ПРОВЕРКА
Всех, кто на зону приходит, зэки испытывают сначала. Вообще на зоне ни одного явления нет, которое бы они не проверили - чего это стоит. Когда я пришел, мне устроили такую беседу - я только потом почувствовал, что это не беседа, а допрос, что ответы мои их не интересуют, не интересует, ЧТО я говорю, а - КАК я это говорю. Много-много вопросов, и тут главное - не смутиться, не стушеваться. Спрашивают: "Зачем на зону приехал, что тебе тут нужно?" - "Приехал, чтобы у вас тоже была возможность души свои спасать". - "А мне это не нужно!" И здесь, если бы я растерялся, а потом начал из книжек проповедовать, что это всем нужно, что без этого нельзя, они бы сразу почувствовали, что это фальшь, что я просто заученные слова говорю, а в душе у меня другое. Но православному человеку легко - я ведь там послушание несу! Я так и говорю: "Не нужно - значит, не нужно, я никого не собираюсь принуждать. Вообще - пошел бы я разве к вам по доброй воле? Приятно мне это, что ли? Никогда бы не пошел! Это послушание мое, я здесь должен служить". Говорят: "Мы, батюшка, совсем не против". Вот так проверяют они, чего ты стоишь.
ПРЕСТУПНИКИ
Был у меня поначалу такой помысел, искушение: как их там причащать на зоне? Нельзя их причащать. Это же потерянные люди: человек, когда тяжкие убийства совершает, у него же психика меняется и все мировосприятие. Какая-то грань переходится, за которой человек не может тем же остаться. За грехи такие надо епитимью накладывать. А епитимья - это что? Это отлучение от причастия. Но если им епитимью сообразно их преступлениям давать, это ж они по 20-30 лет причащаться не будут! И останутся, значит, без всякой помощи. А как там без помощи? Церковь - единственное, что их на зоне может спасти, там все так устроено, что исправиться, перевоспитаться невозможно, а можно только дальше падать.
И помысел этот отошел. Так сложилось, что более года епитимью не назначаю. Если кается человек искренне - значит, что-то осталось в душе. В общем-то, это такие же люди, только попавшие в беду. Есть там и невиновные, есть такие, которые за небольшие провинности большой срок получили. У нас ведь как бывает: увел какой-то человек мать семейства, соблазнил, семья распалась, дети несчастливы, и женщину погубил. А другой телевизор в этой семье украл. Чей грех больше, какое "воровство" тяжелее для семьи? Но первому от людей - почет да уважение за молодечество, а второго - в тюрьму. Так что суд человеческий не может быть справедливым.
Но если сидит человек за дело - хорошо это, что хоть какое-то он наказание несет, какие-то страдания претерпевает за то, что закон Божий попрал.
ОБЩИНА СТРОГО РЕЖИМА
У нас там большая территория за колючей проволокой - три зоны: две общего режима и одна строгого. Всего примерно 4500 человек. Та, которая строгого режима, гораздо лучше: там есть какое-то постоянство, там люди надолго устраиваются жить и не портят жизнь себе и другим мелкими пакостями. Складывается какая-то община, какие-то отношения. А на зоне общего режима нет постоянства, люди меняются, отношения выстраивать не стремятся. И дисциплины там меньше.
На зоне строгого режима есть у нас церковь и при ней постоянная церковная община, 15 человек (остальные - "праздничные" и "пасхальные"). У них есть свой староста, замечательный человек. Я ему очень благодарен за помощь. Он, конечно, по природе своей никакой не преступник - живи он в старые времена, никогда бы преступником не стал. Он дружинник по натуре, воитель. Служил он в десантных войсках, потом его за участие в драке посадили. Уже будучи старостой, он все, что я им приносил с кануна (печенье, мед), раздавал старикам, которые на зоне живут.
За время служения у меня сложилось убеждение, что на зоне необходимы два направления работы: создание церковной общины и отвоевывание для нее духовного пространства. Без общины нет спасения. Человек быстро разочаровывается в своих силах и отчаивается. Община держит его в этот момент: "Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них", - говорит Господь.
