Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела.
Братия на входе в соборный храм
Гордость
Первое, что встречает паломников в Ватопедском монастыре, — стопка анисовой водки и тарелка с лукумом. Средних лет монах с розовыми щеками, согнувшись в полупоклоне, обносит паломников угощением и просит подождать на диванчиках, пока готовятся комнаты. «Меня не фотографируйте, — просит отец N. — Преступник. Я — преступник. Если меня увидят, то посадят в тюрьму». Я не вполне понял, что он имеет в виду. Недоумение мое возросло еще больше, после того как другой афонит попросил у меня благословения при встрече, а еще один представился «Теодором грешником». Что здесь вообще происходит?
Архимандрит Ефрем был арестован 28 января. Прибыв на остров, полицейские направились не в Священный кинот (правящий орган Святой горы), а сразу в монастырь, тем самым нарушив афонские законы, гарантируемые греческой конституцией. Монахи имели полное право закрыть ворота, и тогда полицейским пришлось бы возвращаться ни с чем или брать тысячелетнюю крепость штурмом. Но отец Ефрем благословил встретить полицию как дорогих гостей — полицейским предложили традиционное угощение и сварили кофе, а для тех, кто остался дежурить в машинах, отцы вынесли угощение на улицу.
Свой арест отец Ефрем воспринял намного спокойнее, чем 120 его чад. В течение последних 22 лет он был «духовным врачом, учителем, руководителем, пастырем и отцом» для монастырской братии. Два раза в неделю геронда (по-гречески «старец») проводил с ними беседы. «Он говорил те вещи, которые в тот конкретный момент были для нас наиболее важны — как молиться, как действуют страсти, — рассказывает один из монахов. — Его беседы всегда содержали практические советы: делай то-то — и будут слезы, делай то-то — и будет молитва. И это звучало так же просто, как если бы он сказал: взбивай молоко — и будет масло».
Когда единогласно избранный духовник монастыря оказался в тюрьме, его духовные дети все так же два раза в неделю собирались в зале: читали его послания или же включали видеозапись прошлых собраний. «Многие замечали, что сила его слова оставалась тойже, что и при живом общении, — рассказывает монах Адриан, руководитель издательского отдела монастыря. — И это не человеческое достижение, а благодать Божия, которая по молитвам геронды восполняла его отсутствие. Геронда в тюрьме проходил крестные испытания и молился о нас, поэтому пластиковые слова на пленке наполнялись силой живого слова». Что чувствовалимонахи, когда им читали письма духовника из тюрьмы? «Многие бы ответили, что внутренне они плакали, — говорит отец Адриан. — Но это не слезы. Это чувство, которое святые отцы называли радостопечалием. Оно рождалось потому, что происходившее было крестом в том числе и для братии. А любой крест вместе с болью и страданиями всегда содержит внутри себя и радость.»
Богослужение в соборном храме. Центральный неф разделен на три «комнаты», через которые от входа до алтаря идет коридор
Гнев
Монахи даже не пытаются разобраться в сложившейся ситуации. Потому что, по словам отца Адриана, «если начать рассуждать логически, обязательно впадешь в отчаяние от абсурдности происходящего». Действительно, если познакомиться с ватопедской версией, возникает впечатление, что греческое государство ведет себя по отношению к Церкви примерно как Советы в 1917-м. Нынешняя партия власти попала в парламент на волне «ватопедского скандала», и оправдание архимандрита Ефрема может выбить у них из-под ног политическую опору. Поэтому они стараются не допустить опровержения обвинения, которое последние три года всячески смакует греческая пресса, — обвинения «алчного игумена» в том, что он обманул правительство.
Монахи избегают выступать с публичными заявлениями в свою защиту. Причем в первую очередь они опасаются не за себя, а за больного диабетом отца Ефрема, у которого за время пребывания в тюрьме подскочил уровень сахара в крови и, как следствие, резко ухудшилось состояние здоровья. При этом отец Ефрем каждый день служил литургию в тюремной церкви и принимал исповедь.
