Единоверие – служение по старому, древнерусскому обряду в Российской Православной Церкви – в начале XIX века задумывалось как способ вернуть к общению с Церковью старообрядцев. В наши дни его положение несколько изменилось. К единоверию приходят люди, которые выросли не только не в старообрядческих, а даже в нецерковных семьях. Часто - молодые и хорошо образованные. Единоверческие приходы в советское время можно было пересчитать по пальцам одной руки, а за 20 лет их число выросло до 30. Это большой рост, потому что единоверчество не в принципе является массовым. Почему в старообрядные приходы Русской Православной Церкви приходит молодежь, как изменилось положение единоверцев и нужен ли им архиерей, рассуждает секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС МП иерей Иоанн МИРОЛЮБОВ
Иерей Иоанн Миролюбов на Божественной Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 12 января 2013 года
- Что изменилось в положении единоверчества за последние 5-7 лет?
- Наиболее важная тенденция – с каждым годом становится все больше единоверческих приходов. По тому, как к нам обращаются за консультацией, за советами, чувствуется, что интерес к единоверию растет. Я предвижу, что он и будет расти впредь.
Двадцать лет назад было два единоверческих прихода, а сейчас их тридцать. Кроме того возникло и новое явление, которое было бы невозможно до революции – двуобрядные приходы. Есть местности, где обращаются старообрядцы для совершения треб, и мы подготавливаем священников к служению древним чином. Даже в Москве уже действуют 3 старообрядных и 2 двуобрядных прихода, которые имеют благословение по большим праздникам и в отдельные дни в течение недели совершать службы старым чином.
Хотя, оговорюсь, пока все общины небольшие и далеко еще не обустроены. Самый большой приход в Михайловой слободе, в 20 км от Москвы, там много прихожан.
Наш приход Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово также еще только создается. Мы в основном четверике храма молимся только три года!
Важным событием стало решение о создании Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме. Уже несколько человек священников прошло богослужебную подготовку в нашем храме, действуют кружки по изучению знаменного пения.
У нас есть постоянно проходящие мероприятия. Например, каждый год заседает секция «Рождественских чтений», посвященная старому обряду. У нас обычно кроме этого ежегодно проходят одна или две конференции, посвященные событиям в единоверии.
Стала активизироваться не только приходская, но и межприходская богослужебная жизнь. Объединяются силы нескольких приходов и совершаться совместные паломничества к святыням, службы. Скажем, примерно раз в год мы служим в Храме Христа Спасителя, служим Иверской и у Смоленской икон Божией Матери в Новодевичьем монастыре. В ноябре 2012 года, по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона совершались богослужения древним чином в Успенском кафедральном соборе Ярославля и в Воскресенском соборе Тутаева. В Ярославле учащиеся местной духовной семинарии практически в полном составе причащались за Литургией Святых Христовых Таин, а в Тутаеве службу возглавил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин.
- Кто, как правило, приходит в единоверие?
- Единоверие нацелено на «продвинутого» человека. В основном, прихожане – это молодые люди с хорошим образованием. Правда, есть важный нюанс. Глубоко воцерковленный интеллигент обычно ходит в какой-то конкретный храм нового обряда, у него уже есть община и духовный отец, к которым он прирос. Поэтому к единоверию приходят скорее молодые люди, которые ищут веру, много читали и знают веру больше в теории, чем те, кто давно живет активной приходской жизнью.
Чаще всего это люди с желанием аскетического подвига, молитвенного настроя и с острым чувством красоты богослужения. Почему вообще люди тянутся к древним иконам, к древнему пению? Видимо, это соответствует какому-то их направлению, они чувствуют в этом глубинную природу молитвенности Православия. Мы и архитектуру древнюю больше сейчас чтим, и какие-то образцы богослужебной утвари. Кроме того со временем становится меньше предубеждений. Старый обряд долгое время был некоей табуированной темой внутри Церкви, а сегодня нет.
К сожалению, основную массу людей богослужение не интересует. К примеру, для единоверческого прихода манера придти посреди службы, поставить свечку и уйти – совершенно нетипично. Более того, это может вызвать шок. Тут люди собираются для молитвы.
- Почему же люди тянутся к уставной службе?
– В Церкви сегодня есть как бы два направления: одно предлагает облегчить службу, ее сократить и сделать «более подходящей к сегодняшнему дню и ритму жизни», а есть стремление противоположное – строже соблюдать канонические правила. Одно направление говорит, что надо сделать богослужение проще, потому что люди не понимают, а другое, что мы слишком уж опустились до мирских понятий, и надо мир поднимать до Церкви, показывая миру образец. Два раза войти в одну реку нельзя, восстанавливать XVII век в XXI невозможно, но это не означает, что в обычаях, в поведении, в воспитании детей того безвозвратно ушедшего времени нет ничего, что было бы полезным для нас, сегодняшних. Надо просто искать.