В нашу общину пришли те, у кого какой-то образ Церкви в сердце сохранился. У кого мать верующая, родственники, кто сам в детстве крещен был, кому в письмах пишут: "Ты уж крестик свой носи..." - за кого дома молятся... Некоторые сначала приходят просто развлечься. (Там это тоже развлечение, им же делать нечего совсем. Работают на зоне 10% - раньше 100% работали, остальные, как тюлени, валяются на нарах, в потолок плюют, телевизоры и видео смотрят, а там - боевики всякие, насилие, т.е. то, за что они здесь и сидят. Летом некоторые спортом занимаются - в настольный теннис играют, а так делать совсем нечего.)
У общины этой свой устав, уклад. Служба бывает раз в две недели, но каждый день они вместе собираются на утреннее правило, а после него вместе читают три канона и акафист. И вечером правило. Администрация уже знает и не препятствует им собираться. Все они с большим благоговением делают. В алтарь без благословения никогда не войдут, а кого благословили - входят с величайшим трепетом. До того как на зону попасть, они в храм не ходили, не знают, как там обычно себя ведут, поэтому обо всем этом из книг узнают. А в книгах что написано? В храме стоять на одном месте, не разговаривать, сосредоточенно молиться и бороться с помыслами, которые тебя отвлекают от молитвы. Вот они и стоят, за всю службу с места не сдвинутся, даже с ноги на ногу не переступят, с благоговением, трепетно, с помыслами борются. Приходят к такому как-то раз во время молитвенного правила о чем-то спросить, а он стоит, внимания не обращает. Перед ним уже руками машут, на часы показывают, на аналой ложатся перед носом, а он стоит не шелохнется. Делать нечего, 40 минут так ждали. Он молитву закончил, из церкви вышел, дверь запер и только после этого спрашивает: "Что случилось-то?" - "Да нам это вот нужно!" - "Да это не ко мне, - говорит, - это к такому-то обратитесь!" ХРАМ
В храме они все своими руками сделали: рамы резные для икон, подсвечники, дарохранительницу даже. С удовольствием делают и красиво. Надо только им образец принести показать, они по образцу сделают. А изнутри, от себя они, конечно, пока не могут, потому что нет в них еще духа церковного, не знают они этого, не видели. Как-то им администрация поручила расписать храм, иконы написать - тем же зэкам, что плакаты всякие малюют. Так это ж страшно смотреть, что получилось! Приходишь - на тебя зэки со всех стен смотрят, лики зеленые, красные! Уж лучше купить софринских картонных икон и в рамочки резные вставить.
(На зоне и для приходской церкви вырезали рамки для икон, подсвечники. Церковь-то наша в приходе какая? Отдали нам под храм обычный старый дом. Мы обои оторвали, щели в бревенчатой стене забили. Из ткани сшили сами занавесочку, крестами украсили и вот эти резные деревянные подсвечники расставили да рамки развесили. Получилось все очень просто и уютно.)
МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ
Это все - о зоне строгого режима. А на зонах общего режима молитвенные комнаты находятся в штабах, в одном помещении с воспитательными отделами. Тяжело это, мешает очень. Церковь на зоне должна быть духовно независима и от зэков, и от администрации (конечно, соблюдая какие-то необходимые правила). Пока же она остается как бы под крылом лагерного начальства. А для человека с зоны идти молиться в блок администрации - это большое препятствие и искушение. Он там себя не очень уютно чувствует, и на зоне к нему может недоверие возникнуть - мало ли зачем он туда пошел? Мы уже просили администрацию перенести эти молитвенные комнаты, есть там такая возможность. "Платите, - говорят, - миллион - перенесем". А ведь им это никаких денег не будет стоить, заключенные сами все сделают, все перенесут и обустроят с большим удовольствием. Но нет, начальству это не нужно. Пока формально подходят - для галочки, для отчета. С них спрашивают: какую воспитательную работу ведете? Они отчитываются: вот, есть молитвенная комната, священник приезжает.
Зэки некоторые тоже могут попытаться как-то использовать церковь в своих интересах - церковь ведь не станут "шмонать", обыскивать, значит, там можно что-то припрятать недозволенное. Церкви нужно сохранять независимость и от той, и от другой стороны.
