На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея


Версия для печати
18.10.12, 12:51

20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
икона «Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году»
«Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году»

Более шести месяцев, с июня по декабрь 1812 года, велась борьба с вторжением на территорию Российской империи многоязычной армии Наполеона. 25 декабря 1812 года в честь изгнания некогда «Великой армии» был издан Высочайший Манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского. В 1814 году императором Александром I был подписан указ об установлении 25 декабря празднества «В воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». С этого времени во всех храмах империи совершались торжественные благодарственные моления. Более ста лет этот день был особым праздником, в котором для России соединялись радость о Рождестве Спасителя и благодарение Ему за избавление страны в 1812 году.

Победа в Отечественной войне воспринималась русским обществом как дарованная Богом. В манифестах и указах императора Александра I, в «Воззвании Синода» содержатся призывы о защите веры и Отечества. «Высочайший приказ армиям о вступления неприятеля в пределы России» 13 июня 1812 года завершается словами: «Воины! вы защищаете Веру, Отечество, свободу. Я с вами! На зачинающего Бог!».

В манифестах и проповедях особо подчеркивалось необходимость духовного объединения всех сословий перед лицом иноземного захватчика. В «Высочайшем манифесте о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского» от 25 декабря 1812 года указывается: «Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу…».

Сословные различия в русском обществе начала XIX столетия были очень велики. Но несмотря на значительную разницу в жизненном укладе, мировоззрениях, эстетических вкусах, социальных возможностях и материальном положении, основным объединяющим устоем общества являлась православная вера.

На выставке собраны произведения иконописи, созданные в царствование Павла I и первую половину правления Александра I – с 1796 по 1814 год – от начала Итальянского похода 1796 года, принесшего Наполеону мировую известность, до победоносного вступления русских войск в Париж в 1814 году. Отобранные для выставки памятники дают представление о широком спектре эстетических и иконографических пристрастий различных сословий русского общества: от творений выдающихся живописцев до икон «народного примитива». Большинство из них имеют точную дату создания и авторские подписи.

Две иконы принадлежат кисти знаменитого русского портретиста В.Л. Боровиковского. Одна из них – «Святая царица Александра и первомученик архидиакон Стефан» 1814–1815 годов из усадебной церкви села Романовка Черниговской губернии – считалась утраченной и лишь недавно была обнаружена специалистами в составе иконного собрания Издательского Совета русской Православной Церкви, где она хранилась неопознанной до последнего времени. Влияние академического стиля проявляется и в иконах П. Виноградова, Г. Зиновьева, провинциальных мастеров конца XVIII – начала XIX века. Влияние барокко и классицизма прослеживается в богато украшенных иконах усадебных храмов, а также в небольших молельных образах.

В дворянской и купеческой среде бытовали иконы, выполненные в техники эмали. Таким дорогостоящим заказом, отличающимся высоким уровнем исполнения и художественным совершенством, являются небольшие эмалевые иконы, некогда составлявшие один образ – Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками. Их автором является один из ведущих ростовских мастеров Яков Иванович Шапошников, работавший вместе с учениками.

Иконы старообрядческого письма, представленные на выставке, могли находиться и в семьях, исповедующих официальную религию, и в домах приверженцев старой веры. В начале XIX века старообрядцы вместе со всем населением империи защищали русскую землю от инославного вторжения.

Представленные на выставке образы преподобных и основателей древних русских монастырей напоминают о молитвенном подвиге монахов, которые неустанно во всех обителях возносили моления за русское воинство. Ф.Н.Глинка, описывая в своих воспоминаниях приезд в армию М.И.Кутузова, сообщает «окольные монастыри высылали к нему на дорогу иноков с иконами и благословениями от святых угодников». О спасении России в 1812 году в своём уединении молился преподобный Серафим Саровский.

С хронологической точностью события Отечественной войны запечатлены на гравюрах, выполненных русскими, французскими и английскими мастерами. Они воспроизводят портреты императора и полководцев, главные сражения, виды Москвы во время и после оккупации, сцены бегства французов. Сатирические картинки, выполненные по рисункам И.И. Теребенева, А.Г. Венецианова, И.А. Иванова, развенчивали несокрушимую мощь Наполеона.

Особого внимания заслуживает редкая гравюра с изображением Благодарственного молебна союзных армий на площади Людовика XV в Париже 10 апреля 1814 года, изданная в 1815 году в Лондоне, и московская литография 1864 года «Подвиг монахинь Новодевичьего монастыря в 1812 году». На ней запечатлено, как инокини заливают водой оставленные французами горящие фитили, ведущие к пороховому складу в соборе. В память о чудесном спасении Новодевичьей обители 9 октября был установлен ежегодный крестный ход со Смоленской иконой Богоматери.

Большой раздел выставки составляют иконы чудотворных образов Богоматери. Михаил Илларионович Кутузов, получив в начале августа 1812 года назначение главнокомандующего русской армии, посетил Казанский собор Санкт-Петербурга, где был отслужен молебен чудотворной Казанской иконе Богоматери.

