В Петрозаводске состоялось открытие Новогоднего фестиваля Молодежного симфонического оркестра Карелии. Случилось настоящее чудо: такие эмоции редко получаешь даже в Карнеги-Холл в Нью-ЙоркеТриумф поколений. Михаил – дирижер, Александр – солист после исполнения III концерта Сергея Рахманинова в Консерватории Петрозаводска
У жизни в столице множество недостатков (от экологии до цен) и несколько преимуществ. Одно из них: возможность регулярно слушать в разном исполнении хрестоматийные опусы мировой музыкальной культуры. К этим опусам относятся, безусловно, всегдашние фавориты Конкурса Чайковского – великие фортепианные концерты: Чайковского, Шопена, Грига, Рахманинова, Брамса… И во внеконкурсные дни, месяцы, годы эти концерты звучат в Москве с завидной регулярностью в исполнении лучших российских и разных зарубежных солистов и оркестров. И вроде бы для того, чтобы еще раз услышать Первый Чайковского и Третий Рахманинова, совсем не обязательно было ехать в столицу Карелии, Петрозаводск, на состоявшийся там 11 декабря концерт: открытие Новогоднего фестиваля Молодежного симфонического оркестра Карелии. Случилось чудо: услышанное в Петрозаводске вырывается в фавориты и оставляет позади многие столичные и знаменитые варианты.
Собственно, программа вечера составлена так: П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано № 1; С.В. Рахманинов. Концерт для фортепиано № 3. Исполнители: Молодежный симфонический оркестр Карелии совместно с Симфоническим оркестром Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио. Дирижер: Михаил Лубянцев. Солист: лауреат XIII международного конкурса им. П.И. Чайковского, лауреат специальной премии музыкальных критиков XIV международного конкурса им. П.И. Чайковского Александр Лубянцев.
Кто такой Александр Лубянцев, знают теперь даже не только в центрах российской культуры, но и во всем мире. Как отметил ведущий концерта, в Петрозаводске поступивший в аспирантуру городской консерватории пианист играет благодаря окну между гастролями в Японии и Америке. Безусловно, от него уже ждали многого и небанального. Однако ожидания превзошел тот контакт, который установился в процессе общения в музыке солиста и оркестра, ведомого под руководством замечательного дирижера Михаила Лубянцева, ученика Натана Рахлина и Ильи Мусина (Александру Михаил приходится отцом). Такое чуткое и бережное взаимопонимание солиста и дирижера редко встретишь в столичном концертном потоке, похожем чем-то на конвейер по производству медийных событий. В случае с музицированием на сцене прекрасного, созданного в очень современном вкусе концертного зала Петрозаводской консерватории свой суд вершила Любовь. Любовь к Музыке.
И Музыка благодарно ответила тем же чувством. В лингвистике существует такое понятие: реинтерпретация. Ее в общих контурах можно представить следующим образом: существует текст и традиции его чтения и понимания. Приходит в чем-то конгениальный создателю текста мастер и перечитывает его так, с такими акцентами и интонацией, что вдруг открываются неведанные ранее смыслы, от которых мурашки по коже.
Аналогичным образом и были сыграны два знаменитых концерта. В диалоге солиста и оркестра напрочь был счищен слой пыльных традиций, которым поклоняются многие генералы музыки (вспоминаются слова одного пианиста, не пропустившего Лубянцева в третий тур XIV конкурса: «Он играл замечательно, но не бесспорно» - для творческого сознания это перл философии абсурда). Вот это преодоление вызывающей зевоту «правильности» и «бесспорности» позволило довериться музыке всецело, включиться в азартное, творческое, потрясающе увлекательное переживание всех нюансов сложнейшего, выстраданного композитором текста. И не так уж важно, что духовой состав оркестра в молодецкой удали своей иногда нарушал звуковой баланс и, увлекаясь, норовил заменить солиста. Идущие в зал энергия, драйв были что надо. Восторг и упоение благодаря внезапно разомкнутым границам, пространству чистого искусства, свободной игре не обремененного догмами и клише вдохновения, — такие эмоции редко получаешь даже в московской консерватории, чаще — в Карнеги-Холл в Нью-Йорке.
