О том, почему в семье ничего обязательного нет, но нужно на деле, а не на словах "носить тяготы друг друга", рассказывает Николай Всеволодович Котрелев, филолог, переводчик, библиограф, папа 4 детей и дедушка 15 внуков.
Нужно понимать самое простое, что христианство – это, прежде всего, жизнь. И раз мы молимся о «тихом и безмолвном житии», то о нем нужно в первую очередь и заботиться. На мой взгляд, а я говорю уже как старик, жизнь предпочтительна для человека и для христианина совместная, не индивидуальная, не личная. И «положить жизнь за други своя», и все притчи библейские и евангельские, о блудном сыне в частности, напоминают о том, что важно помнить всегда: жизнь человека - не его, и не его одного.
Поэтому ценность не только в моей «духовной диете» (это слово из латинского церковного обихода), а в моей жизни – с женой, с родителями, детьми, родственниками, друзьями, моим народом, моей Церковью, прежде всего.
Собственно говоря, что такое традиция? Это очень точно переводится на русский язык как преемство. Но тут нужно понимать, что мы люди материальные все, и материальная сторона жизни, условия существования человека – это не чисто символическое. Для православного сознания, по крайней мере, они исполнены подлинной жизни. Когда мы говорим о слове «традиция», «преемство», то как ни вспомнить об апостольском преемстве, без которого нет священства. А оно в наложении руки, рукоположении: то есть от Христа, от апостолов идет череда рук, ложащихся на плечи от одного к другому. Поэтому очень важна именно материальная сторона жизни, чтобы все были вместе.
К сожалению, многие говорят, что главное быть честным с самим собой, детям ничего не навязывать, детей можно в церковь не водить, мол, главное – мое отношение к Богу, а дети потом сами выберут по собственной совести и своему уму. Но у человека нет ничего «своего», все у него общее, даже жизни своей у человека нет. Хотя есть, но не она важна.
Детей нужно водить в церковь, нужно учить молиться, словам молитвы. Но научить их душевным движениям, трепету, чтобы молитва была «горячая», со слезой? В каких-то случаях, вероятно, удается это передать, удается этим «заразить». Но, мне кажется, что рационально такой задачи ставить просто нельзя, она вредна. А вот трезвое понимание нужно, даже если детям когда-то что-то не нравится...
Не знаю, бить, наказывать я не умею, но что какая-то строгость не только возможна, но и нужна – это безусловно. И дисциплина. И утренняя молитва, и вечерняя. И школа церковно-приходская, и гимназия православная. Все это ни в коем случае не может быть отрицаемо, разумеется, все по здравому суду должно быть: где-то получится, а где-то и нет. Но как общая установка, как принцип должна быть и в семейном обиходе, и в дружеском кругу – настойчивая дисциплина. И сквозь какие-то недовольства детей необходимо продираться, а дальше уже от педагогического таланта зависит, который каждому дан свой. Не нужно ломать детскую психику, но не нужно и бояться, что в его жизнь, как в каком-то романе вроде «Портрета художника в юности» Джойса, войдут неприятные сцены о том, что хотелось спать и есть-пить, а не идти к причастию. Это уже как ангел-хранитель поведет. Но родители должны думать о том, что когда идем к причастию, то натощак, и про все подобные самоограничения. Аскезе, даже этой несложной – учатся! А значит – учат!!
Одна из ключевых задач родителей - противостоять натиску секулярной цивилизации: надо держать ухо востро. Можно сочетать футбол и музыку, иностранный язык и изобразительное искусство, но не надо отдавать 8-10-летних детей в школу танго, где они изображают страсти зрелых и умудренных в половом опыте людей. На самом деле соблазны велики, много такого предлагает сегодняшняя развратная цивилизация, что душевредно и душегубительно. И надо уметь этого избегать.
До какого-то времени у нас в семье и телевизора-то не было, пока нам его «диверсанты» не подарили. Да и то он стоял год и использовался в качестве подножки, чтобы залезать на двухэтажную кровать, пока не восторжествовал соблазн: будущий отец Феодор как-то летом его взял и наладил, не спросясь родительского разрешения.
Не то, что мы какие-то мракобесы и считаем, что телевизор нельзя смотреть ни в коем случае, но до той поры, пока можно не смотреть, лучше не смотреть. А то не ровен час – Собчак увидишь! На тогдашний телевизор не нужно было накладывать никаких особенных ограничений. Постом старались не включать. Но ничего толкового телевизор не показывал и не показывает теперь (редко и мало что нужное увидишь – проповедь патриаршью, еще что-то немногое, а ведь жизнь в ТВ-пространстве беспрерывна и круглосуточна, нет, лучше не включать вовсе).
