Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Кто нападает на Церковь? Взгляд социологов

№0'0000 Жизнь в Церкви  26.06.12 18:32 Версия для печати. Вернуться к сайту

Скандалы, разгоревшиеся вокруг Церкви в последние месяцы - случайность или закономерность? 25 июня в РГГУ состоялось заседание Научного Совета ВЦИОМ на тему «РПЦ: вызовы, разломы, риски в новой общественно-политической ситуации». Скандалы знаменуют начало новой эпохи, когда консенсусное и уважительное отношение к Церкви сменяется постепенным охлаждением, отчуждением, критикой – уверены социологи и религиоведы.

Молебен в защиту веры, Церкви и поруганных святынь. 22 апреля 2012 г. Фото Кирилла Миловидова

«РПЦ вовлекается в политический процесс, декларируя при этом, что ее участие в общественной жизни должно ограничиваться социальным служением. Это противоречие межу риторикой и конкретными действиями вызывает раздражение, - считает профессор Марина Мчедлова, сотрудник центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН и один из докладчиков семинара. — Тем не менее, уровень доверия к Церкви растет. Нынешнее общество забыло про человека, все увлечены идеей социальной справедливости, и только Церковь продолжает стоять на позициях гуманизма. Кроме того, одним из самых привлекательных качеств Церкви остается стройная система взглядов - роскошь, которую мало кто сейчас может себе позволить», — убеждена она.

Профессор Александр Агаджанян (Центр изучения религий РГГУ), напротив, считает, что проправославный период в России заканчивается. Авторитет РПЦ все еще высок, о чем свидетельствуют и массовое паломничество к Поясу Богородицы, и объективные социологические данные: 71% опрошенных в апреле 2012 года ответили, что доверяют Церкви. Тем не менее, на смену этой инерционной «народной религиозности» приходит новое поколение. Сегодняшние молодые люди свободны и от атеизма советского времени, и от доминировавшей в 90-е годы религиозной идеи. Новое поколение готово отказаться и от той, и от другой модели сознания и пуститься на поиски новой духовности. Формируется плюралистическое, релятивистское, крайне индивидуалистическое общество, в глазах которого РПЦ – это корпорация, претендующая на монополию в области вечных ценностей.

По мнению социолога Андрея Игнатьева (Центр изучения религий РГГУ), конфликт между Церковью и обществом действительно имеет место, но это свидетельствует лишь о том, что РПЦ стала превращаться в сильную общественную структуру, а тот, кто силен, всегда подвергается нападкам и критике. «Природа Церкви такова, что ее ценностные ориентиры не совпадают с ценностями секулярного общества. Так будет всегда. Вопрос в том, как должна быть обустроена граница, - сказал Андрей Игнатьев. – История знает два пути разрешения этих противоречий: крестовые походы и геттоизация Церкви. Сейчас, в условиях поликонфессионального, секулярного общества ни то, ни другое невозможно, но мы по-прежнему тяготеем к подобного рода решениям. РПЦ не имеет ни опыта, ни навыков взаимодействия с секулярным обществом, а без этого невозможно ее эффективное существование в современном мире. Церковь, вышедшая за церковную ограду, нуждается в новых коммуникативных ресурсах».

Выступавшие приводили многочисленные цифры и факты. Однако, даже эта информация не позволяет сделать однозначных выводов, оставляя широкое поле для интерпретаций и допущений. Например, фактом является то, что антицерковные выступления совпали с политическими акциями протеста, следовательно, их можно расценивать как побочный продукт избирательной кампании. Константин Михайлов (Центр изучения религий, РГГУ) выразил уверенность в том, что нынешние нападки на Церковь вызваны исключительно политической ситуацией в стране. На что Марина Мчедлова выдвинула контраргумент: в России политикой интересуется лишь 6% населения.

Еще один факт: несмотря на то, что православными себя называют 79% населения, реально воцерковленных среди них всего 11%. Но и здесь требуется существенная оговорка: эти 11% - самая образованная и очень ресурсная группа населения. По данным, представленным Мариной Мчедловой, современный воцерковленный человек – «это не бабушка в платочке, а житель мегаполиса с высшим образованием, лояльный Церкви».

Чего ждать в ближайшей перспективе? Отвечая на этот вопрос, участники дискуссии выказали большее единодушие. Основной тезис – о том, что власть теряет легитимность, ни у кого не вызвал возражений. Что может РПЦ дать обществу в этот кризисный период? Игорь Рязанцев, декан факультета социальных наук ПСТГУ напомнил собравшимся, что Церковь – это в первую очередь вместилище конечных смыслов. Эта роль остается за ней в любые времена и эпохи. Социолог Леонид Блехер высказал мнение, что в условиях ослабления власти судьба страны окажется в зависимости от того, насколько эффективно будут работать «горизонтальные» связи между людьми, очевидно, подразумевая под этим и связи религиозно-нравственные. Андрей Игнатьев же убежден, что Церковь в эпоху кризиса должна стать центром консолидации гражданского общества. Учитывая процент людей, доверяющих Церкви, это утверждение сложно назвать безосновательным.

В последнее время вокруг Патриарха и Православной церкви возникало немало скандальных ситуаций: панк-молебен «Пусси Райот», дело о квартире Патриарха, ретуширование дорогих часов патриарха на фото и т.д. Всем участникам этих скандалов церковь открыто противостояла, требуя жесткого наказания для них. С каким из мнений на эту тему Вы в большей степени согласны?
 
Все опрошенные
Православные
Последователи других религиозных течений
Неверующие
Это оправданная реакция церкви на оскорбление их чувств верующих
43
48
31
23
Это недопустимое поведение для церкви/верующих, им   стоило проявить милосердие, вместо того чтобы вступать в склоки и тяжбы
35
33
39
47
Затрудняюсь ответить
22
20
30
30


О прошедших молитвенных стояниях известно более чем половине россиян (53%): 2% лично участвовали в них, 14% смотрели прямую трансляцию, 37% узнали о молебнах из выпусков новостей. Наибольшая информированность об этом событии характерна для москвичей и петербуржцев (63%) и православных россиян (58%). 43% впервые услышали о молитвенных стояниях в ходе опроса - в основном это жители средних городов (47%) и сел (46%).

53% опрошенных одобряют проведение православной церковью подобных акций - в основном это православные (61%), женщины (57%), пожилые респонденты (60%). Только 9% относятся к этому негативно, чаще это последователи других религий, за исключением православия и ислама (18%) и неверующие (15%). И еще 28% сообщили, что безразлично относятся к этим акциям.

Как по-Вашему, Православная церковь сегодня нуждается в защите или нет? (Зачитайте, один ответ)
 
Все опрошенные
Последователи православия
Последователи ислама
Последователи других религий
Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием
  Скорее нуждается  
46
52
28
41
18
  Скорее не нуждается  
37
34
43
42
58
  Затрудняюсь ответить  
16
14
29
17
23