Церковные и светские ученые обсудили, чем Церкви могут помочь кафедры теологии, стоит ли священнослужителям получать второе образование и почему нам лучше не ориентироваться на дореволюционный опыт
«Светские вузы бывают разного уровня, но если мы посмотрим на абитуриентов даже провинциальных университетов, студенты поступают туда достаточно подготовленные, в семинарии обычно идут не лучшие из них. На первом курсе приходится заполнять значительные лакуны в их эрудиции. В обществе было исчерпано то поколение людей, которые не могли учиться в духовных школах при Советском Союзе и которые составили блестящую плеяду семинаристов начала 90-х, – такие неутешительные слова во время своего доклада на пленарном заседании патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» произнес заместитель председателя Учебного комитета Русской Церкви протоиерей Максим Козлов.
Священник отметил, что сегодня у нас в стране существует 38 семинарии, но лишь 10-15 из них приближаются к тому, чтобы их можно было назвать высшим учебным заведением.
«В католической церкви в семинарии идут после окончания светского бакалавриата, который с одной стороны заполняет лакуны в основном образовании, позволяя сосредоточиться на богословии, а с другой позволяет будущим семинаристам достичь некоторой зрелости, – продолжает свою мысль отец Максим. – В это время люди взрослеют и поступая в семинарию делают уже не юношеский выбор, а осознанный выбор взрослого человека».
По его мнению, уровню абитуриентов некоторых провинциальных семинарий нередко соответствует и уровень их преподавательского состава. «Сейчас семинарские кадры – это как правило рекрутированное духовенство, которое работает либо бесплатно, либо за совсем небольшие деньги. Выпускники теологических факультетов могли бы помочь с решением кадровой проблемы в провинциальных семинариях» – убежден он.
Если провинциальная епархия не имеет собственных учебных заведений, она вполне может привлекать выпускников-теологов и к более широкому церковному служению – отмечает епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. «В нашей стране существует около 50 светских кафедр теологии, их выпускники могут работать катехизаторами на приходах, например, штат нашей епархии в свое время удалось сформировать именно благодаря выпускникам-теологам из Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета», – рассказывает владыка.
Как правящий архиерей, епископ Феофилакт поощряет движение кадров не только от университета к Церкви, но и в обратную сторону.
«Священнослужители могут и должны получать второе высшее образование, так как современная жизнь требует сочетания разных компетенций», – считает он. Часть пастырей его епархии получает светские теологические дипломы: «Это дает возможность поступать в светские магистратуры и заниматься научной деятельность в смежных областях знания», – поясняет епископ. Двое клириков епархии изучают мусульманскую теологию – им предстоит служить в районах, где большинство жителей придерживается исламской религии, а значит как-то выстраивать межконфессиональные отношения на местах.
До последнего времени в Русской Православной Церкви для священнослужителей, уже рукоположенных в сан, было не принято получать второе образование. Протоиерей Максим Козлов советует не останавливаться на дореволюционном опыте, а смотреть вперед: «Мы должны понять, что перенесение дореволюционного опыта в современность, нам не даст ничего, потому что этот опыт был либо негативным, либо вовсе не приложим к нашей действительности. Как правило, движение кадров тогда происходило в одну сторону: из семинарий -- единственных доступных учебных заведений для детей духовенства, а отчасти и академии – в университеты. Примеров обратного перехода из стен университетов в стены духовной школы до революции было совсем не много. Единичные примеры, которые сегодня у всех на слуху: Флоренский, Соловьев – оставались исключениями. Системного взаимодействия между российскими университетами и духовными учебными заведениями не было».
«Да, в университетах до революции существовали кафедры богословия, богословские курсы были обязательны для всех студентов, но даже не смотря на то что эти предметы могли читать выдающиеся пастыри, такие как прот. Николай Сергеевский, они мало на что влияли, –- подчеркивает отец Максим. – Митрополит Анастасий (Грибановский), который в начале века был викарием в Москве, оставил такой мемуар: в 1905 году он должен был служить на Татьянин день в домовом храме Московского Университета. Когда он приехал в храм, на службе оказалось только три человека: один дежурный, один профессор и один студент».
