На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Православие в католической столице Польши


Версия для печати
13.06.13, 09:27

Единственный православный приход в почти миллионном Кракове объединяет профессоров и студентов, поляков и иммигрантов. Здесь все непривычно для русского глаза: стоящий в ряду других таких же домов дом — только маленький куполок над входом говорит, что это церковь; несколько лестничных пролетов до входа в сам храм; священник живет прямо при храме. О жизни православных в Кракове рассказывает его настоятель протоиерей Ярослав Антосюк.

Храм Успения Божией Матери г. Краков

— Кто ваши прихожане сегодня?

— У нас многонациональный приход. Краков — это культурный и академический центр Польши: только студентов здесь около 200 тысяч. Среди наших прихожан есть студенты:многие приезжают на время учебы, но потом остаются — либо женятся, либо находят работу, которую в почти миллионном городе найти легче, чем в деревне или маленьком городке. Есть профессора из наших высших учебных заведений. Вы найдете здесь поляков со всей Польши. Есть и иностранцы, многие живут десятками лет: больше всего россиян, украинцев и белорусов, потому что граница близко. Кроме того, здесь много болгар, есть румыны, молдаване, сербы, чехи. Есть люди из почти любой европейской страны, есть даже копты: когда они приезжают в Европу, их духовники из Египта велят им отыскивать православные храмы и ходить туда. Есть армяне и киприоты.

Протоиерей Ярослав Антосюк

— Сколько людей приходят на службу?

— Всегда по-разному. На воскресную литургию — от 50 до 150 человек. В среднем — 80. На вечернее богослужение — человек 20–30. На Пасху — 500. Столько у нас, конечно, не помещается, поэтому стоят не только на лестнице и при входе, но и на улице. Поскольку в Пасхальную ночь мы не можем обойти храм крестным ходом, мы идем на улицу — в одну сторону по тротуару, потом переходим улицу и возвращаемся по другому тротуару. В этом году мы уже обошли круг и вернулись, а люди все еще продолжали выходить из храма.

В Пасхальную ночь

— На каком языке вы служите и проповедуете?

— Служим всегда на церковнославянском, Евангелие и Апостол читаем по-славянски и по-польски. А проповедь бывает по-разному: кого вижу в храме, на языке тех и говорю. Стараюсь, чтобы люди чувствовали себя здесь как дома. Таинства и обряды — Крещение, Венчание, отпевание, панихиду — могут попросить отслужить на польском, я отслужу. Бывает, что католики приходят заказать панихиду по своим предкам — православным.

— Прихожан из смешанных браков у вас много?

— В нашем приходе большинство браков — смешанные. Когда люди готовятся создать семью, я стараюсь объяснить им все сложности, чтобы потом не было торговли: часть таинств у католиков, часть у православных. Бывает, что венчаются в одной Церкви, детей крестят в другой. Есть такой крест — жить семье в двух конфессиях. Я спрашиваю: поднимете? Сможете? Я вижу, что некоторые живут.

Стараюсь помочь, чтобы не было ситуации «кто кого перетягивает». Прошу решиться, в какой конфессии дом будет жить, где они примут Таинство Брака — чтобы там и крестили детей и сознательно жили дальше. Плохо, если люди откладывают это решение на неопределенное будущее. Всегда присоединяются семьи — родители, которые хотели бы отвести внуков в костел.

Надо учитывать, что Польша — очень традиционная страна, здесь религиозность культивируется. Первое причастие ребенка в 7–8 лет — это такой праздник в семье, что к этому готовят дом и костюмы, подарки детям. Люди берут кредиты, делают ремонт в квартире, родные съезжаются из других городов. Поэтому давление общества на уходящих из костела очень велико. И я говорю молодым: если вы сегодня будете скрываться, не решитесь сказать родителям, как будете жить и в какой Церкви, то потом будет только тяжелее, и выдержите ли вы? Я не рассказываю в красках, это должно быть собственное решение взрослых людей, это они берут на себя ответственность, и ее нельзя сбрасывать ни на священника, ни на епископа (у нас на межконфессиональный брак всегда требуется благословение архиерея, а с протестантами — любыми — венчание невозможно).

Даже если католикам в костеле говорят, что они могут у нас причащаться, мы их не причащаем. Исключение может быть только в случае смертной опасности — когда, например, крестить может мирянин и даже без воды. Но угроза смерти и неделя отпуска в Греции — это разные вещи. С нашей точки зрения причащать католиков в обычных обстоятельствах нельзя.

Людям в семье нужно найти общее согласие о вероисповедании. Это должно быть ясно с самого начала, иначе будут сложности, вплоть до того, что я видел, как браки распадались. Люди расходятся, а там уже дети, ответственность.

Кроме того, нужно помнить, что дети вырастут, и все, что ты заложишь, принесет плоды. Он сам решит, пойти ли ему в Католическую или в Православную Церковь.


