Выпускник МФТИ, кандидат физмат наук Денис Собур заведует светотехнической лабораторией в коммерческой компании и дистанционным отделением Высших богословских курсов при МДА. По его мнению, задача университета выпустить не только специалиста, но самостоятельную личность с широким кругозором, что невозможно без гуманитарных дисциплин
Что такое теология?
Для начала давайте уточним термины. Согласно государственному образовательному стандарту по теологии, утвержденному в 2011 году, «теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие…, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство». Иначе говоря, теология – наука изучающая религию. Для того чтобы изучать теологию, тем более в светском ВУЗе, не требуется верить в существование Бога. Светская теология изучает не Бога, а представления людей о Нем, зафиксированные в различных материальных источниках (литература, архитектура, археология и т.д.). Равно как и для психолога не является обязательной вера в существование (и тем более бессмертие) души.
Когда говорят, что теология – не наука, подразумевается, что она не такая наука, как физика или биология. И это действительно так. Методы гуманитарных и естественных наук отличаются. Гуманитарные науки допускают идеологическое многообразие. Из одних и те же посылок философы разных школ могут сделать противоположные выводы. И оба вывода будут вполне научны, нужно лишь логически их обосновать. Для гуманитария это нормально. Но для людей технического склада ума сложно признать гуманитарные дисциплины – научными. Проще сделать вывод, что гуманитарные науки науками не являются, а чтобы стать наукой в собственном смысле слова, они должны принять естественнонаучную методологию. Попытки ее принять осуществлялись неоднократно, но успехом не увенчались.
С точки зрения научного аппарата, теология очень близка к философии. Правда, помимо философии, она больше внимания уделяет истории, археологии, архитектуре и т.д. Нельзя сказать, что «философия» - это наука, а «теология» – не наука. Одно из двух: либо обе они являются научными дисциплинами, либо нет.
Зачем теология физику?
На мой взгляд, этот вопрос довольно бессмысленный. Зачем физику знать историю? Зачем ему уметь грамотно писать? Зачем физику знать философию Платона и Аристотеля? Мне кажется, есть две концепции образования: прикладная и университетская. Под «прикладной» концепцией я здесь понимаю желание подготовить узкого специалиста, который будет уметь решать конкретные задачи. Квалифицированного исполнителя. При этом подходе, человека просто нужно научить специальным дисциплинам – не более того. Кругозор ему не требуется. К тому же, люди с широким кругозором не всегда удобны…
Вторая концепция – университетская. Согласно ей, нужно воспитать не только специалиста, но и личность. Соответственно, в университетскую программу обучения технических специалистов входят и гуманитарные дисциплины, призванные расширить кругозор.
При этом наблюдается парадоксальная ситуация: студенты технических вузов тратят много времени на изучение давно исчезнувших из истории философских школ. Но при этом не получают даже базовых знаний о традиционных религиях. О практической жизни. Вряд ли сегодня мы встретим на улице стоика или киника. А вот с православных или мусульман мы встречаем каждый день.
Поэтому мне сложно ответить на вопрос «зачем физику теология». Разве что цитатой из Д.И. Фонвизина о географии: «Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».
Хотя, по данным опросов, больше трети россиян хотели бы узнать больше о Православии. Причем исследователями былоустановлено, чем более образован человек, тем больше у него интереса к Православию. А если есть желание у людей учиться, то почему бы не создать им условия?
Что значит «светское государство» и что под этим термином понимается у нас?
К сожалению, в нашем обществе понимание светскости достаточно специфическое. Основано оно на законодательстве СССР, допускавшем свободу совести, но запрещающем пропаганду любого мировоззрения кроме атеистического. Сторонники этого подхода упорно отказываются замечать, что в «светских» США военные капелланы получают зарплату от государства. Что в большинстве светских стран ЕС в школах закон Божий преподается на обязательной основе. И это не культурологический курс, читаемый светскими педагогами, а именно закон Божий.
Действительно Россия – светское государство. И слава Богу. Это значит, что в светском ВУЗе имеет значение квалификация преподавателя, его уровень образования, его знания. Уроки ОПК в школе должны вести люди с педагогическим образованием. Учить студентов теологии – образованные специалисты, имеющие образование, опыт и научные публикации. Светский характер государства означает, что никто не должен ущемляться в своих правах из-за своих религиозных убеждений. Недопустимо запрещать человеку преподавать из-за того что он мусульманин, буддист или православный. Более того, для светского государства нет разницы между мирянином, священником или епископом. Требование «прогнать священников из школы» является вопиющей дикостью. Если у священника есть педагогическое образование (а иногда и многолетний стаж работы в школе), то никто не может требовать его увольнения, на основании того, что он – священник. Давайте на секунду представим, какой бы поднялся шум, если бы началась информационная компания с целью, например «запретить лицам иудейского вероисповедания преподавать в ВУЗах». Прогрессивная общественность была бы возмущена такой дискриминацией. Но это не мешает той же прогрессивной общественности требовать прогнать священников из школ и ВУЗов. Двойные стандарты налицо…
Да, конечно, светский характер государства означает, что религиозные объединения отделены от государства. Это значит, что образовательный стандарт по теологии утверждает министерство образования, а не патриарх. И заведующих кафедрами выбирает ученый совет ВУЗа, а не назначает местный епископ. Я не слышал о случаях, чтобы учителей ОПК назначал местный священник, а не директор школы. Поэтому обвинение во вмешательстве в государственные дела – натянуто. Священнослужители – такие же граждане страны, как и все остальные. И если их уровень образования позволяет, они могут занимать должности наравне с мусульманами, атеистами и иудеями. Никакой дискриминации здесь быть не должно.
