Консультант сериала «Раскол» историк Глеб Чистяков поделился с «Нескучным садом» своими впечатлениями о работе над картиной, рассказав о слабых и сильных сторонах сериала, о том какие задачи ставила перед собой съемочная группа и почему за историческим консультированием режиссеру пришлось обратиться к старообрядцам.
Что самое сложное было в консультировании фильма? Выходили ли споры с коллегами?
— Работа консультантов в производстве современного кинофильма состоит из нескольких этапов. Первый - это работа со сценарием. Сценарий корректируется на предмет исторической или если фильм обычный, игровой, (например детектив) событийной и ситуационной достоверности.
Второй этап – работа с художниками, разработка эскизов декораций, работа над костюмами, гримом, составление списка реквизита. Отдельно в этом списке стоит работа с актерами. В зарубежном кино часто нанимают специалистов которые обучают актеров фехтованию, хореографии, придворному этикету и т. п. Например создатели картины «Последний самурай» пригласили в качестве консультанта картины церемониймейстера императорского двора Мунехису Сенгоку, благодаря этому были воссоздан старинный этикет японского императорского двора времен императора реформатора Мэйдзи (1852 -1912).
Третий этап работы консультантов происходит непосредственно на съемочной площадке. Здесь контролируется корректное воссоздание декораций, использование реквизита, исполнение исторических форм этикета и речи.
Четвертый этап – озвучивание (музыка, иностранные языки, технические и пр. звуки), при необходимости контроль при монтаже.
Конечно в отечественном кинематографе работа консультантов часто бывает весьма далека от вышеописанного идеала.
Вот типичная ситуация. Работаешь с ассистентом или художником по реквизиту, до съемок фильма еще полгода. Отбираются образцы, фото, рисунки, делаются эскизы, обсуждаются заказы на изготовление и приобретение реквизита и т. п. Наконец проходит несколько месяцев, консультант приезжает на съемочную площадку, находящуюся в сотнях или тысячах километрах от студии, и встречает там совершенно других сотрудников группы. Предыдущие благополучно поссорились с продюсером, уволились, и давно работают на другом проекте. Разумеется никаких эскизов и реквизита нет в помине. А режиссер ждет, что завтра начнется съемка утвержденной в сценарии сцены.
И вот начинает самое сложное и неприятное. Вместо спокойной подготовки к съемкам, консультант с ассистентами начинает метаться по близлежащим населенным пунктам в поисках необходимого реквизита, который в этой местности практически невозможно найти.
Что касается споров.
Безусловно, споры бывают и во время подготовительного и во время съемочного периодов. Но одно дело конструктивные споры о балансе художественных замыслов режиссера и исторической достоверности, а другое дело – споры о том, можно ли схалтурить в кадре, понадеяться, что зритель глупый и «ничего не заметит».
Не пытаются ли участники съемок вступить в какой-либо богословский или исторический спор?
— Актеры и члены съемочной группы это профессионалы, относящиеся к своей работе как к ремеслу, и осознающие когда и о чем можно поговорить. Совсем другое дело – люди, снимающиеся в массовке. Консультант – их жертва. Не решаясь подойти к режиссеру или членам группы, они спешат поделиться своим соображениями на самые разные исторические темы, рассказать о своих богословских открытиях, и даже назвать вычисленную ими дату конца света. Некоторые начинают спорить, указывая, что на Пасху в старину не ликовались, а целовали подаренные яички, другие требуют одеть им костюм побогаче или дать поинтересней роль. Во время съемок одной кинокартины под Минском, один из местных жителей житель более двух часов рассказывал мне, что белорусы являются предками всего человечества потому, что национальное имя Ян, звучит также как крик Тарзана «ЯААААН», а последний, «как всем известно», был доисторическим человеком.
Кстати, в ходе съемок фильма «Раскол» обнаружилась подлинная, а не мнимая воцерковленность нашего народа. В больших и малых городах для съемок массовых сцены нанимали большое количество статистов, местных жителей желающих принять участие в киносъемке. Так вот выяснилось, что существенное, зримое количество людей просто не умеет креста на себя положить. Даже после нескольких репетиций (вдумайтесь, приходилось репетировать 3, 4 – 5 раз, чтобы научить среднестатистического россиянина совершать первейшее христианское священнодействие) некоторые продолжали креститься снизу вверх или по кругу, не говоря уже о правильном сложении пальцев.
Исполнение земного поклона – еще более сложное упражнение. Его могли исполнить только профессиональные актеры.
Среди консультантов были верующие люди из РПЦ. Почему вообще этот фильм необходимо консультировать старообрядцам, а не просто специалистам в области истории и этнографии? Может быть, не нужно привлекать для консультации такого фильма верующих людей, какой бы веры они не придерживались?
