На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Семья Ильяшенко: традиции счастья


Версия для печати
18.03.13, 13:40

Семей, где в нескольких поколениях сохранилась вера, немного сегодня. Наши ровесники в этих семьях – это не та молодежь, которая воцерковилась в студенческое время 90-х годов и теперь пытается воспитать своих детей, читая Ивана Шмелева, вслушиваясь в проповеди о воспитании. Нет смысла «опробовать» то или иное на собственных детях, когда у тебя есть опыт абсолютно счастливого детства, куда хочется вернуться. Рассказом об одной из таких удивительных семей мы начинаем новый цикл материалов – в доме отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 31 внук.


Детство

Священник Филипп Ильяшенко, второй ребенок из 12, старший из братьев, отец 8 детей, считает себя очень счастливым человеком благодаря семье: «Я родился в семье полной, где есть и папа, и мама. В семье очень образованной и интеллигентной. Это может быть не обязательным условием, но это не могло не сказываться в общении родителей с нами, нашем воспитании. Я родился в семье не просто полной, но и многодетной, где то, что один или два ребенка в семье имеют, умножается многократно и качественно, наполняется множеством старших и младших, мальчиков и девочек. Конечно, особое сокровище нашей семьи это то, что семья верующая. И это все не в первом поколении: мои родители из полных семей, из многодетных семей, из, в разной степени, но верующих семей».

«Мы держимся благодаря всепрощающей, всепокрывающей любви родителей, – говорит Варвара Ильяшенко, четвертый ребенок в семье. – Даже сейчас, когда мы выросли, мама всегда рядом, всегда доступна и может поговорить. Когда мы были маленькими, иногда спорили, кого мама больше всех любит. Ответ ее прост: «Того, кому я сейчас больше всего нужна». Только когда я подросла, я поняла, что родители могут спорить, ссориться – у нас этого не было вообще».

Очень важна та атмосфера, в которой растут дети, это понимает любой ответственный родитель. Но как это объяснить тем, кто сам не переживал такого, у кого детство было вполне октябрятско-пионерское? В этой семье каждый стремится передать опыт абсолютного счастья. Сын, который ходил с отцом в поход, став сам отцом, берет в поход своих старших детей, потому что помнит, как ему тогда было хорошо. И он переживает сильно, если не успевает читать перед сном детям, разговаривать с ними, как это делал его отец. Семья родителей и их традиции – идеал для счастливых детей.

Удивительно, как в такой большой семье справлялись без бабушек и дедушек. Они умерли очень рано, но связь с ними чувствовалась всеми очень остро. Со слов папы дети знали исключительную историю любви дедушки и бабушки, которых никогда не видели. Дедушка рано стал инвалидом, и предупредил свою невесту, что освобождает ее от данного ему слова, потому что было понятно, что жизнь его продолжится только в коляске. Она вышла за него замуж, они были нецерковными людьми, но их отношения в семье удивительны, они создали многодетную семью. Дедушка стал профессором, хотя и без специального высшего образования, поскольку дети дворян были ограничены в правах.

Наверное, поэтому до сих пор необыкновенные отношения между собой сохранили их потомки. Семейные встречи с двоюродными братьями и сестрами, их семьями, не слишком частые, но они регулярны. Варвара: «В современном мире не все любят большие семейные встречи, но у нас все тянутся друг к другу, несмотря на то, что многие разъехались, живут заграницей, но нам не хватает социальных сетей для общения, мы обязательно организуем встречи».

Любовь

Совершенно очевидно, что вырасти в полной и церковной семье, даже в семье священнослужителя, это само по себе не есть что-то необходимое и достаточное, чтобы воспринять эту традицию любви, которую дает сам Господь, которую Он благословляет в браке. Мало родить детей, водить их в храм, надо их воспитать так, чтобы они захотели эту любовь продолжить. Для этого родителям надо самим любить, стараться учиться этому. Любовь не имеет отношения к безответственности, попустительству, заигрыванию. Любовь – это состояние сердца, позволяющее быть строгим, но оставаться милосердным, требовать, но и давать. Ребенок не может пощупать любовь руками, но не может не ощущать, если она есть. Ребенку не нужны слова, он это понимает своим сердцем.