Кстати и у старообрядцев в Москве и Санкт-Петербурге общины в очень значительной степени состоят из людей, которые не имеют старообрядческого происхождения. Значит, налицо определенная тенденция. Интерес к старому обряду есть, в этом нет сомнения. Только он должен быть удовлетворен внутри Русской Православной Церкви, чтобы из нее не уходили.
- Как происходит сегодня присоединение старообрядцев к Русской Православной Церкви?
– Присоединившиеся к Руской Православной Церкви старообрядцы различных согласий сегодня составляют около 50% прихожан единоверческих храмов. На самом деле, это не так уж немного. Но времена, когда присоединялись целые общины, как было в начале 1990-х, прошли. Сейчас присоединяются отдельные семьи.
По опыту бесед со старообрядцами, могу сказать определенно: единоверие будет привлекательно для старообрядцев тогда, когда оно будет иметь свой канонический статус. Давайте возьмем Устав Русской Православной Церкви. В нем про единоверие и про старообрядные приходы нет ни намека! По-прежнему нет ответа на вопрос: «Каким образом регулируется жизнь таких приходов?» К сожалению, не все священноначалие считает, что такая проблема существует. На сегодняшний день все зависит от местного архиерея: чувствует он необходимость и полезность таких приходов у себя в епархии, они будут. Нет, не будут. Комиссия по делам старообрядных приходов при ОВЦС может здесь только фиксировать положение дел, но отнюдь не воздействовать на епархию никакими директивами.
– Но ведь многие из вопросов, о которых вы говорили, рассматривались на том самом единоверческом съезде, чье столетие отмечается в этом году. Так какие из них не решены и остаются актуальны сегодня?
– В том и дело, что они отчасти выполнены. Например, на первом съезде стоял вопрос о снятии клятв со старых обрядов. Клятвы сняты на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года. Актуальный сегодня для самих единоверцев вопрос о единоверческом архиерее был решен на Поместном соборе 1917-1918 гг. Другое дело, что эта проблема вернулась. В 1930-е гг. единоверческих архиереев просто физически не стало: кого-то убили, кого-то посадили. Это и вызвало распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского) о том, что в связи с отсутствием единоверческих епископов, управление приходами впредь осуществлять епархиальным преосвященным. Сегодня может быть уже такое число единоверческих приходов, что можно было бы иметь архиерея.
– Что в положении единоверческих приходов смогло бы улучшить появление окормляющего их архиерея? Каким вы видите его статус?
– Мы подошли к той точке, когда дальнейшее качественное движение вперед в русском единоверчестве произойдет при условии, что появится архиерей. Он мог бы иметь статус патриаршего викария, который бы вникал в проблемы приходов и мог бы сообща с правящими архиереями способствовать решению некоторых задач. Некоторые видят в этом потенциальную опасность появления некоей параллельной иерархии. Но едва ли викарный архиерей, находящийся в прямом подчинении Святейшему Патриарху, мог бы стать ее основой. Самое большее, что можно себе представить, это то, что часть приходов стала бы ставропигиальными. Ими бы непосредственно управлял патриарший викарий. И это имело бы смысл только для тех епархий, где объективно такие приходы востребованы, но инициаторы их создания не находят понимания у правящего архиерея. А большинство приходов по–прежнему вполне спокойно себя бы чувствовали в епархиях. Примерно таким образом мыслят сейчас многие прихожане старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Так или иначе, вопрос управления приходами требует приемлемого решения.
– На чей опыт архиерейского окормления единоверцев вы могли бы сослаться?
– Особая архиерейская опека над старообрядными приходами существует в РПЦЗ, причем, совершенно безболезненно. Сейчас ее осуществляет епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн (Берзинь). Когда-то он был секретарем своего предшественника на этом послушании – покойного епископа Ирийского Даниила (Александрова), известного богослова и знатока иконописи, викария председателя Архиерейского синода Русской Зарубежной Церкви по окормлению единоверцев.
– Могли бы Вы привести примеры иерархов Русской Православной Церкви, которые совершали богослужение в соответствии с древнерусской традицией или с вниманием относятся к единоверию?
– Богослужение в Успенском соборе Московского Кремля 12 января возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий – архипастырь, прекрасно знающий историю Церкви и историю богослужения. Он давно занимается единоверием и традиционно служит архиерейским чином в старообрядных приходах. В его Московской областной епархии таких приходов три. Владыка следит за их жизнью и вникает в их проблемы.
У нас есть и другие архиереи, которые дорожат стариной.
По старым книгам иногда служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев).
Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион неоднократно называл раскол XVII века «трагедией Русской Церкви» и подчеркивал, что главным в наши дни является не поиск правых и виноватых, а его окончательное исцеление. Кстати, совсем недавно, на Рождество Христово, я сослужил владыке Илариону за Литургией по новому обряду в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Большой Ордынке.
