Скандалы, разгоревшиеся вокруг Церкви в последние месяцы - случайность или закономерность? 25 июня в РГГУ состоялось заседание Научного Совета ВЦИОМ на тему «РПЦ: вызовы, разломы, риски в новой общественно-политической ситуации». Скандалы знаменуют начало новой эпохи, когда консенсусное и уважительное отношение к Церкви сменяется постепенным охлаждением, отчуждением, критикой – уверены социологи и религиоведы.
Молебен в защиту веры, Церкви и поруганных святынь. 22 апреля 2012 г. Фото Кирилла Миловидова
«РПЦ вовлекается в политический процесс, декларируя при этом, что ее участие в общественной жизни должно ограничиваться социальным служением. Это противоречие межу риторикой и конкретными действиями вызывает раздражение, - считает профессор Марина Мчедлова, сотрудник центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН и один из докладчиков семинара. — Тем не менее, уровень доверия к Церкви растет. Нынешнее общество забыло про человека, все увлечены идеей социальной справедливости, и только Церковь продолжает стоять на позициях гуманизма. Кроме того, одним из самых привлекательных качеств Церкви остается стройная система взглядов - роскошь, которую мало кто сейчас может себе позволить», — убеждена она.
Профессор Александр Агаджанян (Центр изучения религий РГГУ), напротив, считает, что проправославный период в России заканчивается. Авторитет РПЦ все еще высок, о чем свидетельствуют и массовое паломничество к Поясу Богородицы, и объективные социологические данные: 71% опрошенных в апреле 2012 года ответили, что доверяют Церкви. Тем не менее, на смену этой инерционной «народной религиозности» приходит новое поколение. Сегодняшние молодые люди свободны и от атеизма советского времени, и от доминировавшей в 90-е годы религиозной идеи. Новое поколение готово отказаться и от той, и от другой модели сознания и пуститься на поиски новой духовности. Формируется плюралистическое, релятивистское, крайне индивидуалистическое общество, в глазах которого РПЦ – это корпорация, претендующая на монополию в области вечных ценностей.
По мнению социолога Андрея Игнатьева (Центр изучения религий РГГУ), конфликт между Церковью и обществом действительно имеет место, но это свидетельствует лишь о том, что РПЦ стала превращаться в сильную общественную структуру, а тот, кто силен, всегда подвергается нападкам и критике. «Природа Церкви такова, что ее ценностные ориентиры не совпадают с ценностями секулярного общества. Так будет всегда. Вопрос в том, как должна быть обустроена граница, - сказал Андрей Игнатьев. – История знает два пути разрешения этих противоречий: крестовые походы и геттоизация Церкви. Сейчас, в условиях поликонфессионального, секулярного общества ни то, ни другое невозможно, но мы по-прежнему тяготеем к подобного рода решениям. РПЦ не имеет ни опыта, ни навыков взаимодействия с секулярным обществом, а без этого невозможно ее эффективное существование в современном мире. Церковь, вышедшая за церковную ограду, нуждается в новых коммуникативных ресурсах».
Выступавшие приводили многочисленные цифры и факты. Однако, даже эта информация не позволяет сделать однозначных выводов, оставляя широкое поле для интерпретаций и допущений. Например, фактом является то, что антицерковные выступления совпали с политическими акциями протеста, следовательно, их можно расценивать как побочный продукт избирательной кампании. Константин Михайлов (Центр изучения религий, РГГУ) выразил уверенность в том, что нынешние нападки на Церковь вызваны исключительно политической ситуацией в стране. На что Марина Мчедлова выдвинула контраргумент: в России политикой интересуется лишь 6% населения.
Еще один факт: несмотря на то, что православными себя называют 79% населения, реально воцерковленных среди них всего 11%. Но и здесь требуется существенная оговорка: эти 11% - самая образованная и очень ресурсная группа населения. По данным, представленным Мариной Мчедловой, современный воцерковленный человек – «это не бабушка в платочке, а житель мегаполиса с высшим образованием, лояльный Церкви».
Чего ждать в ближайшей перспективе? Отвечая на этот вопрос, участники дискуссии выказали большее единодушие. Основной тезис – о том, что власть теряет легитимность, ни у кого не вызвал возражений. Что может РПЦ дать обществу в этот кризисный период? Игорь Рязанцев, декан факультета социальных наук ПСТГУ напомнил собравшимся, что Церковь – это в первую очередь вместилище конечных смыслов. Эта роль остается за ней в любые времена и эпохи. Социолог Леонид Блехер высказал мнение, что в условиях ослабления власти судьба страны окажется в зависимости от того, насколько эффективно будут работать «горизонтальные» связи между людьми, очевидно, подразумевая под этим и связи религиозно-нравственные. Андрей Игнатьев же убежден, что Церковь в эпоху кризиса должна стать центром консолидации гражданского общества. Учитывая процент людей, доверяющих Церкви, это утверждение сложно назвать безосновательным.
В последнее время вокруг Патриарха и Православной церкви возникало немало скандальных ситуаций: панк-молебен «Пусси Райот», дело о квартире Патриарха, ретуширование дорогих часов патриарха на фото и т.д. Всем участникам этих скандалов церковь открыто противостояла, требуя жесткого наказания для них. С каким из мнений на эту тему Вы в большей степени согласны?
Все опрошенные
Православные
Последователи других религиозных течений
Неверующие
Это оправданная реакция церкви на оскорбление их чувств верующих
43
48
31
23
Это недопустимое поведение для церкви/верующих, им стоило проявить милосердие, вместо того чтобы вступать в склоки и тяжбы
35
33
39
47
Затрудняюсь ответить
22
20
30
30
О прошедших молитвенных стояниях известно более чем половине россиян (53%): 2% лично участвовали в них, 14% смотрели прямую трансляцию, 37% узнали о молебнах из выпусков новостей. Наибольшая информированность об этом событии характерна для москвичей и петербуржцев (63%) и православных россиян (58%). 43% впервые услышали о молитвенных стояниях в ходе опроса - в основном это жители средних городов (47%) и сел (46%).