— Совершенно естественно и уместно участие старообрядцев в фильме, который собственно и посвящен теме раскола Церкви и старообрядчества. Участие людей верующих в фильмах никак не может противоречить основной цели. Известно, например, что христиане, чада РПЦ МП, в том числе и священнослужители принимали самое активное участие в консультации таких фильмов как «Поп», «Остров», «Адмирал», недавно снятой картины Прошкина «Орда (Святитель Алексей)» и многих других. А в фильме «Царь» Павла Лунгина известный богослов и сектовед Алескандр Дворкин не только оказывал консультационную помощь, но и пошел дальше, гораздо дальше - лично сыграл роль епископа рукополагавшего московского первосвятителя митрополита Филиппа.
Конечно, в ходе работы над сценарием режиссер обращался за помощью к светским специалистам в области истории. Однако в литургической сфере, в части церковного обряда, игравшего в быту и жизни средневекового человека непреходящее значение, такие специалисты не могут помочь. Даже специалисты в области церковной истории, к сожалению, не могут дать грамотные и точные литургические рекомендации.
Будем откровенны, богослужение XVII века и более раннего периода, значительно отличается от современного не только в эстетическом, но и богословском ключе. Например, в сцене венчания царя Алексея Михайловича и царицы Мария Ильиничны мы видим совершенно забытый ныне элемент церковного обряда. Священник приобщает венчаемых супругов вином из новой чаши, а затем разбивает, уничтожает ее, чтобы она была ни в употребление, «ни в служение ино». Это священнодействие глубоко символично. Единая чаша означает общность жизни двух людей в их радостях и скорбях, к которой более никто не может быть причастен. В современных же, не старообрядческих венчаниях, брачующиеся приобщаются вина из общего, многоразового сосуда.
По Вашему мнению, есть что-нибудь в фильме такое, что реализовалось не так как советовали консультанты?
— Нет ничего страшного и удивительного в том, что не все пожелания консультанта могут быть реализованы. В той же мере не могут быть реализованы все пожелания сценариста, оператора, актёров и самого режиссера. Работа над фильмом это многосторонний творческий процесс, в ходе которого достойный результат есть компромисс между профессиональными интересами разных кинематографических специальностей.
Главное, чтобы отход от рекомендаций консультанта не был связан с неуважительным, наплевательским отношением к своей работе и зрителю.
Если говорить относительно картины «Раскол» то здесь гораздо больше получилось, чем не получилось. Определенные недостатки я нахожу в звуковом сопровождении фильма. Предполагалось, что песнопения положенные в основу звуковой дорожки станут важным изобразительным и художественным средством. Унисонное, монодическое, знаменное пение древней Руси, по ходу действия, на изломе религиозного и культурологического раскола будет заменено на пришедшее с запада вокальное многоголосие, господствующий ныне «партес». К сожалению, этого не удалось сделать, и выборка песнопений звучит сумбурно.
Некоторые проблемы были с церковным реквизитом: подсвечниками, крестами, посохами, кадилами, иконами и пр. Выяснилось, что аутентичного и богатого кинематографического реквизита XVII века, который можно было найти в закромах советских киностудий, больше не существует.
Я уже слышала претензии со стороны верующих людей: "зачем показывать голого Аввакума и блудную монахиню?"
— Соглашусь с подобным мнением, поскольку нахожу демонстрацию обнаженной натуры и сексуальных сцен не уместной в церковно-исторических фильмах. Такие фильмы должны выполнять совершенно иные задачи: просветительские, образовательные и педагогические, а потому такого рода сцены неуместны не только в нравственном, но и драматическом смысле. Тем не менее, данные сцены имеются в оригинальных литературных произведениях писателя Бахревского по которым снимался фильм, и видимо по определенным соображениям были оставлены в сценарии.
Вместе с тем отмечу, что сам по себе существование блудных монахов и монахинь не является секретом. Даже в древней Церкви подобное явление имели место. Распространенность этого греха в современных христианских церквях уже никого не удивляет, тем более на фоне еще более мрачных фактов признания однополых браков и легализации гомосексуального духовенства.
Не кажется ли Вам, что фильм идет слишком ровно, что разговоры слишком "картонные" как будто это не трагедия раскола, картинки из русской старины?
— Николай Досталь позиционирует сериал «Раскол» как фильм фреска. На мой взгляд, повествование кинофильма представляет собой некую рефлексию, размышление на историческую тему. За последние годы зритель привык к стремительному течению сюжета в фильмах, когда картинка сменяется каждые 20 секунд. Фильм «Раскол» произведения другого рода, оно заставляет зрителя мыслить, рассуждать, возможно обращаться к литературным первоисточникам по теме.
