На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №1 (30)'2008

Какие модели отношений Церкви и государства существовали в истории?


Версия для печати
29.12.07, 17:46

Церковь вне закона
Римская империя 34-313 гг. Двадцатый век: коммунистическая Албания, коммунистический Китай.

Симфония

"Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (государственная власть)руководит и заботится о человеческих делах". Формулируя принцип симфонии в знаменитой 6-ой новелле, император Юстиниан I (527-565) на первое место поставил священство. Однако классическая византийская симфония нигде не существовала в абсолютной форме. В России против симфонии решительно выступает уже царь Алексей Михайлович. С него начинается новое подчинение Церкви государством, которое логически заканчивается Петровской церковной реформой


Эта система отношений, считающаяся идеальной, сложилась в Римской империи спустя столетие после того, как св. император Константин эдиктом 313 года дал христианам свободу. «Суть симфонии составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее моральной, духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для благовествования и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства» (прот. Валентин Цыпин, «Церковное право»). Принцип симфонии был четко сформулирован в VI веке императором Юстинианом в особом документе -- так называемой 6-й новелле.
Однако симфония в чистой форме вряд ли существовала. Государство в лице императоров не раз претендовало на принятие окончательных решений в церковных делах. Причину этого историк прот. Валентин Цыпин видит в том, что христианские императоры были наследниками языческой имперской идеологии, в которой император был верховным первосвященником. Особенно опасной для Церкви это идейное наследие стало в эпоху иконоборчества, при императорах-еретиках.
Русские цари также не были в отношении симфонии последовательными. Иван Грозный после своего покаяния 1547 г. во всем слушался Церковь, прося священников «наказывать и просвещать» его, как «сына своего», а если он будет что-либо делать не по правилам святых отцов, запрещать ему «без всякого страха». Однако после смерти жены Анастасии Романовны (1560) и митрополита Макария (1563) все переменилось в самую худшую сторону.
При Феодоре Иоанновиче (1584-1598) вновь устанавливается симфония, которая продолжается при Борисе Годунове (1598-1605). Против симфонии решительно выступает только уже Алексей Михайлович. С него начинается новое подчинение Церкви государством, которое логически заканчивается Петровской церковной реформой. У Петра I (1689-1725) искажение симфонической нормы оказывается связано с влиянием протестантизма.

Средневековая западноевропейская «теократия»
В средневековой католической Европе сложилась так называемая доктрина «двух мечей». Согласно этой доктрине, и церковная, и государственная власть восходят к Римскому епископу. Прот. В. Цыпин, «Церковное право»: «Светские государи в средневековом Риме считались вассалами папы; папы усваивали себе тогда право не только короновать императоров и королей, но и лишать их престолов... Этому способствовало то обстоятельство, что первый средневековый император Запада Карл Великий (800-814), в отличие от византийских василевсов, не был прямым преемником Римских императоров и императорскую корону получил от папы... Могучим средством пап в борьбе со светскими государями был интердикт -- запрет совершать богослужения в той или иной стране до тех пор, пока подданные не свергнут своего отлученного папой монарха. Но в отстаивании своего приоритета папы и католические епископы прибегали и прямо к материальным средствам, к применению вооруженной силы.
В результате Католическая Церковь этатизировалась. Папы стали полновластными монархами значительной части Италии -- Папской области, остатком которой является современный Ватикан; многие епископы, в особенности в феодально раздробленной Германии, были князьями, имевшими государственную юрисдикцию на своей территории, свои правительства, свои войска».

