«Церковь в современном обществе российском обладает большим потенциалом наращивания светского влияния, который она пока не смогла реализовать и даже не стремится к этому», — утверждается в докладе Центра стратегических разработок – того самого центра, который (единственный!) предсказал неожиданный всплеск протестных настроений прошлой зимой. Комментирует библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
«...Церковь в современном обществе российском обладает большим потенциалом наращивания светского влияния, который она пока не смогла реализовать и даже не стремится к этому. В условиях острого дефицита институтов, основанных на этике, общество ждет от церкви более активного вклада в решение проблем нравственного регулирования и воспитания подрастающего поколения. По существу население предъявляет спрос на церковь как на источник институциональных социальных норм, компенсирующий слабость других социальных институтов. При этом религиозные аспекты взаимодействия с церковью волнуют население гораздо меньше. Церковь же, напротив, делает акценты на религиозно-обрядовой составляющей своей деятельности, а в последнее время – и на политической, вступая тем самым в определенный конфликт с ожиданиями массовых групп населения». Это цитата из доклада Центра стратегических разработок – того самого центра, который (единственный!) предсказал неожиданный всплеск протестных настроений прошлой зимой.
А где же тут про Евангелие, про Предание? Про посты и молитвы? Про любовь к ближнему? Церковь не есть учреждение или центр влияния – скажет иной читатель… и будет глубоко не прав. Она не только это, ни в коем случае, но она и всё это тоже. Нам привычно, приятно и легко любой разговор сразу сводить к высшим ценностям, на любую проблему искать потусторонний ответ. Муж пьет? Молись усерднее. Денег нет? Читай патерики и смиряйся. Страна катится к революции? Напомни всем о любви к ближнему… Главное, сам ничего не делай, так и хочется добавить, жди, пока само всё устроится. А то вдруг ошибешься?
Но, как и мы обладаем телом, а не только душой, и об этом теле заботимся ежедневно, точно так же и Церковь обладает не одним только Евангелием и Преданием, но и разного рода земными учреждениями, и живет не только в сакральном пространстве, но и в современном обществе. И никуда ей от этого не уйти, даже если захочется: она призвана быть светом миру и солью земли, а не сферическим благочестием в безвоздушном пространстве.
Но мы упорно стараемся не замечать земного и тленного, впадаем в какое-то «практическое монофизитство» – хорошо всё-таки, что нас из него выводят, встряхивают, напоминают о почве под ногами. Согласно полицейским оценкам, в последние годы число молящихся в православных храмах на Пасху и Рождество и число пришедших к мечетям на мусульманские праздники – вполне сопоставимые величины (и я не думаю, что полиция «подыгрывает» мусульманам, набавляя им цифру). Да что там ислам… Молебен у Храма Христа Спасителя собрал очень много народу, согласен. Но в то же самое время на Новом Арбате, совсем рядом, проходил фестиваль мыльных пузырей. Судя по фотографиям, туда пришло никак не меньше народу.
Что же это такое – православные стали ничтожно малым меньшинством? Да, стали, если судить по цифрам причастников (до сих пор не опубликованным, кстати, на уровне епархий или благочиний). При любых подсчетах оказывается, что людей, регулярно бывающих в храме и приступающих к таинствам, в нашей стране всего несколько процентов, никак не больше пяти. А ведь это, собственно, и подразумевается утверждением «я православный христианин».
А что же тогда остальные, кто «записался в православные», их на порядок больше, они составляют среди русских абсолютное большинство? Мы привычно смотрим на них как на «объект воцерковления»: вот надо раздать им книги, прочитать проповеди, объяснить, как правильно молиться, поститься, исповедоваться и причащаться, и они станут как мы. Последние двадцать лет объясняем… но массового обращения так и не произошло. Почему?
Эксперты ЦСР предлагают свое объяснение: люди не особенно интересуются религией. Но это совсем не значит, что наша Церковь – просто еще одно причудливое меньшинство, клуб по интересам, вроде любителей запускать мыльные пузыри. Доклад отводит Церкви очень важно место… Он отмечает, что в обществе существует сильный дефицит доверия: нынешняя власть его теряет, другие политические партии, за исключением коммунистов, тоже не слишком много его приобрели (и не радует лично меня такое исключение), а главное, горизонтальные связи в обществе слишком слабы. Мы по-прежнему остаемся толпой растерянных и рассерженных одиночек, которых унижает и обирает всякий, кто только может.
