На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы


Версия для печати
26.02.13, 12:03

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?


В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы – зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят – копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги – не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% – что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино – мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять – каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей – до 12 лет, 1000 рублей – уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», – делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% – тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» – наркотики, алкоголь и сигареты – так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать – это ведет к курению, пьянке, гулянию»). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках»). А еще ведь – «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители – зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно – попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех – это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства – приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить – я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют – считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.

Ирина КОСАЛС

Версия для печати

Тэги: Семья  Дети  Родители  Воспитание  Деньги 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.