На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 8 (79)'2012

Личность и Церковь: «Что-то происходит в стране, люди хотят внимания»


Версия для печати
15.08.12, 10:41

Отец Лев Махно захотел стать священником в шесть лет. С тех пор мечте своей не изменял и в 23 года, после окончания Духовной академии, был рукоположен. Одним из первых (1992) создал в Туле православную гимназию, в которую сегодня стараются отдать своих детей «лучшие люди города» независимо от национальности и вероисповедания. Педагогический секрет отца Льва прост: в любом деле участвовать сердцем. Это поймут верующие и неверующие.

СПРАВКАПротоиерей Лев Павлович МАХНО родился в 1940 году в Саратовской области. В 1962-м окончил Московскую духовную семинарию, в 1966-м — академию. В 1963 году рукоположен в диаконы, в 1964-м — в священники и направлен в Тулу. В 1982-1985-х годах — представитель Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, в 1985-1989-х — в Париже и благочинный Франции. В 1989 году вернулся в Тулу. В 1992-м создал Православную классическую гимназию, на гуманитарном факультете Тульского университета — кафедру теологии. Кандидат богословия, доцент ТулГУ. Настоятель Благовещенского и Двенадцатиапостольского храмов города Тулы.

Награжден семью орденами Русской Православной Церкви и орденом Болгарской Православной Церкви. В 1990 году удостоен высшей церковной награды — права ношения Патриаршего креста. Почти в одно время со званием почетного гражданина Тулы ему присвоено звание «Отличник народного просвещения России». Является лауреатом премии «За большой вклад в возрождение культуры и нравственности города Тулы». В 2001 году награжден орденом Дружбы за «одну из лучших в России гимназий» по мнению президента России Путина, вручавшего награду.

Открытый педагог — это глоток кислорода

— Отец Лев, вы росли во времена воинствующего атеизма, но захотели стать священником. Почему?

— Мои родители, они были педагогами, директорами школ, погибли во время войны, и меня с сестрой взяла на воспитание тетя, глубоко верующий, воцерковленный человек. Крестили меня в шестилетнем возрасте, и вот сразу после крещения я и определился, что буду священником. (Улыбается.) Тетя воспитывала нас в христианском духе, и ей это удавалось, хотя время было, конечно, сложным. Но я никогда не сравниваю времена, потому что считаю, что все всегда зависит только от человека. Вот монах уходит в монастырь — но монастырь-то сам по себе не спасает, а спасает только то, как он живет. Потому что от себя ведь никуда не уйдешь. Я определился однажды и уже не уходил от самого себя.

Но было и искушение: после школы я, по примеру своих родителей, решил пойти в светский вуз, и даже подал документы. И тут мне снится сон: я выхожу из своего дома и смотрю на небо. На небе — Христос на троне. Я поднимаюсь, хочу посмотреть — а на мне фуражка из газеты со звездой, и я ничего не вижу, фуражка закрывает глаза. Я ее сбрасываю и вижу Христа. Я поднял руки к Нему, и Он говорит мне: «Быть тебе священником». На меня это так подействовало! И с тех пор я ни одного дня не отступал от этого, пионером не был, в комсомол не вступал. Помню, спрашивает меня мой классный руководитель: «Почему ты один-единственный не вступаешь в комсомол?» Я ей прямо ответил: «Потому что буду священником». Она так растерялась.

Когда я поступил в семинарию, нас было, пожалуй, не более ста человек на всю страну.

— Многие преподаватели МДА, где вы учились, получили образование и были воспитаны еще в дореволюционное время. Что это была за среда?

— Костяк состоял из профессуры, которые пришли в семинарию из светских университетов во времена открытых гонений и остались там преподавать. Это Василий Сарычев, Владимир Талызин, Алексей Георгиевский, Иван Шабатин. Михаил Старокадомский, ученый-астроном, даже был кавалером ордена Ленина.

Ректором МДА был тогда протоиерей Константин Ружицкий с богатейшим пастырским опытом. Секретарем ученого совета академии был протоиерей Алексий Остапов, уникальнейший человек, очень высокой культуры. Дверь в его кабинет была открыта всегда, несмотря его на занятость, можно было прийти и спросить что-то, посоветоваться, и студентам, и преподавателям. Такой человек на работе — глоток кислорода. К нему за утешением приходили и Анна Михайловна Флоренская(матушка о. Павла Флоренского), и Татьяна Васильевна Розанова (дочь философа Василия Розанова), и многие другие. У отца Алексия было редкое качество: он помогал, не задевая достоинства человека. Человек даже и не чувствовал себя просителем!

Выдающимся педагогом был отец Петр Гнедич — догматист, человек высочайшего ума. При этом искренне простой, к нему также можно было подойти, не задумываясь о том, что вот это отец Петр, который такой умный! И он тебе мог сказать такое слово, которое ты пронесешь потом с собою через всю жизнь.

