Жить ради детей – разве это не самое прекрасное призвание взрослых в семье? И разве есть тут какие-либо иные альтернативы, которые бы не смердели махровым эгоизмом, вроде «жить ради себя самого»? Да, забота о детях – достойнейшее занятие. Но тут мы оказываемся в поле действии парадоксальной логики: если мы действительно хотим жить ради детей, нам придется жить не только ради детей.
Все ради детей
Если у нас есть ребенок, то в каком-то смысле у нас уже нет выбора: мы неизбежно живем ради него. Мы и только мы за него отвечаем, то, что мы ему можем дать, не даст больше никто. У него есть свои потребности - от самых простых (и жизненно важных) до самых сложных, которые мы удовлетворяем. И чем мы к ним внимательнее относимся, тем лучше для всех. Мы создаем для ребенка безопасную среду, где он может расти и развиваться. Мы показываем ему, что он для нас важен, что он занимает особое место в нашей жизни: это и есть любовь, а любви, как известно, слишком много не бывает.
Но чем прекраснее вещь в нашем мире, тем больше у нее существует извращений и подделок. Любовь слишком легко и быстро превращается в свою противоположность. Недавно я случайно оказался на литургии за женщиной с сыном, которая непрерывно жила ради ребенка, мальчика младшего школьного возраста. Она его сажала и поднимала и без остановки, раз в 15 секунд, наставляла, в частности – учила креститься, хватая его за руку и водя ею: «Нет, смотри, не так, на плечико… и на другое… ровненько… три пальчика сюда… два туда… плечико забыл … три пальчика… два пальчика».
Мне казалось, что мальчику от этого плохо: как-то раз, когда мама не смотрела, он собрался было перекреститься, поскладывал пальчики так и сяк, и бросил это безнадежное занятие. Мне казалось, что и его маме плохо, если на литургии она не может найти никакого иного занятия, кроме суматошной жизни ради детей. И уж точно плохо было мне смотреть на эту невеселую картину.
Но, думаю, если б я спросил маму, что она делает, вероятно, она бы искренне сказала, что заботится о нуждах сына. Хотя это еще вопрос, в чьих нуждах тут было дело: мамы или сына. Вероятно, мы все слишком часто живем «ради детей» подобным образом.
Скажут ли нам дети «спасибо»?
Когда они вырастут, многие дети не скажут родителям «спасибо» за то, что те посвятили себя только детям и приносили великие жертвы. «Наша мама жила только ради детей, хотя мы этого у нее не просили, и вот теперь все мы до сих пор это расхлебываем», - такие заявления выросших детей постоянно слышат психологи. Интересно себя спросить, что скажут о родительских жертвах наши дети, но верно ответить на этот вопрос почти невозможно.
Если говорить о потребностях детей, на которые мы отвечаем, то самостоятельность ребенка – тоже важная потребность. Как и простая потребность побыть одному. Большинство взрослых, окинув взором детство, могут понять простую, но важную вещь: одни из самых прекрасных и значимых (хотя иногда и опасных) моментов детской жизни были те, когда дети на время оказывались вне луча внимания родителей.
Увы, у каких-то детей слишком мало шансов узнать, как прекрасно побыть час-другой беспризорником.
Более того, как утверждал великий британский исследователь детства Дональд Винникот, фрустрации (нужды, оставшиеся без ответа, и неудовлетворенные желания) также незаменимы для нормального развития ребенка. Ребенку нужна «достаточно хорошая мать» (термин Винникота), которая в целом отвечает на его нужды, но не всегда и не абсолютно. Определенная доза неприятностей ребенку нужна как закалка для его будущего счастья, а «слишком хорошая мать» была бы тормозом детского развития.
В «жизни ради детей» часто не остается места для такой свободы и неисполненных желаний. А еще хуже то, что у современного ребенка (особенно единственного), ради которого все живут, есть печальный шанс стать центром вселенной. Он может чувствовать себя источником жизни и горя, тем, кто всех радует (когда радуется сам) и всех огорчает (потому что, стоит ему нахмуриться, в семье наступает ад). Это так же неполезно, как если бы кто-то считал себя ответственным за погоду или за восход солнца. Такое психологическое бремя может обернуться во взрослом возрасте депрессией или глубоким чувством вины.