До его ареста на службу в тюрьме приходило человек десять, с его появлением количество прихожан резко увеличилось. Кроме того, на исповедь бесконечной вереницей потянулись женщины, которые не могли получить от него духовного совета, пока он находился на Святой горе. В прессе начали появляться гневные статьи, в которых начальника тюрьмы критиковали за то, что он превратил государственное учреждение в исповедальню. «Если бы геронду оставили в тюрьме, он, наверное, стал бы святым. Но что было бы с нами?» — сетует один из монахов.
В комнатах вдоль стен в стасидиях располагаются монахи. Благодаря такому распределению в храме помещается большое количество людей, но при этом не создается суеты и шума
Лень
Пять дней я прожил в Ватопеде на правах паломника. Жизнь монастыря подчиняется жесткому уставу и течет строго по распорядку. Подъем в 3.30 утра, богослужение — в 4.00. После соборного богослужения братия расходится служить литургию по маленьким храмам. В общей сложности богослужения занимают у монахов около восьми часов в сутки плюс келейное монашеское правило, которое состоит из Иисусовой молитвы и земных поклонов — их количество определяется для каждого индивидуально. Во время послушаний братия также творит Иисусову молитву. Молятся обязательно вслух, чтобы не отвлекаться и не разговаривать друг с другом. Вслух не молятся те, кто занимается умственным трудом, например, издательский отдел или программисты.
После повечерия (в 19.30) бывает небольшой промежуток времени, примерно около часа, когда есть возможность поговорить друг с другом. Часто общение происходит на площади между храмом и трапезной. Затем звучит «колокол молчания», после его удара разговоры с кем-либо, в том числе с паломниками, не благословляются. «Много болтать вредно, это негативно сказывается на монашеском делании», — замечает один из насельников. По его словам, у монахов нет особой необходимости в общении друг с другом: «Если монах внимателен к себе, соблюдает монастырский устав и не скрывает помыслы от геронды, благодать его утешает и у него нет большой потребности говорить». Монахам строго запрещено заходить в кельи друг к другу или к паломникам. Единственный человек, на которого этот запрет не распространяется, — врач. Телефоны, радио и телевизор, тем более интернет также запрещены. Исключение делается для некоторых послушаний, например издательского отдела. За пределы монастыря без благословения никто не выходит. Для монахов, которые не имеют возможности без ущерба для дела оставить свое послушание, существует внутренняя радиосеть, по которой транслируется богослужение из храма. Треб в монастыре не совершают. Правда, иногда, в исключительных случаях, крестят в море. Исповедоваться братия может так часто, как пожелает. Игумен благословил всех приходить к нему не реже чем раз в полторы недели. Не обязательно для исповеди, можно просто для беседы. Пока геронда находился под стражей, исповедь принимали несколько иеромонахов.
Паникадило в ближайшей к алтарю части храма. Во время службы паникадило раскачивают длинным шестом. Зачем раскачивать? «Во время службы по храму летают херувимы, и задевают крылами за паникадило, поэтому оно раскачивается», – объясняет один из монахов
Чревоугодие
Причащаются отцы четыре раза в неделю после постных дней. Великим постом — каждый день, а первые два с половиной дня полностью воздерживаются от пищи и питья. Постятся на Афоне обычно в понедельник, среду и пятницу. В эти дни на столах отсутствует даже оливковое масло. В обычные дни на столах есть сухое вино, листья салата, иногда рыба, овощи и фрукты. Большая часть продуктов выращивается на окрестных землях, которые заняты садами, виноградниками и масличными рощами. Чтобы разнообразить белковый рацион, монахи разводят улиток. Готовят их просто — маринуют и запекают в печи. Ходят слухи, что некоторые монастыри Афона промышляют подводной охотой, но в Ватопеде своих охотников пока нет. Молочные продукты на столах, за исключением сыра с материка, отсутствуют. На десерт монахи готовят пирожные на манер тирамису, которые заворачивают в золотую фольгу и кладут на столы братии и паломников. Выносить еду из трапезной разрешается только больным. В келье и на послушании можно пить чай, но на это надо взять благословение. Вообще благословение берут на любое, даже самое незначительное действие.