Всего в работе секции посвященной взаимодействию между светским и духовным образованием приняло около двух десятков специалистов, в том числе митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, заведующие кафедрами теологии из Тульского, Тверского, Рязанского, Северо-Кавказского и других университетов. На параллельной секции, посвященной образовательным программам в области теологии, своими наработками поделились представители духовных академий, Общецерковной аспирантуры и докторантуры и ПСТГУ.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Протоиерей Максим Козлов: зачем священникам учить политологию? Учебный комитет составил рейтинг российских семинарий. Сопоставим ли уровень образования в них с образованием в светском вузе? Что происходит с церковной наукой и зачем московские профессора будут читать лекции по Интернету? Рассказывает заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим КОЗЛОВ
Протоиерей Владимир Воробьев: Двадцать лет, как один день Накануне 20-летнего юбилея ПСТГУ ректор университета протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ рассказал «НС» о том, как лекции в кинотеатрах положили начало университету, как по вдохновению им был написан тропарь св. патриарху Тихону, и существовал ли в действительности «отец Арсений»
Молитвенные комнаты: изменится ли светский статус школы Стоит ли переживать по поводу новых поправок в закон об образовании? Чем они продиктованы? Рассуждают руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) инокиня Ксения (Чернега), член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков и публицист Дмитрий Быков
Гранты будут поддерживать реальные инициативы с мест Количество заявок поданных на конкурс «Православная инициатива» превысило две с половиной тысячи, более 900 из них недавно были одобрены экспертным советом конкурса. «Наш конкурс – это уникальный срез реальных потребностей общества» — утверждают его организаторы.
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
Где взять деньги на церковное образование? Несостоявшийся скандал с банкротством МДА (Церковь официально опровергла проблемы с финансированием академии) тем не мнее поднял интересный вопрос: как должны финансироваться церковные учебные заведения? Об этом мы поговорили с ректором Российского Православного Университета игуменом Петром (Еремеевым)
Патриарх Кирилл: «Теология в вузе – не попытка навязать религиозное мировоззрение» 28 ноября на совещании с представителями светских вузов и духовных школ Предстоятель Русской Церкви призвал открывать богословские кафедры в вузах, либо межвузовские кафедры теологии. Патриарх отметил, что их открытие должно служить диалогу науки и религии, не навязываться сверху, а занятия богословием должны быть для студентов добровольными
Ученые создадут первую научную грамматику церковнославянского языка Уникальная электронная база «Национальный корпус русского языка», предназначенная для ученых лингвистов и филологов, совсем недавно пополнилась церковнославянскими текстами, возможно это позволит исследователям создать первую в истории научную грамматику церковнославянского языка
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Халки: школа для патриархов Отплыв в Стамбуле от мечети Долмабахче, через полчаса с небольшим вы причалите у церкви святителя Николая на острове Халки (Хейбелиада). Здесь даже во времена Османского владычества подвизались отшельники, а на горе и сегодня парит здание духовной школы, в которой учились почти все патриархи Константинопольские за последние полтора века. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Светская этика в светской школе: «за» и «против» Способен ли «научить морали» нынешний курс школьный курс «Основ религиозных культур и светской этики», поможет ли он ученикам ориентироваться в отношениях между религиозными общинами, не путают ли его порой родители с курсом этикета, рассуждает иеродиакон ЛАВРЕНТИЙ (Полешкевич), заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета
ПСТГУ оказался слишком некоммерческим с точки зрения государства В опубликованных 12 декабря на сайте Минобрнауки результатах оценки эффективности частных вузов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - единственный в стране некоммерческий частный вуз, назван обладателем «признаков неэффективности». Ситуацию комментирует ректор ПСТГУ прот. Владимир ВОРОБЬЕВ.
Профессор Андрей Зубов: чем измерить эффективность вуза? Публикацию Министерством образования и науки списков неэффективных государственных и частных вузов, в которые попали РГГУ, МАРХИ, Литературный институт, а среди православных вузов – ПСТГУ, комментирует доктор исторических наук, профессор МГИМО Андрей ЗУБОВ
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
20 лет ПСТГУ: фотогалерея Жизнь Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в фотографиях от его основания в 1992 году до сегодняшнего дня: люди, встречи, события
Священник в светском вузе. Что из этого может получиться? Нынешние студенты живут в постхристианском мире, то есть в мире, который посетил Христос. Их мировоззрение бесконечно далеко от церковной проблематики. И тем не менее христианство, помимо их воли, оставило в них свой глубокий след. Может быть, именно это может стать ключом к взаимопониманию между Церковью и светской молодежью? Своим мнением и опытом делится священник Дмитрий СВЕРДЛОВ
Физик-теолог: богословие нужно ученому, чтобы он не стал митрофанушкой Выпускник МФТИ, кандидат физмат наук Денис Собур заведует светотехнической лабораторией в коммерческой компании и дистанционным отделением Высших богословских курсов при МДА. По его мнению, задача университета выпустить не только специалиста, но самостоятельную личность с широким кругозором, что невозможно без гуманитарных дисциплин
ОПК планируют преподавать со 2 по 10 классы 30 часов в 4 классе – сегодняшняя норма не дает возможности раскрыть перед школьниками глубину православной культуры. Ее стоит пересмотреть, отмечают участники первого форума московских преподавателей ОПК, прошедшего 16 апреля. Открытым остается вопрос: повышение квалификации самих учителей
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.