На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Раскол не кончается


Версия для печати
13.09.11, 15:36

В своей оценке исторических фигур XVII века сериал «Раскол» наследует советской историографии, считает диакон Андрей БЕЛОУС. А протопоп Аввакум из фильма имеет немного общего с реальным вождем раскола.



До революции история раскола представлялась борьбой государства и церковной иерархии с мрачным непросвещенным невежеством и суеверием старообрядцев. Это было позицией государства и зависимой от него Церкви. Впрочем, и государство, и Церковь согласились с тем, чтобы было создано единоверие, в которое входили приходы и монастыри, сохранявшие старый обряд, но входившие в состав «государственной» Церкви.

После революции взгляд на раскол со временем изменился. Очень часто в нем стали видеть или «русскую Реформацию» или социальное движение крестьянства против господствующего строя под религиозными лозунгами. И оценивали раскол скорее положительно. Как и самого Аввакума: ведь он открыто обвинял царей и Церковь. При этом его же представляли невинной жертвой «царизма». Не упустила советская атеистическая пропаганда и возможности поругать Церковь за преследования старообрядцев. Именно для этого произведения Аввакума издавались многотысячными тиражами притом, что Русская Православная Церковь с трудом могла издать даже богослужбеную литературу.

Режиссер сериала Н. Досталь пишет, что пытался быть объективным, но, как мне кажется, не смог. В целом, они представили всю ту же «советскую» историю раскола с однозначно плохим патриархом Никоном, умеренно плохим царем Алексеем Михайловичем и Аввакумом как несчастной жертвой религиозного мракобесия и деспотического «царистского» режима. Правда в этот раз Аввакум был представлен еще и просвещенным, образованным человеком, который рассуждает об истории литургики и рассказывает, как двуперстие заменило одноперстное крестное знамение, о чем реальный Аввакум не писал ни разу, да и не мог писать. Ведь тогда считали, что двумя перстами крестился Сам Христос, а потому все, кто крестится иначе анафематствовались Стоглавым Собором Русской Церкви. А ведь это были не только католики, но и православные греки, молдаване, грузины и украинцы с белорусами. После Стоглава Русская Церковь оказалась в очень двусмысленном положении. С одной стороны она анафематствовала «троеперстников», а с другой стороны поддерживала с ними молитвенное и евхаристическое общение и даже приняла патриаршество. Была еще и третья сторона. Часто грекам запрещали креститься тремя перстами в России, скрывая таким образом различие в обрядах Но это было возможно только с гостями России, а на очереди было объединение с Украиной, а там и с грузинами и молдаванами. Но их Церкви уже давно придерживались «нового» обряда, а после объединения скрывать это было уже невозможно. Насильно менять обряд в этих землях означало войну с ними, а все они имели свои армии и могли получить союзников, не заинтересованных в усилении России. Да и с церковной точки зрения эту двусмысленность нужно было снять и определиться. Православные греки, сербы, украинцы это наши братья по вере или еретики, давно утратившие православие. Именно это и заставило пойти на богослужебную реформу и связанные с ней риски.

Впрочем, особых причин для беспокойства не было. До этих пор всегда, когда обряд меняла законная церковная власть это не приводило к расколу. И самым близким примером, о котором наверняка знали в России, была реформа свят. Петра Могилы, митр. Киевского. До того была богослужебная реформа свят. Киприана Московского, который заменил исконный богослужебный устав Русской Церкви на принятый в современной ему Константинопольской Церкви. По греческим образцам должен был править книги и преп. Максим Грек. И патриарх Никон вполне мог считать, что не делает чего-то совершенно нового, а просто продолжает их дело. Это касалось и Символа Веры. Тот его перевод, который используют старообрядцы, не был единственным. Очень часто даже одна рукопись могла содержать разные переводы Символа Веры, в том числе и без слова «истинный» в члене о Святом Духе, удалением которого часто оправдывали раскол. Словом, особых оснований ожидать раскола у патр. Никона не было. Это было невиданное явление в истории Церкви.