После общего богослужения братия расходится служить Литургию по маленьким храмам, которых на территории монастыря более 25. Этот конкретный храм находится в келии старца Иосифа Ватопедского
Скупость
Монахи, которые учатся, могут попросить в келью CD-плеер или кассетный магнитофон. Если в магнитофон встроен радиоприемник, его выламывают. Вообще, если монаху нужна даже такая мелочь, как туалетная бумага или зубная паста, он обращается к игумену монастыря. Для записи текущих нужд у каждого есть небольшой блокнот, куда и записывается все необходимое. Затем листок вырывают из блокнота и отдают на подпись игумену. Если отец игумен его подписывает, перечисленное можно получить на складе. Единственное, что выдается без благословения, — сами блокнотики, они есть у всех, и у всех одинаковые. Один из монахов рассказал, что в шутку называет свой блокнот «универсальной монастырской чековой книжкой». «Сюда можно написать все что угодно — от шампуня до шкафа. И если подпись стоит, то считай, что у тебя это есть», — говорит он.
В то же время без благословения монах в буквальном смысле не внесет в келью даже иголку. Более того, большинство насельников раз в месяц устраивают ревизию своей кельи с целью найти предметы, от которых можно избавиться. «Каждая вещь съедает время. Чем больше у тебя вещей, тем больше они отнимают времени от главного», — объясняет один из монахов.
Икон в келье можно иметь не больше пяти-шести, примерно столько же книг. Лампад и свечей в кельях нет вовсе. Про некоторых подвижников известно, что они спят на полу на подстилке.
Комната, в которой жил почивший в 2009 году Иосиф Ватопедский
Зависть
Как-то слабо верится, что при такой строгости к себе и одновременно удивительно теплом отношении к паломникам монахи могут стремиться к личному обогащению. Но, может быть, архимандрит Ефрем зарабатывал деньги для монастыря? С таким вопросом я отправился к эконому монастыря монаху Арсению, который вместе с отцом Ефремом является обвиняемым по «ватопедскому делу». Монастырская версия событий несколько отличается от той, что представлена в греческих СМИ и российских блогах. «Люди слабо информированы, многие просто негативно настроены, но не могут объяснить, почему», — говорит отец Арсений. Вкратце его рассказ сводится к тому, что монастырь всегда шел навстречу государству и каждый раз был им обманут. Во время греческой войны за независимость от Османской империи монастырь поддержал восставших, и за это турки отобрали у него озеро Вистонида. После победы греческое правительство отказалось возвращать озеро монастырю. Ватопед принял во внимание тяжелое положение новообразованной страны и предложил за озеро два обширных земельных участка. Государство согласилось на обмен, забрало участки — и оставило озеро себе. После этого государство вынудило Ватопед отказаться от всех прав на озеро и взамен предложило долю от доходов с рыбного производства на озере. На эти деньги Ватопед содержал Афониаду — первый и на тот момент единственный вуз Греции. Когда в Ватопед пришла молодая братия, она смогла отсудить у государства права на озеро. Государству снова это не понравилось, и оно предложило обменять озеро на объекты олимпийской недвижимости, к тому моменту заброшенные. Монастырь опять согласился, и... был обвинен в махинациях. Ради сохранения мира Ватопед предложил вернуть государству недвижимость, но государство отказалось. Сначала Ватопед хотел открыть в полученных двух домах больницу, но, увидев, что здания построены некачественно и не выдержат предполагаемой нагрузки, решили их продать. Сделка по продаже, несмотря на соблюдение всех возможных процедур, была объявлена незаконной, архимандрит Ефрем арестован, а сам монастырь подвергся полной финансовой блокаде: все счета, в том числе не относящиеся к продаже, заблокированы. (Монастырские счета — не роскошь, а необходимость: по греческим законам каждый проект, будь то реставрация часовни или покупка топлива для электростанции, требует открытия отдельного счета.) Будучи отрезанным от всех своих денег, Ватопед сейчас испытывает затруднения с приемом паломников. Когда скандал только набирал силу, монастырь неоднократно предлагал греческим СМИ опубликовать документы по сделке, но везде получал отказ. «Как правило — и вам, русским, это знакомо как никому, — именно государство отнимает имущество у церкви, но никак не наоборот», — резюмирует отец Арсений.
