Россияне доверяют Церкви несмотря на скандалы и предвыборные страсти. Правда, общее число респондентов, которые несмотря ни на что доверяют Церкви, год от года становится все меньше. Роман Лункин, сотрудник социологический службы «Среда» и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, поделился с журналистами статистикой.
6 июня в помещении московского клуба «Зеленая дверь» состоялась неформальная встреча-дискуссия: «Почему доверяют православию и чего от него ждут?» Докладчиками стали сотрудник социологический службы «Среда» Роман Лункин и глава православного добровольческого движения, публицист Юрий Белановский.
«Тема православия обычно обсуждается в очень официозной атмосфере, все это формирует специфический образ Церкви: золотые купола, архиереи в драгоценных одеждах, многим даже не приходит в голову заглянуть за этот фасад, вот почему мы выбрали «семейный» формат и пригласили вас в кафе» — открыл вечер Роман Лункин, чья служба известна своими социологическими исследованиями православия и религиозной картины российского общества.
Опросы центра «Среда», как правило, готовятся и реализуются совместно со знаменитым Фондом общественного мнения (ФОМ). Основой для последнего доклада стали репрезентативные опросы ФОМа, проведенные в апреле этого года, опросы участников митингов «За честные выборы» 24 декабря, 4 февраля, 5 и 10 марта; опрос участников молебна в защиту веры, прошедшего перед храмом Христа Спасителя 22 апреля 2012 года
Так, по данным службы, к Русской Православной Церкви относят себя сегодня 43 процента населения, обычно этот вопрос, сформулированный иначе (какой религии вы придерживаетесь – ответ: православное христианство) дает большие результаты (около 70-ти процентов), дело в том, что самоидентификация себя с конкретной религиозной организацией «обязывает к большему», а стало быть, этот вариант, как правило, выбирает меньшее число респондентов, традиционно считающих себя «условно православными».
Один из ключевых вопросов: должны ли священнослужители высказывать свою гражданскую позицию разделяет респондентов на две практически равные части: да – 33 процента, нет – 34. В том числе, убеждены, что клирики не должны высказывать свою общественную позицию, как правило, мужчины чаще женщин, равнодушные к Церкви чаще воцерковленных, жители Кавказского и Северо-Западного региона, чаще чем жители иных регионов, примыкают к ним респонденты признавшиеся, что готовы сменить Россию на другую страну обитания, то есть иммигрировать.
Для увеличения диаграммы щёлкните по изображению
Несмотря на незначительную корреляцию вероисповедания и политических пристрастий (Путину доверяют 53 процента православных и 51 процент атеистов), среди граждан, участвовавших в оппозиционных протестах, количество респондентов утверждавших, что они исповедуют православие и принадлежат Русской Православной Церкви после мартовских заявлений Патриарха резко сократилось с 28% в феврале, до 19% в марте.
В то же время Церкви и Патриарху доверяет примерно равное количество человек, около 66-ти процентов, почти столько же (67%) утверждают, что их мнение о Церкви в ближайшей перспективе не изменилось, по данным ФОМ, только 7 процентов респондентов стали за последнее время доверять Церкви и Патриарху меньше.
Роман Лункин объясняет этот факт феноменом так называемого «проправославного консенсуса», большинство граждан, вне зависимости от собственного вероисповедания и политических взглядов говорят о доверии Церкви, несмотря ни на какие внешние события и скандалы. Впрочем, год от года эта цифра незначительно, но сокращается. «Церковь становится в представлении людей более живой, монолитный образ рушится и в целом это хорошо, важно, только, куда приведет нас этот процесс» — заключает Роман.
Интересно, что по данным социологов портрет участников патриаршего молебна «за веру» и митингов оппозиции в целом совпадает как в области образования, так и в гендерном, возрастном, имущественном планах.
Социологический портрет участников патриаршего молебна. Для увеличения диаграммы щёлкните по изображению
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Почему Церковь не любят (3)? «Нескучный сад» продолжает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на наши вопросы отвечает политик Ирина Хакамада
Социологи о Церкви: стоит ли верить цифрам? Как именно социологи подсчитывают количество верующих? Какое отношение их цифры имеют к действительности и зачем миссионерам социология? Об этом рассказывает декан Факультета социальных наук ПСТГУ Игорь Рязанцев.
Почему Церковь не любят (2)? «Нескучный сад» продолжает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на наши вопросы отвечают: телеведущая Фекла Толстая и писатель Захар Прилепин.
