Публикацию Министерством образования и науки списков неэффективных государственных и частных вузов, в которые попали РГГУ, МАРХИ, Литературный институт, а среди православных вузов – ПСТГУ, комментирует доктор исторических наук, профессор МГИМО и Российского православного университета св. Иоанна Богослова Андрей ЗУБОВ:
Сам факт, что в список неэффективных попали такие вузы, как Свято-Тихоновский университет среди православных вузов или РГГУсреди государственных, ясно показывает, что критерии были выбраны неправильно. Они не оценивают самого главного: дается ли в этом вузе высококачественное образование.
Обратимся к примеру ПСТГУ. Всем, кто хоть как-то связан с системой образования Русской Православной Церкви известно, что этот вуз является лучшим учебным заведением Церкви, наиболее научным, наиболее глубоким. Мне это легко говорить, поскольку я там никогда не преподавал. Наоборот я преподавал в Православном университете Иоанна Богослова, и мне со стороны видно, какое значение имеет Свято-Тихоновский университет, насколько в нем высок уровень преподавания, какие хорошие проходят защиты, как хорошо готовят аспирантов, какие книги выпускает университет.
Я думаю, это лучшее, что было создано нового в области православного образования в России после 1988 года. Основатели университета сделали чудо: восстановили абсолютно разгромленное в советское время православное образование (физически разгромленное, поскольку уничтожалась профессура). Это героический поступок.
Может что-то не нравиться в Свято-Тихоновском университете, но это все мелочи, и если такой университет, через который прошли уже многие сотни молодых людей, которые стали первоклассными или учеными, или практическими деятелями.
Так и в РГГУ тоже есть свои слабости, но это один из ведущих интеллектуальных центров Москвы и России. Если и он признан неперспективным, то это подтверждает вывод о слабости мониторинга. Значит, что-то не так, значит, оценки неверны. Безусловно, это не должно никак отразиться на дальнейшей деятельности ПСТГУ и РГГУ, которые, я надеюсь, и впредь будет играть ту же ведущую роль в системе православного и светского образования в России.
В России традиционно было очень высоко поставлено именно классическое образование – и гимназическое, и университетское. То, что оно сегодня сокращается, например, число студентов на кафедрах классической филологии в светских вузах говорит о неквалифицированности тех людей, которые сегодня управляют системой образования. В светских вузах кафедры классической филологии и восточной филологии ни в коем случае нельзя сокращать. Мы сохранили кафедры классической филологии в советское время, в 1930-е гг., когда был полный разгром классического образования. Неужели теперь в России, открытой миру, мы будем повторять ошибки или даже, скажем прямо, преступления советского периода.
Тем большее значение приобретает то, что в ПСТГУ классическая филология преподается на высоком уровне. Я знаю преподавателей этого университета, которые преподают предметы, связанные с классическими языками. Они, к слову, не обязательно православные люди, но это крупные ученые. Они довольны своими студентами и тем, как идет педагогический процесс. Честь и хвала ПСТГУ за то, что там это есть.
ПСТГУ ведет научно-исследовательскую работу во многих областях – и теологии, церковной истории, церковной археологии. Кроме того, он ведет работу и в области общей истории, литературы. Количество книг и научных статей, которые издают его преподаватели и аспиранты, говорит о том, что это эффективное научное учреждение.
Я бы рекомендовал ПСТГУ усилить связи с заграничными неправославными богословскими центрами – например, Тринити-колледж в Великобритании и Гарвардским университетом, в котором действует очень сильный богословский факультет. От хорошего можно идти у лучшему, но так или иначе у ПСТГУ есть тот потенциал, на котором можно развивать научную деятельность, потенциал, который имеется далеко не у каждого нашем государственного университета.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Гранты будут поддерживать реальные инициативы с мест Количество заявок поданных на конкурс «Православная инициатива» превысило две с половиной тысячи, более 900 из них недавно были одобрены экспертным советом конкурса. «Наш конкурс – это уникальный срез реальных потребностей общества» — утверждают его организаторы.
