На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Возвращение в Древнюю Русь: Литургия старым обрядом в Успенском соборе Кремля


Версия для печати
12.01.13, 17:20

Служба в честь 100-летия съезда единоверцев – старообрядцев, входящих в Русскую Православную Церковь, – прошла в главном храме страны с большим духовным подъемом и торжественностью. Как она совершалась и в чем отличия старого чина архиерейской Литургии от нового?



Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который уже много лет служит по древнерусскому обряду в единоверческих приходах. Ему сослужил епископ Гомельский и Жлобинский Стефан и единоверческие священники Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархий.

Для тех, кто интересуется древнерусской богослужебной традицией, да и просто любит красоту службы, Литургия архиерейским дониконовским чином, да еще и в Успенском соборе, да еще и в день памяти святителя Макария, при котором систематизировалось русское богослужение, настоящий праздников праздник.

В послании Святейшего Патриарха Кирилла, зачитанном после богослужения, подчеркнуто: различия в обрядах не мешают единству. "Нынешнее богослужение в этом соборе глубоко символично, – говорится в послании. – Именно святитель Макарий послужил когда-то делу собирания сведений о русских святых, оставив нам высокий пример жизни во Христе, по образу подвижников древней Руси. Пусть и дальше усиливается наше церковное единство, пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общее национально-историческое достояние".

Рассеянности на службе не чувствуешь. Напротив, отмечаешь нюансы.



То оказывается, что "Призри с небесе, Боже" произносится не на Трисвятом, а намного позже, во время Евхаристического канона. То замечаешь, что дикирий и трикирий согнуты так, что их концы соприкасаются. Вспоминаешь, что так служили и обычных православных храмах в Москве, пока в начале 2000-х не распространилась греческая мода на связанные посредине свечи.

То видишь, что у священники подпоясаны поясами с металлическими бляхами.

Вот помянули на заупокойной ектении митрополита Платона (Левшина), который выступил с идеей единоверия, митрополита Антония (Храповицкого), возглавлявшего исторический съезд (тогда он был еще архиепископом Волынским), митрополита Никодима (Ротова), ратовавшего за снятие "клятв" (проклятий) со старых обрядов, что и произошло на Поместном соборе 1971 года.

Перед Чашей митрополит Ювеналий произносит не только "Вечери Твоея тайныя", а все молитвы, положенные в конце Последования ко святому Причащению...

О хоре, певшем за богослужением, рассказал секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС МП иерей Иоанн Миролюбов, участвовавший в служении Литургии. «В Успенском соборе поет хор храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода, – поясняет священник. – Он усилен певчими из других храмов. Мы практикуем два способа пения, наонное и наречное. Сначала мы думали, что будут петь два клироса по разному, но потом решили, что будем читать в том стиле, в котором привыкла петь и читать Михайловская община. В других храмах может быть более быстрое чтение и иной стиль пения, но Успенский собор – не место для экспериментов".

В наонном пении полугласные, редуцированные звуки (еры) церковнославянского языка, обозначающиеся буквами ъ и ь, распеваются как звуки о и е. Наречное пение более понятное, похожее на обычную речь, без произношения редуцированных.

Народу на службе много - собор заполнен, причем не только единоверцами, но и старообрядцами. Многие одеты в косоворотки, некоторые в озямы (специальные халаты, которые надевают члены общины во время богослужения).

Некогда академик Александр Панченко написал об "эмиграции в Древнюю Русь" - интересу к древнерусскому искусству, старине как реакции на неприятие советской действительности в частности и современного унифицированного общества вообще. Действительно, единоверчество сегодня привлекает привлекает как часть консервативной интеллигенции, так и богемы.

Про единоверцев неверно было бы говорить как о неких внутренних эмигрантах или эстетах, затворившихся если не в башне из слоновой кости, то в тереме с узорчатой резьбой. Единоверчество – это и строгое следование традициям, а потому внимание к себе и аскетизм, и внутренняя логика обрядов, и глубокий символизм.

Во время службы понимаешь, что они вполне современны, естественны, они просто следуют традиции. Это чувствуется и когда перекидываешься парой слов со стоящими рядом. И в том, что обычное явление – лестовка надета на руку, которая сжимает смартфон...

Со смартфонами и фотоаппаратами прошло немало людей, потому что им, конечно же, хотелось увековечить это особое событие. Атмосфера праздничная, в помине нет какой-то суровости и отстраненности, которую подозревают в старообрядцах. Люди молились с большой сосредоточенностью, едиными усты и единым сердцем. При этом не было и намека на недоброжелательность к тем, кто рядом крестился тремя перстами.

В предыдущий раз богослужение по старому чину в Успенском соборе Кремля проходило двенадцать лет назад, осенью 2000 года. Но есть важное отличие: это была не Божественная Литургия, а молебен. Он был совершен в память о 200-летии указа императора Павла I об учреждении единоверия. Покойный патриарх Алексий II выступал за то, чтобы древние церковные обряды сохранялись и изучались, называл их «частью общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви». За той памятной службой в Кремле молились несколько иерархов Русской Церкви, среди них митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх.

В последнее время единоверческие богослужения в кафедральных соборах становятся регулярными. Примерно раз в год проходят молебны в Храме Христа Спасителя. В ноябре 2012 года, по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона, совершались богослужения древним чином в Успенском кафедральном соборе Ярославля и в Воскресенском соборе Тутаева. В Ярославле учащиеся местной духовной семинарии практически в полном составе причащались за Литургией Святых Христовых Таин, а в Тутаеве службу возглавил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин.

Первый Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев) проходил в Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 г.. На нем председательствовал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). Съезд пересмотрел правила единоверия, обсудил вопросы богослужения в единоверческих церквах, затронул темы, касавшиеся организации единоверческих общин и общего управления единоверием в России. Также речь шла о клятвах московских Соборов XVII в. на старообрядцев. Обсуждалась проблема привлечения в лоно Православной Церкви на основе единоверия старообрядцев-беглопоповцев и представителей других согласий. 31 января 1912 г. делегация депутатов съезда была принята императором Николаем II. На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев «православными старообрядцами». К началу ХХ в. на территории России действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей.

На съезде единоверцев архиепископ Антоний (Храповицкий) говорил: «Пусть в единой Церкви Христовой любители старых чинов и старых книг составят единое Братство православных старообрядцев... Все тогда слилось бы в одном общем прославлении Господа по старой Иосифовой книге, и собранные от конец земли русские старообрядцы воздвигли бы в сердце России новый Успенский собор, во всем подобный древнему, но вдвое выше его и обширнее». Служба в честь столетия съезда проходила в старом Успенском – с большим подъемом и торжественностью.

Текст: Арсений ЗАГУЛЯЕВ, фото: Кирилл МИЛОВИДОВ

Версия для печати

Тэги: Богослужение  Рождество Христово  Литургия  Раскол 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.