Впрочем, окончательное суждение, о художественных качествах картины должны вынести зрители и кинокритики.
Считаете ли Вы, что эта тема, эта эпоха действительно сейчас интересна обществу?
— Есть категория больных, которые не хотят ничего знать о состоянии своего здоровья и обращаются к врачу, когда состояние становится уже безнадежным. В похожем состоянии находится современное российское общество. Многие говорят о чудовищном расслоении на кучку необычайно богатых, пользующихся всеми благами и ресурсами страны и остальной части населения, нередко живущей за чертой бедности, несущей все бремена «непопулярных» реформ и поддерживающих сказочное существование первых. Цивилизационное разделения общества потрясли нашу страну и в XXвеке, когда народ разделился на «белых» и «красных», когда кровавые событии сотрясал нашу Родину в ходе гражданских войн, коллективизации и раскулачивания.
Не было все благополучно и в XIXвеке когда общество делилось на франко-, англо-, немецкоговорящих бар и «невежественных» крепостных. Рассуждая о грубом и бестактном культурологическом изломе эпохи Петра I, преклонении перед чужестранцами и пренебрежении ко всему национальному времён Анны Иоанновны и прочих разделениях и размежеваниях в нашем обществе мы забываем первопричину – религиозный раскол XVIIвека. До этого момента русское общество сохраняло религиозное, духовное и культурологическое единство. Царь, правящая элита и все остальное общество говорили на одном языке, носили практически одну и ту же одежду, имели одну и ту же внешность, исповедовали одну и ту же веру. После раскола начался страшный излом, когда элита государства стала исповедовать другую религию, через некоторое время стало носить другую одежду, резать бороды и напяливать напудренные парики. Прошло каких-то 100 лет после церковного раскола, а высшие слои общества говорили уже на другом, в буквальном и фигуральном смысле, языке. Чем больше проходило времени, тем больше углублялся раскол. От него пошли глубокие трещины в культурологическом, социальном, мировоззренческом направлениях. К началу XXвека уже не было общественной сферы, где бы не существовало разделений и противостояний.
Как отметил А. И. Солженицин, без XVII века не было бы и 17 года, а потому разбираться в первопричинах наших болезней не просто важно, но и жизненно необходимо.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Раскол не кончается В своей оценке исторических фигур XVII века сериал «Раскол» наследует советской историографии, считает диакон Андрей БЕЛОУС. А протопоп Аввакум из фильма имеет немного общего с реальным вождем раскола.
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Мартин Лютер: перманентная революция 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге католический монах доктор Мартин Лютер прибил 95 тезисов. Этот день войдет в историю как начало Реформации. Реформы задумывались как спасение от гибели предавшейся роскоши Католической церкви и оживление веры в равнодушных, а привели к религиозному расколу Европы
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
История боголюбцев, или Как патриарх Никон и будущие старообрядцы реформировали Церковь В 1653 году патриарх Никон начал реформу Церкви, приведшую к старообрядческому расколу. По иронии судьбы его оппонентами стали вчерашние друзья из кружка боголюбцев, которые сами попытались проводить радикальные реформы русского общества и веры. Почему же «русская реформация» обернулась страшным расколом?
Кому же верить? Призрак православной инквизиции бродит по интернету Обвинять Православную Церковь во всевозможных грехах стало хорошим тоном. Предметом разоблачений оказываются как недавние события, так и факты далекого прошлого. Обвинители, разумеется, опираются на историю, а точнее на то, во что эта история превращается, пройдя испытание «испорченным телефоном». Как это ни удивительно, правду подчас легче найти в легком детективном чтиве, чем в предвзятых изысканиях.
Играют войну Фильмы о войне 1812 года, даже снятые в совершенно разные годы, как ни странно, имеют много общего между собой и при этом часто воспроизводят некую фантастическую реальность, почти не имеющую ничего общего с реальной войной. Откуда берутся кинематографические мифы и куда исчезает историческая достоверность, разбирается кинокритик Татьяна ШОЛОМОВА.
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Помазание на царство – что это такое? Если помазание на царство — не таинство, в чем его сакральный смысл? К чему был призван царь — помазанник? В какие отношения с Богом и народом входил? Размышляет кандидат исторических наук, преподаватель истории Русской Церкви богословского факультета ПСТГУ иерей Василий СЕКАЧЕВ
Отречение Николая Второго: отрекся, но не согрешил? 19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Музей забытого вкуса В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус — это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.