Адам СТРОК вот уже 8 лет живет вместе с семьей в подмосковном поселке Черноголовка и учит детей английскому языку. Зачем ему это надо? Он говорит, что нашел в России то, чего не смог найти в своей стране.
Американская история
Детство Адама Строка похоже на рассказ Джека Лондона или Диккенса. Родился он в маленькой деревушке, которая хоть и находилась в штате Нью-Йорк, но была оторвана от цивилизации настолько, что пятеро детей из многодетного семейства Строков чувствовали себя окруженными дикой природой, а не «макдоналдсами» и супермаркетами. Отец Адама не слишком баловал вниманием своих детей, считая, что главное для них – больше находится на свежем воздухе. «Поэтому, — вспоминает Адам, — в любую погоду нас отправляли гулять. При этом мы были предоставлены сами себе. Никто не объяснял нам: вот это — береза; а это — подсолнечник. Так что я до сих не знаю названия многих растений».
Детьми в основном занималась мама: она сама обучила всех грамоте, так что Адаму в первом классе школы оказалось нечего делать. При этом мама большую часть жизни находилась в состоянии духовного поиска. Ее история достойна отдельного рассказа, отметим только, что она считалась сиротой и воспитывалась в приемной семье. При этом женщина, которую она всю жизнь считала тетей, на самом деле была ее родной матерью, с этим была связана мамина «личная драма».
Мама Адама всегда была верующей, только на протяжении жизни вера ее несколько раз менялась. Когда она собралась выходить замуж, то приняла католичество, поскольку ее избранник был католиком. Адам также был крещен в католичестве буквально сразу после рождения, поскольку появился на свет весом 1,8 кг, и вряд ли бы выжил, не будь на то особой Божьей милости. Потом мама стала слушать одного хорошего баптистского пастора, и вскоре стала баптистской. Так Адам, начиная с семи лет, стал ходить в баптистскую церковь. Сначала он учился в государственной школе, но в старших классах перешел в школу баптистскую. И это укрепило Адама в вере, помогло ему остаться верующим человеком на всю жизнь. «Тогда в школе закладывались основы религиозного мировоззрения, обсуждались вопросы о природе человека, о путях развития мира, — рассказывает он. – Сейчас в школах отказались от этого, замалчивают эти важные вопросы».
В старшей школе Адам Строк стал «серьезным баптистом»: «Я посещал все богослужения, ходил на занятия по изучению Библии, занимался даже тем, что проповедовал Евангелие по домам». Но постепенно в нем начали расти сомнения. По мнению баптистов, человеку, чтобы спастись, достаточно уверовать в Христа. Но для чего тогда Бог создает столько других людей? Чтобы их погубить? Зачем он так жесток? Этот вопрос довел Адама до того, что годам к 19-ти он совсем отошел от веры.
С этим событием совпали и другие перемены в его жизни: он поступил на службу в американские ВМС. Работая инженером-механиком на военных судах, он зарабатывал себе средства на высшее образование, которое не могли ему обеспечить родители. На получение же государственных субсидий на учебу многодетная семья Строков претендовать на могла, поскольку для этого считалась слишком «состоятельной» при 18 тыс. долларов годового дохода на пятерых детей.
Служба в Морфлоте действительно позволила Адаму накопить деньги на университет, выучить итальянский, поскольку служба проходила у берегов Италии, а также определиться со специальностью, которой стала филология.
После армии Адам поступил в Вермонтский университет, где познакомился со своей будущей женой, Еленой, которая оказалась русской студенткой из Института иностранных языков им. Мориса Тореза и приехала в Америку по программе студенческого обмена.
Свадьбу Адам и Елена решили справлять у родителей Елены. Так Адам впервые попал в Россию. Это был 1991 год.
Школа толерантности
Тому, кто пережил в России 90-е годы, не надо объяснять, почему Адам, у которого к кому времени уже родился первенец, начал преподавать английский, делая это очень интенсивно, по 6 часов в день. Почему в России никто не интересовался, есть ли у него диплом или преподавательская лицензия. Пережив путч, взятие Белого дома, всевозможные кризисы и дефолты, Адам в 1999 г. решил все же вернуться в Америку, но теперь у него была конкретная цель — за семь лет, проведенных в России, он понял для себя главное: он хочет учить детей.