Бегство в ребенка
Сама идея о том, что «мы будем мучиться, зато наши дети будут счастливы», абсурдна, как вера в светлое будущее коммунизма. Если у нас жизнь не удалась, то, вероятнее всего, нам не удастся научить и наших детей строить себе счастье. Но мы склонны делать ребенка заложником нашей нереализованной жизни, проекцией того, что мы сами хотели бы осуществить, но не смогли.
В таком случае «жизнь ради детей» помогает нам смириться с тем, что мы не живем своей жизнью – и не факт, что подобное «смирение» полезно для нас, взрослых.
Типичная история из этой серии: мама бесконечно предана ребенку, потому что ее не слишком удовлетворяют отношения с его папой.
Папа при этом может работать изо всех сил – разумеется, тоже «ради детей» – и приходить домой после полуночи, возможно, потому, что дома ему не очень хорошо. То есть родители делают ребенка центром вселенной просто по той причине, что они не научились решать свои супружеские проблемы – а ребенок позволяет об этом забыть. И тогда проигрывают все: и взрослые – и как супруги, и как родители, - и ребенок, ведь он получает парадигму любви на всю свою жизнь через реальные отношения папы и мамы между собой.
Дом и свое место
Шаткость идеи «живем только ради ребенка» заключается в том, что ребенку нужна хорошая и надежная человеческая среда, где папа с мамой живут каждый своей интересной жизнью и действительно любят друг друга. И в этой доброй модели мира у него есть свое место: важное место желанного гостя, но не место центра мироздания. А для этого нужно, чтобы папа с мамой умели жить каждый для себя (даже если это звучит эгоистично) и чтобы отношения друг с другом для них значили чуточку больше, чем отношения с ребенком. Иными словами, только хорошие супруги будут хорошими родителями. Тогда ребенок входит в их готовый и надежный «дом» отношений и чувствует великую защищенность. Тогда он получает добрую модель осмысленного мира и модель любви – а эти вещи драгоценны, их не заменит никакое целенаправленное воспитание. И он свободен от роли атланта, который несет на себе бремя дисгармонии отношений между мамой и папой – и потому свободен быть самим собой.
Подобный закон касается и другого слишком распространенного сегодня типа семей с одним родителем, которым у нас практически всегда бывает мама. Как она может дать «дом» ребенку? Одинокая мама имеет одно важное преимущество: она не способна сделать из семьи закрытую систему и привлекает к участию в жизни родственников (расширенную семью) и окружающий мир. Во многих случаях ее родители, братья и сестры и друзья будут играть важную роль в жизни ребенка. А для такой мамы важно (да – в том числе важно и ради ребенка!) продуктивно участвовать в жизни этой «общины». Конечно, семья с одним родителем далека от совершенства с точки зрения среды для ребенка, но и нуклеарная семья (двое родителей плюс их дети) тут тоже отнюдь не совершенна, если это замкнутая система. Так что у одинокого родителя есть свои преимущества: ему (ей) куда сложнее жить с ребенком в иллюзии самодостаточности.
Ради кого стоит жить?
Итак, это парадокс: чтобы действительно жить ради ребенка, взрослым надо жить ради себя и ради брака. И, может быть, также неизбежно жить для мира за пределами семьи. А если мы «живем только ради детей», нам стоит задуматься: не делаем ли мы детей заложниками наших нерешенных проблем и действительно ли это «ради» обернется благом в будущей жизни ребенка? Если мы попытаемся «всем пожертвовать ради ребенка» – не факт, что это увеличит его благополучие. Если же мы поставим на первое наше призвание, брак и любовь к окружающим людям, не забывая о ребенке, всем станет лучше – в том числе и младшему поколению.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Семья Ильяшенко: традиции счастья Семей, где вера передается из поколения в поколение, сегодня немного. Рассказом об одной из таких удивительных семей мы начинаем новый цикл материалов – в доме отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 31 внук.
