Открытие кафедры богословия в МИФИ вызвало волну протеста, которая не стихает до сих пор. Почему? – ответ на этот вопрос искал наш корреспондент.
Любопытно, что осенью прошлого года, ровно в то же время, когда в России бушевал скандал, вызванный открытием в одном из лучших российских физических ВУЗов – университете МИФИ – кафедры теологии, в Гейдельберге, одном из старейших университетов мира, открытом в 1386 году, проходила научно-богословская конференция, приуроченная к 100-летнему юбилею Джона Темплтона, основателя крупнейшей в мире премии в области диалога религии и науки.
В Гейдельберге богословский факультет существовал со времени основания. В разные году в университете преподавали и учились философ Карл Ясперс, социолог Юнгерн Хабермас, математик Якоб Штейнер, а один из создателей квантовой механики нобелевский лауреат Макс Борн именно здесь познакомился с другим будущим нобелевским лауреатом физиком Джеймсом Франком. Среди воспитанников Гейдельберга были верующие и атеисты, но едва ли можно вспомнить случаи резкого антагонизма между естественниками и богословами в его стенах.
В МИФИ ситуация развивалась иначе. «Происходящее – очередной позор славной администрации не менее славного университета», «Нормальному человеку понятно, о каких новых "знаниях" идёт речь – обычная пропаганда РПЦ», «Ректор проводит фактически насильственную христианизацию МИФИ» – такие отзывы оставляли студенты на неофициальном студенческом сайте «Мифист.Ру», спустя всего пару дней, после официального открытия кафедры.
Доцент МИФИ кандидат физико-математических наук Владимир Решетов высказывает свою версию событий: «Негативная реакция вызвана в первую очередь тем, что ни студенты, ни преподаватели не получили исчерпывающей и достоверной информации о создании кафедры». Кафедра теологии будет читать факультативные курсы по предметам гуманитарной направленности и руководствоваться светскими университетскими стандартами: «Это будут предметы по выбору: исторические, культурологические, часть из них будет посвящена истории Церкви, философии, из пяти направлений – только одно богословское».
Открытие кафедры наложилось на критическое отношение некоторых «мифишных» студентов к ректору. Как и открытие православного храма на территории ВУЗа в 2010 году, оно стало очередным поводом поругать руководство.
«По недоразумению многие студенты воспринимают религию как чуждую науке идеологию, по образцу советской, которую ректор им стремится навязать, – рассказывает Владимир Решетов. – Я давно знаю человека, поддерживающего сайт Мифист.Ру, неофициальный портал наших студентов, я знаю его критическое отношение к Церкви и к руководству МИФИ. Он веселый парень, хорошо делает свое инженерное дело и скоро защитит кандидатскую диссертацию. Он во всем надеется только на себя и своих друзей. Не нужен ему Бог! Однако не все люди такие, есть среди нас и те, кто вслед за Пушкиным пытается понять, зачем уму дан дар жизни. Через пару дней после сообщения об открытии кафедры теологии в МИФИ на встрече с молодыми учеными преподавателями ректор четко объяснил свою позицию и причины открытия кафедры. И из его слов совсем не следует, что православная традиция будет принудительно насаждается в университете».
Что такое теология?
Конфликт «физиков и лириков» не исчерпывается конкретным случаем МИФИ. «Большинство физиков, скептически настроенных к новой кафедре и к университетской теологии вообще, просто не знакомы с предметом, – убежден Владимир Решетов. – Они не знают, что это за наука, не знают что она изучает, они не понимают, что там вообще можно изучать! Впрочем, многие из них так же относятся, например, и к литературоведению, ко многим гуманитарным дисциплинам. Для них все это «лженауки» и «болтология». Просто литературу нам преподавали в школе, и поэтому мы готовы к ней относиться снисходительно, а к теологии, которая для многих она сводится к сказке «О попе и работнике его Балде» – нет».
В западных университетах богословские отделения не только готовят специалистов, но и присуждают ученые степени. В том числе и Оксфорд, где докторская степень по богословию приравнивается к PhD – русскому эквиваленту – кандидата наук. Именно там в свое время защитил диссертацию по аскетике в творениях прп. Симеона Нового Богослова митрополит Волоколамский Иларион, возглавивший кафедру теологии МИФИ, по просьбе университетского руководства.
В других российских вузах теология преподается уже не первый год. Государственные стандарты определяют ее как комплекс наук, которые изучают историю вероучений и форм религиозной жизни, религиозное искусство, памятники религиозной письменности, традиционное для религии право и т.п. Причем изучают с «культурологических» позиций.
Дословно в переводе с греческого «теология» означает «познание бога». В таком смысле это слово часто употребляется и в Церкви, но утверждения о божественном бытии находятся за пределами научной методологии. Именно поэтому до революции, чтобы отделить университетскую, а вернее академическую теологию от мистики, использовался специальный термин «богословская наука», в противовес богословию, как объекту ее изучения. Сегодня подобного терминологического разделения не производят ни духовные академии, стремящиеся получить право присваивать светские теологические дипломы, ни православные университеты, присуждающие эти дипломы уже не первый год.