Можно было бы, конечно, пойти и по другому пути: прийти с подарками, попросить администрацию, чтобы всех собрали, подарить подарки, поговорить о том о сем. Так, может быть, больше бы людей в церковь пришло, да и потом бы приходило. Да не может быть, а точно больше! Но насколько это будет серьезно, глубоко?
Протестанты, например, так и делают: приезжают, дарят подарки разные, улыбаются. У них получается что-то вроде тусовки. А что бы зэкам не потусоваться? Это никаких усилий от них не требует. Глубоко-то протестанты не копают, им этого не нужно, но у них отчетность строгая: выделили деньги на программу, нужно отчитаться, сколько потратили, на что, сколько зон обошел, сколько людей привлек. Их стиль на зоне - приспособиться. С администрацией они - одни, с зэками - другие, но тоже "свои в доску".
А если серьезно подходить, то не может быть такой жизни - сразу и по тем, и по другим, и по третьим законам. Нужна свобода духовная, которая в Церкви дается, надо почувствовать ее и стоять в ней, не приспосабливаясь ни к кому. Несколько лет назад был у нас на зоне строгого режима один очень серьезный конфликт между церковной общиной и местными "блатными". На зоне для разбора таких конфликтов есть "смотрящий", который судит по воровским законам, и как он рассудит, так зона свой суд и вершит. И вот дело до драки дошло, староста взял в руки железный лом. "Смотрящий" рассудил и говорит: "Ты же знаешь, что по закону тебе должны руку сломать?" Он говорит: "Ломайте! - и руку протягивает. - Но тогда я им по закону должен голову проломить". - "Почему?" - "Потому что разве это по человеческому закону - в алтаре, в святом месте спиртное хранить?" Смотрящий говорит: "Мне не так об этом сказали". Расспросил, как дело было. "Все, - говорит, - вопросов нет больше". Слава Богу, обошлось все, но староста ведь не отступился и готов был стоять до конца. Такая твердость нам необходима постоянно, чтобы иметь свое духовное пространство в этом аду. Кто-то должен совершить подвиг, не подчиниться никакому влиянию, давлению, поскорбеть за истину, и тогда Господь освятит это место.
ВОРОВСКОЙ ЗАКОН
С некоторыми вопросами я впервые на зоне столкнулся. Даже не понял поначалу. Например, там у них есть такая категория - "опущенные". С ними по законам зоны никто не может даже из одной посуды есть. И вот для других зэков, которые только-только к вере приобщились, на Причастии смущение: Чаша-то одна, лжица одна! Как же им из одной Чаши причащаться? Приходится объяснять им, что нет здесь для православного человека никакой преграды и что не будет никогда отдельной Чаши - это кощунство самое настоящее!
Но законы зоны во многих въедаются крепко. И разделения все, и стиль поведения, который тебе по "статусу" полагается. Как-то идет у нас служба в храме, пришел один и стал раскорякой посередине, спиной к алтарю, ко мне лицом, весь перекособочился, руки в бок. Я после молебна спрашиваю: "Это что было такое? Что за раскоряка?" Оказалось, "авторитет" местный. И ведь он ничего плохого не хотел, оскорбить там или еще что-то. Он просто по-другому уже не может.
ИЗМЕНЕНИЕ ДУШИ
Люди, к которым я прихожу, очень трудно, долго и почти незаметно меняются. Что им больше всего мешает к Богу прийти? Злопамятство, которое они в душе носят. На жизнь, на людей. И злопамятство это - такая печать, что человек вроде и пошел бы, да что-то его не пускает. Такая там брань внутренняя идет, такое напряжение, что воздух от него звенит. Но злопамятство это отступает и побеждается, если ты кому-то какую-то милость, утешение подал. С кем-то поговорил или, наоборот, промолчал, кому-то в чем-то помог. Поэтому начинается там все не с молитвы (какая у них там молитва? начало только!), не с поста (ну какой там пост?), а с милости, которую кому-то оказал. Добрый, от сердца, поступок - это прямой путь к тому, чтобы почувствовать присутствие Божие и Его помощь, благодать, любовь. Преподобный Исаак Сирин говорит: где милость совершил, там и Бог рядом. Только так они и могут почувствовать присутствие Божие - тут сразу и помощь от Него, и утешение. И потребность уже и каяться, и поститься, и молиться.