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Дети, выросшие в церкви: остались-вернулись-ушли Почему в одной и той же семье кто-то из выросших детей остается в храме, а кто-то уходит? Одни родители, условия, методы воспитания, но результаты разные. Мамы взрослых детей делятся своими мыслями по этому поводу с читателями «Нескучного сада», но это – не рецепты, скорее информация к размышлению.
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Ребенок вырос и ушел из Церкви: что делать? Когда дети 18-20 лет, выросшие в верующих семьях, «вдруг» уходят из церкви – можно ли что-то сделать или уже поздно? Как себя правильно вести с большими детьми? На вопросы «Нескучного сада» отвечают отец Георгий и матушка Елена Орехановы.
Какое дело в семье - мужское? Священник Феодор КОТРЕЛЕВ продолжает рассказ о своей семье. В этой части он вспоминает о своем двоюродном деде – актере-вахтанговце, знатоке старого московского быта, и рассуждает о том, что в семье должен делать мужчина. Например, отец Феодор ко всему прочему умеет шить - даже облачение сшил себе сам
Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Николай Котрелев: без чего не устоит христианская семья О том, почему в семье ничего обязательного нет, но нужно на деле, а не на словах "носить тяготы друг друга", рассказывает Николай Всеволодович Котрелев, филолог, переводчик, библиограф, папа 4 детей и дедушка 15 внуков.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Басиловы: семья как пароход Продолжая публикацию материалов о православных семьях, «Нескучный сад» раскрывает секрет счастья большой семьи Басиловых. О том, какие рифы и мели ожидают капитана, рассказывает отец шестерых детей Константин БАСИЛОВ
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Воспитание детей: ставка на лидерство Мысль о том, что нужно выгрызть свое место, догнать и перегнать, очень сильна в России в последние два десятилетия. Сами не видя того, родители транслируют это детям с возраста песочницы. Все ли могут стать лидерами, насколько высокую планку ставить себе и своим детям и как относиться к тем, кто слабее тебя, – накануне дня народного единства и согласия выясняет Екатерина БУРМИСТРОВА
Мальчик, который выжил: подлинная история одного усыновления «Я недавно получил письмо по электронной почте от одной многодетной мамы, которую помню еще девочкой, – пишет своем блоге епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. – Я, когда читал текст, не мог удержаться от слез. Этот рассказ являет тайну приобщения к жизни, которая есть Любовь». ПОЛНЫЙ ТЕКСТ истории о мальчике, который выжил – на нашем сайте.
Басиловы: семья как аэропорт Продолжаем рассказ о большой семье Басиловых. Многодетная семья — это аэропорт, в котором мама трудится диспетчером: кто-то прилетел, куда-то нужно позвонить, кого-то подготовить к старту, уверена Ирина БАСИЛОВА
Как воспитать детей послушными: все делать вместе Вы когда-нибудь видели послушных детей? Не дрессированных, а живых, радостных, активных и… 100% послушных? Несколько лет подряд наша семья регулярно приезжает в Мордовию к прабабушке, в село Ачадово. Внуки настоятеля Покровского храма прот. Аристарха именно такие.
Воспитание – задача отца Священник Геннадий Урсов продолжает рассказ о том, как отец может воспитывать детей, не наказывая их, о семейном совете и радости от того, что тебя ругают.
Переходный возраст: что делать, когда ребенок огрызается Когда наш старший ребенок в 12 лет начал «огрызаться», мы с мужем не были к этому готовы. Понятно, что переходный возраст, но как правильно пресекать недопустимое? Мой муж по натуре жесткий человек, да еще и начальник, привык, чтобы его слушались, плюс у нас православная семья, и мы всегда считали, что послушание — это важно. Как не ошибиться, выстраивая свою линию отношений с сыном? Наталья.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.