«Традиция любви предполагает и неизбежно – хотя и не во всем от человека это зависит – приводит к традиции многодетности. Не у всех и не всегда, даже у тех, кто очень хочет, рождаются дети, – знает отец Филипп. – Как священник я вижу многих людей, трепетных, ждущих и любящих, но бездетных. И нельзя сказать, что если нет детей или немного детей, то это семья нелюбящая или в ней нет традиции. Я говорю только о нашем личном опыте.

Про себя я с 8-го класса знал, что не смогу быть монахом, что не хочу жить один, а хочу семью, причем только многодетную. Мы как реалисты понимаем, что в наше время поиска собственного комфорта найти единомышленника, который захочет большую семью, не для своего удовольствия, не потому что так модно или статусно, а чтобы была любовь, очень непросто. Я знаю таких, которые не могут найти себе избранниц. Господь мне дал это счастье, понимаю, что это не то чтобы незаслуженно, но даже и несправедливо».

Священник Филипп Ильяшенко с семьей

Начало семьи – тоже отдельная традиция. Если молодые люди намерены пожениться, это не только внутреннее дело двух семей. На самом большом ближайшем богослужении, при максимальном стечении народа, с амвона объявляется о том, что есть люди, которые хотят вступить в брак. «Нас всех благословляли так, и мы надеемся именно так благословить наших детей, - говорит отец Филипп. – Если мы устраиваем свадьбу, то это тоже не внутрисемейное мероприятие, а дело всего прихода, всей общины, событие космического масштаба. Неудивительно поэтому, что список гостей может быть 400 человек, потому что не только родственников и друзей много, но и тех людей, чье участие в нашей жизни важно, и с кем хотелось бы эту радость разделить».

Замкнутость и самодостаточность

Иногда православное сообщество сталкивается с упреком в замкнутости и закрытости. Но большая семья, хороший приход создают общую духовную среду через молитву, события приходской и церковной жизни. Понятно, что когда у тебя один ребенок, тебе нужно искать ему общество, потому что один ребенок – это эгоизм, если ты его не научишь общаться с кем-то. Двое – антагонизм, тоже проблема, нужно третьего искать. А вот когда у тебя будет большая семья, эти вопросы стоят и решаются по-другому. Родителям большой семьи, «встроенной» в активную приходскую жизнь, не нужно искать друзей во дворе и думать о том, с какой семьей дружить.

«Церковь есть семья и для нас, – объясняет отец Филипп. – Во-первых, наша семья окормляется у одного духовника, отца Владимира Воробьева, который сознательно, последовательно, очень кропотливо создавал и укреплял как семьи частные, так и семью церковную – приход. Можно сказать, что наш приход есть большая семья со всеми понятными трудностями, противоречиями. Мы живем общей семейной жизнью, где у нас есть старшие и младшие, духовные родители и дети, общая жизнь во всем ее многообразии. Во-вторых, наш папа священник, служит Церкви. Господь позволил и мне служить алтарю. В этом неразрывность традиции. Наш дедушка тоже священнослужитель. И третье. Господь ссудил нам быть потомком священномученика иерея Владимира Амбарцумова, чье участие в своей жизни, чем старше я становлюсь, особенно с момента серьезного церковного служения – алтарного, дьяконского, особенно иерейского – я не могу не чувствовать всегда и везде».

В такой большой приходской семье и семья частная развивается гармонично, всегда перед глазами примеры семей друзей, где старшие дети дают младшим то, чего им не хватает. Большая семья в трех поколениях – это сложный организм, в котором младшие дяди и тети могут быть ровесниками своим старшим племянникам. Эта разновозрастность плодотворно влияет как на младших, так и на старших, причем не только детей, но и родителей.

Все вместе – один праздник

Основная традиция, объединяющая в буквальном смысле всю семью Ильяшенко, – приезд всех детей и внуков в «родительский дом», к бабушке и дедушке, на Рождество. Собирается около 50-60 человек. Дети готовятся к этому событию заранее, каждый раз придумывают, что показать старшим, чем занять малышей. «Мы всегда в этот день собирались всей семьей, - рассказывает Варвара. - Сейчас это сложно, потому что нас очень много, примерно 30 детей, это событие необыкновенное, но оно стало традицией. И все ждут этого дня, прилагают усилия, чтобы встреча состоялась».


