Отец Алексий Черкасов по выходным служит диаконом в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, а по будням – инженером-программистом в московском отделении Microsoft. Ничего особенного в этом нет, уверяет отец Алексий. В Америке, откуда он приехал год назад, все диаконы совмещают службу в церкви со светской работой.
«Милостью Божией я разорился» – Отец Алексий, вы уезжали в Америку уже взрослым человеком. Думали тогда, что снова вернетесь в Россию ? – Во всяком случае, у меня не было цели уехать навсегда. Просто хотелось вырваться в мир. Я родом из Кемерово. Там родился, вырос, женился. Cупруга у меня тоже из Западной Сибири - из Омска. Вообще, у меня довольно авантюрная биография. По первому образованию я журналист. После армии работал в молодежной газете «Комсомолец Кузбасса». Потом был собкором «Комсомольской Правды». Тут как раз грянула перестройка. На этой волне многие начали строить свой бизнес. Я тоже открыл небольшую компанию и в 94-м по линии бизнеса ехал с семьей в Сан-Франциско. На тот момент у нас уже было двое детей, я был вполне преуспевающим бизнесменом. И выглядел соответственно — этакий новый русский в малиновом пиджаке из бывших комсомольцев.
– У вас была бурная комсомольская юность? – Конечно! Я был комсомольским активистом. Нисколько этого не скрываю и не стыжусь. Я же человек из провинции, а там еще встречались места, где высокие коммунистические идеи воспринимались вполне искренне. И в пионерию, и в комсомол мы вступали не из расчета, не ради карьеры, а по зову совести — чтобы совершать добрые поступки, помогать людям. Мы были искренними тимуровцами, посещали стариков, больных, словом, занимались тем же самым, чем сейчас занимаются разнообразные волонтерские организации. Это было очень интересно, и мне было странно, когда я приезжал в Москву и слышал, как здесь люди ругают советскую власть.
– Тем не менее, вы решили уехать подальше от советской власти? – Мы не от советской власти уезжали. Никакого желания бежать из страны ни у меня, ни у жены не было. Просто мы были молодые, горячие, креативные, сил было много, хотелось познать мир. В общем, просто хотелось за границу. Если бы я оставался журналистом, то был бы шанс попасть собкором в Америку лет через двадцать, пережив массу интриг и подсидев нескольких конкурентов. Меня такая перспектива не устраивала, и я предпочел журналистике бизнес – уехал в Сан-Франциско открывать там дочернее предприятие своей сибирской компании. Но милостию Божией я в скором времени разорился. Остался совсем без денег. И для меня это стало важнейшим благословением в жизни. Если ты сосредоточен на получении все большей и большей прибыли, это очень затягивает. Душа плачет и страждет.
– Вы понимали, что душа ваша плачет и страждет? – Это я теперь понимаю. В тот момент нет, конечно, не понимал. Тогда мы с женой Татьяной были заняты насущным вопросом выживания. Два года работали в такси. Брали в аренду автомобиль и посменно таксовали: днем жена, ночью я. За это время я успел переучиться с журналиста на программиста. И вот уже 16 лет работаю IT-специалистом.
Примерно тогда же, 16 лет назад мы с Таней пришли в Церковь. До этого жили совершенно нецерковной жизнью, хоть я и крещеный с детства, и религией интересовался в молодости. Помню, перед тем, как жениться, пошел в храм, попросил у священника Библию и подарил ее своей суженой. Это был мой первый подарок. А вторым стал семейный молитвослов, который мне от прадедов достался. Не знаю, почему вдруг захотелось именно такими религиозными атрибутами окружить нашу женитьбу. Наше воцерковление началось в Америке. Это очень типично для русских за границей: оказавшись в чужой среде, люди приходят в православный храм в поисках своей национальной идентичности, оборванных культурных связей. Первоначально, наверное, и у нас были такие же мотивы. Батюшка нас повенчал. Дети пошли в церковную школу. Моя жена, по профессии музыковед, много лет вела при храме коллектив русского национального танца и песен «Родничок». Он, кстати, пользовался большой популярностью в Калифорнии, в эмигрантской среде и у коренных американцев. Русские эмигранты вообще очень трепетно относятся ко всему, что связано с национальными традициями.