Такая простота общения, умение быть открытым, на мой взгляд, очень важные качества для преподавателя. Когда ты видишь ум в сочетании с простотой и добротой, ты понимаешь, в чем достоинство и высшего образования, и того учебного заведения. А пафос, величие, высокомерие, наоборот, заставляют в этом сомневаться.

Вместо научной работы мне дали приход

— И вы не чувствовали себя в семинарии изолированно от другого мира? Не хотелось «перелезть через ограду»?

— Я любил семинарию, любил академию, был так рад, что поступил туда! Я никогда не выходил за ворота академии, вечерами любил гулять вокруг Успенского собора. Думал: какая ж красота там, где я живу! И это состояние преобладало над всеми страхами, давало стимул для совсем другой жизни.

Я очень хотел остаться в академии и заниматься научной работой, но не получил московской прописки, и после окончания меня направили в Тулу, на приход, во Всесвятский кафедральный собор — временно. И этому «временно» в этом году исполняется 45 лет. (Смеется.) Я считаю — это промысел Божий.

Приходская жизнь мне была совершенно незнакома, и поначалу было очень трудно, была и тоска, и сопротивление. В то время в храме народу было совсем мало и ничего было нельзя: ни проповеди говорить, ни работу с молодежью вести, ни о стариках заботиться. И я начал заниматься обзором литургических трудов профессора Алексея Дмитриевского, почти каждый день ездил в Москву, в Ленинскую библиотеку. Занимался и в Санкт-Петербурге, опубликовал свою работу, и меня это спасло от тоски в то время, привело в стабильность.

Одновременно с этим я осознал, что быть священником на приходе — чрезвычайно важно и ответственно. Ведь общее впечатление в храме, в Церкви создает священник. И главное, чтобы священник был порядочный, чтобы пользу для себя не извлекал из прихожан, чтобы горел нормальным огнем и не коптил. Иначе ничего не сделаешь.

А через семнадцать лет, в 1982 году, владыка Варфоломей (Гондаровский), который был тогда епископом Тульским и Белевским, дал мне указание ехать в Америку, где я стал настоятелем Свято-Никольского собора Нью-Йорка. В Америку мы приехали, когда начал действовать Патриарший Томос (документ 1970 года о даровании Американской митрополии автокефального статуса. — Ред.). И это был для меня тоже своего рода университет. И настоящее книжное открытие — столько книг в свободном доступе мы с женой не видели никогда! В Америке я познакомился со многими интересными людьми: митрополитом Американским Феодосием, необыкновенно добрым человеком, с протоиереем Иоанном Мейендорфом, о котором храню молитвенную память. Главной моей задачей в Нью-Йорке было создание прихода. Когда я приехал, приход в храме Святителя Николая состоял из нескольких десятков семей, когда уезжал — их было более сотни. Мы создавали сестричества, проводили различные мероприятия, уже тогда переписывались с прихожанами по интернету.

После возвращения из Америки я почти сразу был послан во Францию, в Париж представителем патриарха. Практически десять лет прошло за рубежом. Это был интересный опыт. Но дома, в России, мне нравится больше.

Людям не хватает внимания и денег

— У вас сегодня 49 лет со дня свадьбы (в день, когда мы беседовали с о. Львом. — Д. Б.). Как вы познакомились с матушкой?

— Я был в Почаеве в паломнической поездке, мне было 19 лет. Я вошел в центральный собор Почаева и увидел там девочку в храме. Ей было 16 лет. Мы познакомились и пять лет переписывались, а потом поженились. Вот и все. Встретились случайно — и прожили счастливую жизнь.

— Откуда в семье берется скука, почему женщины так часто погружаются в быт, мужчины — в работу? Что нужно, чтобы женщина, жена не только хлопотала по дому, занималась детьми, но и вдохновляла?

— Прежде всего, это проблема взаимоотношений мужа и жены. Но и примеры для подражания нужны, а их очень мало. О чем обычно говорит женщина? Об украшениях, о вечеринках, о подругах, которые хорошо одеваются. Тут не с чего брать пример. А есть женщины, которые покоряют своим достоинством, воспитанием, культурой, личной и приобретенной, — такая не заскучает, и другому с ней не станет скучно. Конечно, чтобы все это было, и потрудиться придется в жизни.

Женщина — это ведь образ Богоматери, сотаинницы Божией. Молитесь Богородице, Она поможет найти творческий подход ко всему, и скуки не будет.

— Что вам кажется сегодня самой большой проблемой в людях, своих прихожанах? О чем вы больше всего переживаете как духовник?

— Острее всего, на мой взгляд, сегодня у людей стоит материальный вопрос. Нужно думать о той незащищенной части населения, которая приходит в храм. Нужно учитывать, сколько стоит обедня, сколько стоит свеча. Мне кажется, не надо выискивать сейчас других проблем. Нужно встать между нуждающимся человеком и его нуждой. Ведь на литургии мы стоим между Богом и человеком.

