Обвинять Православную Церковь во всевозможных грехах стало хорошим тоном. Предметом разоблачений оказываются как недавние события, так и факты далекого прошлого. Обвинители, разумеется, опираются на историю, а точнее на то, во что эта история превращается, пройдя испытание «испорченным телефоном». Как это ни удивительно, правду подчас легче найти в легком детективном чтиве, чем в предвзятых изысканиях.
Страхи князя Мещерского
Некоторое время назад во всеукраинской христианской газете была опубликована статья «Кто придумал концлагеря для евангельских верующих?», где утверждалось, что на заседаниях Третьего миссионерского съезда, проходившего в 1897 году в Казани, был принят проект создания концлагерей для последователей ряда протестантских течений. Автором этого проекта статья называла еп. Рязанского Мелетия (Якимова). Публикация имела резонанс в обществе и даже дала повод ученым украинской Академии наук обратиться к Cвятейшему Патриарху Кириллу с упреками в нетерпимости РПЦ к разным христианским деноминациям.
Надо сказать, что украинский автор XXI века не первый, кто поднимает шум вокруг событий Третьего миссионерского съезда. Современники тех далеких событий тоже не остались к нему равнодушны. Как только материалы съезда стали достоянием гласности, по газетам прошла волна гневных публикаций. Журналистам поверили даже те, кто относился к Церкви вполне лояльно. Издатель «Гражданина» князь В.П.Мещерский писал тогда: «Корреспондент «Русских ведомостей» из Казани повествует, что на ... миссионерском съезде ... члены занимались обсуждением двух ... вопросов:1) Не следует ли отбирать у раскольников и сектантов детей, чтобы воспитывать их в особых училищах, от епархий учреждаемых; 2) По предложению епископа рязанского Мелетия – не следует ли для успеха миссионерского дела конфисковать имущество у раскольников и сектантов? ... Неужели это могло быть? Я не могу этому верить, я хочу верить, что это злая неправда, направленная против казанского съезда, требующая опровержения, я не могу верить, чтобы не нашлось ни одного православного человека на этом съезде, чтобы во имя Христа протестовать против ... столь полного отрицания Его заветов любви и милосердия».
В действительности ничего из того, о чем писали газеты, в решениях Третьего съезда не было. Однако я никак не мог поверить в то, что история про концлагеря выдумана от начала и до конца, а не является перевиранием каких-то реальных фактов.
Отыскать речь епископа Мелетия труда не составило. В докладе речь шла о том, что сплоченные, объединенные круговой порукой старообрядческие и сектантские сообщества оказываются богаче и сильнее православных. Епископ Мелетий говорил о нелегальных денежных сборах, которые идут на расширение деятельности этих объединений, а также на подкуп чиновников. Действительно, с точки зрения российского законодательства того времени, частные сборы были вне закона. И епископ Мелетий призывал лишь следовать букве закона. Практически весь его доклад был посвящен тому, как государство должно сотрудничать с миссионерами в борьбе со старообрядцами и сектами. Но ни о каких высылках и лагерях в докладе нет ни слова.
Справедливости ради стоит сказать, что князь В.П.Мещерский в конце концов ознакомился с подлинными материалами съезда и напечатал опровержение своего эмоционального выпада. Однако процитированный выше пассаж начал гулять из газеты в газету. Реплике князя Мещерского была суждена долгая жизнь. А уже в XXI веке оброненные кем-то из публицистов слова превратились в проект создания концлагерей для инаковерующих. При этом утверждается, что князь Мещерский осудил именно этот проект. Фальшивка гуляет по Интернету, комментируется в Живом журнале. Не удивительно, если скоро выяснится, что святитель Мелетий изобрел и газовые камеры. А в качестве подтверждения будет приводиться все то же высказывание князя Мещерского о полном отрицании заветов любви и милосердия. И все поверят.
Правда Бориса Акунина
В 2007 году появился сборник Бориса Акунина «Нефритовые четки», один из рассказов которого -- «Перед концом света» -- повествует о самоубийствах, которые предпринимают старообрядцы, не желающие участвовать в переписи населения. В основу новеллы положены подлинные события так называемого Тираспольского дела. Незадолго до начала упомянутого съезда в Тираспольской области произошло массовое самоубийство, в результате которого погибло 26 старообрядцев, не желавших принимать участие в переписи 1897 года.
Организатором этого акта была «матушка Виталия», собравшая вокруг себя общину, готовящуюся к скорому приходу антихриста. В усадьбе одного из своих последователей Виталия построила скит с тайными комнатами и сложным лабиринтом потайных ходов, где можно было надежно укрыться при появлении незваных гостей. Община жила в ожидании страшных гонений, которые должны предшествовать приходу антихриста. И дождалась, связав приход антихриста с Всероссийской переписью населения (28 января 1897 года).
Крестьяне, а в особенности старообрядцы, относились к этой переписи очень настороженно (позже так же встречали паспорта и ИНН). Старообрядцев смущала и достаточно бестактная формулировка, используемая для записи староверов в переписной лист. Нейтрального с точки зрения старообрядцев наименования (старовер, древлеправославный и т.д.) в переписном листе не было. Старовер мог назвать себя или раскольником, то есть подписаться под тем, что старообрядчество является расколом, или православным, то есть отречься от своей веры. Среди старообрядцев ходили слухи, что их будут принуждать записаться в антихристов список, а отказников отправят в Петербург, где сотрут в порошок при помощи специальной машинки. Мысль о том, что переписной лист является антихристовым списком, получила очень широкое распространение.
