На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Кто нападает на Церковь? Взгляд социологов


Версия для печати
26.06.12, 18:32

Скандалы, разгоревшиеся вокруг Церкви в последние месяцы - случайность или закономерность? 25 июня в РГГУ состоялось заседание Научного Совета ВЦИОМ на тему «РПЦ: вызовы, разломы, риски в новой общественно-политической ситуации». Скандалы знаменуют начало новой эпохи, когда консенсусное и уважительное отношение к Церкви сменяется постепенным охлаждением, отчуждением, критикой – уверены социологи и религиоведы.

Молебен в защиту веры, Церкви и поруганных святынь. 22 апреля 2012 г. Фото Кирилла Миловидова

«РПЦ вовлекается в политический процесс, декларируя при этом, что ее участие в общественной жизни должно ограничиваться социальным служением. Это противоречие межу риторикой и конкретными действиями вызывает раздражение, - считает профессор Марина Мчедлова, сотрудник центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН и один из докладчиков семинара. — Тем не менее, уровень доверия к Церкви растет. Нынешнее общество забыло про человека, все увлечены идеей социальной справедливости, и только Церковь продолжает стоять на позициях гуманизма. Кроме того, одним из самых привлекательных качеств Церкви остается стройная система взглядов - роскошь, которую мало кто сейчас может себе позволить», — убеждена она.

Профессор Александр Агаджанян (Центр изучения религий РГГУ), напротив, считает, что проправославный период в России заканчивается. Авторитет РПЦ все еще высок, о чем свидетельствуют и массовое паломничество к Поясу Богородицы, и объективные социологические данные: 71% опрошенных в апреле 2012 года ответили, что доверяют Церкви. Тем не менее, на смену этой инерционной «народной религиозности» приходит новое поколение. Сегодняшние молодые люди свободны и от атеизма советского времени, и от доминировавшей в 90-е годы религиозной идеи. Новое поколение готово отказаться и от той, и от другой модели сознания и пуститься на поиски новой духовности. Формируется плюралистическое, релятивистское, крайне индивидуалистическое общество, в глазах которого РПЦ – это корпорация, претендующая на монополию в области вечных ценностей.

По мнению социолога Андрея Игнатьева (Центр изучения религий РГГУ), конфликт между Церковью и обществом действительно имеет место, но это свидетельствует лишь о том, что РПЦ стала превращаться в сильную общественную структуру, а тот, кто силен, всегда подвергается нападкам и критике. «Природа Церкви такова, что ее ценностные ориентиры не совпадают с ценностями секулярного общества. Так будет всегда. Вопрос в том, как должна быть обустроена граница, - сказал Андрей Игнатьев. – История знает два пути разрешения этих противоречий: крестовые походы и геттоизация Церкви. Сейчас, в условиях поликонфессионального, секулярного общества ни то, ни другое невозможно, но мы по-прежнему тяготеем к подобного рода решениям. РПЦ не имеет ни опыта, ни навыков взаимодействия с секулярным обществом, а без этого невозможно ее эффективное существование в современном мире. Церковь, вышедшая за церковную ограду, нуждается в новых коммуникативных ресурсах».

Выступавшие приводили многочисленные цифры и факты. Однако, даже эта информация не позволяет сделать однозначных выводов, оставляя широкое поле для интерпретаций и допущений. Например, фактом является то, что антицерковные выступления совпали с политическими акциями протеста, следовательно, их можно расценивать как побочный продукт избирательной кампании. Константин Михайлов (Центр изучения религий, РГГУ) выразил уверенность в том, что нынешние нападки на Церковь вызваны исключительно политической ситуацией в стране. На что Марина Мчедлова выдвинула контраргумент: в России политикой интересуется лишь 6% населения.

Еще один факт: несмотря на то, что православными себя называют 79% населения, реально воцерковленных среди них всего 11%. Но и здесь требуется существенная оговорка: эти 11% - самая образованная и очень ресурсная группа населения. По данным, представленным Мариной Мчедловой, современный воцерковленный человек – «это не бабушка в платочке, а житель мегаполиса с высшим образованием, лояльный Церкви».

Чего ждать в ближайшей перспективе? Отвечая на этот вопрос, участники дискуссии выказали большее единодушие. Основной тезис – о том, что власть теряет легитимность, ни у кого не вызвал возражений. Что может РПЦ дать обществу в этот кризисный период? Игорь Рязанцев, декан факультета социальных наук ПСТГУ напомнил собравшимся, что Церковь – это в первую очередь вместилище конечных смыслов. Эта роль остается за ней в любые времена и эпохи. Социолог Леонид Блехер высказал мнение, что в условиях ослабления власти судьба страны окажется в зависимости от того, насколько эффективно будут работать «горизонтальные» связи между людьми, очевидно, подразумевая под этим и связи религиозно-нравственные. Андрей Игнатьев же убежден, что Церковь в эпоху кризиса должна стать центром консолидации гражданского общества. Учитывая процент людей, доверяющих Церкви, это утверждение сложно назвать безосновательным.

В последнее время вокруг Патриарха и Православной церкви возникало немало скандальных ситуаций: панк-молебен «Пусси Райот», дело о квартире Патриарха, ретуширование дорогих часов патриарха на фото и т.д. Всем участникам этих скандалов церковь открыто противостояла, требуя жесткого наказания для них. С каким из мнений на эту тему Вы в большей степени согласны?
 
Все опрошенные
Православные
Последователи других религиозных течений
Неверующие
Это оправданная реакция церкви на оскорбление их чувств верующих
43
48
31
23
Это недопустимое поведение для церкви/верующих, им   стоило проявить милосердие, вместо того чтобы вступать в склоки и тяжбы
35
33
39
47
Затрудняюсь ответить
22
20
30
30


О прошедших молитвенных стояниях известно более чем половине россиян (53%): 2% лично участвовали в них, 14% смотрели прямую трансляцию, 37% узнали о молебнах из выпусков новостей. Наибольшая информированность об этом событии характерна для москвичей и петербуржцев (63%) и православных россиян (58%). 43% впервые услышали о молитвенных стояниях в ходе опроса - в основном это жители средних городов (47%) и сел (46%).

53% опрошенных одобряют проведение православной церковью подобных акций - в основном это православные (61%), женщины (57%), пожилые респонденты (60%). Только 9% относятся к этому негативно, чаще это последователи других религий, за исключением православия и ислама (18%) и неверующие (15%). И еще 28% сообщили, что безразлично относятся к этим акциям.

Как по-Вашему, Православная церковь сегодня нуждается в защите или нет? (Зачитайте, один ответ)
 
Все опрошенные
Последователи православия
Последователи ислама
Последователи других религий
Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием
  Скорее нуждается  
46
52
28
41
18
  Скорее не нуждается  
37
34
43
42
58
  Затрудняюсь ответить  
16
14
29
17
23

Евгения ВЛАСОВА

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Социология 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Кто нападает на Церковь? Взгляд социологов

Скандалы, разгоревшиеся вокруг Церкви в последние месяцы - случайность или закономерность? 25 июня в РГГУ состоялось заседание Научного Совета ВЦИОМ на тему «РПЦ: вызовы, разломы, риски в новой общественно-политической ситуации». Скандалы знаменуют начало новой эпохи, когда консенсусное и уважительное отношение к Церкви сменяется постепенным охлаждением, отчуждением, критикой – уверены социологи и религиоведы

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.