К Рождеству подготовка начинается накануне: наряжается елка. Это именно традиция, поскольку большинство детей из последнего поколения святки, совпадающие с каникулами в православной школе, проводят в зимнем лагере, возвращаются ближе к празднику Богоявления. Но елка, тем не менее, стоит дома все эти дни.

Отец Филипп: «В современной ситуации мы стоим перед выбором – вся страна празднует новый год, а это время особых дней перед Рождеством. Отмечать праздник в такой ситуации не только неправильно, но и очень вредно, потому что ты приучаешь таким образом детей к мысли о том, что есть праздник. Который от тебя ничего не требует – ты сидишь дома и получаешь подарки, - а через несколько дней праздник, когда надо куда-то идти и чего-то ждать в наполненном людьми пространстве, терпеть, с утра не есть. Происходит разделение сознание, раздвоение».

Важно самим чувствовать и передать детям, что главный праздник – это встреча с Богом, а не с подарками. Это не значит, что не надо дарить подарки, никто не собирается «загонять детей в монахи». Суметь научить детей понимать, что главный праздник совершается на литургии Рождественской или Пасхальной – это уже очень много.

Когда дети подрастают, у них есть возможность и желание как-то особо отметить этот день, они 31 декабря вечером приходят с родителями в храм на молебен перед началом года. 1 января семья, не встречавшая специально новый год, просыпается в обычное время. А значит, целый выходной день у папы, если он не священник, впереди. В семье Александры Ильяшенко, мамы 7 детей, именно в этот день папа, который обычно очень много занят на работе, оказывается на целый день дома, поэтому несколько лет назад зародилась своя традиция – выходить всей семьей гулять с целью поваляться с папой в снегу. К Рождеству мама с детьми делает пряничный домик – работа очень кропотливая и хлопотливая для мамы, но увлекает всех и дети уже не представляют Рождества без этой красоты. Родители стараются передать детям и радость Рождества, соединяя яркие детские впечатления с событиями, несущими духовную нагрузку.

Другой объединяющий всю семью праздник – Пасха. К нему также готовятся все заранее. Страстная неделя насыщена важнейшими событиями и переживаниями, много сил нужно положить, чтобы показать детям глубину этих дней. Понятно, что только подвигом можно назвать домашнюю традицию подготовки к трапезе. Как можно не испечь кулич? Не приготовить пасху? Не покрасить яйца? Эти труды объединяют всех членов семьи. Это яркое воспоминание детства, это то, что присутствует в семьях детей, выросших в атмосфере ожидания праздника.

«На Пасху обязательно красим, хотя, возможно, особо и не едим вареные яйца, расписываем их как можем и печем куличи, как бы ни было это трудно, – рассказывает отец Филипп. – Мы передаем из поколения в поколения «бабушкин рецепт», один из таких удачных распространенных до революции рецептов, утраченных ныне: как испечь сдобный кулич, который не будет сохнуть как покупной, как правильно его готовить из натуральных продуктов, хранить, чтобы к вечеру он не превратился в сухарь. Куличи печь очень сложно в домашних условиях, но труд прилагается и это делается. Это, как и пасха, приготовленная из особого творога, обязательный элемент праздника».

Родные гости

Пока дети маленькие праздник начинается с похода в храм, причастием, затем - подарки, дома - торжественный стол (даже без виновника торжества, если он уже спит в люльке). Когда дети становятся старше, возникает вопрос культурной программы. Здесь мы к сожалению сталкиваемся с неизбежной и главной проблемы многодетных семей, решение которой, по мнению отца Филиппа, в государственном масштабе, несомненно способствовало бы улучшению демографической ситуации. Это проблема квадратных метров: «Нас 10 человек на 80 метров, и мы, конечно, помещаемся, но не разгуляешься, если еще 5 подружек пригласить, все затрещит, дети же не будут сидеть чинно. Поэтому культурную программу приходится выносить за пределы дома и семьи. Да, мы можем оставить дома праздничный стол, но на усмотрение детей остается совместный с друзьями поход в театр, на концерт, в аквапарк, кафе. Понятно, что это зависит от состояния финансов, пожеланий ребенка, понимания родителями, что ему безопасно или опасно физически или духовно». Для детей гости – это событие, радость, праздник. И очень важно, когда сами родители любят и умеют радоваться общению. «Собираться полезно по праздничным поводам, - считает отец Филипп. - Потому что если у тебя нет общих радостей, то едва ли получится совместно переживать общие трудности».