53% опрошенных одобряют проведение православной церковью подобных акций - в основном это православные (61%), женщины (57%), пожилые респонденты (60%). Только 9% относятся к этому негативно, чаще это последователи других религий, за исключением православия и ислама (18%) и неверующие (15%). И еще 28% сообщили, что безразлично относятся к этим акциям.
Как по-Вашему, Православная церковь сегодня нуждается в защите или нет? (Зачитайте, один ответ)
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Почему Церковь не любят (3)? «Нескучный сад» продолжает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на наши вопросы отвечает политик Ирина Хакамада
Социологи о Церкви: стоит ли верить цифрам? Как именно социологи подсчитывают количество верующих? Какое отношение их цифры имеют к действительности и зачем миссионерам социология? Об этом рассказывает декан Факультета социальных наук ПСТГУ Игорь Рязанцев.
Почему Церковь не любят (2)? «Нескучный сад» продолжает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на наши вопросы отвечают: телеведущая Фекла Толстая и писатель Захар Прилепин.
Почему Церковь не любят? Двадцать лет назад, на фоне крушения сверхдержавы Церковь оказалась, возможно, единственным общественным институтом, чей авторитет был очевиден подавляющему большинству. Сегодня отношение общества к Церкви куда менее однозначно. «Нескучный сад» начинает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на эти вопросы отвечает социолог Борис Кагарлицкий и журналист Александр Щипков.
Церковь не исчерпала кредит доверия Россияне доверяют Церкви несмотря на скандалы и предвыборные страсти. Правда, общее число респондентов, которые несмотря ни на что доверяют Церкви, год от года становится все меньше. Роман Лункин, сотрудник социологический службы «Среда» и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, поделился с журналистами статистикой.
Языком социологов «Церковь в современном обществе российском обладает большим потенциалом наращивания светского влияния, который она пока не смогла реализовать и даже не стремится к этому», — утверждается в докладе Центра стратегических разработок – того самого центра, который (единственный!) предсказал неожиданный всплеск протестных настроений прошлой зимой. Комментирует библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Непонимание представляет для Церкви серьезную угрозу» Были и будут люди, которых раздражает все, что делает Церковь, – считает ответственный редактор газеты «Церковный вестник» и «Журнала Московской Патриархии», секретарь комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Сергей ЧАПНИН. Но причины для критики действительно есть.
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Источник греха — бедность? Или как Католическая церковь пережила увлечение марксизмом Размышление о причинах социального зла в мире и способах его преодоления в Католической церкви в XX веке оформилось в движение «богословие освобождения». Что это такое рассказывает диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета в Швейцарии
Силы и слабости РПЦ: Как общество относится к Церкви? О слабых сторонах церковной жизни затрудняются ответить 80 процентов Россиян, в тоже время, что у РПЦ нет слабых сторон, утверждает только 3% опрошенных. Сколько в стране православных и как общество относится к Церкви? На эти вопросы отвечает последнее исследование кандидата социологических наук, координатора социологической службы "Среда" Алины БАГРИНОЙ , с ее разрешения мы публикуем на нашем сайте фрагменты ее доклада: «Русская Православная Церковь и общественное мнение»
Сколько москвичей было в храмах на Рождество? Критики Церкви перевернули статистику с ног на голову Известный своими агрессивным настроем по отношению к Церкви портал «Кредо.ру» поспешил заявить о том, что в Москве установлен новый «антирекорд» посещаемости рождественских богослужений, а «заполняемость» храмов с каждым годом снижается. Дежурный офицер пресс-службы ГУ МВД по Москве в комментарии «Нескучному саду» опроверг эту информацию
Хибины: рудник на природе? В Хибинах, уникальном «пятачке» Кольского полуострова диаметром 40 км, вошли в противоречие интересы экономики и экологии. Решение о создании здесь в 2015 году Национального парка совершенно не мешает осваивать сегодня на этих территориях новые рудники по добыче апатита. Инициативная группа Кольского центра охраны дикой природы (КЦОДП) создала общественное движение в поддержку в Хибинах Национального парка. Неравнодушных просят присоединяться
Человек добывающий Там, где появляется человек, звери, птицы, цветы и колосья, чистый воздух неизбежно теряют свои позиции. Когда людей было мало, а природы много, добывать и сохранять получалось. Сегодня, оказалось, что природы на всех не хватает. Неужели конкуренция между развитием цивилизации и сбережением природы — неизбежна?
Другой протест, или забытое слово Схема бытия, упрощенная до противостояния «оппозиция-власть», не учитывает того, что власти бывают разные. Сегодня бывает проще грозить кулаком неким проворовавшимся чиновникам, чем пойти против мнения коллег на работе, а кредит на машину или квартиру удерживает от резких движений почище любого полицейского
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Роман Силантьев: Причина терактов – ваххабизация Татарстана Покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его заместителя, сотрудника духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова стало главной новостью уходящей недели. Что значат эти громкие теракты, мы поинтересовались у православного исламоведа Романа Силантьева
Татарский муфтий пострадал за хорошее отношение к христианам? Утром 19 июля был убит заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов, а глава Духовного управления мусульман Татарстана Илдус Файзов получил ранения «Нескучный сад» поинтересовался у руководителя миссионерского отдела Казанской епархии протоиерея Сергея Титова, как сегодня в Татарстане строятся отношения между православными и мусульманами
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.