Отдельный разговор про феноменальный уровень технической оснащенности и широте эмоциональной амплитуды Александра Лубянцева. Эти качества он виртуозно проявил и в программе концерта, и в бисах, включавших опусы собственного сочинения.
Замечательно, что часть средств от концерта пойдет на восстановление деревянной городской церкви Святой Екатерины, сгоревшей в мае уходящего года. Церковь была построена на территории старого погоста в 1877 году к 100-летию переименования Петровской слободы в город Петрозаводск. Восстановление памятника планируется на Троицын день в 2013 году. Сейчас богослужения проходят в расположенном напротив церкви приходском доме. И на фасаде его, помимо расписания служб, висит афиша концерта династии Лубянцевых. Поруганная святыня Петрозаводска, церковь Святой Екатерины, восстанавливается и благодаря музыке
Достойно восхищения, одновременно – печали лишь то, что музыкант сыграл концерт на началах благотворительности. Не нашел никаких практически спонсоров, значимой информационной поддержки. За счастье организовать Карнеги-холл в Карелии он просто выложил из своего кармана кругленькую сумму. Такая вот культурная политика.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Откуда берется вдохновение Чтобы совершить научное открытие, создать шедевр, найти неожиданный выход, да просто написать хорошую статью, — необходимо вдохновение. Откуда оно берется? Что это — способность души или разума?
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Петр Мамонов: «Хочешь быть крутым — давай кровь проливай» Мартин Скорсезе решил снять фильм про Петра Мамонова. Американский режиссер известен своим чутьем на имена и явления в русской культуре. В свое время он заново открыл американским киноведам "Летят журавли" и сделал известным шедевр Ромма "Я, Куба". И вот — рок-легенда и актер, живущий в маленькой деревушке под Вереей. Публикуем интервью с Петром МАМОНОВЫМ
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Нахрап и язык современного искусства: в чем причина Краснодарского скандала? Краснодарский конфликт, возникший между епархией и организаторами выставки под руководством Марата Гельмана, стал очередным эпизодом непростых отношений между Церковью и современным искусством. В чем причина скандала? Отвечает руководитель православной галереи «Феофания» Константин Бенедиктов
Почему Маркес? Недавно вышли на русском мемуары одного из самых известных ныне живущих писателей — Маркеса. Роман «Сто лет одиночества» читал, наверное, всякий, кто хоть сколько-нибудь интересуется литературой. Абсолютно замкнутый, достоверный и одновременно фантастический мир, выстроенный колумбийцем, до сих пор пленяет новых и новых читателей. Черты этого мира явственно проступают и в мемуарной прозе Маркеса, что, как полагает Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН, сделает новую книгу бестселлером в России
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Икона и мир. Можно ли совместить канон с творчеством? Мы привыкли рассуждать об иконе с точки зрения святоотеческого богословия и иконописного канона. Но икона существует не только в церковном контексте, но и в культурном пространстве своего времени. Хотим мы этого или нет, современный мир не может не влиять на церковное искусство. А мы часто продолжаем говорить об иконе так, словно со времен Андрея Рублева ничего не изменилось
В «Дербеневке» учат делать писанки Художница из Киева показала, как правильно расписать писанки, традиционные пасхальные яйца Украины. Мастер-класс проходил в фольклорно-этнографическом центре «Дербеневка»
Страшный суд: композиция иконы 10 марта будет отмечаться третья подготовительная к Великому посту неделя – о Страшном Суде. Обычно Страшный суд изображается на западной стене храма, но знаем ли мы, что есть что на этой сложной фреске? Престол уготованный, огненная река, лоно Авраамово, милостивый блудник, море и земля отдают мертвецов... Что значат все эти образы?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.