Священник Феодор КОТРЕЛЕВ продолжает рассказ о своей семье. В этой части он вспоминает о своем двоюродном деде – актере-вахтанговце, знатоке старого московского быта, и рассуждает о том, что в семье должен делать мужчина. Например, отец Феодор ко всему прочему умеет шить - даже облачение сшил себе сам
Разделение труда на «мужское» и «женское»: что всегда делает дед, отец, сын, а что-то только женщины, это их зона ответственности: есть ли у вас такая четкость, традиционность?
Очень по-разному. В этом смысле у нас нет единой традиции. Скажем, в моей семье вообще не существует такого действия, которое было бы только мужским или только женским. Ни одного. Разве что я терпеть не могу готовить, хотя могу и умею. Поэтому моя жена готовит. Но в семье моих родителей, наверное, тоже так было. Как это ни прозаически звучит, приготовлением пищи у нас никогда не занимались мужчины.
И вы видите, что это транслируется вашим сыновьям?
Скорее всего, это будет так.
Дед мой был плотник и столяр. Он очень любил и умел делать работы практически краснодеревщика, был по-своему виртуозным человеком в этом деле, хотя по образованию - химик. И это передалось мне, причем от обоих дедов, которые умели, могли и любили заниматься деревянными и слесарными работами. Мне это передалось в полном объеме: люблю и умею это делать, и уже вижу, что это передается моим детям.
Это как работа или хобби, или по хозяйству?
Не как работа, точно. Скорее хобби, это делается из удовольствия просто. Когда-то в моем детстве некоторых вещей просто невозможно было найти, скажем.
Я помню, как много лет подряд, мой дед Всеволод Николаевич делал для моего папы архивные шкафы и ящики. Папа мой всю жизнь работал в библиотеках, архивах и продолжает этим заниматься до сих пор. Тогда он составлял картотеку, когда еще не было компьютеров, собирал библиографическую информацию, а он великий специалист по библиографиям.
Все это хранилось в архивных ящиках, как в библиотеках такие длинные ящички. Дед мой делал шкафы, куда вставляются эти ящички, некоторые из которых до сих пор еще живы в квартире моих родителей, хотя кажется, уже давно все оцифровано и перенесено на жесткие диски. Отчасти это была и насущная необходимость, потому что достать этого было нигде нельзя, это сейчас можно купить все что угодно, в том числе, думаю, и такого рода вещи. Как и удобные стеллажи для невероятного количества книг в библиотеке отца. Другой дед делал какие-то лодки, столы.
Традиционно женские занятия трудно выделить. Приготовление пасхи делается всей семьей. Вязать, шить в семье не очень было принято, хотя одна бабушка вязала, а другая шила, но это не получило какого-то продолжения. Разве что в моем лице, потому что я люблю шить и шью себе церковное облачение. Не знаю, связано ли это с опытом моих бабушек. Просто мне это нравится. Например, великопостное облачение сшил себе сам: епитрахиль, поручи. Хорошее получилось, все в храме хвалят.
А что мужчины в вашей семье делают вместе с детьми? Пусть это не осмысляется как традиция, но это скорее как воздух, без него нельзя представить жизнь. Что вам особенно дорого из детства?
Мой двоюродный дед, Алексей Николаевич Котрелев, актер театра Вахтангова, ввел такую традицию, и она существует по сей день – он нас, своих внуков, возил в поездки. Он был человек невероятно чудной, закоренелый холостяк, невозможный старорежимник.
В чем это выражалось – «старорежимность»?
В чем он ходил, как он ходил, как он себя держал: со всякими тросточками, галошами. Кстати, утверждал, что стелькой от галош очень хорошо красить яйца – я не знаю, не пробовал. Что он рассказывал?
Он был бесконечный кладезь каких-то воспоминаний о своих театральных друзьях, вроде «Мишки Ульянова». Это цитата, для меня, конечно, он Михаил Ульянов. Какие-то фронтовые его рассказы. Как он ездил на фронт с театром и выступал там.
Его рассказы про старую Москву: он мог бесконечно ходить и рассказывать, кто где жил – Берия, Вахтангов. Его до сих пор помнят и любят в театре, хотя он был актер мелкого жанра, именно второго плана. Такой беззаветно преданный сцене, до самой смерти.