Смоленская икона Богоматери, издавна почитавшаяся как заступница Смоленска и всех русских земель в годы военных нашествий, стала одной из покровительниц русского войска в борьбе с Наполеоном. Во время ожесточенных боев в Смоленске 5 августа 1812 года чудотворный образ был вынесен из Благовещенской церкви во избежание его осквернения и с этого времени постоянно находился в войсках вплоть до изгнания неприятеля из города. Для охраны святыни была назначена 1-я артиллерийская рота 3-й пехотной дивизии под командованием полковника В.А. Глухова. Молебен перед иконой был отслужен накануне Бородинской битвы, 25 августа, на нем присутствовал генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов и весь генералитет.

Бородинское сражение произошло в день празднования Сретения Владимирской иконы Богоматери, установленного в память о внезапном отступлении войск Тамерлана от стен Москвы в 1395 году. В Москве 26 августа 1812 года вокруг древних стен Китай-города и Белого города был совершен крестный ход с образами Владимирской, Смоленской и Иверской Богоматери.

Все полки русской регулярной армии имели походные иконы. Гвардейские Измайловский и Семеновский полки шли в поход с образом Святой Троицы и Введение Пресвятой Богородицы во храм соответственно. Великомученик Георгий был походной иконой гусарского Павлоградского полка. Икона Ахтырской Богоматери – гусарского Ахтырского полка. Прославленный Изюмский гусарский полк имел образ святителя Николая Чудотворца. Гвардейский Павловский полк – благоверного князя Александра Невского. Образ Нерукотворного Спаса был походной иконой пехотного Ревельского полка, стойко сражавшейся в Бородинской битве под начальством генерал-майора А.А.Тучкова.

Святыни своих городов и земель несли в поход отряды народного ополчения. Император Александр I пожаловал Московскому ополчению древнюю икону «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», написанную на гробовой доске преподобного Сергия в 1588 году и присланную императору 14 июля 1812 года из Троице-Сергиевой лавры митрополитом Платоном (Левшиным). Торжественный молебен и освящение знамени предшествовало выступлению в поход Санкт-Петербургского ополчения. Митрополит Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) благословил 1-й отряд ополчения иконой Спасителя, а 2-й – иконой благоверного князя Александра Невского. На знамени, проект которого был утвержден лично М.И. Кутузовым, был начертан восьмиконечный крест и надпись «Сим победиши».

Новгородское ополчение отправилось в действующую армию со списком Богоматери Знамение. С образом Богоматери Казанской следовало Нижегородское и Юхновское народное ополчение. Иконой Калужской Богоматери приводил к присяге ополченцев Калуги епископ Евлампий, вручив ее лично генерал-лейтенанту В.Ф. Шепелеву. От курских горожан М.И. Кутузову был прислан список с чудотворного образа Богоматери Курской-Коренной, спасшей город в 1612 году во время осады. Во всех сражениях сопровождала ополчение Тихвина икона Тихвинской Богоматери, получившая название Ополченной.

Мемориальное значение имеет уникальная икона «Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году». Созданная в 1831 году, она, согласно надписи на обороте, является первым списком с произведения московского художника Н.Н.Тяпина, который 10 сентября 1812 году лично был свидетелем чудесного явления над пылающей Москвой. Новонаписанную икону живописец вручил известному духовнику иеромонаху Амфилохию (Константиновичу), и с 1812 года она хранилась в его кельи в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре.

Помимо Музея имени Андрея Рублева в выставке также участвуют Российская государственная библиотека, Музей-панорама «Бородинская битва», Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии и семинарии, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Музей Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета, Музей «Дом иконы на Спиридоновке», Частный музей русской иконы и более 20 частных коллекционеров. Работа выставки продлится до 20 ноября 2012 года.

Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери, 1803 г., Москва, дар Т.Я. Ситниковой, Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева

Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери, 1799 г., центральная Россия, собрание С.Н. Ратникова

Николай Чудотворей, 1803
Свт. Николай, мастер Михаил Кузьмин, 1803 г., Палех, собрание Н.В. Арсеньева

Богоявление
Богоявление Господне, конец XVIII в., Москва или Санкт-Петербург, собрание С.Н. Ратникова

Уар
Св.мч. Уар, конец XVIII- начало XIX в., Центральная Россия, собрание Э.Н.Каплева

Василий Рябов. Отче наш
Икона "Отче наш", 1813 г. Происходит из села Павлово Нижегородской области, собрание В.М.Федотова

икона «Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году»
"Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году», 1831 г.

надпись на обороте иконы «Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году»
Надпись на обороте иконы "Явление Богоматери прп.Сергию" с рассказом о явлении Пресвятой Богородицы над пылающей Москвой.

гравюра с изображением Благодарственного молебна союзных армий на площади Людвига XV в Париже 10 апреля 1814 года
Гравюра с изображением Благодарственного молебна союзных армий на площади Людовика XV в Париже 10 апреля 1814 года. Издана в 1815 году в Лондоне. Собрание А.Л.Кусакина

Надежда Герасименко

Версия для печати

Тэги: Культура  Искусство  История  Церковное искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.