Есть еще ряд известных иерархов, которые с интересом и благожелательностью относились или относятся к древнерусской богослужебной традиции.
Известно, что и самого Святейшего Патриарха Кирилла весьма интересует тема единоверия. Будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, он рукополагал меня и в сан диакона, и во пресвитера. Литургию он служил обычным чином, но саму хиротонию совершал по старым книгам. Напомню, что как и митрополит Ювеналий, он является учеником покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, бывшего одним из инициатором снятия клятв со старых обрядов в 1971 году.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Старые незнакомцы: российские приходы зарубежной Церкви В конце восьмидесятых РПЦЗ, находившаяся вне церковного общения с Русской Церковью открыла в России свои приходы. Пережив множество расколов часть этих приходов воссоединилась с Москвой только в 2007 году. К юбилею объединения мы публикуем интервью с архиереем, более двадцати лет управлявшем зарубежными приходами в отечестве, - епископом Евтихием (Курочкиным)
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Александр Дворкин: секты стали заметным фактором международной политики В понедельник, 30 июля, Государственный департамент США опубликовал ежегодный доклад, в котором обвинил Россию в нарушении религиозной свободы. По данным Департамента, в нашей стране продолжаются притеснения со стороны государства «Свидетелей Иеговы», саентологов и некоторых исламских организаций.
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
История боголюбцев, или Как патриарх Никон и будущие старообрядцы реформировали Церковь В 1653 году патриарх Никон начал реформу Церкви, приведшую к старообрядческому расколу. По иронии судьбы его оппонентами стали вчерашние друзья из кружка боголюбцев, которые сами попытались проводить радикальные реформы русского общества и веры. Почему же «русская реформация» обернулась страшным расколом?
Единоверцы: галерея Кто молился за Литургией, впервые за 350 лет совершенной в Успенском соборе Кремля по старому обряду? Лица современного единоверия. Словно с полотен Нестерова и Корина. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Раскол не кончается В своей оценке исторических фигур XVII века сериал «Раскол» наследует советской историографии, считает диакон Андрей БЕЛОУС. А протопоп Аввакум из фильма имеет немного общего с реальным вождем раскола.
Поднятая Старина Консультант сериала «Раскол» историк Глеб Чистяков поделился с «Нескучным садом» своими впечатлениями о работе над картиной, рассказав о слабых и сильных сторонах сериала, о том какие задачи ставила перед собой съемочная группа и почему за историческим консультированием режиссеру пришлось обратиться к старообрядцам
Возвращение в Древнюю Русь: Литургия старым обрядом в Успенском соборе Кремля Первая служба старым обрядом за 350 лет, прошедшие со времен раскола XVII века, прошла в главном храме страны с большим духовным подъемом и торжественностью. Как она совершалась и в чем отличия старого чина архиерейской Литургии от нового?
Мартин Лютер: перманентная революция 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге католический монах доктор Мартин Лютер прибил 95 тезисов. Этот день войдет в историю как начало Реформации. Реформы задумывались как спасение от гибели предавшейся роскоши Католической церкви и оживление веры в равнодушных, а привели к религиозному расколу Европы
Зачем «Фемен» напали на Патриарха Кирилла? Феминистки пытаются «засветиться» в СМИ на фоне визита Патриарха Кирилла в Украину – считает пресс-секретарь УПЦ протоиерей Георгий Коваленко
Кому же верить? Призрак православной инквизиции бродит по интернету Обвинять Православную Церковь во всевозможных грехах стало хорошим тоном. Предметом разоблачений оказываются как недавние события, так и факты далекого прошлого. Обвинители, разумеется, опираются на историю, а точнее на то, во что эта история превращается, пройдя испытание «испорченным телефоном». Как это ни удивительно, правду подчас легче найти в легком детективном чтиве, чем в предвзятых изысканиях.
В каком смысле Церковь — вне политики? О том, что Церковь должна быть вне политики, мы слышим очень часто. Однако Церковь – это тоже власть, духовная. Реально ли для нее невмешательство и не является ли такая позиция чрезмерно осторожной, размышляет руководитель научного центра «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ
Как сделать свечки бесплатными Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев выступил с критикой потребительских отношений между клиром и мирянами в православной Церкви. В его статье для НС обсуждается возможность сделать все требы в Церкви по-настоящему бесплатными, установить фиксированное членство в приходе и перенести бремя ответственности за материальное состояние прихода на самих прихожан. «Нескучный сад» проводит опрос активных прихожан: готовы ли они содержать свой приход
Православие по-китайски Год назад при храме Святителя Николая в Голутвине открылось Китайское Патриаршее подворье. Пока оно ничем не отличается от обычного приходского храма, только на воскресной литургии некоторые ектеньи возносятся по-китайски. Однако предполагается, что со временем в определенные дни все богослужение на подворье будет совершаться китайском языке.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.