Он умер старым, в 90 с лишним лет, и играл своего крестьянина в «Коте в сапогах» до самой смерти. Видимо, из таких очень способных стариков, который выходил, что называется «кушать подано», с подносом, один раз за спектакль, но это так подается, что зал сразу аплодирует.
По своей собственной инициативе (как бывают чудные люди, он был «с идеями» человек) он решил нас просвещать. То во Владимир, на родину прабабки повезет, то в такой-то провинциальный монастырь, которые тогда еще были все заброшенные, какая-то груда кирпичей, а на самом деле это храм.
В конце 80-х в Консерватории стали часто давать концерты духовной музыки. Он аккуратно: «Федька, пойдем на концерт сходим!» Он на Малой Бронной, я на Арбате, Консерватория ровно посередине между нами. И вот мы с ним, со стариком, идем. И он говорит: «О, я помню, как эту херувимскую пел еще Розов (отец Константин Розов, архидиакон свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, обладавший исключительной силы басом, запоминающейся внешностью и харизмой, герой многочисленных баек и анекдотов из жизни Москвы рубежа XIX-XX вв – ред.), а это – тот-то бас из такого-то храма».
Хотя, я думаю, что это он немножко так заливал, чтобы навести колориту, потому что Розов умер вскоре после революции. Или вспоминал, как и кто пел на службах патриарха Тихона. И это уже точно. У нас есть семейная реликвия, о которой "Нескучный сад" уже писал. Дед получил из рук святителя Тихона икону преподобного Сергия. Ему было 6 лет, и они с прадедом моим были в гражданском оцеплении у кельи Патриарха в Донском монастыре, когда была опасность, что его ночью арестуют. Маленькая, с ладонь величиной иконочка, бумажка, наклеенная на дерево, ничего особенного. Но, с другой стороны, есть дарственная надпись от патриарха.
Этот дед водил нас на концерты, на прогулки по Москве, возил во всякие интересные места. Это воспринял и мой отец, который тоже способен на такие акции: взять кого-нибудь из внуков на прогулку. Меня он тоже все детство водил по Москве и показывал архитектуру разных зданий, что, в свою очередь, перенял я от него. Мы в центре живем и тут есть, что посмотреть, и я вожу своих детей, а некоторые уже совершенно четко определяют, где модерн, а где стиль «рюс», и тоже поэтому модерн. Кому-то это менее интересно, а кто-то очень увлекается и может серьезно говорить об особенностях архитектуры.
То есть ваши прогулки с детьми больше архитектурные?
Пожалуй, да. Потому что если мы идем гулять, то рассуждаем о том, что видим вокруг. Правда, они еще не умеют датировать церкви, что не сложно, на самом деле. Мой папа в детстве это объяснил мне, поскольку на Арбате много церквей.
Еще в детстве было нашим развлечением листать справочник «Вся Москва» за 1917 год, выискивать там знакомых и восстанавливать, кто где жил. Там полный алфавитный указатель жителей Москвы. И мы выискивали «своих», пытаясь выделить их из однофамильцев. Этим мы увлекались в детстве, причем не под руководством. Вообще какой-то организованности в этом не было. Хотя регулярность таких занятий со взрослыми была – причем и с двоюродным дедом, и с папой.
Вера и школа
А как соседи, школьные друзья относились к вашей вере?
Соседям было все равно - большинство из них сами ходили освящать куличи. Что касается школы, то в некоторых классах у нас бывали страхи, что вот мы идем с крестным ходом, а вдруг сейчас кто-нибудь увидит? Труднее было с приглашением школьных друзей домой, родители не считали нужным убирать иконы, да и времена уже были на самом деле нестрашные, хотя и неприятные. Помню, как приходили друзья из школы: а вы что – верующие? Вы в Бога верите? И если я относился к этому более спокойно, то сестра моя переживала, хотя и не просила никогда иконы убрать, но переживала, что сейчас придут девочки и увидят.