Варвара Ильяшенко

«Наш папа очень любит праздники, людей, общение, – рассказывает Варвара. – И сейчас нам всем дорого именно когда в семье тебя поздравляют. Причем сам факт подарка не настолько важен, ждешь сюрприза, хотя всегда было что-то совсем простое, но это было гораздо дороже, чем сейчас, когда получаешь серьезный подарок – так воспринималось в детстве и эта память кажется самой настоящей. Родители нам давали столько, что это перекрывало все возможные материальные подарки. Эта удивительная атмосфера дома, любовь, нам не так нужны были новые игрушки».

Но праздник в кругу родных – самое важное и радостное событие для детей, растущих в дружной семье. Александра: «Для нас святы отношения семейные. Поэтому сейчас всеми силами мы стараемся не прерывать эту традицию собираться всем вместе: маленькие дети ждут этого, очень хотят приехать, а старшие, даже если они ночью были на службе, готовятся серьезно и заранее, ставят, что кто может, сценки на тематику праздника, готовят концерт».

Свое лето

Дети в семье Ильяшенко выросли без детского сада и пионерского лагеря. Дружба с другими семьями из общины, насыщенная жизнь большой церковной семьи позволяют сегодня решать вопрос каникул: есть возможность отправлять детей в свой летний или зимний лагерь, а вместо «чужих» туристических или экскурсионных путешествий, родители сами организуют детям такие программы. Так формируется самодостаточная среда, случайная компания исключается.

Когда таких возможностей еще не было, около 20 назад, вся семья на полгода перебиралась в деревенский домик, 5 км пешком от станции. Вспоминает Варвара: «Мы жили так, пока не было школьников в семье. Ходили в храм в соседнюю деревню за несколько километров – это было большое событие, хотя и тяжело. Папа приезжал вечером в пятницу с огромным рюкзаком – нужно было привезти продукты на всю неделю. Надо представить себе эту страшную темноту вечером в деревне, где нет освещения. Из ниоткуда он приходил, в любую погоду. Мы его все всегда ждали».

Походы и велопоходы старших детей с папой – это то, что помнят все. Начиная анализировать, понимают, что походы был почти всегда однодневные и не очень далеко. Но как картина счастливого детства это возникает очень ярко. «Мы не перемешивались с детьми во дворе, - вспоминает Варвара, - больше играли и занимались между собой. Нам было интересно друг с другом. Мы жили другими ценностями и сами видели разницу между собой и прочими детьми, родители не навязывали ничего специально».

Еще одна черта «замкнутости» большой семьи – отсутствие телевизора дома. Отец Филипп объясняет, с какой целью это происходит: «Мы не то, чтобы ограничиваем – любой разумный родитель ограничивает своих детей в их желаниях, – но мы исключаем неконтролируемый вал информации к нашим детям. Мы не смотрим телевизор, но есть компьютер, интернет, мы показываем фильмы и мультфильмы детям, водим их в театр и на концерты, в музей или аквапарк. Наше принципиальное отличие в том, что мы выбираем. Телевизионная программа не позволяет по-настоящему выбирать, хотя можем переключать в надежде, что промотаем ненужное и попадем на нужное. В этом смысле в век информационных технологий можно посмотреть и узнать то, что ты хочешь, можно запросто и без всякого телевизора, навязывающего свое видение мира».

При этом у большинства детей было непреодолимое желание читать. Вспоминает Варвара: «Когда мама приходит – учебник читаем, мама выходит – откладываем его в сторону и продолжаем «глотать книгу». Читали даже по дороге, причем не только дети. Как-то раз мама увидела, что папа подходит к дому. Значит, скоро должен быть, но почему-то не появляется очень долго. Оказалось, что он читал стоя под дверью».