Теология – сестра физики?
Традиционно российские богословы определяют теологию как «исследование рациональной составляющей нашей веры», настаивая на перспективах синтеза богословских взглядов с научными. В том, что богословие не противоречит физике убежден протоиерей Кирилл Копейкин, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат физико-математических наук и выпускник Физического факультета СПбГУ. «Теология и теоретическая физика – это две родные сестры, которые на протяжении долгих лет конкурируют, но при этом дополняют друг-друга», – говорит священник.
Возможно, большинство «мифистов», критически настроенных по отношению к кафедре, боятся именно этого «дополнения», опасаясь, что «богословская наука» начнет диктовать свои условия науке физической.
Доцент МИФИ Владимир Решетов спешит успокоить коллег: «Когда меня спрашивают про соотношение физики и теологии в нашей жизни, я обычно привожу в пример один и тот же анекдот: стоят физик и богослов на берегу и смотрят на проплывающий мимо корабль. Богослов спрашивает физика: а почему этот корабль плывет? На что тот отвечает: потому что в топке горит уголь, пар приводит в движение поршни, они крутят колеса… На что богослов возражает: он плывет потому что ему нужно доставить тюки с чайным листом в порт. Это и есть два подхода, теологический и естественно-научный, – объясняет Владимир. – Почему живет человек? Потому что он есть, пьет, это все дает силы его организму? А ведь можно ответить на этот вопрос и по-другому: человек живет, потому что у него есть цель. Эти разные два взгляда не противоречат друг-другу».
По мнению протоиерея Кирилла Копейкина, теология, которая сформировалась в эпоху средневековья, вобрала в себя те представления о мире, которые унаследовала средневековая философия еще от античности. И все нынешние столкновения происходят не между богословием и физикой, а между современной научной картиной мира и средневековым образом мироздания.
«Ныне наука и богословие, когда-то бывшие неотъемлемыми элементами единой культуры, а позднее принципиально разошедшиеся, вновь нуждаются друг в друге. В науке прежде всего нуждается богословие. Ему необходимо усвоить все то, что было открыто новоевропейской наукой, возникшей как естественная теология, богословие Книги Природы. Подавляющая часть наших знаний о мире и человеке – это знания, приобретенные на протяжении последнего столетия в результате стремительного развития науки. И всерьез, глубоко рассуждать о Боге и Его отношении к человеку и миру едва ли возможно без учета всего этого колоссального массива», – продолжает отец Кирилл.
Впрочем, и сама наука, по его мнению, нуждается в богословии не меньше: «Разумеется, как исследовательская деятельность она может обойтись и без теологии, но она создает научную картину мира, строит научное мировоззрение. И естественно возникает вопрос: полна ли эта картина, целостно ли такое мировоззрение? – продолжает доцент-протоиерей. – Проблема заключается в том, что, во-первых, остается невыясненным онтологический статус законов природы. Более того, наука принципиально отказывается от постановки самого главного вопроса – вопроса о смысле и цели существования мира и человека. Поэтому построение системы целостного знания невозможно без учета знания богословского, представляющего собою вопрошание о человеческой сущности, не сводимой к биологическому или социальному существованию и являющегося неотъемлемым элементом знания гуманитарного».
По словам церковных спикеров, кафедра теологии в МИФИ как раз и может стать центром диалога науки и религии. Как сложится такой диалог покажет время, но во многом это зависит от того, насколько удачен будет «мифишный» опыт.
Еще одно слагаемое в уравнение поля...
Напоследок Владимир Решетов нам рассказывает еще один анекдот из серии «Физики шутят», как раз о богословии: «Прилетают Ангелы к Богу и говорят: На Земле открыли Бозон Хиггса, что будем же делать? Они теперь познают все тайны мироздания! На что Бог отвечает: не волнуйтесь, мы просто добавим еще одно нелинейное слагаемое в единое уравнение поля».
Гуманитариям придется пояснить, такого уравнения не существует, но считается, что если оно и будет открыто, то станет «всеобщей теорией всего», уравнением, которое описывает все происходящее в мире. «Понимаете, физика претендует на полное познание и объяснение мира, но некоторые физики все-таки понимают, что наши возможности не безграничны – и это оставляет пространство для диалога между богословом и физиком», – заключает Владимир Решетов.