Да и крест на шее висел – всегда спрашивали. Особенно физкультурники придирались ко кресту, но тоже, в общем, без всяких эксцессов, без исповедничества. Хотя бывали случаи – один одноклассник в третьем классе отказался вступать в октябрята. Конечно, это было под влиянием его диссидентов-родителей и его специфического круга. Но это смело: встать перед классом и сказать, что я не хочу вступать в октябрята, потому что я верю в Бога. У меня такого не было. Наверное, был не способен к такому.
Вы были и пионером?
Я был всем! И комсомольцем. У нас в семье совершенно спокойно к этому отнеслись. Когда я сказал, что вступил в комсомол, родители покрутили у виска и махнули рукой. Пионерский галстук я очень любил, как явление – очень красивая вещь такая, до сих пор люблю.
Многие народы веками жили под мусульманами. У них сформировался совершенно другой тип церковности. Например, сербы в церковь ходят, а причащаются очень редко. Такой тип приспособленчества под обстоятельства. Отчасти в этих формах это было и у нас.
Спокойствие, только спокойствие
Как вы считаете, что родители делали, чтобы сохранить вашу веру?
Мы росли в церкви. Все наши родственники, большинство ближнего круга, были в той или иной степени церковными людьми, а родители – постоянные прихожане храма, дружили с различными священниками и принимали их дома.
То есть вы с родителями всегда в воскресенье ходили в храм?
Да. Это была жизнь. Просто жизнь. Никаких волевых усилий, чтобы остаться в церкви или прийти в церковь не было. Не было у нас «прихода в церковь», мы просто в ней жили и все.
А что родители не делали, что могло бы вас оттолкнуть от этой жизни, выставить ее трудной или скучной?
Спокойное отношение к вере и при этом твердое – в нашей семье вера была лишена всякой экзальтации. Нас не заставляли поститься, ни в церковь ходить. Мои родители говорят, что в какой-то момент нашей семейной истории я их заставил ходить в церковь. Был момент нашей жизни – много работы у папы, много детей у мамы, – не на каждую воскресную литургию они ходили. И потом вдруг они увидели, что 13-летний я хожу каждую субботу и каждое воскресенье в храм. Это они так говорят, я не знаю, не помню.
Нас не заставляли выстаивать служб. Хотя может и нехорошо: например, сразу после помазания мы уходили. Причем не только потому, что детям тяжело, но и потому, что это старая дореволюционная традиция. А дедушка мой причащался один раз в год, причем принципиально, потому что так его научили, так было до революции. Ничего в этом «здоровецкого», конечно, нет, но была такая традиция.
Несколько раз в 70-е годы мы ездили к архимандриту Тавриону Батосскому в «Рижскую пустыньку», в Пюхтицкий монастырь. Дружили с отцом Александром Менем, но до той поры, пока он не вошел в свою популярность и не стал собирать большие залы. Пожалуй, сохранив хорошие дружеские отношения, мои родители отмежевались от него. «Религиозный ажиотаж» не свойствен нашей семье, зато некоторый снобизм свойствен.
Но какое-то было негативное впечатление детства?
Меня заставляли ходить в церковный хор, и так я ненавидел это все! Речь идет о первых попытках в советское время конца 70-х годов совершенно подпольного церковного детского хора. Протоиерей Николай Ведерников, очень известный, музыкант по первому образованию вместе с его уже покойной матушкой Ниной Аркадьевной организовали детский хор. Совершенно подпольно: нужно было закрывать окна, не шуметь и вполголоса петь. Люто ненавистью я ненавидел этот хор, в том числе, потому что там была своеобразная неофитская интеллигентская публика, которая заставляла детей бить поклоны, ездить по монастырям. Даже своя лексика процветала «поедем-поспасаемся», «поподвизаемся». Рвотный рефлекс с детства, стойкая аллергия. И я не сдался. Родители не смогли заставить.
Хотя это имело продолжение – очень великое в моей жизни. Когда я дорос до 17 лет, пришло второе дыхание. Они предложили мне приходить петь. И с этого момента начинается моя певческая биография. Тогда-то все встало на свои места: все мои хаотические знания церковного пения, которые у меня были раньше, восьмигласие. И я уже стал с невероятным увлечением ходить в этот хор, который к тому времени же подрос, стал 18-летним. И с этого момента я уже пел, даже зарабатывал этим, это была уже совсем другая жизнь.
Как вы решаете (или не решаете?) ежедневные проблемы «воспитания»? Можно какой-то пример?
