На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Социологи о Церкви: стоит ли верить цифрам?


Версия для печати
18.04.13, 12:52

Как именно социологи подсчитывают количество верующих? Какое отношение их цифры имеют к действительности и зачем миссионерам социология? Об этом рассказывает декан Факультета социальных наук ПСТГУ Игорь Рязанцев.


— В средствах массовой информации регулярно публикуются результаты опросов о численности православных христиан в России, насколько можно верить результатам светских социологических исследований? Насколько их методология, подходы адекватны?

Вся эта дискуссия: сколько в России православных — всегда ведется в двух аспектах: в аспекте публицистическом, или политическом и в аспекте академическом, то есть научном. Если говорить об академическом дискурсе, о научных исследованиях, то здесь достаточно много серьезных работ, сложилась определенная традиция социологических измерений религозности, в том числе православной религиозности населения. Тут уместно вспомнить ФОМ (Фонд общественное мнение) и Валентину Федоровну Чеснокову, которая с начала девяностых курировала религиозные проекты ФОМа. Ее книга «Тесным путем», которая вышла уже достаточно давно, была первой попыткой обобщения измерений православной религиозности в нашей стране и всем интересующимся, я бы рекомендовал с этой книгой познакомиться. Учитывая традицию, заложенную Валентиной Федоровной, к данным этого центра можно относиться со значительным доверием.


— Сколько на самом деле православных христиан в России и откуда берутся эти цифры?

Одним из приоритетных и наиболее популярных исследовательских направлений в области социологии религии является определение уровня религиозности и воцерковленности населения. Отсюда то, что периодически в средствах массовой информации появляются те или иные проценты. Надо сказать, что вопросу методологии и техники получения этих цифр социологи в разные годы уделяли и продолжают уделять довольно пристальное внимание: в связи с этим много дискуссий, теоретических и эмпирических работ.

Это достаточно сложный и серьезный вопрос, какие показатели могут свидетельствовать об уровне религиозности и воцерковленности человека? Так как вера и религиозность – та область души человека, изучить и измерить которую довольно сложно. Тем не менее, надо признать, что все наши ценности и установки так или иначе находят свое выражение в нашем поведении, в нашем действии, в том, что мы пишем и что говорим, поэтому о некой вербализированной религиозности и воцерковленности говорить мы все-таки можем. Мы также можем говорить и о глубине наших познаний в вере, о нашей осведомленности в вопросах простых и не очень относительно той веры, которую исповедуем. Задав, например, соответствующие вопросы, мы можем получить более или менее точные данные по изучаемому предмету.

Одним из признанных авторитетов в области изучения религиозности и воцерковленности населения в России является (ныне уже почившая) социолог Валентина Федоровна Чеснокова. Именно благодаря ее многолетним трудам отечественные социологи получили наиболее адекватные показатели, позволяющие делать замеры религиозности и воцерковленности. Будучи сама человеком православным и церковным, Валентина Федоровна смогла выделить такие показатели, которые свидетельствуют не только о церковном поведении, но и о наличии или отсутствии, я бы сказал, церковного мышления и мировоззрения.

Индексы Чесноковой используются социологами до сих пор, конечно, периодически возникают обсуждения вокруг этих показателей, критика и дискуссии относительно их возможностей, но тем не менее пока это наиболее совершенная с точки зрения получения результата методика. Подчеркну, что это совершенная на данный момент, но не идеальная с точки зрения других возможностей изучения в этой области в настоящем и будущем, поэтому и существуют дискуссии. При этом, Валентина Федоровна своей работой, помимо показателей, внесла, на мой взгляд, еще один бесценный вклад, актуализировав вопрос о том, кого же можно назвать воцерковленным человеком и сколько этих людей в действительности.

Надо сказать, что сама Валентина Федоровна в этом вопросе была по-христиански аккуратной, отмечая, что есть как разная степень религиозности, так и разная степень воцерковленности человека, в этом смысле будучи созвучной наставлениям святых отцов, которые сравнивают духовную жизнь христианина с восхождением на гору и прохождением им различных этапов и ступеней. Она говорит о четырех уровнях или группах воцерковленности: очень слабо воцерковленные, или нулевая группа, слабо воцерковленные, немного воцерковленные, полувоцерковленные, воцерковленные или «церковный народ».


— И каковы соотношения между этими группами?

Не буду останавливаться подробно на том, кого относила к каждой из групп сама Валентина Федоровна, это каждый может узнать из ее работ, но отмечу, что сам я бы говорил о трех наиболее ярко выраженных группах. Во-первых, это воцерковленные христиане. По данным самых разных исследований эту небольшую группу составляет от трех до пяти, или чуть больше процентов от всего общества. Пытаясь определить эту вербализированную воцерковленность, социологи спрашивают, насколько часто человек исповедуется, посещает храм, причащается, какие посты соблюдает, как регулярно читает Евангелие и т.д.

Во-вторых, мы говорим о православных верующих невоцерковленных, их значительно больше. Это те, кто не систематично следует канонам участия православного христианина в жизни церкви. Таких людей около трети от всего общества, то есть чуть больше тридцати процентов.

Следующая группа — это люди не просто невоцерковленные, но и неверующие. В то же время они являющиеся носителями православной идентичности. В храм они не ходят, в Таинствах не участвуют, в Бога не верят, но отвечая на опросы все-таки причисляют себя к православным, так как ассоциируют себя с православной культурной традицией, православие для них часто является частью национальной самоидентификации, не вероисповеданием, а частью истории и культуры нашей страны. Это еще одна треть. В целом эти названные группы и дают знаменитые 60-70 процентов.

