18 ноября 1918 года патриархом Всероссийским после двухсотлетнего перерыва стал святитель Тихон (Белавин). Этому событию предшествовали долгие споры о необходимости восстановления патриаршества в России. Поместный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
Президиум: Святейший Патриарх Тихон, слева - митрополит Новгородский и Старорузский Арсений (Стадницкий), справа - митрополит Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий). Фотография. 1917 г.
На протяжении почти всего синодального периода в истории Церкви периодически раздавались голоса о необходимости восстановления патриаршества. Форма управления Церкви, описанная епископом Феофаном (Прокоповичем) по прямому одобрению Петра I не была нормальной, а потому, прежде чем говорить об избрании патриарха Тихона, стоит остановиться на тех сложностях, который Синодальный период принес в Российскую Православную Церковь.
Отношения Петра Великого к Церкви было сложным. Первый российский император в своих письмах и указах регулярно цитировал Библию, всячески подчеркивал, что победы даются ему Богом, что необходимо говорить о христианстве, как о вере, которая способствует укреплению надежды и любви, почитал последнего патриарха Адриана. При этом не любил монашество, считая «чернецов» лицемерами и притворщиками, а в патриархе видел потенциального соперника по власти и авторитету.
Детство царя было непростым – за бунтом стрельцов, за его сестрой Софьей стояли консервативные круги, с которыми можно было ассоциировать и духовенство. Кроме того, недавнее столкновение патриарха Никола с царем Алексеем Михайловичем также не добавляло молодому царю желания иметь рядом с собой Предстоятеля Церкви. После смерти патриарха Адриана Петр был занят войной и реформами, и лишь 25 января 1721 года был принят закон «Регламент или устав духовной коллегии», устранявший патриаршество и заложивший основы для превращения Церкви в одно из государственных ведомств.
По новому закону главой Церкви фактически становился император, а сама духовная коллегия представляла собой ведомство, где было несколько епископов, священников и чиновников, одним из которых являлся обер-прокурор. Первоначально это должность не имела большого значения и на нее могли назначаться военные низких чинов, но со времени Александра I обер-прокурор начинает играть все более заметную роль в управлении Церковью, и уже к середине XIX века приводит к конфликтам. Так в свое время два самых видных русских иерарха, два Филарета – Московский (Дроздов) и Киевский (Амфитеатров) – вышли из состава Синода в знак протеста против всесилия графа Протасова. Как образно заметил свт. Филарет: «Шпоры генерала цепляются за мою архиерейскую мантию». У Лескова есть очерк «Борьба за преобладание», посвященный как раз синодальным баталиям. Очень поучительный.
Несколько десятилетий спустя, в Синоде, находившемся под крылом Победоносцева, такие демарши были попросту невозможны, поскольку этот обер-прокурор принимал решения почти исключительно из своих соображений и пренебрегал мнением иерархов.
Всемогущество государства в делах Церкви было заложено еще Феофаном (Прокоповичем), называвшем царя епископом над епископами: «Могут государи епископами народа, себе подданнаго, нарицатися. Имя бо епископ значит надсмотритель… Государь, власть высочайшая, есть надсмотритель совершенный, крайний, верховный и вседействительный, то есть имущий силу и повеления, и крайняго суда, и наказания над всеми себе подданными чинами и властьми, как мирскими, так и духовными». Это цитата из проповеди соратника Петра I является крайним выражением цезарепапизма. На практике это иногда приводило к печальным последствиям – император Павел I отказался снимать шпагу при венчании на царство, а затем причастился как священник у престола.
К началу ХХ века синодальную систему критиковали многие епископы и священники. У императора Николая II не один раз просили разрешения собрать Поместный собор, на котором предполагалось обсудить вопрос о восстановлении патриаршества. Сергей Нилус и ряд других авторов приводят апокриф, рассказывающий о том, как несколько православных иерархов пришли к Николаю II просить о восстановлении патриаршества, а тот предложил в ответ, что он сам примет постриг и будет возведен на патриарший престол, а престол отдать сыну. Как в ΧVII веке: патриарх Филарет (Романов) и царь – его сын Михаил Федорович.
После февральской революции 1917 года вопрос о восстановлении традиционной формы управления Церковью становился все более актуальным. Необходимо было срочно создать структуры, позволяющие принимать решения в Церкви независимо от формы правления в государстве.
У идеи восстановления патриаршества были противники и в самой Церкви. Они боялись, что первосвятитель Московский со временем может начать действовать также, как обер-прокурор: принимать решения, не оглядываясь на мнение епископата, священников и мирян. Чтобы этого не произошло, предлагалось ограничить функции предстоятеля Церкви во внутрицерковных делах – он должен был оказаться регулятором ведения дел в Синоде, состав которого не зависел бы от патриарха.