Интересно, что 28 октября за Божественной литургией в Никольском соборе Никольского Черноостровского монастыря в Калужской области Святейшим Патриархом Кириллом был рукоположен первый архиерей-«мифист». Им стал архимандрит Филарет, в миру Вячеслав Викторович Коньков, – выпускник 1991 года, по специальности «Вычислительные машины, комплексы и сети», пять лет проработавший после окончания инженером в Институте физики высоких давлений РАН.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Протоиерей Владимир Воробьев: Нужно ли «тащить и не пущать» теологию? Ректор ПСТГУ, кандидат физ-мат. наук протоиерей Владимир Воробьев считает, что кафедра теологии в МИФИ нужна для того, чтобы физики смогли найти прерванные традиции своей страны, ее культуру и, в конечном итоге, найти и узнать самих себя
Интеллект верующих и атеистов: нужна ли умным вера Американские ученые представили исследование о том, что люди с большим IQ менее религиозны, потому что "религия им не нужна". Другой вывод: у конфессий нет преимуществ или недостатков, нет «умных и предприимчивых протестантов» и «ленивых православных мракобесов»
Пропаганда секса и зона подростковой безопасности Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?
Наука и религия могут больше не ссориться Что мы знаем о материи, времени и пространстве и отличаются ли они от своего первозданного райского состояния? Почему к физическому микромиру применимо лишь апофатическое, «богословское» описание, почему богословов больше не смущает сходство генома человека и шимпанзе? На эти и другие «почему» есть ответы в новой книге иерея Олега МУМРИКОВА.
Физик-теолог: богословие нужно ученому, чтобы он не стал митрофанушкой Выпускник МФТИ, кандидат физмат наук Денис Собур заведует светотехнической лабораторией в коммерческой компании и дистанционным отделением Высших богословских курсов при МДА. По его мнению, задача университета выпустить не только специалиста, но самостоятельную личность с широким кругозором, что невозможно без гуманитарных дисциплин
«Реформа» РАН : реконструкция с последующим сносом "Не смешно ли спорить об эффективности работы Академии, если на деле речь идет о свертывании ее работы, а не об оптимизации?" - собираясь на митинг против реформы РАН, сотрудник одного из академических институтов, священник Феодор Людоговский поделился с нами своими мыслями относительно этой реформы.
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Диалог миров: В Москве обсудят отношения между церковной и светской богословской наукой Каковы возможности взаимодействия светских вузов и духовных школ в преподавании богословия, целесообразно ли открывать кафедры богословия в университетах обсудят участники совещания, которое пройдет 28-29 ноября под председательством Святейшего Патриарха Кирилла и соберет более 200 участников: иерархов, представителей власти, ректоров ведущих духовных школ и светских вузов, экспертов. Об интеграции двух систем богословского образования: церковной и светской журналу «Нескучный сад» рассказал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир ШМАЛИЙ
Зачем нужны философы? В РГГУ радикально сокращают прием студентов на бюджетные места на гуманитарных факультетах. А на философском факультете этого ведущего гуманитарного вуза в этом году бюджетных мест не предусмотрено вообще. Нужны ли сегодняшнему обществу философы и кто по преимуществу философ в современном мире – «любитель мудрости» или «торговец знаниями»?
Почему «парашют» нельзя писать через «у», или Зачем нужна орфография? 21 апреля в 85 городах России и мира пройдет акция «Тотальный диктант». Цель акции — привить людям желание изучить правила родной орфографии. Нескучный сад спросил старшего научного сотрудника сектора изучения русского литературного языка Института русского языка РАН Александру Плетневу о том, каким образом сложились эти правила и зачем они нужны
Ученые создадут первую научную грамматику церковнославянского языка Уникальная электронная база «Национальный корпус русского языка», предназначенная для ученых лингвистов и филологов, совсем недавно пополнилась церковнославянскими текстами, возможно это позволит исследователям создать первую в истории научную грамматику церковнославянского языка
Учебник истории без репрессий и разногласий? Единого взгляда на историю нет даже в библейских текстах, уверен библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. А для того, чтобы ввести единый учебник истории, придется сначала переписать Конституцию РФ
Климат в разбалансе Климат меняется — признают ученые. Связано ли глобальное потепление с делами рук человеческих или это естественные колебания? Кому выгодно спекулировать на «потеплении» или «похолодании»? Отвечает Алексей КОКОРИН, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF, кандидат физико-математических наук.
Наука и вера: диалог 2.0 Ведущие ученые читают преподавателям православных академий и семинарий лекции по физике элементарных частиц, наномедицине и океанологии. В программе – астрономия, химия, эмбриология. При этом ученые не обязаны делать скидки на мировоззрение слушателей: эволюция – значит, эволюция.
Война, которую учитель проиграл? В потоке политических новостей с особой горечью воспринимаются известия о том, что именно учителей фактически заставляли на избирательных участках творить всякие волшебства по указанию сверху. И большинство соглашалось. О том, что происходит с ролью учителя в нашем обществе – Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Для чего нам орфография? Какую науку дети старательно забывают, вырвавшись из школьного класса? Для них по-прежнему дважды два равняется четырем, а Лондон остается столицей Великобритании. Но стоит им «на4ать smsицца» – и следа не остается от правописания. Да может, и в самом деле, позволить каждому писать, как хочется, и не париться? Понимают же люди и такое, а кто не поймет – переспросит. В отличие от арифметики и географии, правописание – вопрос договоренности. Или не так?
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.