Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства.
Замкнутый сад
Потеря людьми райского блаженства и возможность обретения рая вновь благодаря крестной жертве Спасителя были и остаются самыми насущными вопросами в жизни каждого православного человека. Именно поэтому изображения рая и его символов существовали со времени зарождения христианского искусства. Стремление наглядно изобразить небесную обитель, в которой пребывают праведники, присуще многочисленным памятникам древности. Обращения художников к образам рая и ада в связи с темой посмертного воздаяния были обусловлены и усиленными ожиданиями скорого конца света, связанными с часто случавшимися бедствиями и неурожаями.
Адам и Ева у врат рая. Гравюра из Библии Василия Кореня. Конец XVII в.
В византийской живописи сложились основные иконографические варианты изображения рая, наследованные искусством Древней Руси, в виде цветущего сада или города -- Небесного Иерусалима. Главным источником для изображения рая как сада является ветхозаветная книга Бытия, а рая как города -- Откровение святого Иоанна Богослова. Греческое слово, обозначающее рай (παράδεισος -- сад), происходит от древнеиранского pari-daēza -- «отовсюду огороженное место». Представление о рае как о месте прежде всего замкнутом, изолированном -- одно из самых устойчивых в христианском предании. Образ огороженного стеною небесного селения встречается в святоотеческой литературе. Так, например, святой Ефрем Сирин говорит о рае: «Видел я в ограде его плодоносныя смоковницы».
Русский ученый С. С. Аверинцев указывал на эквивалентность в древних языках основных понятий, связанных с представлением об устройстве рая, -- образов «сада» и «города». Так, славянское «град» означало и город, и сад. В устаревшем ныне названии плодового сада -- вертограде -- также «слышится» идея огороженности. Вот почему в изобразительном искусстве эти два образа накладываются друг на друга, и внутри святого города на иконах, фресках и миниатюрах расцветает сад.
Цвет рая
Любые сюжеты, связанные с темой рая, изображаются на белом фоне, символизирующем небесный мир. Традиционно белый цвет присутствует как основной и в сценах пребывания Адама и Евы в раю, и в тех образах, которые иллюстрируют рай в сложных многосоставных композициях.
Лоно Авраамово. Деталь иконы "Символ веры" из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, 1680-е годы. Музей-заповедник "Коломенское"
Так, наряду с изображениями чудовищ, геенны и мук грешников, рай неизменно присутствует в изображениях Страшного суда. На белом фоне в двух круглых обрамлениях, также подчеркивающих замкнутость, представлена сидящая на престоле между двух ангелов Богоматерь, а ниже -- трое старцев. Это так называемое лоно Авраамово, упоминающееся в евангельской притче Христа о богаче и Лазаре (см. Лк. 16: 22). Оно понимается как место блаженного пребывания ветхозаветных праведников и служит одним из символов рая. Среди деревьев с цветами и плодами здесь восседают прародители еврейского народа -- Авраам, его сын Исаак и Иаков, родоначальник двенадцати колен (племен) Израиля, названных именами его сыновей. В складках их плащей чистые души -- дети в белых одеждах. Известны лаконичные примеры, где представлен только один Авраам, как на миниатюре Киевской псалтири (1347 г., Российская национальная библиотека). Но чаще изображение обрастало дополнительными подробностями. На иконе «Символ веры» из Соловецкого монастыря, иллюстрирующей изложение основных догматов Православия, слева от праотцев стоит ангел. Он протягивает младенца, завернутого в край красного плаща. Справа предстоит благоразумный разбойник с крестом в руках. Пребывающие же в лоне дети с непринужденностью собирают райские плоды, так же как на фреске Троицкого собора Данилова монастыря (1660-е гг., Переславль-Залесский), где одного из мальчиков Иаков держит за руку, как будто слишком расшалившегося ребенка. Здесь, с одной стороны, проявился интерес художников к бытовым сценкам, а с другой -- стремление подчеркнуть беззаботность души, пребывающей в раю.
Двенадцать врат
Изображения Небесного града в русских иконах Страшного суда известны с начала XVI века. Этот образ соответствовал прежде всего представлениям о небесном блаженстве прошедших мытарства и о грядущем царстве праведных.
