В своей оценке исторических фигур XVII века сериал «Раскол» наследует советской историографии, считает диакон Андрей БЕЛОУС. А протопоп Аввакум из фильма имеет немного общего с реальным вождем раскола.
До революции история раскола представлялась борьбой государства и церковной иерархии с мрачным непросвещенным невежеством и суеверием старообрядцев. Это было позицией государства и зависимой от него Церкви. Впрочем, и государство, и Церковь согласились с тем, чтобы было создано единоверие, в которое входили приходы и монастыри, сохранявшие старый обряд, но входившие в состав «государственной» Церкви.
После революции взгляд на раскол со временем изменился. Очень часто в нем стали видеть или «русскую Реформацию» или социальное движение крестьянства против господствующего строя под религиозными лозунгами. И оценивали раскол скорее положительно. Как и самого Аввакума: ведь он открыто обвинял царей и Церковь. При этом его же представляли невинной жертвой «царизма». Не упустила советская атеистическая пропаганда и возможности поругать Церковь за преследования старообрядцев. Именно для этого произведения Аввакума издавались многотысячными тиражами притом, что Русская Православная Церковь с трудом могла издать даже богослужбеную литературу.
Режиссер сериала Н. Досталь пишет, что пытался быть объективным, но, как мне кажется, не смог. В целом, они представили всю ту же «советскую» историю раскола с однозначно плохим патриархом Никоном, умеренно плохим царем Алексеем Михайловичем и Аввакумом как несчастной жертвой религиозного мракобесия и деспотического «царистского» режима. Правда в этот раз Аввакум был представлен еще и просвещенным, образованным человеком, который рассуждает об истории литургики и рассказывает, как двуперстие заменило одноперстное крестное знамение, о чем реальный Аввакум не писал ни разу, да и не мог писать. Ведь тогда считали, что двумя перстами крестился Сам Христос, а потому все, кто крестится иначе анафематствовались Стоглавым Собором Русской Церкви. А ведь это были не только католики, но и православные греки, молдаване, грузины и украинцы с белорусами. После Стоглава Русская Церковь оказалась в очень двусмысленном положении. С одной стороны она анафематствовала «троеперстников», а с другой стороны поддерживала с ними молитвенное и евхаристическое общение и даже приняла патриаршество. Была еще и третья сторона. Часто грекам запрещали креститься тремя перстами в России, скрывая таким образом различие в обрядах Но это было возможно только с гостями России, а на очереди было объединение с Украиной, а там и с грузинами и молдаванами. Но их Церкви уже давно придерживались «нового» обряда, а после объединения скрывать это было уже невозможно. Насильно менять обряд в этих землях означало войну с ними, а все они имели свои армии и могли получить союзников, не заинтересованных в усилении России. Да и с церковной точки зрения эту двусмысленность нужно было снять и определиться. Православные греки, сербы, украинцы это наши братья по вере или еретики, давно утратившие православие. Именно это и заставило пойти на богослужебную реформу и связанные с ней риски.
Впрочем, особых причин для беспокойства не было. До этих пор всегда, когда обряд меняла законная церковная власть это не приводило к расколу. И самым близким примером, о котором наверняка знали в России, была реформа свят. Петра Могилы, митр. Киевского. До того была богослужебная реформа свят. Киприана Московского, который заменил исконный богослужебный устав Русской Церкви на принятый в современной ему Константинопольской Церкви. По греческим образцам должен был править книги и преп. Максим Грек. И патриарх Никон вполне мог считать, что не делает чего-то совершенно нового, а просто продолжает их дело. Это касалось и Символа Веры. Тот его перевод, который используют старообрядцы, не был единственным. Очень часто даже одна рукопись могла содержать разные переводы Символа Веры, в том числе и без слова «истинный» в члене о Святом Духе, удалением которого часто оправдывали раскол. Словом, особых оснований ожидать раскола у патр. Никона не было. Это было невиданное явление в истории Церкви.