Место действия
ИВС - изолятор временного содержания. Срок содержания обычно не превышает трех суток, но может быть продлен до 30 суток. В среднем "пропускная способность" всех ИВС России за год составляет около 6 млн человек.
СИЗО - следственный изолятор. Предназначен для содержания арестованных, в отношении которых судебный приговор не вступил в силу. Есть отдельные камеры для женщин, несовершеннолетних, арестованных впервые и рецидивистов, больных, приговоренных к смертной казни, работников правоохранительных органов и судов.
ВК - воспитательная колония для несовершеннолетних от 14 до 18, иногда до 20 лет. Содержится обычно от 200 до 700 подростков.
ИК - исправительная колония для совершеннолетних. Подразделяются на колонии:
общего режима - для мужчин, впервые осужденных по нетяжким преступлениям, и для всех женщин, за исключением особо опасных рецидивисток;
строгого режима - для мужчин, уже отбывавших наказание в виде лишения свободы, и для женщин, особо опасных рецидивисток;
особого режима - для мужчин, признанных особо опасными рецидивистами.
Колония-поселение - учреждение полузакрытого типа для впервые осужденных за неумышленные преступления или для заключенных, переведенных из колоний общего, усиленного и строгого режима.
Бывают специализированные ИК: для больных туберкулезом, инвалидов, бывших работников правоохранительных органов, лиц без гражданства, лесные.
Тюрьма - для осужденных за особо тяжкие преступления или направленных из колонии за систематические нарушения. Осужденные почти все время в камерах, откуда выводятся на один-два часа в сутки. Режимы наказания: общий, усиленный, строгий, особый.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Диакон из Microsoft Отец Алексий Черкасов по выходным служит диаконом в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, а по будням – инженером-программистом в московском отделении Microsoft. Ничего особенного в этом нет, уверяет отец Алексий. В Америке, откуда он приехал год назад, все диаконы совмещают службу в церкви со светской работой.
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Церковь в блогах: рейтинги, благотворительность, миссионерство На фестивале православных СМИ «Вера и слово» обсуждали не только зарегистрированные средства массовой информации, но и блоги. Тема была сформулирована как «новые СМИ или клубы по интересам?», но дискуссия приняла несколько иное направление: налицо инструмент, который нужно научиться использовать. Эксперты рассказали о рейтингах в ЖЖ и сборе в сети средств на благотворительность.
Личность и Церковь: Человек выходит из комы Хрестоматийных «злых бабушек» в храме давно нет. В начале девяностых бывали случаи жалоб от прихожан на некорректные замечания старушек-сотрудниц, но мы сотрудниц быстро перевоспитали, а старушки-прихожанки сами перевоспитались. Теперь бабушки, хотя не всегда бывают правы, но почти всегда бывают приветливы с прихожанами.
Личность и Церковь: Человек как загадка и ключ Утро, метро, давка на переходе, улицы Москвы, под завязку заполненные толпами пешеходов и автомобилей. Каждый день ставит передо мной одну и ту же загадку: зачем на свете так много людей, ведь явно уже перебор какой-то? Тем более что друг о друге большинство из них ничего не знает и друг для друга ничего не значит.
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
После Крымска Корреспондент НС и опытная сестра милосердия Ирина СЕЧИНА работала в Штабе помощи пострадавшим при храме Архангела Михаила в Крымске с 9 июля. Специально для НС она подводит итоги тех первых дней, когда свежие раны трагедии не позволяли вводить жесткие рамки порядка
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
«Пути Господни»: книга о поиске веры Как русским эмигрантам удалось сберечь веру, а советским людям к вере вернуться, рассказывает в своей книге художник и публицист Ксения КРИВОШЕИНА. Слово автору:
Федорино счастье: жизнь и приключения старосты храма Этой бабушке 83 года. Феодора Никитична поет песни и шутит. При этом вот уже 30 лет она — староста одного подмосковного храма. А до этого тридцать с лишним лет без отпусков проработала в колхозе. Вырастила восьмерых детей. Может, она всегда такая радостная, потому что никогда не теряла веру, даже в немецком плену?
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Московской Духовной академии не грозит закрытие Известный миссионер и профессор МДА протодиакон Андрей Кураев и глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда опровергли слухи о финансовом кризисе в Академии.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.