Символ веры. Клеймо. 1668-1669 годы. Государственный Русский музей
В Апокалипсисе четко описано «устройство» этого города: «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов… с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот… Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и ширина» (Откр. 21: 12-16). Строго придерживаясь этого описания, художники изображали Иерусалим как огороженную стеной с двенадцатью воротами местность. Стены рая могли быть белого или розового цвета, как в последнем клейме «Символа веры» 1668-1669 годов из Государственного Русского музея. Замкнутый, строго прямоугольный город включал в себя и «райский» пейзаж, и небольшие постройки. В каждом отдельном случае использовались разные фантазийные детали в архитектурном оформлении: нарядные башенки, арочки, окошки. Наиболее популярным архитектурным мотивом, связанным с показом Небесного города, являются ворота в рай, которые изображаются то в виде незначительной по размеру двери, то как внушительный украшенный портик. Из райских врат изгоняют совершивших грехопадение Адама и Еву. К вратам устремляются праведники во главе с Иоанном Предтечей. За этими воротами в сценах «Сошествие во ад» изображается встреча в раю благоразумным разбойником пророков Илии и Еноха. Источником для этой сцены является апокрифическое «Евангелие от Никодима», где описывается, как удивленные пророки расспрашивали разбойника о том, как он сюда попал. Тот отвечал, что был сораспят с Господом и что стороживший врата рая ангел впустил его, увидев несомый на плечах крест. Именно этот диалог представлен на иконе «Сошествие во ад» второй половины XVI века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также на других памятниках.
На пиру
В иконографии существовало немало символических образов рая, представляющих сонм святых в райском саду, где на фоне белого храма восседает Богоматерь (иконы «О Тебе радуется») или спящего в раю Христа Эммануила (образы «Недреманное Око»). Однако наряду со сложными для толкования композициями распространение получали и те, где проявлялось стремление доступными средствами передать наслаждение от вкушения райского бытия. Как писал об этом известный исследователь церковного искусства конца XIX века Н. В. Покровский: «Нужны были… осязательные формы будущего блаженства, нужна полная обстановка, которая бы удовлетворяла идеальным понятиям о блаженном состоянии». Такой «обстановкой» стало изображение накрытых для трапезы столов в сценах пира праведников в раю, где за стенами города святые сидят в строгом порядке по чину: пустынники, преподобные, за отдельными столами -- лики апостолов и мучеников. Среди примеров с подобной композицией -- икона «Страшный суд» из Благовещенского собора Сольвычегодска (1570-1580).
Страшный суд. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Около 1579. Сольвычегодский историко-художественный музей
На иконе «Символ веры» конца XVII века из Музея имени Андрея Рублева представлено лоно Авраамово с благоразумным разбойником, а рядом изображена двухэтажная палата, два входа в которую охраняют ангелы. Через арочные проемы в розоватых стенах видны столы, за которыми сидят святые, а в центре каждого стола стоит общая чаша. Здесь вслед за притчей Христа о Царствии Небесном (см. Мф. 22: 2-14), раскрывается тема духовного пира, на который приглашены избранные.
Многообразие изобразительных мотивов, связанных с представлениями о Небесном Царстве, давало сложную общую картину ожидающей всех верных христиан будущей жизни. Стремление к ней запечатлено с подлинной верой в древних образах, которые и сейчас помогают человеку увидеть рай.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иконы рая Потерянный Эдем и Новый Иерусалим, преступление Адама и царство, в которое первым вошел разбойник,– как изображался рай на иконах и фресках. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
«Норд-Ост» в каждой душе «Зло, которое есть в мире, нельзя просто стереть ластиком, как стираешь помарку с листа...». О событиях во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году вспоминает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Детям об аде и рае Великий Пост – хорошее время рассказывать детям о вере. Как говорить с ними о райском блаженстве и вечных муках, чтобы не свести разговор к деревьям с булками и раскаленным сковородкам? Рассказывают протоиерей Илия ЗУБРИЙ, отец восьмерых детей, и протоиерей Феодор БОРОДИН, отец семерых детей
Димитриевская родительская суббота: день поминовения усопших В 2013 году Димитриевская родительская суббота приходится на 2 ноября. Практика поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Что говорят о ней святые отцы? Какие существуют традиции поминовения?
Десять лет теракту на Дубровке: скорбь и молитва 26 октября исполнилось десять лет штурма театрального центра на Дубровке и освобождения захваченных террористами актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В этот день была совершена первая Божественная Литургия в строящемся мемориальном храме св. Кирилла и Мефодия. «Для меня любой человек, который ушел в мир иной, не мертвый, а живой», – говорит возглавлявший богослужение епископ Воскресенский САВВА.
Ради какого света мы добываем огонь Роман Минин живет в Харькове и пишет картины, где герои — шахтеры. Первую выставку художника в родном Донбассе донецкие чиновники закрыли за «очернительство» образа шахтера. В отличие от одномерных героев труда на плакатах, шахтеры Минина не только работают, но и страдают, молятся Богу, и Он им приходит на помощь. </strong>
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Иверская и другие: перед какой иконой будут молиться на Васильевском спуске? 24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»
Как устроен храм: Царские врата Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Нужны ли памятники святым? Является ли скульптура моленным образом, или это просто памятный знак, свидетельство исторического события и напоминание об историческом лице, рассуждает искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА
Троеручица: странная икона Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.