Об Аввакуме часто говорят, как о ревнителе старины, но даже его критики молчат о нем, как о новаторе. А ведь он, по сути, опередил самого Петра Великого. Именно он первым обратился к царям, как к высшим судьям в церковных вопросах. Он призывал их вмешаться в дела Церкви и своей властью и силой вернуть старые обряды и наказать «никониан». Он написал больше полудюжины челобитных царям, писал царице, но ни разу не обратился к законной церковной власти. Ни к епархиальному архиерею, ни к Патриарху, ни даже к Собору Русской или Вселенской Церкви. Цари должны были взять в свои руки управление Церковью и решать церковные дела по своему усмотрению, не считаясь ни с Патриархом, ни с Собором. А ведь именно это и сделает Петр. Через 50 лет после казни Аввакума его модель церковно-государственных отношений победит, но именно это и приведет к ужасным преследованиям старообрядцев. Да и самого Аввакума казнит не Церковь, а государство.
Но, может быть, уже тогда можно было ввести единоверие и позволить тем, кто этого хотел, сохранить старый обряд? Увы, но это было почти невозможно. Литургика как наука только зарождалась, и обе стороны были в равной мере убеждены, что Христос крестился так, как крестятся они, а другая сторона все исказила и извратила. Да и не просил Аввакум просто позволить ему служить по-старому. Так и до учреждения единоверия служили многие, не уходя в раскол. Он отрицал саму возможность существования двух обрядов, а «новый» обряд прямо называл ересью. Он хотел не примирения, а своей победы. Но когда через сто лет часть старообрядцев попросит об этом, им это будет разрешено. Да еще и сам патр. Никон разрешил иером. Григорию (Неронову) служить по старому чину в кафедральном Успенском Соборе Кремля. Так что разница была. Веру в исключительность одного из чинов «новообрядцы» со временем преодолели. И все запреты на старый обряд и на его использование были сняты. Старообрядцы до сих пор не хотят признать возможным наш обряд, и именно это мешает нашему воссоединению.
Так что разница была. Реформа открывала Россию для церковного образования, для научного богословия. Мы вступили в диалог с западной мыслью и научились защищать православие на высоком научном уровне. Церковь вступила в диалог и с западной культурой. Мы можем сожалеть, что знаменный распев был забыт, но сейчас он возрождается, как и традиционная иконопись, храмостроительство. Все то богатство древнерусской культуры, которое сохранили старообрядцы, сейчас востребовано и нами. Но если бы победил Аввакум, у нас не было бы ни «Всенощной» Рахманинова, ни «Литургии» Чайковского, ни росписей Васнецова и Нестерова. Были бы невозможны Петро-Павловский, Исаакиевский, Казанский Соборы Петербурга, Богоявленский Елоховский Собор или Скорбященский храм на Ордынке. Вся русская культура свелась бы к повторению однажды данного образца, но мы забыли бы, что сам этот образец был плодом напряженного творческого поиска, диалога культур, заимствований, даже полемики. Если бы Древняя Церковь сохраняла и никак не изменяла то, что было во времена апостолов, то у нас не было бы ни современных литургий, ни стихир, ни канонов, ни акафистов, ни даже рублевской иконописи, знаменного пения или древнерусского церковного зодчества. Все это родилось в Церкви со временем и сменило более древние формы обряда или церковного искусства. И хотя старообрядцы сохранили традиции древнерусской церковной культуры, эту традицию живого развития церковной культуры сохранила именно наша Церковь. Именно мы смогли преодолеть обрядоверие и приняли старый обряд, как совершенно равночестный новому. «Новообрядцы» сделали Россию Империей, освободившей из-под власти турок славянские и православные кавказские народы, а отчасти и греков. Мы защитили православие под напором всей пропагандистской мощи протестантов и иезуитов. И если Церковь не смогла своим словом остановить революцию, то именно потому, что была порабощена государством, как этого и хотел Аввакум.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Поднятая Старина Консультант сериала «Раскол» историк Глеб Чистяков поделился с «Нескучным садом» своими впечатлениями о работе над картиной, рассказав о слабых и сильных сторонах сериала, о том какие задачи ставила перед собой съемочная группа и почему за историческим консультированием режиссеру пришлось обратиться к старообрядцам
Играют войну Фильмы о войне 1812 года, даже снятые в совершенно разные годы, как ни странно, имеют много общего между собой и при этом часто воспроизводят некую фантастическую реальность, почти не имеющую ничего общего с реальной войной. Откуда берутся кинематографические мифы и куда исчезает историческая достоверность, разбирается кинокритик Татьяна ШОЛОМОВА.
