Несостоявшийся скандал с банкротством МДА (Церковь официально опровергла проблемы с финансированием академии) тем не мнее поднял интересный вопрос: как должны финансироваться церковные учебные заведения? Об этом мы поговорили с ректором Российского Православного Университета игуменом Петром (Еремеевым)
- На какие деньги живет Российский православный университет, кто вас спонсирует?
Российский православный университет и входящий в его состав Православный институт святого Иоанна Богослова существуют пока исключительно на собственные средства. То есть в основе нашей финансовой системы лежит принцип самоокупаемости. Обучение у нас платное. Сумма, которую платят студенты, покрывает коммунальные платежи и заработную плату для преподавателей. Вместе с тем, на внедрение новых программ, расширение научной, образовательной деятельности, на издательские и просветительские проекты в последнее время мы начинаем активно привлекать внешние средства.
- А что это за внешние средства?
Как правило, от благотворительных фондов мы получаем средства, которые позволяют нам развиваться, запускать новые проекты. При правильном подходе бюджет церковного учреждения, например, православного ВУЗа может в ощутимой степени формироваться именно за счет грантов. В России религиозные организации, к сожалению, пока не обладают опытом работы в этой системой, и поэтому очень сильно недооценивают ее возможности. Есть фонды, есть структуры, как государственные, так и негосударственные, которые выделяют деньги на проекты, связанные с поддержкой здорового образа жизни, экологическим просвещением, инклюзивным образованием, духовно-нравственным направлением, они же могут поддерживать и церковные молодежные, социальные, образовательные проекты на уровне отдельных храмов, благочиний или учебных заведений. Взаимодействию с такими фондами нужно учиться и учить. В том числе и для этого мы сегодня в РПУ создаем образовательную программу «Фандрайзинг и мобилизация ресурсов для религиозных организаций».
- Может, стоило бы и вовсе отказаться от бюджетного финансирования? Не стоит ли распространить ваш опыт на прочие православные образовательные учреждения?
Пока это невозможно. И далеко не потому, что религиозные учебные заведения не хотят или не умеют привлекать благотворительные средства или получать гранты. Просто у нас в стране пока тех людей и тех благотворительных организаций, которые могли бы обеспечить их существование в полном объеме. Даже в нашей церковной среде немногие все еще понимают, насколько важно развивать православное образование. Чаще именно чудом мы получаем такую поддержку. Гораздо охотнее наши православные меценаты участвуют в проектах по строительству или воссозданию храмов и монастырей. Этим перекосам в попечительской практике и обязаны «кривые зеркала» в современной церковной жизни.
Пример нашего университета едва ли подходит для какого-то сравнения с другими церковными образовательными проектами. При создании нашего вуза 20 лет назад изначально не предполагалось его церковное бюджетирование. Это был сознательный и рискованный шаг. Рискованный в силу того, что состояние и перспективы развития вуза в таком случае всецело зависят от компетенций руководства и конъюнктуры рынка образовательных услуг. В определенный момент РПУ угрожало даже закрытие. И хотя сейчас те тяжелые времена позади, все же существовать на принципах самофинансирования весьма непросто.
Поэтому я думаю, лучшим вариантом в современных условиях является комбинированный, составной бюджет образовательного учреждения, когда одна его часть покрывается учредителем, а другие части покрываются зарабатываемыми средствами и привлекаемыми поступлениями за счет грантов и благотворителей. В некотором смысле полное бюджетное финансирование способно убить в ВУЗе всякую инициативу, демотивировать его руководство и преподавательский состав. Например, вот мы живем в таких условиях, когда просто вынуждены бороться за каждого студента, предлагать ему качественное образование, интересные формы внеучебной работы, разрабатывать формы его поддержки после окончания ВУЗа. Ситуация обязывает нас ориентироваться на актуальные научные проекты, развивать актуальные направления в образовании, в общем, быть адекватными запросам современного общества.
- Существует мнение, что грантовая система, стимулирует научную работу...
Сегодня у нас система поддержки научных исследований фондами развита не так широко, как на Западе, поэтому отказываться от бюджетных схем в сфере науки было бы преступлением, все проекты профинансировать таким способом у нас просто невозможно. Поэтому я считаю, что переводить всю российскую науку, а тем более церковную на гранты - не лучшая идея.