Но устроиться в Америке учителем даже в самую обычную школу оказалось не так-то просто. Система образования в Штатах допускала к работе с детьми только тех, кто прошел специальную педагогическую подготовку. Университетский диплом права преподавания в школе не давал, преподавательский опыт в России во внимание не принимался. Адам оказался без работы, а учеба на преподавательских курсах снова требовала денег – ситуация оказалась тупиковой. Выручили друзья, пригласив переехать в Калифорнию, где из-за острой нехватки учителей можно было устроиться в школу с условием — параллельно учиться на преподавательских курсах.
Школа, с которой столкнулся Адам, придя на работу, была совсем не похожа на ту, в которой некогда учился он сам. Система образования за двадцать лет сильно изменилась. Школы стали закрыты для родителей. Теперь в них в обязательном порядке дежурил полицейский. Изменились и нравы: был случай, когда мальчик был убит вне школы своими одноклассниками.
«Я понял одно, – говорит Адам, – школа служит интересам государства и большого бизнеса, а совсем не интересам родителей. Система обучения выстроена так, что ребенок только формально может получить образование, позволяющее ему продолжить учебу в университете. На самом деле в школе больше дают навыки, необходимые обслуживающему персоналу и потребителю: умение разобраться в инструкции, понять рекламу, принять решение, что покупать и т.д. Когда я увидел работы нынешних школьников, я понял, насколько сильно упал уровень требований, работа девятиклассника была на уровне работы ученика шестого класса моего времени. При этом от учителей требовалось одно: уважать права детей. Так, когда на школьную дискотеку кто-то из детей притащил надувную розовую куклу, директор спросила лишь, одета ли она. В школьном спортзале крутили музыку, призывающую подростков занимать определенные позы, что те с удовольствием делали, и учителя не могли воспрепятствовать этому: это могло повлечь за собой увольнение. Я работал в разных школах: в Калифорнии и в Нью-Йорке, в частных школах и в государственных, и везде была примерно одна и та же картина».
Но еще большее потрясение ждало Адама на учительских курсах. «Вопреки ожиданиям на занятиях нас совсем не учили профессии, в первую очередь нас учили тому, как пропагандировать толерантность. Учитель, независимо от того, был ли это учитель географии или математики, должен был каждый свой урок строить так, чтобы сквозь него красной нитью проходила тема толерантного отношения к разным религиям и национальностям. На занятиях по педагогике нас постоянно заставляли читать какие-то брошюры активистов, защищающие интересы испанцев, африканцев, призывающие разделять их чувства. В какой-то момент я не выдержал и выступил в защиту коренных американцев. Я рассказал про семью Инглз, героически осваивавшую земли Дикого Запада, про слепоглухую девочку Хелен Келлер, ставшую писательницей. Но после занятия преподавательница так «наехала» на меня, что я понял – если хочу получить зачет, то лучше молчать. Было и такое занятие, в конце которого преподавательница всем объявила, что она лесбиянка, и всех пригласила принять участие в готовящемся гей-параде. И это тоже должно было учить нас «толерантности». Но я видел, что насаждая толерантность, американская система образования не защищает чьи-то права, а воюет с христианской традицией, которая была в школе в моем детстве. Сегодня развитие «толерантности» дошло уже до того, что само слово «sex» утратило в языке свое первоначальное значение «пол». Теперь, если имеют в виду «пол», а не «cекс», употребляют слово «род» (gender). С недавних пор в Америке и календари стали издаваться с праздниками всех мировых религий, а не только с христианскими, как раньше. В такой ситуации я снова стал все больше задумываться — а к какой вере отношусь я?».
Путь в Россию
Жена Адама Елена оказалась православной христианкой. Когда она приезжала с детьми к мужу в Америку, то старалась ходить в храм. А поскольку православных храмов в Америке не так много, то Адаму приходилось ее и детей туда возить. В Калифорнии она была прихожанкой храма Рождества Богородицы в Менло-Парке, настоятелем которого был отец Валерий Буланников.
Адам ездил с семьей в храм, но никакого интереса к богослужению не проявлял. А после службы приходилось оставаться на трапезу – так Адам познакомился и начал общаться с православным священником.
Тогда же и возник новый интерес к вопросам веры, он много читал: Клайв Люьис, и особенно Гилберт Честертон стали для него своего рода «отцами Церкви».