Эта схема управления Церковью представлялась наиболее демократичной – важнейшие решения принимает Поместный Собор, а первосвятитель занимает место своеобразного секретаря, который лишь координирует повестку дня. Отметим, что и сторонники восстановления нормального управления Церковью говорили о необходимости четко определять права и обязанности патриарха, что позволил бы избежать угрозы абсолютизма уже внутри Церкви. Протоиерей Феодор Титов еще в самом начале ХХ века говорил, что, «установление па¬триаршества было не столько церковной инициативой, сколько гражданской ре¬формой, задуманной по воле гражданского правительства для возвышения автори¬тета Московского государства. Учреждение патриаршества было предпринято под влиянием главным образом политических соображений». Заметим, что эта позиция опирается на исторические факты. Патриаршество на Руси было введено в конце XVI века, а фактически автокефальной Церковь была примерно за сто лет до этого события.
Последующие события показали, что сторонники восстановления патриаршества на Руси видели дальше своих оппонентов, предполагавших, что преследований Церкви не будет. Будущий священномученик Иларион (Троицкий) на Поместном соборе 1917-1918 годов говорил о том, что необходимо «освободить наше церковное управление от тех язв, которые явились печальным плодом двухвекового пленения Русской Церкви властью государственной».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
Патриарх Алексий I: Мне всегда отвратительна революция Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения патриарха Алексия I (Симанского). Переживший крушение того мира, который он любил, великий иерарх, тонкий политик и дворянски сдержанный аристократ, он был очень закрытым человеком. Публикуем фрагмент одного из его писем духовнику, которое проясняет, как он относился к революции: и к октябрьской, и к февральской. Письмо написано через 3 дня после октябрьских событий
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
Учредил ли Сталин РПЦ МП? «Нынешняя РПЦ не настоящая, она учреждена Сталиным», — такова одна из наиболее популярных антиклерикальных формулировок, звучащих сегодня в медийном пространстве. Действительно, в 1943 году политика государства в отношении Церкви резко изменилась. Изменилась ли при этом сама Церковь?
История боголюбцев, или Как патриарх Никон и будущие старообрядцы реформировали Церковь В 1653 году патриарх Никон начал реформу Церкви, приведшую к старообрядческому расколу. По иронии судьбы его оппонентами стали вчерашние друзья из кружка боголюбцев, которые сами попытались проводить радикальные реформы русского общества и веры. Почему же «русская реформация» обернулась страшным расколом?
Февраль 1917: К чему привела «демократия» в Церкви События конца февраля – начала марта 1917 года оказали огромное влияние на жизнь Православной Церкви. Впервые за несколько веков верующие получили возможность выбирать себе епископов. Реальность оказалась гораздо сложнее мечты, и восстановление древних демократических принципов управления епархией обернулось неоднозначным явлением «феврализма»
Что такое Вселенские соборы? 31 мая Церковь празднует память святых отцов семи Вселенских Соборов. Какие решения принимались на этих соборах? Почему они называются «вселенскими»? Кто из святых отцов принимал в них участие? Рассказывает Андрей Зайцев.
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Митрополит Иларион о патриархе Сергии: патриаршество увенчало жизнь выдающегося иерарха 12 сентября исполнится 70 лет интронизации патриарха Сергия. Его личность и отношения с советской властью и сегодня вызывают споры. Как его вклад в историю Церкви оценивает митрополит Волоколамский Иларион, 4 сентября представивший на Московской книжной ярмарке свою книгу "Церковь в истории"?
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Богословием займутся архиереи Накануне праздника Пятидесятницы на официальных церковных сайтах в Интернете были опубликовано шесть новых документов, подготовленных комиссиями Межсоборного присутствия. Ключевые из них посвящены управленческой реформе, ювенальной юстиции и ИНН
Церковная реакция на дело Пусси Райот: замирение возможно? Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма — примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин
Патриарх Кирилл на польском Фаворе Четыре дня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел на канонической территории Ватикана – в Польше, где 500 тысяч православных живут в среде 33,5 млн католиков. Поездка оказалась и новым словом в диалоге Православной и Католической церквей, и «прививкой от комплекса меньшинства»: Патриарх говорил о том, как христианам разных конфессий найти общие твердые основы в секуляризованном мире
Межсоборное присутствие определит процедуру избрания Патриарха Также оно разберется с ювенальной юстицией, ИНН и определит полномочия Поместного Собора. Документ, посвященный монашеству отправлен на доработку, судьба остальных проектов станет известна по результатам заседания пленума Присутствия, открывшегося сегодня в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя
Архиерейский Собор: Первые итоги Итоги очередного архиерейского собора Русской Церкви официально будут подведены только 6 февраля. В то же время о первых результатах Собора можно говорить уже сегодня. Важные детали патриаршего выступления в дайджесте "Нескучного сада"
Каноническая территория Русской Церкви: карта В недавнем интервью греческому агентству Romfea Святейший Патриарх Кирилл рассказал об отношениях Русской Церкви с властями различных стран ее канонической территории. А что означает термин «каноническая территория» и какие страны в нее входят? Рассказывает секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь ЯКИМЧУК. + КАРТА
Репрессии против Церкви при Сталине: в чем логика террора Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.