На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Мартин Лютер: перманентная революция


Версия для печати
31.10.12, 08:00

31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге католический монах ордена августинцев Мартин Лютер прибил 95 тезисов, в которых, в частности, критикует продажу индульгенций. Этот день затем войдет в историю как первое публичное выступление одного из основателей протестантизма, что дает повод поговорить о судьбе Лютера и его детища.

Дать однозначную оценку личности Лютера и его значению в истории христианства практически невозможно. Еще при жизни августинского монаха современники высказывали о нем противоположные точки зрения.

Одни считали его вторым апостолом Павлом, другие – бранчливым невротиком и разрушителем Церкви. Слова и поступки Лютера позволяют признать правоту и тех и других. Главным достоинством «виттенбергского папы» (Лютер был доктором богословия университета в городе Виттенберг) стал перевод Библии на немецкий язык и временное объединение нации в борьбе с Римом и Папством. В тоже время, сочинения реформатора приводили к разгрому католических монастырей, издевательству над монахами и резкому падению нравов, что отмечали даже сторонники протестантизма.

Еще больше противоречий можно найти и в биографии реформатора. Практически все важнейшие события в его жизни сложно объяснить однозначно. Например, его уход в монастырь в 1506 году одни объясняли несколькими знамениями. Сперва Лютер сильно поранился, неуклюже засовывая шпагу в ножны, затем нашел своего товарища мертвым и, наконец, попал в сильную грозу: рядом ударила молния, и испуганный юноша дал обет стать монахом; другие – тяжелым детством и недостатком родительской любви (отец Мартина был жесткий человек, часто бивший сына, но при этом заботившийся о его образовании), а сам реформатор давал различные объяснения своего поступка.

Лишь одно можно сказать точно – став монахом, Лютер воспринимал Бога не как любящего Отца, но зато постоянно боялся наказания за свои поступки. При этом одни говорят о том, что Мартин в юности любил пирушки. В 1507 году будущий реформатор мог написать в письме: «Человеческая слабость меня удручает. Я чувствую себя усталым и ленивым. Из-за попоек и наступающего за ними следом тяжкого похмелья я до сих пор не успел ничего ни написать, ни прочитать». С другой стороны, протестантские историки говорят о том, что юность Лютера была безупречна.

Во время своего монашества Мартин Лютер много преподавал, читал лекции по Библии, проповедовал и мучительно искал ответы на вопросы, как можно спастись человеку, если его грехи значительно превышают добродетели. Всю жизнь будущего реформатора мучили неврозы и приступы тоски. Иногда он полагал, что одержим дьяволом, на протяжении всей жизни он представлял сатану в качестве своего непосредственного противника, а потом много раз называл антихристом римского папу.

По мнению историков, первые признаки разочарования в католичестве появились у отца Мартина в 1511 году во время посещения Рима. В это время папство переживало не лучшие времена – «великим понтификам» постоянно не хватало денег, а потому Ватикан все чаще выпускал групповые и индивидуальные индульгенции, за которые желающие могли внести пожертвования. Индульгенции были своеобразными акциями, с помощью которых Рим решал свои проблемы. Кандидаты в епископы влезали в крупные долги, а затем обещали их отдать, торгуя отпущением грехов. Существовали специальные таксы, зависевшие от типа проступка, которому нужно было дать отпущение властью Папы: «7 червонцев для простого убийства, 10 –  для убийства родителей, 9 –  за святотатство». Монах доминиканец Иоганн Тецель, чья бойкая торговля индульгенциями, и считается поводом, вынудившим Лютера вывесить свои тезисы, вообще вел себя как рыночный торговец. У него была специальная прибаутка: «Денежка в ящике звяк — душа из чистилища прыг».