Именно их эссе о христианстве помогли Адаму снова увидеть померкший было для него свет Евангелия. И все же неизвестно насколько растянулся бы период прихода к православию в жизни Адама, если бы ни один случай.
«Когда занятия на педагогических курсах близились уже к концу, мы все-таки не выдержали и возмутились тем, что нас не учат профессии. Приехала комиссия — было разбирательство, нас хотели отчислить. В конце концов мне все-таки выдали «корочку». Но я уже понял, что не смогу со своими воззрениями работать в школьной системе. И тогда со своими сомнениями я пошел в храм в Сан-Франциско к о. Виктору Соколову. Не помню точно, что он мне говорил, но в конце беседы все мои сомнения насчет жестокости Бога как-то вмиг рассеялись. На прощание батюшка мне сказал: «У тебя впереди замечательная жизнь».
И тогда я пошел в храм, куда ходила моя жена, и там исповедовался у о. Валерия. Он же меня и миропомазал, поскольку я уже был крещен. А через две недели я улетел из Калифорнии в Россию, и закрыл свою жизнь в Америке. Мое воцерковление стало приятным сюрпризом для жены. Через 10 дней мы с ней обвенчались».
Так Адам поселился в Черноголовке: на родине своей супруги, в подмосковном поселке ученых, одними из первых жителей которого были родители Елены. Сейчас у Адама и Елены уже четверо детей. Не все в русской жизни устраивает гражданина Америки, но он рассуждает об этом философски: «Когда брак международный, кому-то все равно придется быть иммигрантом. Мне это легче перенести, тем более что я обрусел. Я выучил язык. Многое из того, что меня окружает, стало частью меня: в Америке, например, не знают, кто такой Чебурашка или Окуджава. Я считаю, что в духовном плане в России фундамент лучше. Если в Америке бабушки видятся с внуками два раза в год, если в школах не учат стихи, а устраивают встречи обычных и «голубых» детей, то какая разница, сколько при этом машин стоит в твоем гараже? То, что делают бабушки в России, по-моему, очень ценно: они читают детям книжки, а не занимаются самореализацией за тысячи километров. Или вот я видел на Щелковском шоссе плакат «Чти отца своего и мать свою». В Америке такой плакат не провисел бы и часа: его бы сочли нарушением прав атеистов».
При этом Адам вовсе не отказывается от культуры своих предков. «Американская история, — говорит он, — знает много имен великих деятелей, которые добились в жизни всего исключительно собственным трудом: Вашингтон, Линкольн, или например, Лаура Инглз, написавшая автобиографическую повесть о том, как их большая семья жила в условиях освоения индейских территорий». Не хватает Адаму в России и Рождественских колядок (Christmas carols), которые в Америке начинают звучать повсюду, начиная с Дня Благодарения, скликая в отчий дом разбросанных подчас по всей стране членов семьи. Адам традиционно отмечает в России западное Рождество, которое, как он говорит сам, есть в большей степени дань культуре. Духовный же праздник для него – Рождество православное.
Со своими детьми Адам хоть и старается говорить по-английски, но они все же растут русскоязычными в отсутствии языковой среды. Зато он в полной мере реализует свой педагогический талант, занимаясь английским языком с черноголовскими школьниками.
В России Адам даже не стал пытаться устроиться в государственную школу, не столько потому, что она также постепенно меняется по типу американской, сколько из-за несогласия с традиционной методикой преподавания английского языка. Адам работает на курсах английского языка, и недостатка в слушателях не испытывает. Он начинает работать с детьми «с нуля» с 6-7 лет. Первые два года занятий – это курс погружения в английскую речь. Сначала дети даже не знают, что он говорит и понимает по-русски. Он говорит с ними по-английски на очень простом языке, используя близкие или знакомые детям по звучанию слова. Со второго года обучения дети начинают работать со словарями, учатся улавливать слова в потоке речи и понимать общий смысл высказывания. На третьем году обучения Адам приступает к грамматике и только на английском языке. И лишь в четвертом классе, когда грамматика требует каких-то сложных пояснений, Адам может перейти на русский. Наши издательства, идя навстречу пожеланиям общественности, недавно выпустили русифицированную версию англоязычных учебников, которыми пользуется Адам. «Оказали мне медвежью услугу, — сетует учитель, — мои-то ученики привыкли все разбирать по-английски».