Недавно была в профессиональной среде большая дискуссия, о том какие именно критерии должны использоваться для определения количества воцерковленных православных верующих. Опираясь на апостольские правила, такие попытки и среди социологов имеют место, было предложено считать, что человек не посетивший подряд три воскресные литургии не является христианином. Именно так требовали правила апостольской общины. Конечно же, использовать такие жесткие правила сегодня невозможно, во всяком случае, для социологов. Я привел этот пример для того чтобы показать разброс мнений относительно критериев оценки в профессиональном сообществе

Как мне кажется, при определении критериев крайне важно пользоваться экспертными оценками и документами, которые существуют в Православной Церкви относительно того, кого можно отнести к воцерковленным православным верующим. Ориентируясь на традиции православной Церкви, а не привнося эти критерии извне.


— Что влияет на соотношение этих трех частей?

— Самые разные факторы. Например, недавняя информационная кампания, безусловно, оказала некоторое влияние. Мы обнаружили колебания уровня доверия к Церкви, причем в долгосрочной перспективе снижение было совсем небольшим, но краткосрочные колебания были весьма заметными. Влияют на соотношение частей и события, затрагивающие все общество, такие как экономический кризис. Два года назад мы проводили исследование в Беларуси, которое показало, что последний кризис актуализировал для многих людей их религиозность, люди стали чаще бывать в храмах.


— Когда вы замеряете частоту посещения храма, все это относится к поведению человека, но не отражает глубины его религиозности. Многие бабушки ходят в храм очень часто, но при этом о православии имеют весьма специфическое представление…

— Социологии доступны измерения не только фактов поведения, но и фактов сознания. Это позволяют делать количественные и качественные исследования. В наших исследованиях мы очень часто сталкиваемся с религиозным синкретизмом, когда элементы православия соседствуют в сознании верующих с какими-то магическими представлениями, иногда очень причудливыми, обрядоверием, язычеством. Причем среди воцерковленных христиан, людей чье представление в той или иной степени искажено совсем не мало – около 15-20 процентов


— А насколько те цифры, о которых говорят социологи, имеют непосредственное отношение к реальности? Насколько инструменты социологического исследования могут зафиксировать живую реальность?

Всякий получивший высшее образование человек понимает, что наука всегда имеет дело с некими моделями, а не с живой реальностью самой по себе. В тоже время эти модели должны максимально соответствовать реальности, поэтому социологи именно «измеряют» общество, а не строят умозрительные конструкции.


— Как выглядит подобное исследование?

Существует два вида социологических исследований: количественные и качественные. Количественное исследование – это и есть те самые цифры и проценты, которые потом журналисты публикуют в СМИ. Но с точки зрения методологической, если мы исследуем какую-то социальную группу, особенно, если она для нас по каким-то причинам закрыта, малоизученна, то перед тем как приступить к количественным исследованиям, мы сперва прибегаем к исследованиям качественным, которые должны определить те параметры, которые в будущем мы сможем положить в основу наших измерений.

Общая схема, как правило, такова, но бывает и наоборот, дело не в последовательности этапов и в их жестком соблюдении, а в тех задачах, которые ставятся исследованием. Большое крупное исследование обычно предваряется знакомством со специальной литературой, которая позволяет составить первичное представление о предмете исследования. Далее проводится определение теории, методологии и методов исследования. И если качественное исследование необходимо, то мы понимаем, что его цель не замерить пропорции и цифры, а выявить смысл, содержательную сторону вопроса. Мы должны быть уверены, что мы замеряем некую реальность, а не то, что присутствует исключительно в сознании самого исследователя. Качественное исследование — это способ углубить наше понимание проблемы. Для этого собираются фокус-группы, проводятся глубинные интервью с респондентами той социальной общности, которую мы исследуем.

На основании качественного исследования, как правило, готовится инструментарий для количественного, выявляются проблемы, переменные которые мы будем замерять, формулируются вопросы для анкеты, которую будут заполнять люди. Смыслы выявленные в ходе качественного исследования обобщаются, типизируются и превращаются в шкалу ответов на анкетные вопросы. Потом уже готовые анкеты тестируются в рамках пилотажного исследования, чтобы понять насколько вопросы в них корректны, работает ли инструментарий, понимают ли респонденты суть вопросов, которые им задаются. А в итоге проводится полномасштабное количественное исследование – опрос, который дает нам информацию, которую можно потом уже как-то интерпретировать. По следам исследования обычно проводится экспертный опрос, чтобы углубить наше понимание полученных результатов.


— Вы возглавляете факультет социальных наук Православного Свято-Тихоновского университета, какое применение социологические исследования могут иметь в Церкви? Зачем Церкви социология?

На самом деле сегодня практически не исследуемой социологами группой остаются невоцерковленные, но верующие люди. Равно как и неверующие люди, имеющие православную самоидентификацию. Каково их поведение? Кто эти люди? Что мы о них знаем? Сегодня практически ничего!

Наши миссионеры часто окормляют какие-то совсем экзотичные социальные группы: они идут к Свидетелям Иеговы, к атеистам, к мусульманам, и в то же самое время, людьми, которые уже являются носителями православной идентичности, занимаются в меньшей степени, практически не замечают. Вот тут церковная социология может пригодиться. Окормление названных групп, на мой взгляд, требует осознанных усилий, а это люди из очень разных слоев российского общество, и стало быть, нужно говорить о разнообразии стратегий, подходов к каждому из них. Сегодня миссионеры ориентируются исключительно на личный, субъективный опыт и представления о том кто является их аудиторией. Хотя, конечно, людей в Церковь приводит Бог, а не миссионеры, но если мы говорим о миссионерской деятельности, то она требует своего осмысления, в том числе и усилий ученых-социологов.

Беседовал Дмитрий РЕБРОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Социология 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.