Государственная Церковь

Государственная церковь: религиозная община, к которой принадлежит государь, официально именуемый главой церкви, обыкновенно составляет большинство населения и пользуется преимуществом государственной Церкви. В Великобритании монарху принадлежит формальное право назначать архиепископа Кентерберийского и епископов по представлению премьер-министра. Епископы заседают в палате лордов в качестве баронов королевства. Вмешательство государственной власти в дела Церкви минимизировано


В странах, где победила Реформация, в религиозных вопросах установился принцип территориализма: «cujus est regio, illius est religio» («чья власть, того и вера»). Прот. В. Цыпин: «При последовательном своем осуществлении эта система подразумевает изгнание из государства приверженцев иного вероисповедания, чем носитель высшей государственной власти (в ходе Реформации и контрреформации изгнания и даже избиения иноверцев предпринимались не раз); но в жизни прочно утвердилась, однако, смягченная форма осуществления этого принципа -- так называемая государственная церковность, когда религиозная община, к которой принадлежит государь, официально именуемый главой Церкви, обыкновенно составляющая большинство населения, пользуется преимуществом государственной Церкви, а права иных религиозных общин оказываются ограниченными».
Государственная церковность сохраняется, к примеру, в современных Греции, Дании, Великобритании. На практике, однако, даже если Церковь считается государственной, большинство современных правительств не вмешивается в церковные дела. А из ограничений, налагаемых Церковью на власть, сохранилась разве что обязательная принадлежность главы государства к конфессии, имеющей государственный статус.

Синодальная система в России
Эта система, возникшая при Петре I, сочетала государственную церковность по образцу протестантских немецких княжеств с элементами симфонии. Прот. В. Цыпин: «После Петра правительство России ставило перед собой вполне секулярные, вполне автономные от религиозной санкции цели, а привилегированный статус Православной Церкви, ее «господствующее» в сравнении с другими религиозными общинами положение находило себе оправдание уже только в том, что Православие, согласно «Основным законам Российской Империи», являлось вероисповеданием Государя и большинства его подданных.
Властной рукой Петра Церковь была отодвинута с авансцены национальной жизни. И сам он, и его преемники смотрели уже на Церковь не столько как на высочайшую святыню народа, воплощающую в себе весь смысл его существования... сколько как на одну из опор государства, причем, -- и это было худшей чертой послепетровской системы церковно-государственных отношений -- саму нуждавшуюся в опеке и надзоре со стороны правительства».
При этом, однако, Синод не стал все-таки духовной коллегией (то есть одним из, по-современному говоря, министерств), чего первоначально хотел Петр. Синод был во многих правах приравнен к Сенату.****ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ, УТОЧНИТЬ Также в нем появилась фигура Первоприсутствующего митрополита, то есть митрополита Санкт-Петербургского, которая отчасти уравнивала баланс сил (представитель государства обер-прокурор -- представитель Церкви митрополит).

Отделение Церкви от государства
Прот. В. Цыпин: «В Соединенных Штатах Америки, которые с самого начала своей истории представляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип отделения Церкви от государства, который предполагает обоюдное невмешательство в дела друг друга; свободу и независимость религиозных общин; нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер государства. Впрочем, абсолютный нейтралитет едва ли вообще достижим. Всякому государству приходится считаться с реальным религиозным составом своего населения. Ни одна христианская деноминация в отдельности не составляет большинства в Соединенных Штатах; но решительное большинство в них составляют все-таки именно христиане. Отсюда и присяга Президента на Библии, отсюда и официальный выходной день в воскресенье».
В Европе принцип отделения Церкви от государства имеет другое происхождение, считает историк: «На европейском континенте он явился результатом антиклерикальной, или прямо антицерковной, борьбы, хорошо известной из истории французских революций. Когда Церковь отделяется от государства не ввиду поли-конфессиональности населения страны, а потому что государство связывает себя с той или иной антихристианской либо прямо антирелигиозной идеологией, то уже нет возможности говорить о нейтралитете такого государства, о его чисто светском характере. Для Церкви это обыкновенно влечет за собой стеснения, ограничения в правах, дискриминацию или прямые гонения. История XX века явила в разных странах мира много роковых примеров антицерковной политики правительств».
Принципа отделения Церкви от государства придерживаются, кроме США и Франции, например, Швейцария и Польша.

Подготовил иерей Василий СЕКАЧЕВ
Иллюстрация Артема БЕЗМЕНОВА

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Политика 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.