Но всё меньше в стране людей, согласных так жить и дальше. Они не очень понимают, как надо, как из этого состояния выйти и кто им в этом поможет – но большинство из них с уважением относится к Церкви как к социальному институту, несущему вечные ценности. Именно поэтому такой острый резонанс вызывают любые подозрения в нечестности и корысти священнослужителей: что так поступают депутаты, генералы и министры, все давно привыкли и другого от них уже не ждут. Но христиане так себя вести не должны!
При том, что ресурс народного доверия исчерпали едва ли не все государственные институты, а общественные его еще толком не успели приобрести, Церковь остается едва ли не единственным центром притяжения… но скорее потенциальным, на данный момент. Обычные люди, не пережившие личного обращения ко Христу, но стремящиеся к большей честности и солидарности (ключевые слова последних месяцев!) совершенно не готовы начать поститься и молиться, хотя мы их этому вполне готовы научить. Зато они оглядываются в поисках центров притяжения, которые могли бы стать для растерянных одиночек островками доверия и взаимодействия. Как показывает опыт позапрошлого лета, Церковь вполне может таким центром стать: люди сдавали свою помощь погорельцам именно Церкви. Они верили: здесь не разворуют, здесь не будут пиариться на чужой беде, здесь отчитываются не перед начальником, а перед Богом.
Этот ресурс доверия велик, согласно оценке ЦСР и моим собственным наблюдениям, но он, как и всякий земной ресурс, исчерпаем. Его очень легко конвертировать в политические преференции: мы успокоим избирателей, а вы, властители, нам за это дайте то-то и то-то. Его можно потратить на очередную проповедь сферического благочестия, на рассказ о том, какие мы тут все замечательные, как молимся и постимся, какие чудесные у нас подвижники. Эффект, конечно, будет… но ведь и ресурс исчерпается, если его не подпитывать. А дальше?
Как лучше будет тут поступить, как оправдать это доверие людей, как стать островком солидарности и роста, я и сам пока толком не знаю – надо пробовать и искать, и очень может оказаться, что времени у нас осталось совсем немного. Но для начала, думаю, стоит признать одну простую истину: грамотное и честное социологическое исследование (а не просто исполнение заказа по самооправданию и самовозвеличиванию) – пожалуй, главное, чего нам сейчас не хватает. Это в тихие двухтысячные можно было спорить о молитвах на русском, о терминах «пресуществление» и «преложение» и прочих существенных вопросах внутренней церковной жизни. Но жатва по-прежнему обильна, делателей не становится больше, и над полем явственно собирается гроза. Пора, по-моему, отложить спор о том, какой серп будет самым лучшим и посмотреть, наконец, на нивы, как они побелели… А если без метафор – заняться социологией.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Почему Церковь не любят (3)? «Нескучный сад» продолжает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на наши вопросы отвечает политик Ирина Хакамада
Социологи о Церкви: стоит ли верить цифрам? Как именно социологи подсчитывают количество верующих? Какое отношение их цифры имеют к действительности и зачем миссионерам социология? Об этом рассказывает декан Факультета социальных наук ПСТГУ Игорь Рязанцев.
Почему Церковь не любят (2)? «Нескучный сад» продолжает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на наши вопросы отвечают: телеведущая Фекла Толстая и писатель Захар Прилепин.
Почему Церковь не любят? Двадцать лет назад, на фоне крушения сверхдержавы Церковь оказалась, возможно, единственным общественным институтом, чей авторитет был очевиден подавляющему большинству. Сегодня отношение общества к Церкви куда менее однозначно. «Нескучный сад» начинает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на эти вопросы отвечает социолог Борис Кагарлицкий и журналист Александр Щипков.