Ну а со временем произошло более осознанное воцерковление. Так часто бывает. Господь сначала приводит под каким-то предлогом, например, приходишь в поисках земляков. А потом шелуха отпадает, и ты понимаешь, что национальность, политические убеждения – все это второстепенно. Мы прежде всего братья и сестры во Христе. Это главное.
Покаянный канон под канонаду
– В Сан-Франциско несколько православных приходов. Вы к какому прилепились? – Мы были прихожанами Храма Христа Спасителя, принадлежащего Американской Православной Церкви. Название-то у храма громкое, но на самом деле это очень небольшая церковь, бывшее архиерейское подворье, основанное в 50- годы епископом Иоанном (Шаховским). В 2003-м меня благословили учиться на заочном отделении Московской Духовной семинарии. Постригли во чтеца. Параллельно я работал в Силиконовой долине, на разных стартапах, рос по службе, стал маленьким начальником. А в 2009 в США разразился очередной кризис, и я остался без работы. Мне выдали пособие по безработице и – весь великий пост я ходил на все службы! Представляете? Раньше такой возможности никогда не было, все работа, работа. А тут такая благодать. И еще я часто ходил молиться тогда в собор Всех Скорбящих Радости - к мощам святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Особенно горячо молился, чтобы у меня с работой наладилось. И вот так случилось, что меня в 2009 году пригласили в Майкрософт, причем не в американское отделение, а в Китай. Я это понял как благословение святителя Иоанна и согласился.
– Трудно православному человеку жить в Китае? Там ведь ни одного православного прихода? – К тому моменту, когда я приехал, на территории посольства был храм св. Иннокентия Иркутского. Местные называли его «Красная Фанза». Там велись службы мирским чином, а священник приезжал где-то раз в месяц. Вот тут мои навыки чтеца очень пригодились. За неимением священника я сам стал почти что клириком. Мы собирались каждые выходные, человек десять. Мирским чином служили часы, обедницу, читали Евангелие. Вместо проповеди - поучения святых отцов. Великим постом мне пришлось одному читать канон Андрея Критского. В это время вся страна как раз отмечала китайский новый год. Как сейчас помню: на улицах шум, свист, взрывы петард, фейерверки. А мы служим. И такое ощущение, будто под артобстрелом находишься. Очень благодатно было. Как на битве духовной.
Через год в отстроенный заново Успенский храм при посольстве прислали священника. А меня командировали на недельку в Сан-Франциско, чтобы там рукоположить во диакона.
Рукоположение во диакона. Сан-Франциско
И у нас в Пекине началась полноценная церковная жизнь.
Я проработал в Китае два года, затем вернулся в Сиэтл, там тоже диаконствовал в соборе святого Спиридона Тримифунтского и работал в Майкрософте. А год назад появилась возможность вернуться в Россию. Для меня это было счастье.
– Все-таки мучила ностальгия? – Постепенно начала мучить. Знаете, когда разрешаешь свои насущные житейские проблемы, пусть не до конца, но хоть как-то, тогда начинаешь задаваться вопросами иного порядка: а что я здесь делаю? Почему я здесь? Родители мои до сих пор живут в Кемерово. Мы связей с родиной никогда не теряли, каждый год ездили домой, да и вообще становиться американцами не собирались. И детей своих воспитывали как русских.
Неисправимый неофит
– После 18 лет за границей родина вас не разочаровала? – Мне нравится в Москве. У меня очень хорошая работа, меня окружают интересные творческие люди. Особое удовольствие я получаю от общения на русском языке. Мы же понимаем друг друга с полуслова, на уровне оттенков, намеков. Ну вот, например, скажешь, «квартирный вопрос нас испортил», и вся цепочка ассоциаций всем понятна. Пожив за границей, это культурное родство особенно остро чувствуешь и особенно ценишь. На чужом языке такое общение невозможно, как бы хорошо вы на нем ни говорили.