Об Аввакуме часто говорят, как о ревнителе старины, но даже его критики молчат о нем, как о новаторе. А ведь он, по сути, опередил самого Петра Великого. Именно он первым обратился к царям, как к высшим судьям в церковных вопросах. Он призывал их вмешаться в дела Церкви и своей властью и силой вернуть старые обряды и наказать «никониан». Он написал больше полудюжины челобитных царям, писал царице, но ни разу не обратился к законной церковной власти. Ни к епархиальному архиерею, ни к Патриарху, ни даже к Собору Русской или Вселенской Церкви. Цари должны были взять в свои руки управление Церковью и решать церковные дела по своему усмотрению, не считаясь ни с Патриархом, ни с Собором. А ведь именно это и сделает Петр. Через 50 лет после казни Аввакума его модель церковно-государственных отношений победит, но именно это и приведет к ужасным преследованиям старообрядцев. Да и самого Аввакума казнит не Церковь, а государство.

Но, может быть, уже тогда можно было ввести единоверие и позволить тем, кто этого хотел, сохранить старый обряд? Увы, но это было почти невозможно. Литургика как наука только зарождалась, и обе стороны были в равной мере убеждены, что Христос крестился так, как крестятся они, а другая сторона все исказила и извратила. Да и не просил Аввакум просто позволить ему служить по-старому. Так и до учреждения единоверия служили многие, не уходя в раскол. Он отрицал саму возможность существования двух обрядов, а «новый» обряд прямо называл ересью. Он хотел не примирения, а своей победы. Но когда через сто лет часть старообрядцев попросит об этом, им это будет разрешено. Да еще и сам патр. Никон разрешил иером. Григорию (Неронову) служить по старому чину в кафедральном Успенском Соборе Кремля. Так что разница была. Веру в исключительность одного из чинов «новообрядцы» со временем преодолели. И все запреты на старый обряд и на его использование были сняты. Старообрядцы до сих пор не хотят признать возможным наш обряд, и именно это мешает нашему воссоединению.

Так что разница была. Реформа открывала Россию для церковного образования, для научного богословия. Мы вступили в диалог с западной мыслью и научились защищать православие на высоком научном уровне. Церковь вступила в диалог и с западной культурой. Мы можем сожалеть, что знаменный распев был забыт, но сейчас он возрождается, как и традиционная иконопись, храмостроительство. Все то богатство древнерусской культуры, которое сохранили старообрядцы, сейчас востребовано и нами. Но если бы победил Аввакум, у нас не было бы ни «Всенощной» Рахманинова, ни «Литургии» Чайковского, ни росписей Васнецова и Нестерова. Были бы невозможны Петро-Павловский, Исаакиевский, Казанский Соборы Петербурга, Богоявленский Елоховский Собор или Скорбященский храм на Ордынке. Вся русская культура свелась бы к повторению однажды данного образца, но мы забыли бы, что сам этот образец был плодом напряженного творческого поиска, диалога культур, заимствований, даже полемики. Если бы Древняя Церковь сохраняла и никак не изменяла то, что было во времена апостолов, то у нас не было бы ни современных литургий, ни стихир, ни канонов, ни акафистов, ни даже рублевской иконописи, знаменного пения или древнерусского церковного зодчества. Все это родилось в Церкви со временем и сменило более древние формы обряда или церковного искусства. И хотя старообрядцы сохранили традиции древнерусской церковной культуры, эту традицию живого развития церковной культуры сохранила именно наша Церковь. Именно мы смогли преодолеть обрядоверие и приняли старый обряд, как совершенно равночестный новому. «Новообрядцы» сделали Россию Империей, освободившей из-под власти турок славянские и православные кавказские народы, а отчасти и греков. Мы защитили православие под напором всей пропагандистской мощи протестантов и иезуитов. И если Церковь не смогла своим словом остановить революцию, то именно потому, что была порабощена государством, как этого и хотел Аввакум.

Версия для печати

Тэги: Раскол  Кино  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.