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Кому же верить? Призрак православной инквизиции бродит по интернету Обвинять Православную Церковь во всевозможных грехах стало хорошим тоном. Предметом разоблачений оказываются как недавние события, так и факты далекого прошлого. Обвинители, разумеется, опираются на историю, а точнее на то, во что эта история превращается, пройдя испытание «испорченным телефоном». Как это ни удивительно, правду подчас легче найти в легком детективном чтиве, чем в предвзятых изысканиях.
Мартин Лютер: перманентная революция 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге католический монах доктор Мартин Лютер прибил 95 тезисов. Этот день войдет в историю как начало Реформации. Реформы задумывались как спасение от гибели предавшейся роскоши Католической церкви и оживление веры в равнодушных, а привели к религиозному расколу Европы
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
История боголюбцев, или Как патриарх Никон и будущие старообрядцы реформировали Церковь В 1653 году патриарх Никон начал реформу Церкви, приведшую к старообрядческому расколу. По иронии судьбы его оппонентами стали вчерашние друзья из кружка боголюбцев, которые сами попытались проводить радикальные реформы русского общества и веры. Почему же «русская реформация» обернулась страшным расколом?
Единоверцы: галерея Кто молился за Литургией, впервые за 350 лет совершенной в Успенском соборе Кремля по старому обряду? Лица современного единоверия. Словно с полотен Нестерова и Корина. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Симон Ушаков: государев иконописец 8 сентября праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. В XVII веке Симон Ушаков написал уникальную икону "Насаждение древа государства российского", на которой Владимирская изображена как главная святыня всей Руси. Какие еще иконы написал великий изограф и почему его творчество особенно актуально сейчас, рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА. ФОТОГАЛЕРЕЯ
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Иерей Иоанн Миролюбов: Единоверие – для молодых и образованных Почему в старообрядные приходы Русской Православной Церкви приходит молодежь, как изменилось положение единоверцев и нужен ли им архиерей, рассуждает секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС МП иерей Иоанн МИРОЛЮБОВ
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Возвращение в Древнюю Русь: Литургия старым обрядом в Успенском соборе Кремля Первая служба старым обрядом за 350 лет, прошедшие со времен раскола XVII века, прошла в главном храме страны с большим духовным подъемом и торжественностью. Как она совершалась и в чем отличия старого чина архиерейской Литургии от нового?
Александр Дворкин: секты стали заметным фактором международной политики В понедельник, 30 июля, Государственный департамент США опубликовал ежегодный доклад, в котором обвинил Россию в нарушении религиозной свободы. По данным Департамента, в нашей стране продолжаются притеснения со стороны государства «Свидетелей Иеговы», саентологов и некоторых исламских организаций.
Зачем «Фемен» напали на Патриарха Кирилла? Феминистки пытаются «засветиться» в СМИ на фоне визита Патриарха Кирилла в Украину – считает пресс-секретарь УПЦ протоиерей Георгий Коваленко
Старые незнакомцы: российские приходы зарубежной Церкви В конце восьмидесятых РПЦЗ, находившаяся вне церковного общения с Русской Церковью открыла в России свои приходы. Пережив множество расколов часть этих приходов воссоединилась с Москвой только в 2007 году. К юбилею объединения мы публикуем интервью с архиереем, более двадцати лет управлявшем зарубежными приходами в отечестве, - епископом Евтихием (Курочкиным)
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.