— Люди в храм идут больше за утешением или есть и те, кто готов сам отдавать, терпеть, готов на подвиг?

— Конечно, есть те, кто ищет духовного наставления, хочет расти, развиваться. Но и им нужно утешение. Есть небольшая категория, которая приходит постоять, посмотреть — что же все это значит? И здесь священник не должен проходить мимо, должен подходить сам, спрашивать, интересоваться. Важно, чтобы в храме человека кто-то встретил. Был с ним от свечного ящика и до алтаря. Люди приходят и хотят внимания. Что-то происходит в стране, что люди хотят внимания. Раньше такого не было. Раньше люди больше приходили просто помолиться.

— А в чем, на ваш взгляд, причина распространения антиклерикальных настроений сегодня?

— Я думаю, здесь больше политики и «настроения» подогреваются. На повестке дня — не созидать, а уничтожить.

— Какую позицию Церковь должна занимать в этой ситуации?

— Ну, уж точно не защищаться. Нужно различать, на какие вопросы нужно реагировать, на какие — нет. Если вопрос серьезный, касается глобальных догматических и вероучительных моментов — нужно камнем, глыбой встать на страже своего народа и Православия. А если это буря в стакане воды — то нужно просто делать выводы, а кой-чему и учиться. «Побеждай зло добром» — как говорил апостол Павел. На каждый чих отвечать не нужно.

Счастье — в моем возрасте быть с молодежью

— Отец Лев, в вашу православную гимназию хотят попасть учиться даже дети бизнесменов, что случается далеко не с каждой православной гимназией. Почему она так популярна?

— Может быть, потому, что, когда пришла идея о ее создании, я подумал о своем сыне — о том, что хотел бы, чтобы он учился там, где дают не только знания, но и несут веру. Сначала это был просто православный класс в общеобразовательной школе, в нем училось всего семь человек. И я встретил очень сильное сопротивление на этом пути не со стороны светских структур, а со стороны духовенства. Православные классы, тем более гимназии тогда некоторым казались «тлетворным влияние Запада». Про меня говорили: приехал из Европы и хочет сделать здесь Европу, а нам этого не надо. То есть работал принцип «Мне корову не надо, мне надо, чтобы и у соседа корова сдохла».
Но через два года из епархии приехала комиссия, посмотрела, и патриарх Алексий II назначил меня ректором православной гимназии. И опять пришлось пройти через жернова сопротивления. Сейчас все это позади. Я рад, что уровень гимназии хороший, у нас стопроцентная поступаемость в лучшие вузы страны: в МГУ, Академию им. Сеченова, МГИМО.

— Вам удалось не только гимназию основать, но и в светском вузе создать теологический факультет. Сегодня многие студенты — ваши духовные дети…

— Кафедра открылась в 2001 году, и первые два года были очень сложными. Тоже было и недоверие, и сопротивление. Я очень старался, чтобы студенты приходили на исповедь, причащались, специально так строил расписание. Например, в среду у нас первая пара — литургия. Я хотел, чтобы у нас со студентами были личные, доверительные отношения. И проявлял инициативу, подходил, спрашивал, обнимал. Ведь если я не сделаю первый шаг, человек тоже его не сделает, постесняется, не откроется. Ты даешь частицу себя и что-то, может быть, получишь взамен. Это же счастье. Так получилось, что моя работа — это счастье. Счастье — в моем возрасте быть с молодежью.

— Кафедра теологии работает при светском вузе — бывает, что поступают «ницшеанцы», а к курсу третьему каша в голове исчезает?

— Нет, к концу первого курса уже каши нет. (Смеется.) Серьезно. Иначе это не работа. Ребята нормальные поступают. Просто самому нужно быть собранным. Было как-то — один пришел и говорит: «Это светский вуз, не надо меня за веру агитировать». Я спрашиваю: «А почему же ты выбрал теологию?» «А вот мне интересно посмотреть-послушать». Посмотрел-послушал и стал добрым христианином. Главное, чтобы здесь был диалог, основанный на уважении к человеку, а не насилие, желание настоять на своем.

Мне не стыдно вспоминать своих выпускников, все работают в разных местах, одна девочка даже где-то в УМВД работает. Кафедра состоялась. Несколько человек рукоположены, в преподавательском составе есть даже епископ — Алексинский и Белевский Серафим.

Текст: Дмитрий БОРИСОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Личность  Священники 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Личность и Церковь: «Что-то происходит в стране, люди хотят внимания»

Отец Лев Махно захотел стать священником в шесть лет. С тех пор мечте своей не изменял и в 23 года, после окончания Духовной академии, был рукоположен. Одним из первых (1992) создал в Туле православную гимназию, в которую сегодня стараются отдать своих детей «лучшие люди города» независимо от национальности и вероисповедания. Педагогический секрет отца Льва прост: в любом деле участвовать сердцем. Это поймут верующие и неверующие

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.