Протоиерей Максим Козлов: зачем священникам учить политологию? Учебный комитет составил рейтинг российских семинарий. Сопоставим ли уровень образования в них с образованием в светском вузе? Что происходит с церковной наукой и зачем московские профессора будут читать лекции по Интернету? Рассказывает заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим КОЗЛОВ
Светская этика в светской школе: «за» и «против» Способен ли «научить морали» нынешний курс школьный курс «Основ религиозных культур и светской этики», поможет ли он ученикам ориентироваться в отношениях между религиозными общинами, не путают ли его порой родители с курсом этикета, рассуждает иеродиакон ЛАВРЕНТИЙ (Полешкевич), заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета
Молитвенные комнаты: изменится ли светский статус школы Стоит ли переживать по поводу новых поправок в закон об образовании? Чем они продиктованы? Рассуждают руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) инокиня Ксения (Чернега), член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков и публицист Дмитрий Быков
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
ПСТГУ оказался слишком некоммерческим с точки зрения государства В опубликованных 12 декабря на сайте Минобрнауки результатах оценки эффективности частных вузов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - единственный в стране некоммерческий частный вуз, назван обладателем «признаков неэффективности». Ситуацию комментирует ректор ПСТГУ прот. Владимир ВОРОБЬЕВ.
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Учебник истории: один на всех? Любой школьный или ВУЗовский учебник – это компромисс, результат договора между разными научными школами. Возможен ли он? Даст ли единый учебник школьникам набор исторических и идеологических догм, или поможет им полюбить историю, осмысливать ее. Рассуждает Андрей ЗАЙЦЕВ
Пропаганда секса и зона подростковой безопасности Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?
Почему «парашют» нельзя писать через «у», или Зачем нужна орфография? 21 апреля в 85 городах России и мира пройдет акция «Тотальный диктант». Цель акции — привить людям желание изучить правила родной орфографии. Нескучный сад спросил старшего научного сотрудника сектора изучения русского литературного языка Института русского языка РАН Александру Плетневу о том, каким образом сложились эти правила и зачем они нужны
Закон об образовании: Учите сами, как хотите? Два года обсуждался проект нового закона об образовании. Общественность прислала к нему двадцать тысяч поправок. 10 ноября на митинг в защиту образования от коммерциализации, которую предполагает новый закон, пришло около 500 человек. Какие подводные камни есть в проекте закона и чем вызван протест, рассказывает участник митинга публицист Ирина ЛУКЬЯНОВА
Для чего нам орфография? Какую науку дети старательно забывают, вырвавшись из школьного класса? Для них по-прежнему дважды два равняется четырем, а Лондон остается столицей Великобритании. Но стоит им «на4ать smsицца» – и следа не остается от правописания. Да может, и в самом деле, позволить каждому писать, как хочется, и не париться? Понимают же люди и такое, а кто не поймет – переспросит. В отличие от арифметики и географии, правописание – вопрос договоренности. Или не так?
ЕГЭ: Смухлюй, или проиграешь Второй акт экзаменационной драмы продолжается. 1-2 июня в сети появились материалы экзамена ЕГЭ по математике, который прошел 3 июня. Как и на экзамен по русскому языку, школьники пришли вооруженными до зубов
Война, которую учитель проиграл? В потоке политических новостей с особой горечью воспринимаются известия о том, что именно учителей фактически заставляли на избирательных участках творить всякие волшебства по указанию сверху. И большинство соглашалось. О том, что происходит с ролью учителя в нашем обществе – Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Почему физики воюют с теологами? Открытие кафедры богословия в МИФИ вызвало волну протеста, которая не стихает до сих пор. Почему? – ответ на этот вопрос искал наш корреспондент.
ЕГЭ: Взрослый слив и дети-стрелочники Скандал с утечкой материалов ЕГЭ начался 27 мая: во время экзамена по русскому языку в интернет попали контрольно-измерительные материалы экзамена. 3 июня выпускники сдают математику, в социальных сетях уже сейчас можно купить готовые ответы.
Учебник истории: приглаженная версия Продолжаем разговор об учебниках истории в школе. В современных учебниках есть разные акценты, но непреодолимых противоречий нет, просто возникло желание предложить «новую трактовку истории, более приглаженную», отмечает кандидат исторических наук священник Василий СЕКАЧЕВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.