Долгая дорога в школу

Ездить в школу далеко – тоже можно назвать семейной традицией. Не пойти в ближайшую школу, чтобы было удобно, а найти хорошую. Причем не просто сильную, а свою, где есть «свои». В 80-х годах, когда еще не было православных школ, дети из верующих семей старались держаться вместе, ходили в одну школу, прихожане устраивались туда на работу преподавателями. Но как только появилась возможность для создания своей школы, все дружно перешли туда.

«Надо понять, насколько экстремально большой семьей мы были и какие трудности преодолевали, – вспоминает Варвара. - Все было на грани возможного. Утром проснуться и поехать в школу в условиях ограниченных ванных комнат – это непросто, тем более что каждая секунда на счету. Со всем справлялась одна мама без помощников, не было бабушек и дедушек. Старшие очень быстро становились самостоятельными в силу того, что семья большая. И при том, что мы страшно уставали от этих поездок, в голове не возникала мысль не пойти в храм в воскресенье».

Энергии родителей хватало и на дополнительные занятия. У всех в семье были свои интересы: от конного спорта до рукоделия, плаванья. Матушка находила время и силы заниматься рукоделием с девочками сама дома, и водить их на кружок. Вспоминает Александра: «Старшая сестра Татьяна всегда интересовалась чем-то, много занималась, искала себе дополнительные курсы, ездила сама. Нам всем хотелось учиться, потому что образование – это серьезная ценность в нашей семье, и никто не считает, что семья, дети могут помешать получить образование».

Безусловно, в наше, как и в любое другое время, подвиг дать настоящее высшее образование старшим детям в семье, где еще рождаются малыши. Когда возможности нанимать преподавателей не было, помогали прихожане. Затем старшие дети занимались с младшими – у кого что лучше получается. При этом образование не с целью стать «самыми0самыми», а ради помощи ближним. Варвара: «Когда Маша была студенткой (Катя и Маша - двойняшки, 7 и 8 дети в семье), она стала понимать, что можно спасти людей, став донором. Она так и сделала, хотя сама имеет совсем небольшую массу тела. А когда произошло крушение поезда "Сапсан", она оплатила и прошла курсы оказания первой помощи, чтобы быть в состоянии помочь, если рядом случится беда».

В контакте

Серьезное и глубокое общение взрослых с детьми – все вместе и с каждым в отдельности, без суеты, вечером перед сном, – это семейная традиция. Беседы с папой о жизни, о радостях, о проблемах, планах – об этом вспоминают все с особым чувством. Причем таков был сознательный выбор и труд родителей, благодаря этому формировалась основа для будущего взаимопонимания.

Это внимание друг к другу, воспитанное в семье, дает возможность и силы на еще больший интерес к людям. Отец Филипп именно так это понимает: «Важнейшей практической традицией нашей семьи является ее максимальная публичность, открытость. Я преподаю в университете, и студенты могут прийти ко мне домой. Понятно, что не все и не сразу – есть понятие личного пространства. Но ребята могут рассказать о своих проблемах, и я всегда готов видеть их у себя дома, если моя помощь нужна: они могут пообедать, похозяйничать у жены на кухне, поговорить о том, что им нужно или важно».

Сложно представить, но родители могли организовать не только разговоры перед сном, но и соблюдение строжайшего режима. В семье всегда существовало бескомпромиссное родительское «нет», наказание за дурной поступок. Но дети чувствовали любовь, видели родителей, все это воспринималось как справедливые меры. Варвара: «Хотя мы внешне похожи, но очень разные. Мы могли ссориться, родители не только наказывали, но и объясняли, разговаривали с нами».

Общение – это семейная традиция. Спустя годы дети выросли и многие создали свои семьи, разъехались. Теперь общение братьев и сестер происходит через маму – все ей звонят, кто-то может по нескольку раз в день. Варвара: «Мама тот человек, который всегда выслушает все о проблемах и радостях, она живет нашими радостями и бедами».