Августинский монах Мартин Лютер в послании, прибитом на стену храма, говорил о том, что продажа отпущения грехов за деньги недопустима: «В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?»
Чтобы ответить на этот и подобные им вопросы, совершенно не нужно было объявлять католическую церковь исчадием ада. Многие католики и гуманисты того времени также выражали недовольство торговлей должностями в Ватикане, продажей индульгенций и недостойным поведением отдельных пап, но лишь Лютеру удалось поднять Германию на борьбу с римской курией.
Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США

Немцы заплатили очень большую цену за эту битву – с 1517 года претензии реформатора к церкви все возрастали. В 1520 году после своего отлучения Лютер выпускает обращение «К христианскому дворянству немецкой нации», в котором объявляет, что «борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации», где формулирует важнейшие принципы Реформации. Лютер объявляет примат светской власти над духовенством. Ссылаясь на известный текст апостола Павла о покорности властям, реформатор призывает князей смело вмешиваться в дела католиков и поддерживать истинное христианство доктора Мартина. (Заметим, что когда правители вмешивались в дела протестантов, Лютер довольно быстро вспоминал о том, что власть священников выше мирской и говорил о независимости Церкви).

Бывший августинский монах считал, что священники и епископы не обладают особой благодатью, и их служение отличается от мирского лишь по должности, так что папа переставал быть сакральной фигурой и становился слугой антихриста, с которым необходимо было бороться. Почти перед самой своей смертью в 1546 году доктор Лютер выпускает серию карикатур, в которых папа изображается то в виде толстой свиньи, то в виде осла, то с нечистотами в руках.

Далее реформатор предлагает еще один радикальный шаг – отныне любой человек может спокойно толковать Библию, и его размышления над строками Нового или Ветхого Заветов будут иметь такую же ценность, как мнение папы или собора. Эта мера привела как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Лозунг Sola scriptura («только Писание» – лат.) приводит к бурному развитию библеистики и новозаветной текстологии, которая в свою очередь зарождает основы новой филологической науки.

Идеи Лютера приводят к переводам Библии на национальные языки и фактически лежат в основе создания многих европейских языков. Время латыни как языка науки, духовенства и общения начинает подходить к концу. Появляются богослужения и песнопения на национальных языках, и Слово Божие начинает звучать на языке простолюдинов. Стоит отметить, что переводы Священного Писания на национальные языки были и до Лютера, но его идеи резко оживили этот процесс. Отрицательной же стороной лозунга «Только Писание» можно считать постоянные споры между сторонниками различных течений в протестантизме, которые могли приводить к кровавым последствиям. Впрочем, точно такие же столкновения были в христианстве и до Реформации.

Однако главной идеей Лютера и Реформации было спасение верой и благодатью Христовой. Во многих своих текстах Лютер говорит о том, что Бог спасает человека не за его добрые дела или аскетизм, а исключительно за веру. Сама по себе эта идея встречалась у святых отцов, но доктор Мартин развивает ее в сторону радикализма. Он утверждает, что добрые дела или монашеская жизнь лишь отдаляют человека от Христа, поскольку большинство священников и монахов являются притворщиками или ушли в обитель по нужде.

С этого момента «виттенбергский папа» призывает священников и монахов жениться, разрешает второбрачие и даже существование нескольких жен. Отменяются посты, таинство исповеди, и бывшие монахи и монахини начинают предаваться самому ужасному разврату.

Падение нравов и уважения к духовенству были настолько катастрофичными, что сам Лютер с горечью говорил о том, что новые христиане не уважают своих пастырей, занимаются склоками и совсем забыли Заповеди Божии.

Сам Лютер в 1525 году женится на бывшей монахине и начинает вести жизнь обычного немецкого бюргера. Борьба с Папой окончательно становится целью жизни Лютера, и в конце жизни доктор Мартин даже редактирует для себя молитву «Отче Наш», добавляя к каждому прошению ругательства в адрес Папы и католиков.

Вся жизнь Лютера была посвящена избавлению от чувства вины, но даже перед смертью в 1546 году он не смог от него избавиться.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Личность  Раскол  Инославные  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.