Сегодня, в Прощеное воскресенье, мы вернулись с чина прощения и как всегда начались какие-то распри, кто-то ботинки разбросал. И тут я решил сказать свое веское пастырское слово для малой церкви, мини-проповедь. Я сказал грозно: послушайте меня ВСЕ, причем «все» выделил, чтобы жена тоже услышала. «Начался Великий пост, – сказал я. – А есть такое благочестивое наблюдение, что как встретишь первый день поста, так его и проведешь». На что один из моих сыновей сразу же, с ходу ответил: «Давайте фильм посмотрим». На это ему было немедленно выдан фильм, и как теперь проведем Великий пост, я не знаю.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воспитание – задача отца Священник Геннадий Урсов продолжает рассказ о том, как отец может воспитывать детей, не наказывая их, о семейном совете и радости от того, что тебя ругают.
Как воспитать детей послушными: все делать вместе Вы когда-нибудь видели послушных детей? Не дрессированных, а живых, радостных, активных и… 100% послушных? Несколько лет подряд наша семья регулярно приезжает в Мордовию к прабабушке, в село Ачадово. Внуки настоятеля Покровского храма прот. Аристарха именно такие.
Николай Котрелев: без чего не устоит христианская семья О том, почему в семье ничего обязательного нет, но нужно на деле, а не на словах "носить тяготы друг друга", рассказывает Николай Всеволодович Котрелев, филолог, переводчик, библиограф, папа 4 детей и дедушка 15 внуков.
Дети, выросшие в церкви: остались-вернулись-ушли Почему в одной и той же семье кто-то из выросших детей остается в храме, а кто-то уходит? Одни родители, условия, методы воспитания, но результаты разные. Мамы взрослых детей делятся своими мыслями по этому поводу с читателями «Нескучного сада», но это – не рецепты, скорее информация к размышлению.
Ребенок вырос и ушел из Церкви: что делать? Когда дети 18-20 лет, выросшие в верующих семьях, «вдруг» уходят из церкви – можно ли что-то сделать или уже поздно? Как себя правильно вести с большими детьми? На вопросы «Нескучного сада» отвечают отец Георгий и матушка Елена Орехановы.
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Нужно ли жить ради детей? Чтобы действительно жить ради ребенка, взрослым надо жить ради себя, ради брака, ради мира за пределами семьи. Если мы «живем только ради детей», нам стоит задуматься: не делаем ли мы детей заложниками наших нерешенных проблем. О том, ради кого надо жить в семье, рассказывает психолог Михаил ЗАВАЛОВ.
Басиловы: семья как аэропорт Продолжаем рассказ о большой семье Басиловых. Многодетная семья — это аэропорт, в котором мама трудится диспетчером: кто-то прилетел, куда-то нужно позвонить, кого-то подготовить к старту, уверена Ирина БАСИЛОВА
Басиловы: семья как пароход Продолжая публикацию материалов о православных семьях, «Нескучный сад» раскрывает секрет счастья большой семьи Басиловых. О том, какие рифы и мели ожидают капитана, рассказывает отец шестерых детей Константин БАСИЛОВ
Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?
Семья Ильяшенко: традиции счастья Семей, где вера передается из поколения в поколение, сегодня немного. Рассказом об одной из таких удивительных семей мы начинаем новый цикл материалов – в доме отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 31 внук.
Воспитание детей: ставка на лидерство Мысль о том, что нужно выгрызть свое место, догнать и перегнать, очень сильна в России в последние два десятилетия. Сами не видя того, родители транслируют это детям с возраста песочницы. Все ли могут стать лидерами, насколько высокую планку ставить себе и своим детям и как относиться к тем, кто слабее тебя, – накануне дня народного единства и согласия выясняет Екатерина БУРМИСТРОВА
Мальчик, который выжил: подлинная история одного усыновления «Я недавно получил письмо по электронной почте от одной многодетной мамы, которую помню еще девочкой, – пишет своем блоге епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. – Я, когда читал текст, не мог удержаться от слез. Этот рассказ являет тайну приобщения к жизни, которая есть Любовь». ПОЛНЫЙ ТЕКСТ истории о мальчике, который выжил – на нашем сайте.
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.