Кстати, защитники специфического понимания светскости, не устают напоминать, что в России много религий и конфессий. И что, якобы изучение учения одной из конфессий может привести к дискриминации. По моему опыту, в 100% случаев этот аргумент звучал из уст людей, не причисляющих себя ни к одной из конфессий. Проще говоря, о правах мусульман/иудеев/буддистов беспокоятся в основном люди неверующие или «верующие в душе». Им не нравится идея преподавания теологии вообще, поэтому они и приводят этот аргумент. Хотя проблема уже давно решена: больше десяти лет назад принят образовательный стандарт по «теологии», который имеет общую часть и специальные дисциплины для каждой из религий. При желании, на одной кафедре теологии могут читать свои курсы и мусульмане и буддисты.
Почему вокруг кафедры теологии в МИФИ поднялась шумиха?
Мне кажется, это больше спор о символах, чем о словах. Все те курсы, которые будут читаться в рамках теологии, сейчас возможно читать в рамках кафедры философии и других гуманитарных кафедр. С точки зрения образовательного процесса изменений будет не так много. Даже в известном обращении членов РАН (среди которых есть несколько моих бывших учителей, которым я очень признателен за заботу о нас, студентах МФТИ), мы видим: «Вопросы гуманитарного образования студентов позволяют достаточно успешно решать существующие кафедры философии и социологии». Именно таким образом у нас в МФТИ читались такие курсы как «Наука и религия», «Миф и ритуал на Древнем Ближнем Востоке» и многие другие. Религиозные вопросы неоднократно затрагивались и в курсах философии. И никакой угрозы «светскому характеру образования» в этом не было и нет. Кстати, у нас в МФТИ с 1988 по 1999 год на кафедре истории культуры преподавал священник Георгий Чистяков. Более того, с 1993 по 1999г. он этой кафедрой заведовал. Но не потому, что он священник, а потому что он - кандидат исторических наук, выпускник МГУ.
Повторюсь, с точки зрения светской науки нет принципиальной разницы между «теологией» и «философией». Поэтому попытки найти в Конституции запрет на преподавание теологии, можно обратить и против философии. Позволю себе перефразировать письмо уважаемых мною академиков: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ). Существенно, что в нашей стране представлены все основ¬ные современные философские школы. Появление в государственном вузе кафедры философии под руководством неокантианца/постпозитивиста/экзистенциалиста нахо-дится в прямом противоречии с Конституцией России (ст. 13) и со здравым смыслом тоже».
Абсурдность данного построения мне кажется очевидной.
Символы современной России
Так почему же такая шумиха? Мне кажется, что здесь речь идет о символах. МИФИ – символ величия СССР. Создание атомной бомбы – одно из величайших достижений Союза. Именно атомный проект спас человечество от третьей мировой войны.
Но СССР был атеистическим государством и МИФИ, да и вообще ведущие технические вузы воспринимаются как его наследие. В СССР религиозная пропаганда была запрещена и остается искушение сохранить этот запрет. Если не в масштабах страны, то хотя бы локально, в технических ВУЗах. Как будто успехи СССР были связаны с атеизмом, а не с самоотверженным трудом наших отцов и дедов.
Кафедра теологии в МИФИ, как и домовый храм в этом ВУЗе, символизирует то, что эпоха изменилась. Сегодня среди ученых, среди преподавателей и студентов МИФИ, МФТИ и других ведущих технических ВУЗов – немало верующих людей. Православные студенты и профессора не требуют себе исключительных прав и не ущемляют интересов других конфессий. Но они не хотят быть маргиналами в обществе, где 70% людей считают себя православными. Кафедры теологии уже давно существуют в государственных вузах (и особой шумихи это не вызывало). В 2001 году она создана в Тульском университете, 2002 году - в Рязанском и Белгородском гос. университетах, в 2003 году – в Самарском, в 2005 в РГСУ. У нас в МФТИ существует общество православных студентов, проводятся лекции известных священников и богословов. Времена меняются, и значительная часть современной молодежи не видит противоречия между наукой и верой, между физикой и теологией. На мой взгляд, появление кафедры теологии в МИФИ лишь подтверждает, что Россия перестала быть атеистической страной и религия сегодня является одним из важнейших аспектов нашей общественной жизни.
