Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана

№0'0000 Культура  26.05.12 16:14 Версия для печати. Вернуться к сайту

В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.



Пока столичный Музей современного христианского искусства – проект в большей степени виртуальный. Его коллекция хранится в далеком Лесосибирске, небольшом городке Красноярского края, где собственно этот музей, созданный местным священником отцом Андреем Юревичем, и появился несколько лет назад, в результате пяти локальных «биеннале». Архитектор по образованию, отец Андрей признается, что он не галерист и не куратор, а в большей степени «отец» музея. Идея собрать художников, затрагивающих в своем творчестве религиозную и в первую очередь христианскую проблематику, пришла ему в голову еще в начале двухтысячных.

Первая лесосибирская выставка современных христианских художников имела такой успех, что при поддержке местного отделения Академии искусств она была повторена в краевом центре – Красноярске. Последующие четыре биеннале, прошедшие в Красноярске, собрали работы уже не только сибирских, но и уральских, дальневосточных, московских художников. Коллекция, собранная за эти годы, стала фундаментом музейного фонда. «Существуют галерейные площадки, изредка приглашающие современных художников, работающих на религиозную тематику, но христианских музеев современного искусства в мире я знаю всего два: в Ватикане и, как ни странно, Лесосибирске», — подчеркивает московский художник и друг музея Сергей Некрасов, родившийся в Красноярске. Впрочем, большинство картин в лесосибирском музее достаточно консервативны, «это ближе к классическому аванграду» признаются отцы-основатели, чем к «актуальному» искусству. Последнему они не видят причин отказывать во внимании, наравне с современной реалистической живописью.

Как положительный опыт обращения «актуальных» художников к христианским образам они называют «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и многочисленные проекты Гора Чахала, который только по нелепой случайности не попал на «лесосибирскую» презентацию. «Как это свойственно художникам, он перепутал даты, — объясняют организаторы. — Пришел вчера, никого не нашел, а сегодня уже не смог, но мы обещали рассказать ему как прошла наша встреча».

Скандал вокруг краснодарской выставки Марата Гельмана они считает случайностью. Критики не видели экспонатов, среагировав исключительно на фамилию столичного куратора. К слову, в Краснодаре помимо прочих были представлены работы и Врубеля с Чахалом: «Я глубоко удивлен тем фактом, что инцидент, когда священник, участвовавший в акции протеста, плюнул Гельману в лицо, не получил в церковной среде никакой оценки, — признается известный православный журналист и выпускающий редактор сразу двух официальных церковных изданий: «Журнала московской патриархии» и «Церковного вестника» Сергей Чапнин. – Реакция православной общественности оказалась по сути постмодернисткой, никого не смутило, что он унизил человеческое достоинство, а священник не должен никого унижать, это ненормально». «Этот плевок не является перфомансом, как утверждает сам священник, в лучшем случае эти слова можно воспринимать как шутку, иначе священнику нужно поработать над тем, чтобы освоить язык порфоманса, так как это был плохой перфоманс, в любом случае, — согласен с Сергеем Чапниным отец Андрей. – Бывают кощунственные выходки, но именно поэтому Церковь не должна самоустраняться из современного искусства, чтобы не оставлять его на откуп кощунникам».

«Сегодня уже бессмысленно спорить: возможно христианское современное искусство, или нет, оно существует как факт, дискутировать стоит о том, каким это искусство должно быть» — замечает Сергей Чапнин. Он не склонен драматизировать конфликт актуального искусства и Церкви: «Конечно, Церковь всегда будет против кощунства, против пошлости, но она не может быть против современного искусства в целом. Христианская культура всегда современна, и раскрывается она помимо литургического искусства, в том числе и в форме современного искусства. В четвертом веке не существовало христианской музыки, все мелодии были светскими, через некоторое время появилось осмогласие, сегодня прихожане следят за текстом службы с экрана iPhone’ов или карманных компьютеоров, и это никого не возмущает».

Перенести музей из далекого Лесосибирска в Москву – идея отца Андрея Юревича: «Афины должны оставаться Афинами» — убежден он. Впрочем, на данный момент у музея нет своего помещения, и в ближайшее время демонстрировать фонды придется в «выставочном» формате. Уже этой осенью в «Покровских воротах» должны состояться три подобные выставки. На майскую презентацию привезти удалось только несколько работ, которые и были продемонстрированы в актовом зале центра. Прочие экспонаты отец Андрей принес на «флешке», слайды с коллекцией музея стали своеобразной «интерактивной экскурсией» и позволили составить общее представление о работах, собранных лесосибирским священником.


Работы Сергея Некрасова




Отец Андрей Юревич (справа)