Почему Церковь не любят? Двадцать лет назад, на фоне крушения сверхдержавы Церковь оказалась, возможно, единственным общественным институтом, чей авторитет был очевиден подавляющему большинству. Сегодня отношение общества к Церкви куда менее однозначно. «Нескучный сад» начинает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на эти вопросы отвечает социолог Борис Кагарлицкий и журналист Александр Щипков.
Кто нападает на Церковь? Взгляд социологов Скандалы, разгоревшиеся вокруг Церкви в последние месяцы - случайность или закономерность? 25 июня в РГГУ состоялось заседание Научного Совета ВЦИОМ на тему «РПЦ: вызовы, разломы, риски в новой общественно-политической ситуации». Скандалы знаменуют начало новой эпохи, когда консенсусное и уважительное отношение к Церкви сменяется постепенным охлаждением, отчуждением, критикой – уверены социологи и религиоведы
Языком социологов «Церковь в современном обществе российском обладает большим потенциалом наращивания светского влияния, который она пока не смогла реализовать и даже не стремится к этому», — утверждается в докладе Центра стратегических разработок – того самого центра, который (единственный!) предсказал неожиданный всплеск протестных настроений прошлой зимой. Комментирует библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Непонимание представляет для Церкви серьезную угрозу» Были и будут люди, которых раздражает все, что делает Церковь, – считает ответственный редактор газеты «Церковный вестник» и «Журнала Московской Патриархии», секретарь комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Сергей ЧАПНИН. Но причины для критики действительно есть.
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Источник греха — бедность? Или как Католическая церковь пережила увлечение марксизмом Размышление о причинах социального зла в мире и способах его преодоления в Католической церкви в XX веке оформилось в движение «богословие освобождения». Что это такое рассказывает диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета в Швейцарии
Силы и слабости РПЦ: Как общество относится к Церкви? О слабых сторонах церковной жизни затрудняются ответить 80 процентов Россиян, в тоже время, что у РПЦ нет слабых сторон, утверждает только 3% опрошенных. Сколько в стране православных и как общество относится к Церкви? На эти вопросы отвечает последнее исследование кандидата социологических наук, координатора социологической службы "Среда" Алины БАГРИНОЙ , с ее разрешения мы публикуем на нашем сайте фрагменты ее доклада: «Русская Православная Церковь и общественное мнение»
Сколько москвичей было в храмах на Рождество? Критики Церкви перевернули статистику с ног на голову Известный своими агрессивным настроем по отношению к Церкви портал «Кредо.ру» поспешил заявить о том, что в Москве установлен новый «антирекорд» посещаемости рождественских богослужений, а «заполняемость» храмов с каждым годом снижается. Дежурный офицер пресс-службы ГУ МВД по Москве в комментарии «Нескучному саду» опроверг эту информацию
Хибины: рудник на природе? В Хибинах, уникальном «пятачке» Кольского полуострова диаметром 40 км, вошли в противоречие интересы экономики и экологии. Решение о создании здесь в 2015 году Национального парка совершенно не мешает осваивать сегодня на этих территориях новые рудники по добыче апатита. Инициативная группа Кольского центра охраны дикой природы (КЦОДП) создала общественное движение в поддержку в Хибинах Национального парка. Неравнодушных просят присоединяться
Другой протест, или забытое слово Схема бытия, упрощенная до противостояния «оппозиция-власть», не учитывает того, что власти бывают разные. Сегодня бывает проще грозить кулаком неким проворовавшимся чиновникам, чем пойти против мнения коллег на работе, а кредит на машину или квартиру удерживает от резких движений почище любого полицейского
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Человек добывающий Там, где появляется человек, звери, птицы, цветы и колосья, чистый воздух неизбежно теряют свои позиции. Когда людей было мало, а природы много, добывать и сохранять получалось. Сегодня, оказалось, что природы на всех не хватает. Неужели конкуренция между развитием цивилизации и сбережением природы — неизбежна?
Роман Силантьев: Причина терактов – ваххабизация Татарстана Покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его заместителя, сотрудника духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова стало главной новостью уходящей недели. Что значат эти громкие теракты, мы поинтересовались у православного исламоведа Романа Силантьева
Татарский муфтий пострадал за хорошее отношение к христианам? Утром 19 июля был убит заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов, а глава Духовного управления мусульман Татарстана Илдус Файзов получил ранения «Нескучный сад» поинтересовался у руководителя миссионерского отдела Казанской епархии протоиерея Сергея Титова, как сегодня в Татарстане строятся отношения между православными и мусульманами
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.