Палочки, которыми Иосиф Ватопедский стегал себя, если начинал засыпать на службе
Мошенничество
А как быть с кипрскими офшорами, которые якобы есть у монастыря? В ответ на это подкованный в финансовых вопросах отец Арсений устроил мне краткий ликбез. По его словам, четкого определения термина «офшор» не существует. Офшором (буквально «вне берега») можно назвать компанию, зарегистрированную на неизвестное лицо в малодосягаемой экзотической стране, на территории которой не действуют нормы международного права. По словам отца Арсения, с подобными компаниями монастырь не связан. «Этот термин используют специально, чтобы создать ощущение, что мы действуем тайно и хитрыми способами», — говорит он. — Вообще, геронда Ефрем всегда придерживался принципа полной законности во всех финансовых делах и был в этом вопросе подчеркнуто аккуратен».
При этом Ватопеду действительно нужны значительные средства. Этот древний монастырь, основанный в середине Х века, по своим размерам напоминает небольшое государство. Общая площадь построек — около 100 тыс. кввадратных метров, из них 80 тыс. — древняя архитектура общемирового значения. В монастыре хранится около 400 тысяч реликвий — святынь, икон и предметов искусства. Самые древние относятся к VI веку. Их содержание требует особых условий, а реставрация — денег. Кроме того, монастырь должен поддерживать в хорошем состоянии 150 км. дороги, и 2400 гектаров территории — сады, сельское хозяйство, лес. Порт и залив также нуждаются в постоянном уходе. В год монастырь принимает около 40 тысяч паломников, которым бесплатно предоставляются пища, ночлег и постельное белье.
Для управления финансами монастыря на Кипре были созданы две компании, которые возглавляют доверенные лица из числа духовных чад архимандрита Ефрема. По всем крупным решениям они советуются с ним и советом старцев монастыря. Кипр — часть экономического и правового пространства ЕС. Компании доступны для аудита, платят налоги, и государство знает, кому они принадлежат. «Таким образом, употребление слова «офшор» по отношению к ним — ложь», — объясняет отец Арсений. Доверять управление монастырскими средствами мирянам — давняя традиция Святой горы, которая позволяет не обременять монахов попечением о деньгах. Так поступают практически все афонские монастыри.
Некоторые офшорные схемы могут быть использованы для уклонения от налогов. В этом случае производство находится в одной стране, а фирма зарегистрирована в другой с более низкими налогами. По словам отца Арсения, с точки зрения нравственности такая схема является сомнительной, поэтому монастырь ее никогда не применял. Греческие СМИ обвинили монастырь в том, что он переоформил недвижимость на кипрскую компанию, а та продала ее другой кипрской компании. Таким образом, сделка была совершена за пределами страны, и налог с продажи миновал греческий бюджет. «Это обвинение также не соответствует действительности», — говорит отец Арсений. Монастырь продал объекты напрямую без посредников, с одобрения правящего органа Святой горы, через который должны проходиь все продажи Афонской собственности. Все полагающиеся налоги были уплачены.
Если в монастыре говорят правду, приходится признать, что одна из старейших, мощнейших и наиболее уважаемых православных обителей в мире стала жертвой клеветы. Как реагировать на подобную критику простым верующим? «Когда человек в своей критике руководствуется благими намерениями, то и критика получается справедливой, — считает руководитель издательского отдела Ватопеда монах Адриан. — Но иногда основной причиной критики становится зависть. Иоанн Златоуст писал, что зависть борет даже совершенных, поэтому для верующего человека важно придерживаться святоотеческого принципа «не принимай, но и не отвергай». Не нужно слепо принимать критику на веру. Но не стоит и полностью отвергать ее, потому что это может быть правдой. Такую позицию следует сохранять до того момента, пока свое слово не скажет Сам Господь. Со временем всегда становится ясно, кто был святой, а кто -- клеветник.
Смотрите также наш фоторепортаж и Святой Великой обители Ватопед
Все послушания Ватопеда
Кирилл МИЛОВИДОВ
Версия для печати
Тэги:
Церковь
Поместные Церкви
Монашество
Монастырь
Гонения