Кто нападает на Церковь? Взгляд социологов Скандалы, разгоревшиеся вокруг Церкви в последние месяцы - случайность или закономерность? 25 июня в РГГУ состоялось заседание Научного Совета ВЦИОМ на тему «РПЦ: вызовы, разломы, риски в новой общественно-политической ситуации». Скандалы знаменуют начало новой эпохи, когда консенсусное и уважительное отношение к Церкви сменяется постепенным охлаждением, отчуждением, критикой – уверены социологи и религиоведы
Церковь не исчерпала кредит доверия Россияне доверяют Церкви несмотря на скандалы и предвыборные страсти. Правда, общее число респондентов, которые несмотря ни на что доверяют Церкви, год от года становится все меньше. Роман Лункин, сотрудник социологический службы «Среда» и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, поделился с журналистами статистикой.
«Непонимание представляет для Церкви серьезную угрозу» Были и будут люди, которых раздражает все, что делает Церковь, – считает ответственный редактор газеты «Церковный вестник» и «Журнала Московской Патриархии», секретарь комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Сергей ЧАПНИН. Но причины для критики действительно есть.
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Источник греха — бедность? Или как Католическая церковь пережила увлечение марксизмом Размышление о причинах социального зла в мире и способах его преодоления в Католической церкви в XX веке оформилось в движение «богословие освобождения». Что это такое рассказывает диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета в Швейцарии
Силы и слабости РПЦ: Как общество относится к Церкви? О слабых сторонах церковной жизни затрудняются ответить 80 процентов Россиян, в тоже время, что у РПЦ нет слабых сторон, утверждает только 3% опрошенных. Сколько в стране православных и как общество относится к Церкви? На эти вопросы отвечает последнее исследование кандидата социологических наук, координатора социологической службы "Среда" Алины БАГРИНОЙ , с ее разрешения мы публикуем на нашем сайте фрагменты ее доклада: «Русская Православная Церковь и общественное мнение»
Сколько москвичей было в храмах на Рождество? Критики Церкви перевернули статистику с ног на голову Известный своими агрессивным настроем по отношению к Церкви портал «Кредо.ру» поспешил заявить о том, что в Москве установлен новый «антирекорд» посещаемости рождественских богослужений, а «заполняемость» храмов с каждым годом снижается. Дежурный офицер пресс-службы ГУ МВД по Москве в комментарии «Нескучному саду» опроверг эту информацию
Хибины: рудник на природе? В Хибинах, уникальном «пятачке» Кольского полуострова диаметром 40 км, вошли в противоречие интересы экономики и экологии. Решение о создании здесь в 2015 году Национального парка совершенно не мешает осваивать сегодня на этих территориях новые рудники по добыче апатита. Инициативная группа Кольского центра охраны дикой природы (КЦОДП) создала общественное движение в поддержку в Хибинах Национального парка. Неравнодушных просят присоединяться
Другой протест, или забытое слово Схема бытия, упрощенная до противостояния «оппозиция-власть», не учитывает того, что власти бывают разные. Сегодня бывает проще грозить кулаком неким проворовавшимся чиновникам, чем пойти против мнения коллег на работе, а кредит на машину или квартиру удерживает от резких движений почище любого полицейского
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Человек добывающий Там, где появляется человек, звери, птицы, цветы и колосья, чистый воздух неизбежно теряют свои позиции. Когда людей было мало, а природы много, добывать и сохранять получалось. Сегодня, оказалось, что природы на всех не хватает. Неужели конкуренция между развитием цивилизации и сбережением природы — неизбежна?
Роман Силантьев: Причина терактов – ваххабизация Татарстана Покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его заместителя, сотрудника духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова стало главной новостью уходящей недели. Что значат эти громкие теракты, мы поинтересовались у православного исламоведа Романа Силантьева
Татарский муфтий пострадал за хорошее отношение к христианам? Утром 19 июля был убит заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов, а глава Духовного управления мусульман Татарстана Илдус Файзов получил ранения «Нескучный сад» поинтересовался у руководителя миссионерского отдела Казанской епархии протоиерея Сергея Титова, как сегодня в Татарстане строятся отношения между православными и мусульманами
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.