Но сегодня есть еще более коррозийная вещь, въедливая, проедающая - это интернет, за которым и следить-то труднее, чем за вилкой и розеткой телевизора. Но тем более беречься надо, ходить надо осторожно. И помнить не только о том, что ты сам – пример воспроизводства, но соображать, что и вокруг другие примеры, которые тоже необходимым образом преломляются в детском уме и совести. Живем мы в мире очень неблагополучном, но ответственность на тебе самом перед лицом Господа, но видят-то тебя при этом и дети твои, и соседи.
В общем, конечно, должна быть во всем и осторожность, и податливость. Если даже в танцах партнера надо слушаться, вне зависимости от того, какая у тебя роль в этом танце, то и в семейной жизни, и в общественной тем более так. Но это ставит человека перед лицом серьезной ответственности. Мужчина, во-первых, должен думать правильно и, как сейчас говорят, «глобально». Во-вторых, чувствовать свою ответственность.
Необходимо настаивать на праве и обязанности отдельного христианина и общины христианской в целом отстаивать свои права в обществе, пока оно еще способно их признавать – все дело идет к тому, что признавать не будут. Но до той поры, пока общество еще сохраняет какую-то элементарную закваску, полученную от христианства, необходимо настаивать, что воскресение – не рабочий день, а субботний, что в школе необходимо (там, где это не нарушает прав какого-то соседнего населения) преподавание христианства.
Очень важно, конечно, культуру церковно-приходских школ поддерживать. В моей семье это не Бог весть как удалось, но было - начиная от подпольного хора, кончая церковно-приходской школой. Но в целом надо понимать, что это серьезный аспект христианской жизни, тем более что мощные силы противятся духовному образованию вне церковных стен. Надо бороться за ОБРАЗОВАНИЕ – то есть создание образа, как устроение жизни, а по-немецки воспитание – bildung, то есть, строительство.
Понимать, что молитва «сами себе и друг друга и весь живот нас Христу Богу придадим» касается не одного человека и не просто церковного собрания сегодняшнего дня и этой службы. Она касается существования всего рода человеческого. Поэтому важно ни в коем случае не упускать материальную сторону – очень хороша ежедневная совместная трапеза. Конечно, в праздники должны быть все вместе, потому что одному и праздновать как-то… хотя и можно, все возможно.
У детей должно быть ощущение, что в семье хорошо. Человек сотворен по образу Божию, а когда Господь мир творил, Он все время видел, что это хорошо. Не мне хорошо, а «нам». Моя бабушка непременно в конце каникул (я у нее всегда бывал в Курске, где у нее был сад) вела меня к причастию. Без всяких настаиваний и упреков, само собой, пошли тихонечко – рубашка чистая, на дворе конец августа, яблоками пахнет, душистый табак цветет.
Думаю, существенное измерение человеческой жизни: «это понравилось бы тому, кому должно было бы понравиться». Покойники живут вместе с нами. Очень важно, поддерживать друг в друге и в семье ощущение, что предыдущие поколения с нами, когда внутри звучит голос отца. Я видел, как мама радуется, когда смотрит на моих внуков. Но важен и такой вопрос: а понравилось бы это моему прапрапрадеду?
Моя бабушка, другая, московская, постоянно вспоминала своего мужа, Николая Андреевича, нашего деда, которого ни один внук не мог помнить: он умер, когда старший из нас был еще в пеленках. Чуть что: «а вот Николай Андреевич…» Конечно, по мере возможности, помнить добро. Но если и нет бытовой памяти, то церковное поминовение, панихида, это обязательно.
Лев Николаевич Толстой слишком красиво говорил, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастны – каждая по-своему. Нет, и счастье разное. Одни на байдарках ходят, как мой двоюродный брат: он детей всегда брал с собой, с малолетства они умеют жить на реке, даже по порогам плавать. Моя жена читает детям и внукам, хотя я почти никогда или мало, а она часами читала и читает. Кто-то в кино ходит, в театр или в концерт. Может, лучше не ходить на рок-музыку, но это опять вопрос «как получится». Ничего обязательного нет, но нужно ВМЕСТЕ. Даже на даче, где огород. Бытовые, хозяйственные нужды должны быть совместные, иногда и заставлять надо. Я не жалею, что старшая дочь полола через силу в огороде, думаю, что по большому счету она не проклинает ни меня, ни клубнику. И младшие, как на плантации негры, клубнику пололи, по норме и при жестком условии от самой любящей мамы – кто не выполол, гулять по деревне не идет. Ах, какая клубника тогда была, и сколько ее было! Работа домашняя должна быть.
