Как не бить себя в грудь, восклицая «я самый грешный». Как не поддаться самому тонкому фарисейству – изображать из себя мытаря.
Уже давно стало вполне привычно ставить рядом мытаря и фарисея как два равно неплохих образца ("фарисей не так уж плох, мы и до него не дотягиваем, и мытареву смирению не научились"): измерять обоих культурно-исторической меркой ("мытарь-мент", "фарисей-студентПСТГУ", "мытарь топ-менеджер", "фарисей-православный активист" и прочее), иногда жаловаться на засилье мытарей, размывающих "нормальное представление о благочестии", фарисействовать «мытарь-style» (более того, это стало частью того самого нормального благочестия).
Как-то это все не о том. Похоже на попытку химически проанализировать следы вина в каменных чашах в Кане Галилейской, а после воссоздать его силами науки.
Вот есть у меня подруга. И она - настоящий мытарь. Без понтов, культурных кодов и традиций благочестия.
Она не бьёт себя в грудь на тему своей грешности. Она вообще не любит пафоса и не терпит патетики. Она красива, умна, иронична и вполне успешна по жизни, особенно если смотреть издалека.
И она уверена – на 100, на 200, на 1000 % – в том, что она не может быть "достаточно хорошей". Что она несёт с собой разрушение любого по-настоящему хорошего дела. Что добро в её присутствии - чудо, которого не может быть. Что её вредно и неприятно любить. Что любые близкие отношения с ней несут с собой мучение, а её участие в любом деле - скорее портит, чем помогает. И даже если дело будет сделано, радости и святости там не останется.
Это не гордыня на тему «ах, какая же я сволочь» - подобные гордецы легко вычисляются по повышенным притязаниям на внимание, сочувствие, а то и материальные «ништяки». Это не медитация на тему "как я много всего натворила" - она не совершала в жизни какого-то выдающегося зла.
Для нее просьба о милости, которую ничем не заслужил - не несет никаких усилий, ни волевых, ни умственных, ни нравственных: иных отношений не то, что с Богом - она и с людьми не представляет. Просто не знает, как это кто-то может быть ей должен. Хотя не могу сказать, что жизнь была к ней ласкова.
Это не жизненная пассивность и не слабость. Она любит и умеет жить, может быть сильной и бороться, но почему-то всегда за других. Но не за то, чтобы её саму оценили, заметили, признали заслуги и признали вообще.
Я тысячу раз пробовал спорить и доказывать. Убеждать словом и делом, что она достаточно хороша, что ей стоит притязать, требовать, навязывать и призывать к ответу. А уж если с тобой обошлись несправедливо... А уж если Бог обещал милость и почему-то не даёт милости...
Бесполезно. Только улыбается.
Нам не было открыто в притче, как и чем грешили мытарь и фарисей за пределами показанной нам картинки. Оставил ли свои грехи мытарь после той молитвы в храме, много ли задолжал Небесам фарисей.
Так я и не говорю, что она праведна или свята. Как и все мы - грешница. Но она единственная известная мне грешница, не могущая поднять глаз на небо. Мытарь.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Личность и Церковь: Человек как загадка и ключ Утро, метро, давка на переходе, улицы Москвы, под завязку заполненные толпами пешеходов и автомобилей. Каждый день ставит передо мной одну и ту же загадку: зачем на свете так много людей, ведь явно уже перебор какой-то? Тем более что друг о друге большинство из них ничего не знает и друг для друга ничего не значит.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Личность и Церковь: Человек выходит из комы Хрестоматийных «злых бабушек» в храме давно нет. В начале девяностых бывали случаи жалоб от прихожан на некорректные замечания старушек-сотрудниц, но мы сотрудниц быстро перевоспитали, а старушки-прихожанки сами перевоспитались. Теперь бабушки, хотя не всегда бывают правы, но почти всегда бывают приветливы с прихожанами.
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
Старшая сестра Жена американского президента и бездомный, выпускник детского дома и доброволец — для всех у сестры милосердия найдется доброе слово. О том, как бросила светскую работу и пришла работать в храм, в трапезную, она рассказывает как о празднике. Молодые сестры чувствуют в ней опору — «как скала», другие говорят — «как мама». Как становятся сестрой милосердия в наши дни? Рассказывает Татьяна Павловна ФИЛИППОВА, главная сестра сестричества во имя св. блгв. царевича Димитрия г. Москвы.
Федорино счастье: жизнь и приключения старосты храма Этой бабушке 83 года. Феодора Никитична поет песни и шутит. При этом вот уже 30 лет она — староста одного подмосковного храма. А до этого тридцать с лишним лет без отпусков проработала в колхозе. Вырастила восьмерых детей. Может, она всегда такая радостная, потому что никогда не теряла веру, даже в немецком плену?
"В жизни ощущалась таинственная и добрая интрига" Как лучший период своей жизни Рената ГАЛЬЦЕВА вспоминает работу над «Философской энциклопедией» в самые застойные советские времена. Это была попытка возродить подлинное творческое лицо философии. Такая задача, естественно, раздражала идеологическое начальство, и ее можно было назвать «маленьким крестовым походом». По ходу дела Гальцева занималась распространением самиздата русских религиозных мыслителей: «Из-за границы давали книгу, Рената подходила к опечатанному ксероксу и внушала работнице ксерокса, что это очень нужно для России», - вспоминает литературовед Ирина Роднянская. Сегодня Рената Гальцева в интервью «НС» говорит о том, почему, приходя в Церковь, многие художники и писатели начинают писать «хуже» и как не бояться старости
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Почему я не ушла из Церкви «Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Плакать, гневаться и смеяться Поэта Тимура КИБИРОВА долгое время приписывали к концептуалистам, известным своими формальными экспериментами и насмешками. Чем дальше, тем больше подобная классификация вызывала сомнение. А сейчас поэт подготовил новый сборник — «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки», который открывает и вовсе неожиданного Кибирова-христианина. Проповедника и моралиста, готового шокировать современное культурное сообщество
Нырок в глубину и путь наверх То, что может делать эта женщина, не укладывается в голове: она ныряет без акваланга на глубину 100 метров, может задерживать дыхание на восемь с лишним минут, плавала с полярными китами в Белом море при температуре воды минус два градуса… О глубине, страхах и Православии — чемпионка мира по фридайвингу, нырянию без акваланга на задержке дыхания, Наталья АВСЕЕНКО.
Бессмертие для атеиста Душа по природе своей христианка, говорил Тертуллиан, имея в виду, что зерно веры есть в каждом человеке, даже атеисте. Биофизик Симон ШНОЛЬ как раз из таких — материалистов с душой христианина. Сын репрессированных родителей, он с благодарностью вспоминает свою непростую жизнь, а десять заповедей считает кодексом чести любого приличного человека. Почему не все порядочные люди приходят к вере? Ответа на этот вопрос, наверное, нет. Но и не задаваться им тоже невозможно
Дмитрий Соколов-Митрич: о своей новой книге и временах, которые не выбирают 8 сентября в Москве в конференц-зале на ВВЦ пройдет презентация новой книги журналиста Дмитрия Соколова-Митрича «Непоследние времена». В ней собраны репортажи и статьи за 10 лет. Зачем нужно было переводить актуальную периодику в книжный жанр? Объясняет автор.
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.