На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Зачем нужны философы?


Версия для печати
20.05.13, 08:17

В РГГУ радикально сокращают прием студентов на бюджетные места на гуманитарных факультетах. А на философском факультете этого ведущего гуманитарного вуза в этом году бюджетных мест не предусмотрено вообще. Нужны ли сегодняшнему обществу философы и кто по преимуществу философ в современном мире – «любитель мудрости» или «торговец знаниями»?
Сократ и молодой Эсхин. Деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане

Приказ Минобрнауки, который и сокращает количество бесплатных мест, означает практически убийство факультета – одного из 3-4 лучших философских факультетов страны. На нем преподают замечательные философы и специалисты (А.В. Ахутин, В.В. Молчанов и др.), он готовит хороших выпускников. На факультете представлено сразу несколько философских направлений или научных школ. Но кто сегодня в нашей стране пойдет учиться за деньги философии, даже на хороший факультет?

Впрочем, «не каждый город имеет философа» – сказал кто-то. Видимо, министерство образования это устраивает. Вспомним в связи с этим недавно озвученное министром образования Дм. Ливановым намерение убрать из перечня обязательных аспирантских экзаменов экзамен по философии науки.

В действиях Минобра есть своя логика. Отчасти она соответствует общемировым процессам, идущим в науке, образовании и культуре. Отчасти же на это накладывается уже наша специфика, и в действие вступает логика пресловутого «эффективного менеджера».

Когда отечественного философа Александра Пятигорского кто-то на семинаре спросил, да кому он нужен, этот Сократ, тот ответил – «мне». Вопрос «зачем нужны философы» аналогичен вопросу «зачем человеку думать». Философия – это культура ума, его дисциплина и школа. Она призвана суммировать и осмыслять все то, что человек может знать о мире и о себе, и чего он знать не может. Она фиксирует результаты человеческого познания. Во-вторых, философия играет в культуре объединяющую, интегрирующую роль, ведь в ее фокусе сходятся наука, искусство, мораль, право и политика, и др. Философия объединяет разные науки. Уйди она, и область знания перестанет быть чем-то целым, все окончательно рассыплется, развалится на несвязанные сегменты и дисциплины.

Похоже, что главная цель нынешних реформ в науке и образовании – их приспособление к практической выгоде и коммерциализация. Это совпадает с общемировыми тенденциями: все больший объем и значение в современной науке занимают прикладные исследования, все меньше финансирования получают науки фундаментальные – те, которые ставят себе целью поиск научной истины, а не решение разных прагматических задач (изобретение технических средств, облегчающих жизнь и освоение окружающего мира).

Логика научных и образовательных реформ в каком-то смысле отвечает общему ходу человеческой цивилизации, когда на первое место окончательно выходят тяга к комфорту, приспособление окружающего мира и даже самой человеческой природы (биотехнологии) под свои потребности. Возможно, мы вступаем в «новый прекрасный мир», в котором практические науки и умения все больше и больше будут отрываться от теоретического осмысления. Созерцающий разум уже не контролирует их развития. Новый человек будет обучен пользоваться самыми разными гаджетами, но не будет знать, как они устроены. Ему это будет просто неинтересно. Правда, зачем? Ведь и так все работает. Интересует уже не познание мира, а как бы в нем поудобнее устроиться. Что важно: еще больше гаджетов, еще больше комфорта.

В рамках логики коммерциализации и комфорта как определяющей цели происходит сбрасывание «балласта»: ненужной философии и слишком затратных и потому неэффективных фундаментальных исследований. Они лишь утрудняют движение к совершенному технологическому миру, ставят неудобные вопросы, «мешают жить». Между прочим, эти тенденции тоже взялись не из воздуха, они были заложены во многом в самой науке и европейской философии. Ведь английский философ Френсис Бэкон на заре Нового времени и эпохи экспериментальной науки неспроста в 16 веке отождествил знание и практическую мощь, сказав, что «знание есть сила». Для новоевропейской науки познание мира изначально выступило и как его «захват», освоение и приспособление под себя. Сегодня же этот захват и приспособление мира под себя все больше и больше выходят на первый план.

Особенно больно логика прагматизации ударяет по гуманитарным наукам. Во многих странах проводят сокращение штатов на гуманитарных факультетах. Только там это происходит гораздо мягче. Действительно, невозможно сделать коммерчески выгодными или самоокупаемыми филологию или философию. Можно придумать «Сколково» для естественных и технических наук и исследований, но гуманитарное «Сколково» – невозможно.

Кстати, то, что философом невозможно стать на коммерческой основе, было доказано еще 2500 лет тому назад. За деньги философию (и другие дисциплины) преподавали софисты, которых Сократ и Платон называли торговцами знаний и презирали за стремление к коммерческому успеху. Тем, кто проводит реформы, не стоит обманываться. Лучше для начала просто честно сказать, что лично вам Сократ не нужен.

Юрий ПУЩАЕВ

Версия для печати

Тэги: Призвание  Образование  Экономика  Наука 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.