Я рад, что вернулся. У сына другие предпочтения - он остался в Америке, работает в Силиконовой долине программистом. Его пока все устраивает. А дочка учится в Новосибирской консерватории на дирижера хора. Вышла замуж. И возвращаться в Америку пока не планирует. Что до меня, то я больше всего хотел бы осесть в каком-нибудь небольшом русском городке. Но пока не знаю, как жизнь дальше сложится. На все Божья воля.
– Вы совмещаете службу в Церкви и светскую работу. В этом нет никакого противоречия? – По-моему, нет. Это священнику совмещать сложно и, наверное, неполезно. А дьяконы за границей практически все где-то работают. В Сиэтле одно время служил дьяконом начальник финансовой компании. Я знаю одного дьякона в Канаде, который работает в Цирке дю Солей. А как иначе? На что жить? Заграничные приходы маленькие, служат там во славу Божию. Это и лучше. Мне так больше нравится. Но если сложится новая ситуация, требующая кардинальных перемен в жизни, нужно быть готовым ко всему.
– Есть ли какая-то принципиальная разница между атмосферой на приходах за границей и в России? – Конечно, есть. За границей люди ближе друг к другу. Они там церковное меньшинство, они нуждаются друг в друге. И священство ближе к прихожанам. В России клир дальше от мира. Хотя у нас в храме св. Екатерины на Всполье сохраняется американская традиция. Мы стараемся сокращать дистанцию.
Служба в храме св. вмц. Екатерины на Всполье , фото сайта st-catherine.ru
– А то, что люди в России агрессивны, вам в глаза не бросается? В том числе в Церкви? – Мне - нет. Часто об этом слышу, но сам никогда с какой-то особенной агрессией не сталкивался. Наверное, у меня розовые очки. Знаете, как Господь неофитов ведет за ручку. Мне кажется, я по-прежнему неофит. Чем дольше я в Церкви, тем больше мне нравится ее многообразие. У нас так много разных приходов - от ультраконсервативных до ультралиберальных. И все мы в одной Церкви и находим способ уживаться и любить друг друга, несмотря на искушения. Это же замечательно.
– Разве мы уживаемся? Я вижу совсем другую картину - как ультраконсервативные срывают с людей майки на улицах и кричат о своем религиозном чувстве. – Ну да, бывают взлеты экстремизма с той, с другой стороны. Но Церковь сглаживает эти противоречия.
– Вы говорите о Церкви небесной. А в Церкви земной сейчас масса поводов для конфликтов. – Уровень конфликтности зависит от нас самих, мне кажется. Рано или поздно, если веришь и любишь, все устраивается. Я человек глубоко провинциальный. Сан-Франциско для русского человека – это тоже провинция. И в провинции оно все как-то проще. Большие политические проблемы - они на уровне личных предпочтений. А Символ веры у нас один. Вот мой опыт церковной жизни практически полностью заграничный. А за границей - как на корабле. Там не так много православных приходов. Ну вот взять Пекин. Один православный храм. Люди самых разных течений и убеждений туда приходят, и им надо находить общий язык. И находят. Причащаться же всем хочется. Если мы стараемся в человеке Христа видеть, мы его всегда увидим.
– А вам говорили когда-нибудь, что у вас розовые очки? – Конечно, говорили. И я это понимаю. Но если в них хорошо видно, зачем их снимать?
– И у вас не бывает разочарований? – Бывает. Я же живой человек. Но проблемы надо искать в себе, а не в других.
– Вы везучий человек? – Пока да.
– То есть в жизни все сложилось, как вы хотели? – Нет. Но «как я хочу» еще не значит «наилучшим образом». Радость в самой жизни, а не в том, по-твоему, она складывается или нет. В мире так много интересного, и сам факт, что мы существуем - это уже есть радость.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Место без Бога? <b>Иеромонах Ярослав (Шадронов)</b> служит в поселке Вадино Смоленской области. Кроме службы в сельском храме у него есть послушание - окормлять три большие колонии. О заключенных и своем служении о. Ярослав рассказывает удивительно просто и увлеченно, а о тяжелой обстановке этих мест почти не упоминает, считая это естественным: "На зоне должно быть трудно и скорбно. Ведь здесь 70 лет не было церкви, святыни, а значит, зарождался ад, место без Бога". Когда мы посылали о. Ярославу текст для согласования, он сделал приписку: "Сказать честно, больше неудач в моем служении, чем побед. Но и из неудач мы ищем извлечь пользу, смиряемся и надеемся на Бога".