Конечно, в целом в традиции на маме больше бытового порядка, а на папе внешнего. Но так чтобы уж записать на уровне уголовного кодекса, что за двойки отвечает папа, а за суп – мама? Функции могут сложиться разные, происходит смена ролей в семье, причем может ежеминутно, ежедневно, может навсегда или на одну секунду. Человек податлив, человек очень богат. Иная мама лучше папы может объяснить арифметику.
А отцу очень важно не возгордиться - надо так надо. Пупок развязывается, но что ж сделаешь? Что когда важнее: в какой-то момент работа внешняя, по службе или призванию, а когда-то придется ее отложить, потому что у мальчишки двойка выходит по арифметике, значит, по боку творчество. Желательно не преувеличивать своего творческого потенциала, хотя бывают и такие «инвалиды», которые переоценивают себя, когда другому человеку, жене, ребенку нужна твоя помощь. Творчество лучше отложить, оно подождет.
«Носите тяготы друг друга», а там уж как будет получаться, но тяготы – носите!
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воспитание – задача отца Священник Геннадий Урсов продолжает рассказ о том, как отец может воспитывать детей, не наказывая их, о семейном совете и радости от того, что тебя ругают.
Как воспитать детей послушными: все делать вместе Вы когда-нибудь видели послушных детей? Не дрессированных, а живых, радостных, активных и… 100% послушных? Несколько лет подряд наша семья регулярно приезжает в Мордовию к прабабушке, в село Ачадово. Внуки настоятеля Покровского храма прот. Аристарха именно такие.
Какое дело в семье - мужское? Священник Феодор КОТРЕЛЕВ продолжает рассказ о своей семье. В этой части он вспоминает о своем двоюродном деде – актере-вахтанговце, знатоке старого московского быта, и рассуждает о том, что в семье должен делать мужчина. Например, отец Феодор ко всему прочему умеет шить - даже облачение сшил себе сам
Дети, выросшие в церкви: остались-вернулись-ушли Почему в одной и той же семье кто-то из выросших детей остается в храме, а кто-то уходит? Одни родители, условия, методы воспитания, но результаты разные. Мамы взрослых детей делятся своими мыслями по этому поводу с читателями «Нескучного сада», но это – не рецепты, скорее информация к размышлению.
Ребенок вырос и ушел из Церкви: что делать? Когда дети 18-20 лет, выросшие в верующих семьях, «вдруг» уходят из церкви – можно ли что-то сделать или уже поздно? Как себя правильно вести с большими детьми? На вопросы «Нескучного сада» отвечают отец Георгий и матушка Елена Орехановы.
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Нужно ли жить ради детей? Чтобы действительно жить ради ребенка, взрослым надо жить ради себя, ради брака, ради мира за пределами семьи. Если мы «живем только ради детей», нам стоит задуматься: не делаем ли мы детей заложниками наших нерешенных проблем. О том, ради кого надо жить в семье, рассказывает психолог Михаил ЗАВАЛОВ.
Басиловы: семья как аэропорт Продолжаем рассказ о большой семье Басиловых. Многодетная семья — это аэропорт, в котором мама трудится диспетчером: кто-то прилетел, куда-то нужно позвонить, кого-то подготовить к старту, уверена Ирина БАСИЛОВА
Басиловы: семья как пароход Продолжая публикацию материалов о православных семьях, «Нескучный сад» раскрывает секрет счастья большой семьи Басиловых. О том, какие рифы и мели ожидают капитана, рассказывает отец шестерых детей Константин БАСИЛОВ
Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?
Семья Ильяшенко: традиции счастья Семей, где вера передается из поколения в поколение, сегодня немного. Рассказом об одной из таких удивительных семей мы начинаем новый цикл материалов – в доме отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 31 внук.
Воспитание детей: ставка на лидерство Мысль о том, что нужно выгрызть свое место, догнать и перегнать, очень сильна в России в последние два десятилетия. Сами не видя того, родители транслируют это детям с возраста песочницы. Все ли могут стать лидерами, насколько высокую планку ставить себе и своим детям и как относиться к тем, кто слабее тебя, – накануне дня народного единства и согласия выясняет Екатерина БУРМИСТРОВА
Мальчик, который выжил: подлинная история одного усыновления «Я недавно получил письмо по электронной почте от одной многодетной мамы, которую помню еще девочкой, – пишет своем блоге епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. – Я, когда читал текст, не мог удержаться от слез. Этот рассказ являет тайну приобщения к жизни, которая есть Любовь». ПОЛНЫЙ ТЕКСТ истории о мальчике, который выжил – на нашем сайте.
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.