В своем отказе от участия в переписи община Виталии заняла непримиримую позицию. Им казалось, что последние времена, к которым они готовили себя, наступили. И лучший выход -- уход из захваченного антихристом мира. «Заройся, закройся, умри, не живи», -- призывала старица Виталия. Она изобрела прежде невиданный способ массового самоубийства -- удушение в наглухо закрытом погребе. Первые 9 самоубийц спустились в погреб 23 декабря. Снаружи крышку замуровывал местный землевладелец Федор Ковалев, обрекая на смерть от удушья свою жену и двух дочерей. Через четыре дня в другом погребе задохнулось еще шесть жертв. За ними последовали еще две партии.
Так что, миссионерам, собравшимся в Казани через полгода после этой трагедии, было что обсудить, накал страстей на съезде действительно был очень высок. Только причины этого напряжения были несколько иные, чем представлялось журналистам.
При чем же здесь Борис Акунин? Уж он-то в своем рассказе вряд ли стремился к исторической достоверности. Разумеется, Акунин писал не хронику тираспольских событий, а вполне самостоятельный литературный текст. Действие перенесено в северные губернии, закручена лихая детективная интрига, главный участник которой, как водится, Эраст Петрович Фандорин. Но при этом Акунин сохраняет массу мелких деталей Тираспольской трагедии, в результате чего новелла получается этнографически достаточно точной.
Таким образом, две истории, два события, так или иначе связанные с Третьим миссионерским съездом, неожиданно стали актуальными в наши дни. Одна история возродилась благодаря появлению литературной версии, другая -- благодаря некачественной фальшивке. Так происходит со многими событиями прошлого. Они живут в виде анекдотов и документов, романов и исследований, панегириков и фельетонов. История превращается в бесконечно переписываемый текст, плавание по которому весьма увлекательно. Но горе тому, кто решится бездумно принимать на веру все, что написано на бумаге.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Мартин Лютер: перманентная революция 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге католический монах доктор Мартин Лютер прибил 95 тезисов. Этот день войдет в историю как начало Реформации. Реформы задумывались как спасение от гибели предавшейся роскоши Католической церкви и оживление веры в равнодушных, а привели к религиозному расколу Европы
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Раскол не кончается В своей оценке исторических фигур XVII века сериал «Раскол» наследует советской историографии, считает диакон Андрей БЕЛОУС. А протопоп Аввакум из фильма имеет немного общего с реальным вождем раскола.
История боголюбцев, или Как патриарх Никон и будущие старообрядцы реформировали Церковь В 1653 году патриарх Никон начал реформу Церкви, приведшую к старообрядческому расколу. По иронии судьбы его оппонентами стали вчерашние друзья из кружка боголюбцев, которые сами попытались проводить радикальные реформы русского общества и веры. Почему же «русская реформация» обернулась страшным расколом?
Поднятая Старина Консультант сериала «Раскол» историк Глеб Чистяков поделился с «Нескучным садом» своими впечатлениями о работе над картиной, рассказав о слабых и сильных сторонах сериала, о том какие задачи ставила перед собой съемочная группа и почему за историческим консультированием режиссеру пришлось обратиться к старообрядцам
Иерей Иоанн Миролюбов: Единоверие – для молодых и образованных Почему в старообрядные приходы Русской Православной Церкви приходит молодежь, как изменилось положение единоверцев и нужен ли им архиерей, рассуждает секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС МП иерей Иоанн МИРОЛЮБОВ
Симон Ушаков: государев иконописец 8 сентября праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. В XVII веке Симон Ушаков написал уникальную икону "Насаждение древа государства российского", на которой Владимирская изображена как главная святыня всей Руси. Какие еще иконы написал великий изограф и почему его творчество особенно актуально сейчас, рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Единоверцы: галерея Кто молился за Литургией, впервые за 350 лет совершенной в Успенском соборе Кремля по старому обряду? Лица современного единоверия. Словно с полотен Нестерова и Корина. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Возвращение в Древнюю Русь: Литургия старым обрядом в Успенском соборе Кремля Первая служба старым обрядом за 350 лет, прошедшие со времен раскола XVII века, прошла в главном храме страны с большим духовным подъемом и торжественностью. Как она совершалась и в чем отличия старого чина архиерейской Литургии от нового?
Александр Дворкин: секты стали заметным фактором международной политики В понедельник, 30 июля, Государственный департамент США опубликовал ежегодный доклад, в котором обвинил Россию в нарушении религиозной свободы. По данным Департамента, в нашей стране продолжаются притеснения со стороны государства «Свидетелей Иеговы», саентологов и некоторых исламских организаций.
Зачем «Фемен» напали на Патриарха Кирилла? Феминистки пытаются «засветиться» в СМИ на фоне визита Патриарха Кирилла в Украину – считает пресс-секретарь УПЦ протоиерей Георгий Коваленко
Старые незнакомцы: российские приходы зарубежной Церкви В конце восьмидесятых РПЦЗ, находившаяся вне церковного общения с Русской Церковью открыла в России свои приходы. Пережив множество расколов часть этих приходов воссоединилась с Москвой только в 2007 году. К юбилею объединения мы публикуем интервью с архиереем, более двадцати лет управлявшем зарубежными приходами в отечестве, - епископом Евтихием (Курочкиным)
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.