— Главное, чтобы ребенок атеистом не стал.

— Эта опасность есть. Если родители будут ссориться из-за Бога, ребенок потом никакого Бога не захочет. Если родители страдают и спорят из-за этого, он может Бога просто возненавидеть. Это будет поражение для духовности семьи.

За мою практику только одна девушка пошла в костел, остальные венчались в православной церкви. На самом деле, если даже ребенок крещен в костеле, но он видит, что православный родитель живет по вере, видит не только традиции и формализм, не только внешнее, то он примет православие. У меня была на приходе девушка, которая ждала, чтобы ей исполнилось 18, чтобы перейти в православие — таково было условие ее родителей, и отец-католик с уважением принял решение дочери.

— Приходская жизнь продолжается после службы?

— Конечно. Мы, например, ездим в паломнические поездки. Когда собрались в первый раз, в автобусе было только трое наших прихожан, а остальные были — католики, примкнувшие к нашей поездке как к экскурсии. А когда недавно ездили, в автобусе уже была только одна католичка, и то она не чужая Православию и нашему приходу: она ходит на иконописные курсы при храме, и я вижу, как для нее это важно. Когда она вышла на пенсию, она решила заняться своей духовной жизнью. Когда мы освящали в храме первую написанную ею икону, я видел, как она плакала.

— Кроме иконописных курсов, есть ли воскресная школа для детей?

— В Польше в государственных школах преподается Закон Божий. Наши православные дети разбросаны по множеству школ, каждый учится в своей. Закон разрешает открыть межшкольный катехизический пункт при православном приходе — и у нас он зарегистрирован. Начиная с садика, потом в начальной школе, гимназии, средней школе — они получают у нас свидетельство с оценками, которые идут в их государственный аттестат. Есть школьная программа для каждого класса, утвержденная государством. Правда, у нас мало детей, около 40, и мы можем соединить два класса, но программы придерживаемся.

Конечно, главное — воцерковление детей, чтобы они чувствовали, что они не одни. Я хочу, чтобы они сплотились. Проповедь я всегда говорю не после Евангелия, а в самом конце службы, и дети от проповеди освобождены: они в это время идут на верхний этаж, в приходской зал, а там дежурные родители уже приготовили для них завтрак. Потом родители, внимательно выслушавшие батюшку, расходятся общаться — вокруг много кафе, а дети — на занятия по группам.

— У общины хватает средств содержать храм? Государство не помогает?

— Церковь полностью отделена от государства, приход должен содержать себя полностью: зарплата священнику, ремонты, коммунальные услуги. Если бы мы жили только на пожертвования прихожан, было бы очень сложно. Бог знает. Но у нас есть помещения на первом этаже, мы их сдаем, и это позволяет откладывать на ремонт и какие-то покупки для храма. Сейчас на первом этаже магазин товаров для художников (холсты, краски). В нашем иконописном кружке учащиеся тоже делают взносы, и это позволяет оплатить хотя бы электричество в приходском здании. Стараемся избежать и прямой коммерции, и такой ситуации, когда не на что будет оплатить коммунальные услуги.

В Польше еще важно, что каждый человек прикреплен к приходу того храма, ближе всего к которому живет. В Кракове один храм, это не так ощущается, но и здесь, если вы придете в другой храм и попросите крестить ребенка или совершить венчание, вам скажут: у вас же есть храм, идите туда. Здесь нельзя, как в Москве, ездить на другой конец города. Когда появляется новый приход, даже если храм еще не достроен, туда назначается настоятель, и все местные жители должны ходить туда. Если бы такие же правила были в Москве, храмы по «программе-200» строились бы быстрее.


— В России в городе священник редко живет при храме, как вы.

— В Польше это нормально. Если строится храм, то рядом строится приходской дом, где будут жить священники этого храма. В России так же было до революции. Даже если нет никаких табличек, в ближайшем к храму доме будут искать священника. Люди приходят, звонят, пишут по e-mail с самыми разными вопросами. Кто-то интересуется православием. Звонят учителя, профессора, директора, чтобы я рассказал о православии. Есть чисто житейские вопросы. Бывает, что обращаются с просьбами и с общественными вопросами, приглашают на мероприятия — городские, культурные.

— В том числе межконфессиональные?

— Например, была встреча «Вера, сила и мощь» — чтобы людям, особенно молодым, которые ищут веры, ищут ответов на самые главные вопросы, чтобы не потеряться в мире этики, но которым почему-либо сложно переступить порог храма, дать возможность встретиться с нами на «нейтральной территории». Собрались на футбольном стадионе. Прочитали отрывок из Евангелия, католик рассказал свое толкование, я рассказал свое, еще был лютеранин. Потом мы должны были выйти на поле, чтобы к нам могли подойти, но по правилам стадиона это оказалось невозможно. Потом все прошли с шествием в Краков — чтобы показать, что среди христиан есть и молодые люди. Среди светского секуляризированного общества нам иногда уже говорят в глаза, что христиане часто стыдятся своего христианства. Пока моих детей заставляют снимать крестики только в бассейне и в больнице — объясняя это техникой безопасности.