Личность и Церковь: Человек как загадка и ключ Утро, метро, давка на переходе, улицы Москвы, под завязку заполненные толпами пешеходов и автомобилей. Каждый день ставит передо мной одну и ту же загадку: зачем на свете так много людей, ведь явно уже перебор какой-то? Тем более что друг о друге большинство из них ничего не знает и друг для друга ничего не значит.
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Личность и Церковь: Человек выходит из комы Хрестоматийных «злых бабушек» в храме давно нет. В начале девяностых бывали случаи жалоб от прихожан на некорректные замечания старушек-сотрудниц, но мы сотрудниц быстро перевоспитали, а старушки-прихожанки сами перевоспитались. Теперь бабушки, хотя не всегда бывают правы, но почти всегда бывают приветливы с прихожанами.
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Баба Нюра — приходской ангел В православных приходах бывает одна, а иногда несколько удивительных бабушек. Им за восемьдесят, а они ездят в храм каждое воскресенье за много километров, стоят на службе, как свечки, полны доброты и мудрости. На приходе их знают все и они знают всех. Откуда берутся такие бабушки, и как живет одна из них Анна Андреевна ФАДЕЕВА, выясняла Марина НЕФЕДОВА
Федорино счастье: жизнь и приключения старосты храма Этой бабушке 83 года. Феодора Никитична поет песни и шутит. При этом вот уже 30 лет она — староста одного подмосковного храма. А до этого тридцать с лишним лет без отпусков проработала в колхозе. Вырастила восьмерых детей. Может, она всегда такая радостная, потому что никогда не теряла веру, даже в немецком плену?
Переводчик Светлана Луганская: сердце — Сербия Благодаря ее переводам мы читаем по-русски свт. Николая (Велимировича) и других великих сербских богословов и писателей. Светлана Луганская рассказывает о том, как она пришла к вере, как Сербия вошла в ее сердце, и о других Балканах — не похожих на фильмы Кустурицы
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Пути Господни»: книга о поиске веры Как русским эмигрантам удалось сберечь веру, а советским людям к вере вернуться, рассказывает в своей книге художник и публицист Ксения КРИВОШЕИНА. Слово автору:
Протоиерей Алексий Уминский: Человек как «христианская святыня» Уместно ли ребенку ли ребенку говорить, что он великий грешник? Адаптировать ли для детей опыт святых отцов? Вызвавшую дискуссию статью Владимира Берхина о православном воспитании «И с тех пор я такой», комментирует протоиерей Алексий Уминский
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
Александр Дворкин: настоящий хиппи Мы знаем его в первую очередь как специалиста по тоталитарным сектам и борца с оккультистами. А ведь когда-то он работал санитаром и был под прицелом у КГБ. Православное крещение принял в Америке, а жизнь в Германии и работу на радио «Свобода» променял на возвращение в нищую Россию 1990-х. Конечно, в разговоре с известным сектоведом Александром ДВОРКИНЫМ мы коснулись темы современного оккультизма, поговорили о том, почему даже очень маленькая ранняя христианская Церковь не была сектой, а кроме того, он рассказал «НС» о своей хипповской молодости и приходе к вере
Николай Григорьев: русский Иов Он начинал разносчиком пирожков в Охотном ряду, а стал богатейшим фабрикантом. В революцию его имущество было конфисковано, сыновья арестованы, жена умерла от горя. Сам он умер от голода в лесу, по дороге к храму, который строился на его деньги. История Николая Григорьева русского предпринимателя и прославленного святого, покровителя Воскресенского храма в Кадашах
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.