцу Димитрию почетную медаль консульства "за неустанный труд на благо возрождения и процветания православной идеи, устройство первой церкви Московского Патриархата в Милане
КОНТАКТЫ:
Parrocchia dei Santi Sergio e Serafino, Via Giulini angolo Via Porlezza, 20144 Milano, Italia
Тел. +39 02 860 538
Факс: +39 02 860 538
Email: chiesa@ortodossia.info
Сайт:
www.ortodossia.info
Благодарим
Паломнический центр апостола Фомы в Европе за помощь в проведении съемки
Версия для печати
Тэги:
Церковь
Паломничество
Приход
Поместные Церкви
Священники