На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Кафедры теологии станут спасением для провинциальных семинарий?


Версия для печати
30.11.12, 14:32

Церковные и светские ученые обсудили, чем Церкви могут помочь кафедры теологии, стоит ли священнослужителям получать второе образование и почему нам лучше не ориентироваться на дореволюционный опыт



«Светские вузы бывают разного уровня, но если мы посмотрим на абитуриентов даже провинциальных университетов, студенты поступают туда достаточно подготовленные, в семинарии обычно идут не лучшие из них. На первом курсе приходится заполнять значительные лакуны в их эрудиции. В обществе было исчерпано то поколение людей, которые не могли учиться в духовных школах при Советском Союзе и которые составили блестящую плеяду семинаристов начала 90-х, – такие неутешительные слова во время своего доклада на пленарном заседании патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» произнес заместитель председателя Учебного комитета Русской Церкви протоиерей Максим Козлов.

Священник отметил, что сегодня у нас в стране существует 38 семинарии, но лишь 10-15 из них приближаются к тому, чтобы их можно было назвать высшим учебным заведением.

«В католической церкви в семинарии идут после окончания светского бакалавриата, который с одной стороны заполняет лакуны в основном образовании, позволяя сосредоточиться на богословии, а с другой позволяет будущим семинаристам достичь некоторой зрелости, – продолжает свою мысль отец Максим. – В это время люди взрослеют и поступая в семинарию делают уже не юношеский выбор, а осознанный выбор взрослого человека».

По его мнению, уровню абитуриентов некоторых провинциальных семинарий нередко соответствует и уровень их преподавательского состава. «Сейчас семинарские кадры – это как правило рекрутированное духовенство, которое работает либо бесплатно, либо за совсем небольшие деньги. Выпускники теологических факультетов могли бы помочь с решением кадровой проблемы в провинциальных семинариях» – убежден он.

Если провинциальная епархия не имеет собственных учебных заведений, она вполне может привлекать выпускников-теологов и к более широкому церковному служению – отмечает епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. «В нашей стране существует около 50 светских кафедр теологии, их выпускники могут работать катехизаторами на приходах, например, штат нашей епархии в свое время удалось сформировать именно благодаря выпускникам-теологам из Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета», – рассказывает владыка.

Как правящий архиерей, епископ Феофилакт поощряет движение кадров не только от университета к Церкви, но и в обратную сторону.

«Священнослужители могут и должны получать второе высшее образование, так как современная жизнь требует сочетания разных компетенций», – считает он. Часть пастырей его епархии получает светские теологические дипломы: «Это дает возможность поступать в светские магистратуры и заниматься научной деятельность в смежных областях знания», – поясняет епископ. Двое клириков епархии изучают мусульманскую теологию – им предстоит служить в районах, где большинство жителей придерживается исламской религии, а значит как-то выстраивать межконфессиональные отношения на местах.

До последнего времени в Русской Православной Церкви для священнослужителей, уже рукоположенных в сан, было не принято получать второе образование. Протоиерей Максим Козлов советует не останавливаться на дореволюционном опыте, а смотреть вперед: «Мы должны понять, что перенесение дореволюционного опыта в современность, нам не даст ничего, потому что этот опыт был либо негативным, либо вовсе не приложим к нашей действительности. Как правило, движение кадров тогда происходило в одну сторону: из семинарий -- единственных доступных учебных заведений для детей духовенства, а отчасти и академии – в университеты. Примеров обратного перехода из стен университетов в стены духовной школы до революции было совсем не много. Единичные примеры, которые сегодня у всех на слуху: Флоренский, Соловьев – оставались исключениями. Системного взаимодействия между российскими университетами и духовными учебными заведениями не было».

«Да, в университетах до революции существовали кафедры богословия, богословские курсы были обязательны для всех студентов, но даже не смотря на то что эти предметы могли читать выдающиеся пастыри, такие как прот. Николай Сергеевский, они мало на что влияли, –- подчеркивает отец Максим. – Митрополит Анастасий (Грибановский), который в начале века был викарием в Москве, оставил такой мемуар: в 1905 году он должен был служить на Татьянин день в домовом храме Московского Университета. Когда он приехал в храм, на службе оказалось только три человека: один дежурный, один профессор и один студент».

Всего в работе секции посвященной взаимодействию между светским и духовным образованием приняло около двух десятков специалистов, в том числе митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, заведующие кафедрами теологии из Тульского, Тверского, Рязанского, Северо-Кавказского и других университетов. На параллельной секции, посвященной образовательным программам в области теологии, своими наработками поделились представители духовных академий, Общецерковной аспирантуры и докторантуры и ПСТГУ.

Дмитрий РЕБРОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Образование 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.