СПРАВКА Денис Собур, кандидат физико-математических наук, заведующий Светотехнической лабораторией в коммерческой компании, в настоящий момент занимается разработкой источников УФ излучения для задач обеззараживания. Выпускник МФТИ, кафедра теор. астрофизики и проблем термоядерного синтеза
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Ученые создадут первую научную грамматику церковнославянского языка Уникальная электронная база «Национальный корпус русского языка», предназначенная для ученых лингвистов и филологов, совсем недавно пополнилась церковнославянскими текстами, возможно это позволит исследователям создать первую в истории научную грамматику церковнославянского языка
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Протоиерей Владимир Воробьев: Нужно ли «тащить и не пущать» теологию? Ректор ПСТГУ, кандидат физ-мат. наук протоиерей Владимир Воробьев считает, что кафедра теологии в МИФИ нужна для того, чтобы физики смогли найти прерванные традиции своей страны, ее культуру и, в конечном итоге, найти и узнать самих себя
Диалог миров: В Москве обсудят отношения между церковной и светской богословской наукой Каковы возможности взаимодействия светских вузов и духовных школ в преподавании богословия, целесообразно ли открывать кафедры богословия в университетах обсудят участники совещания, которое пройдет 28-29 ноября под председательством Святейшего Патриарха Кирилла и соберет более 200 участников: иерархов, представителей власти, ректоров ведущих духовных школ и светских вузов, экспертов. Об интеграции двух систем богословского образования: церковной и светской журналу «Нескучный сад» рассказал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир ШМАЛИЙ
Наука и вера: диалог 2.0 Ведущие ученые читают преподавателям православных академий и семинарий лекции по физике элементарных частиц, наномедицине и океанологии. В программе – астрономия, химия, эмбриология. При этом ученые не обязаны делать скидки на мировоззрение слушателей: эволюция – значит, эволюция.
Священник в светском вузе. Что из этого может получиться? Нынешние студенты живут в постхристианском мире, то есть в мире, который посетил Христос. Их мировоззрение бесконечно далеко от церковной проблематики. И тем не менее христианство, помимо их воли, оставило в них свой глубокий след. Может быть, именно это может стать ключом к взаимопониманию между Церковью и светской молодежью? Своим мнением и опытом делится священник Дмитрий СВЕРДЛОВ
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
Где взять деньги на церковное образование? Несостоявшийся скандал с банкротством МДА (Церковь официально опровергла проблемы с финансированием академии) тем не мнее поднял интересный вопрос: как должны финансироваться церковные учебные заведения? Об этом мы поговорили с ректором Российского Православного Университета игуменом Петром (Еремеевым)
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
Гранты будут поддерживать реальные инициативы с мест Количество заявок поданных на конкурс «Православная инициатива» превысило две с половиной тысячи, более 900 из них недавно были одобрены экспертным советом конкурса. «Наш конкурс – это уникальный срез реальных потребностей общества» — утверждают его организаторы.
Почему физики воюют с теологами? Открытие кафедры богословия в МИФИ вызвало волну протеста, которая не стихает до сих пор. Почему? – ответ на этот вопрос искал наш корреспондент.
Протоиерей Владимир Воробьев: Двадцать лет, как один день Накануне 20-летнего юбилея ПСТГУ ректор университета протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ рассказал «НС» о том, как лекции в кинотеатрах положили начало университету, как по вдохновению им был написан тропарь св. патриарху Тихону, и существовал ли в действительности «отец Арсений»
Молитвенные комнаты: изменится ли светский статус школы Стоит ли переживать по поводу новых поправок в закон об образовании? Чем они продиктованы? Рассуждают руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) инокиня Ксения (Чернега), член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков и публицист Дмитрий Быков
Светская этика в светской школе: «за» и «против» Способен ли «научить морали» нынешний курс школьный курс «Основ религиозных культур и светской этики», поможет ли он ученикам ориентироваться в отношениях между религиозными общинами, не путают ли его порой родители с курсом этикета, рассуждает иеродиакон ЛАВРЕНТИЙ (Полешкевич), заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета
20 лет ПСТГУ: фотогалерея Жизнь Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в фотографиях от его основания в 1992 году до сегодняшнего дня: люди, встречи, события
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Патриарх Кирилл: «Теология в вузе – не попытка навязать религиозное мировоззрение» 28 ноября на совещании с представителями светских вузов и духовных школ Предстоятель Русской Церкви призвал открывать богословские кафедры в вузах, либо межвузовские кафедры теологии. Патриарх отметил, что их открытие должно служить диалогу науки и религии, не навязываться сверху, а занятия богословием должны быть для студентов добровольными
Кафедры теологии станут спасением для провинциальных семинарий? Церковные и светские ученые обсудили, чем Церкви могут помочь кафедры теологии, стоит ли священнослужителям получать второе образование и почему нам лучше не ориентироваться на дореволюционный опыт
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.