Но вместе с тем, можно ожидать, что в будущем соотношение грантов и бюджетного финансирования будет выравниваться. Тогда практика, связанная со схемой «заявил-получил-потратил», уступит место той, когда необходимо каждый проект на этапе разработки и подачи защищать, после его окончания отчитываться за потраченные деньги и тем подтверждать право на получение нового финансирования. Кроме того, активное внедрение поддержки через гранты в церковной науке имеет, по моему мнению, еще и важное педагогическое значение. Как бы странно это ни звучало. Ведь практика получения грантов обучает молодых ученых правильно и современно формулировать, ставить перед собою задачи и добиваться максимально успешной реализации проекта.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Халки: школа для патриархов Отплыв в Стамбуле от мечети Долмабахче, через полчаса с небольшим вы причалите у церкви святителя Николая на острове Халки (Хейбелиада). Здесь даже во времена Османского владычества подвизались отшельники, а на горе и сегодня парит здание духовной школы, в которой учились почти все патриархи Константинопольские за последние полтора века. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Протоиерей Владимир Воробьев: Двадцать лет, как один день Накануне 20-летнего юбилея ПСТГУ ректор университета протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ рассказал «НС» о том, как лекции в кинотеатрах положили начало университету, как по вдохновению им был написан тропарь св. патриарху Тихону, и существовал ли в действительности «отец Арсений»
Молитвенные комнаты: изменится ли светский статус школы Стоит ли переживать по поводу новых поправок в закон об образовании? Чем они продиктованы? Рассуждают руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) инокиня Ксения (Чернега), член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков и публицист Дмитрий Быков
Кафедры теологии станут спасением для провинциальных семинарий? Церковные и светские ученые обсудили, чем Церкви могут помочь кафедры теологии, стоит ли священнослужителям получать второе образование и почему нам лучше не ориентироваться на дореволюционный опыт
Гранты будут поддерживать реальные инициативы с мест Количество заявок поданных на конкурс «Православная инициатива» превысило две с половиной тысячи, более 900 из них недавно были одобрены экспертным советом конкурса. «Наш конкурс – это уникальный срез реальных потребностей общества» — утверждают его организаторы.
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Ученые создадут первую научную грамматику церковнославянского языка Уникальная электронная база «Национальный корпус русского языка», предназначенная для ученых лингвистов и филологов, совсем недавно пополнилась церковнославянскими текстами, возможно это позволит исследователям создать первую в истории научную грамматику церковнославянского языка
Светская этика в светской школе: «за» и «против» Способен ли «научить морали» нынешний курс школьный курс «Основ религиозных культур и светской этики», поможет ли он ученикам ориентироваться в отношениях между религиозными общинами, не путают ли его порой родители с курсом этикета, рассуждает иеродиакон ЛАВРЕНТИЙ (Полешкевич), заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета
Прот. Владимир Воробьев: низкий уровень преподавателей ОПК вызывает нарекания Преподаватели ОПК проходят подготовку у тьюторов, которые сами прослушали 72-часовой курс повышения квалификации. Православию в нем уделено 2 часа. Про возможность прилечь кафедры теологии к подготовке специалистов по ОПК государство забывает, – отмечает ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.
Патриарх Кирилл: «Теология в вузе – не попытка навязать религиозное мировоззрение» 28 ноября на совещании с представителями светских вузов и духовных школ Предстоятель Русской Церкви призвал открывать богословские кафедры в вузах, либо межвузовские кафедры теологии. Патриарх отметил, что их открытие должно служить диалогу науки и религии, не навязываться сверху, а занятия богословием должны быть для студентов добровольными
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
ПСТГУ оказался слишком некоммерческим с точки зрения государства В опубликованных 12 декабря на сайте Минобрнауки результатах оценки эффективности частных вузов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - единственный в стране некоммерческий частный вуз, назван обладателем «признаков неэффективности». Ситуацию комментирует ректор ПСТГУ прот. Владимир ВОРОБЬЕВ.
Профессор Андрей Зубов: чем измерить эффективность вуза? Публикацию Министерством образования и науки списков неэффективных государственных и частных вузов, в которые попали РГГУ, МАРХИ, Литературный институт, а среди православных вузов – ПСТГУ, комментирует доктор исторических наук, профессор МГИМО Андрей ЗУБОВ
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
20 лет ПСТГУ: фотогалерея Жизнь Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в фотографиях от его основания в 1992 году до сегодняшнего дня: люди, встречи, события
Священник в светском вузе. Что из этого может получиться? Нынешние студенты живут в постхристианском мире, то есть в мире, который посетил Христос. Их мировоззрение бесконечно далеко от церковной проблематики. И тем не менее христианство, помимо их воли, оставило в них свой глубокий след. Может быть, именно это может стать ключом к взаимопониманию между Церковью и светской молодежью? Своим мнением и опытом делится священник Дмитрий СВЕРДЛОВ
ОПК планируют преподавать со 2 по 10 классы 30 часов в 4 классе – сегодняшняя норма не дает возможности раскрыть перед школьниками глубину православной культуры. Ее стоит пересмотреть, отмечают участники первого форума московских преподавателей ОПК, прошедшего 16 апреля. Открытым остается вопрос: повышение квалификации самих учителей
Протоиерей Максим Козлов: зачем священникам учить политологию? Учебный комитет составил рейтинг российских семинарий. Сопоставим ли уровень образования в них с образованием в светском вузе? Что происходит с церковной наукой и зачем московские профессора будут читать лекции по Интернету? Рассказывает заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим КОЗЛОВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.