Как в дальнейшем сложится его судьба и судьба его детей, об этом Адам старается не загадывать, зная, как многое в России может измениться в одночасье. Он не отказывается от американского гражданства. Мечтает съездить когда-нибудь всей семьей к своей матери в Калифорнию. И в то же время не представляет себе, как покинет русский городок, ставший ему родным.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Старшая сестра Жена американского президента и бездомный, выпускник детского дома и доброволец — для всех у сестры милосердия найдется доброе слово. О том, как бросила светскую работу и пришла работать в храм, в трапезную, она рассказывает как о празднике. Молодые сестры чувствуют в ней опору — «как скала», другие говорят — «как мама». Как становятся сестрой милосердия в наши дни? Рассказывает Татьяна Павловна ФИЛИППОВА, главная сестра сестричества во имя св. блгв. царевича Димитрия г. Москвы.
Личность и Церковь: Человек как загадка и ключ Утро, метро, давка на переходе, улицы Москвы, под завязку заполненные толпами пешеходов и автомобилей. Каждый день ставит передо мной одну и ту же загадку: зачем на свете так много людей, ведь явно уже перебор какой-то? Тем более что друг о друге большинство из них ничего не знает и друг для друга ничего не значит.
Почему я не ушла из Церкви «Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
Бессмертие для атеиста Душа по природе своей христианка, говорил Тертуллиан, имея в виду, что зерно веры есть в каждом человеке, даже атеисте. Биофизик Симон ШНОЛЬ как раз из таких — материалистов с душой христианина. Сын репрессированных родителей, он с благодарностью вспоминает свою непростую жизнь, а десять заповедей считает кодексом чести любого приличного человека. Почему не все порядочные люди приходят к вере? Ответа на этот вопрос, наверное, нет. Но и не задаваться им тоже невозможно
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Личность и Церковь: Человек выходит из комы Хрестоматийных «злых бабушек» в храме давно нет. В начале девяностых бывали случаи жалоб от прихожан на некорректные замечания старушек-сотрудниц, но мы сотрудниц быстро перевоспитали, а старушки-прихожанки сами перевоспитались. Теперь бабушки, хотя не всегда бывают правы, но почти всегда бывают приветливы с прихожанами.
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
"В жизни ощущалась таинственная и добрая интрига" Как лучший период своей жизни Рената ГАЛЬЦЕВА вспоминает работу над «Философской энциклопедией» в самые застойные советские времена. Это была попытка возродить подлинное творческое лицо философии. Такая задача, естественно, раздражала идеологическое начальство, и ее можно было назвать «маленьким крестовым походом». По ходу дела Гальцева занималась распространением самиздата русских религиозных мыслителей: «Из-за границы давали книгу, Рената подходила к опечатанному ксероксу и внушала работнице ксерокса, что это очень нужно для России», - вспоминает литературовед Ирина Роднянская. Сегодня Рената Гальцева в интервью «НС» говорит о том, почему, приходя в Церковь, многие художники и писатели начинают писать «хуже» и как не бояться старости
Дмитрий Соколов-Митрич: о своей новой книге и временах, которые не выбирают 8 сентября в Москве в конференц-зале на ВВЦ пройдет презентация новой книги журналиста Дмитрия Соколова-Митрича «Непоследние времена». В ней собраны репортажи и статьи за 10 лет. Зачем нужно было переводить актуальную периодику в книжный жанр? Объясняет автор.
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Плакать, гневаться и смеяться Поэта Тимура КИБИРОВА долгое время приписывали к концептуалистам, известным своими формальными экспериментами и насмешками. Чем дальше, тем больше подобная классификация вызывала сомнение. А сейчас поэт подготовил новый сборник — «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки», который открывает и вовсе неожиданного Кибирова-христианина. Проповедника и моралиста, готового шокировать современное культурное сообщество
Нырок в глубину и путь наверх То, что может делать эта женщина, не укладывается в голове: она ныряет без акваланга на глубину 100 метров, может задерживать дыхание на восемь с лишним минут, плавала с полярными китами в Белом море при температуре воды минус два градуса… О глубине, страхах и Православии — чемпионка мира по фридайвингу, нырянию без акваланга на задержке дыхания, Наталья АВСЕЕНКО.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.