Папа может все

Папа приходил домой, успевая поговорить с каждым ребенком, почитать перед сном. Конечно, чтение не получалось ежедневно, но дети всегда этого ждали. Сейчас в своих семьях, в новом ритме жизни, когда папы работают допоздна, это редко присутствует. Но идеал, к которому нужно стремиться, именно таков – доступный папа, с которым вечером ты успеешь поговорить, все рассказать и обсудить.

Протоиерей Александр и матушка Мария Ильяшенко

Когда матушка уезжала в роддом, с детьми оставался папа. Детям очень нравилось это время. Варвара: «Папа заплетал нам косички, совсем не красивые. Вообще он может сделать дома абсолютно все. Когда он приходил домой, он всегда с нами играл, нами занимался, рассказывал, образовывал. Он работал много, но когда возвращался, участвовал во всей жизни семейной, 100% отдача семье. Только когда он стал священником, мы его перестали видеть так часто, но тогда родились уже все дети».

Очень многие критикуют современных мужчин. В семье Ильяшенко не так. Здесь братьев считают мужчинами в самом хорошем смысле слова: они всегда помогут и никогда не подвергнут опасности женщин и детей. Это стена, за которую укроешься. Сестре и маме не только придут на помощь словесным участием в проблемах, но помогут и по хозяйству, и с детьми. Деления на «женские» и «мужские» обязанности нет – женщина может просто устать, и ей нужно помочь, в том числе и с ребенком, особенно когда он болен. Варвара описывает «типичную мужскую реакцию на проблему любого масштаба» своего папы и братьев так: «С Данилкой (6й ребенок в семье Ильяшенко, прим. НС) был недавно такой случай. Он, его беременная жена Варя и их маленький ребенок вышли из подъезда, который выходит буквально на дорогу, где на них чуть не наехал грузовик. Данила молниеносно бросился закрыть собой жену и младенца-сына. Никто чудом не пострадал, слава Богу».

Необыкновенные отношения между родителями, для которых понятие «спорить» не существовало никогда, стали основой для счастья детей. Дети замечают, что с годами эти отношения между родителями становятся еще теплее и мягче. А начинались они тоже удивительным образом: до свадьбы молодые Александр и Мария виделись всего несколько раз. Варвара: «По характеру они в чем-то диаметрально противоположны. Мама 100% домашний человек, а папа очень любит общение: кто-то из нас в папу, а кто-то в маму. Но у всех всегда есть ощущение, что дома тебя поймут».

Общее дело

Общая вечерняя молитва была обязательной, всегда собирались все вместе, пусть правило было и совсем маленьким. Старшие постепенно начинали молиться отдельно. Перед школой общей молитвы не было. Но летом в деревне вместе с мамой на молитву становились все дети - утром и вечером.

Несмотря на то, что жизнь нового поколения сильно изменилась, в молодых семьях удается сохранить общий дух, атмосферу, отношение к молитве. «Однажды двое маленьких детей отца Филиппа, дошкольники, застряли в лифте, – рассказывает Варвара. – Выключился свет, дети сразу стали молиться, абсолютно сами. Вскоре их освободили и на вопрос, не было ли страшно, взрослые получили ответ: «Нет, мы же молились!»

Жизнь церковная, соблюдение традиций в большой счастливой семье – не формальность, и даже не форма, а именно то, что наполняет всех, то, к чему стремятся взрослые и вместе с ними дети. Понятно, что если одному ребенку три, другому полтора, а третий еще не родился, конечно, бывает тяжело даже просто дойти до какой-то службы. Но совершенно без пафоса можно свидетельствовать, что божественная Литургия - это отправная точка, начало и конец семейного единства, как воздух, о котором можно забыть и не сразу сообразить, что именно это самое главное. Отец Филипп: «Основа, стержень, который нас объединяет, - евхаристическое общение. Это то, что нас делает тем, что мы есть. Потому что для нас самое главное – это единство во Христе, у святой Чаши. Литургия – это то общее дело, которое делает нас едиными между собой и Богом».

Светлана ГАДЖИНСКАЯ

Версия для печати

Тэги: Семья  Дети  Родители  Воспитание  Многодетная семья 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.