— Праздный или даже пьяный интерес к священнику в Кракове — редкость?

— Этого не избежишь, но это не такая частая проблема. Я и по городу обычно в рясе хожу, только в садик за детьми иду без рясы — так принято. На самом деле людям нужно видеть священника в рясе. У меня и бомжики есть знакомые, одного моя дочка называет только «твой друг»: «Папа, пришел твой друг». Я с ним уже несколько лет назад встретился, и он мне понравился: хотя он в сложном положении, у него не пропадает улыбка. Бывает, конечно, что домофон кто-то нажмет в два часа ночи. Кто-то для шутки, а кто-то выпил больше, чем может. Но чтобы это прямо осложняло жизнь — я бы не сказал.

— В Кракове всегда был единственный православный храм?

— Краков был столицей Польского королевства, и есть сведения, что сюда приходили еще ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия. Но от Средневековья осталась только археология, а не доказательства существования общины. Затем все короли, даже если они не были поляками, принимали католичество, и оно здесь царило. Брестская уния 1596 года — трагическая дата для православных в Польше, когда возникает Греко-католическая Церковь. Была идея сделать из двух церквей — православной и католической — одну, но в итоге вместо двух получилось три. Поскольку Краков — столица этой идеи и резиденция короля, который эту идею проводил, здесь исключений быть не могло: никакой речи о православных приходах или структурах здесь не могло быть до начала Первой Мировой войны. После этой войны здесь оказалось много интернированных в лагере для пленных с Востока. Среди них было много православных и католиков. Во львовских архивах сохранилась дата: в 1918 году там были отслужены первые богослужения, поскольку среди интернированных были и православные священники.

Храм был открыт и освящен в 1923 году. На самом деле это парадокс: в период между Первой и Второй Мировой войной православные храмы в Польше наоборот закрывались и разрушались, особенно на территории, принадлежавшей при разделе Польши Российской империи. После Первой Мировой из считали наследием оккупации, а поскольку Русская Православная Церковь была секуляризирована (т.е. все ее имущество перешло государству), польские власти разрушали храмы под предлогом, что это военный трофей. Были разрушены сотни храмов. А в Кракове наоборот: здесь стояла армия маршала Пилсудского. Среди военнослужащих в гарнизоне было около 3,5 тысяч православных, и для них и их семей открыли храм. Маршал Пилсудский был мудрым стратегом и знал, что нужно позаботиться о нравах своих воинов. Были здесь и православные мирные жители: пусть несколько десятков, но это были коренные жители Кракова.

— Правда, что приход открыли в здании бывшей синагоги?

— Сначала храм был не здесь. В 1923 году перестроили часть здания бывшей конюшни. Сейчас это здание Малой Оперы на улице Любич. Второй храм открылся в 1927 году в большом зале в военном гарнизоне — сейчас это улица на Гроблях, с Вавеля видно гостиницу Шератон — туда вошли помещения бывшего гарнизона.

Когда в 1939 году немцы вошли в Краков, они выселили и польских военных, и православный приход. Какое-то время храма не было вовсе.

Там, где храм находится сегодня, в 1932 году евреи открыли молельный дом благотворительного общества. В 1939 году он был ликвидирован немцами, как и все остальные синагоги. В этом здании немцы устроили мебельную мастерскую. Когда православные попросили дать им здание, им сказали: договоритесь с новым владельцем, а власти возражать не будут. И с 1940 года сначала только комната с храмом, а потом и весь дом стал принадлежать приходу. История прихода изложена подробно на сайте: krakow.cerkiew.pl


Храм Успения Божией Матери находится на улице Шпитальна, дом 24.
Экскурсия по церкви проводится ежедневно в 15-00
для групп от 10 человек за добровольное пожертвование .

Беседовала Александра СОПОВА.
Фото Александры СОПОВОЙ, сайта krakow.cerkiew.pl

Версия для печати

Тэги: Церковь  Паломничество  Приход  Поместные Церкви 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Православие в католической столице Польши

Единственный православный приход в почти миллионном Кракове объединяет профессоров и студентов, поляков и иммигрантов. Здесь все непривычно для русского глаза: стоящий в ряду других таких же домов дом — только маленький куполок над входом говорит, что это церковь; несколько лестничных пролетов до входа в сам храм; священник живет прямо при храме. О жизни православных в Кракове рассказывает его настоятель протоиерей Ярослав Антосюк.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.