Согласно исследованиям фонда "Общественное мнение" 25% россиян в возрасте до 35 лет мечтают навсегда покинуть свою страну. А ВЦИОМ, опросивший 1600 человек в 138 населенных пунктах России, сообщает: уехать из страны хотел бы каждый пятый гражданин РФ и почти половина высокообразованных молодых специалистов. Среди тех, кто хочет остаться 93% - пожилые граждане и 85% - малообразованные. Но даже среди тех, кто остается, разговоры на тему "пора валить" слышны все чаще.
"Настя поступила в университет в Саламанке". Я опешила на минуту, остальные эмоции придут позже: "Как же ты ее отпустишь?". Радость за чужого ребенка, который будет учиться в одно из лучших и старейших учебных заведений Европы уже начала растворяться в мысли, что мой сын и в этом году решил никуда не поступать. Аня вдруг стала говорить полушепотом, будто слова ей давались непросто: "Знаешь, мы уедем вместе с ней. Я пока не могу ее отпустить, да и у мужа все удачно складывается, он смог найти место преподавателя на этот год в университете. Мальчики будут там учиться пока в школе. А ты к нам приезжай, как устроимся, - посмотришь. Может, и вы решитесь. Я всем желаю сменить страну, континент".
Боль на мгновение нестерпимой, я понимала, что, хотя Аня и говорит про год, отныне, если я захочу увидеться с подругой, мне предстоит поездка в Испанию. И затем нахлынуло: все кругом уезжают, и только я, учитывая возраст, и с моей никчемной ТАМ профессией журналист, сижу на месте. Ну, хорошо, не одна я, но в моем окружении, кажется, остаются лишь те, кто в силу непреодолимых обстоятельств не может уехать: старые родители, возраст, профессия, болезни – остальные давно эмигрировали. В крайнем случае, живут на две страны. Глеб Ш. перевез все семью в Латвию, где квартира 100 кв.м. стоит 150 тысяч евро - смешные по московским меркам деньги - при этом тебе автоматически выдается вид на жительство в стране и объяснил: "Понимаешь, я, конечно, продолжаю в России бизнес, но хочу быть уверен – если что, через час я в Шенгене". Понимаю, кто же не поймет.
Но мало того, что большинство уехало, среди оставшихся разговор на тему "пора валить" – едва ли не главный в последние годы. С бесконечным перебором и проговариванием различных вариантов и ситуаций, с непростым принятием решений, с ощущением, что здесь ты никому не нужен, лишний. Что ни медицины, ни перспектив в карьере, и на квартиру можно накопить, только если вести нечестный бизнес. А уж про образование для детей и вовсе говорить не приходится – некоторые школы в Москве стоят порядка 40 тысяч в месяц, что никак не гарантирует достойной подготовки к институту. Кстати, о вузах: в последнем рейтинге газеты Times МГУ им. Ломоносова переместился с 93-го на 183-е место. Остальные вузы России не смогли даже приблизиться к "лидеру" и преодолеть рубеж двухсотой позиции. Платное же обучение в российских "престижных" вузах не дешевле Гарварда…
Правда, мой трагический пафос, несколько портило то, что ни один из вышеперечисленных факторов не отпугнул экспатов из тех, чьи родители (бабушки-дедушки) эмигрировали после революции или во вторую-третью волну эмиграции из СССР. А вот они вернулись, и их в России немало: они тут учатся, работают, замуж выходят, детей растят и – не уезжают. С другой стороны, я знаю только одного человека, кто вернул российское гражданство (о чем периодически сокрушается). Остальные в любой момент могут купить билет и вернуться на далекую родину, забыть про корни и снова, собираясь где-нибудь под Лондоном или в Париже, петь "Белую песню" Юрия Борисова:
"Все теперь против нас, будто мы и креста не носили.
Словно аспиды мы басурманской крови,
Даже места нам нет в ошалевшей от горя России,
И Господь нас не слышит - зови не зови".
Примерно неделю я думала об отъезде Ани и ее семьи. Первыми отступили поверхностные эмоции: в конце концов, главное, чтобы сын был достойным человеком, а уж с образованием разберемся. Затем я вспомнила, что в Испанию езжу с удовольствием, тем паче, что визу сегодня получить несложно. А потом поняла, что, на самом деле, весь мир постоянно перемещается из страны в страну. Кто-то едет учиться, другой получает приглашение на более интересную или высокооплачиваемую работу, третья выходит замуж за "иностранца" и переезжает к нему.
Вступившая в Евросоюз Прибалтика так и не оправилась от реформ, и в поисках лучше доли целые колонии латышей, литовцев, эстонцев оседают в Англии, Франции, Ирландии. Турки и сербы облюбовали Германию и Австрию. Огромное число венгров если не уезжает совсем, то переезжает в Шопрон. Это второй по величине город страны и самый близкий к Австрии, где не оправившиеся от депрессии, наступившей после вступления в ЕС, венгры находят себе занятие. Да и граждане относительно благополучных стран могут переехать в другое государство. И только в России эмиграция, это что-то глобальное, навсегда, и даже предательство родины. Какая-то гамлетовщина с нижегородским акцентом. Или сюжет для песни группы "Чайф", "Эй, я уезжаю", где вместо прощания с уезжающим братом, ему в след несется "шутливое":
"Эй, ну ты и гад,
А еще называется младший брат.
Желаю тебе купить журнал "Здоровье",
Съесть тухлый бутерброд и получить по морде".
И это при том, что ведь, по сути, у нас вся страна долгие десятилетия находится в эмиграции, только каждый ее интерпретирует согласно собственным возможностям. Из умирающих деревень люди переселяются в небольшие города, оттуда – в райцентры или, осмелев, в столицы районов, республик, округов, автономных областей. Те, кому нечего терять или, напротив, надеющиеся на перемены к лучшему, едут в Москву. Они уезжают навсегда, иногда сбегают, бросая детей, родителей, стариков. Но все, даже члены оставленных семей, относятся к этому явлению с пониманием. И только отъезд в другие страны обозначается окружающими через глаголы с яркой негативной окраской: валить, предать, сбежать. Да и сами отъезжающие подсознательно уверены, что, эмигрируя, совершают едва ли не преступление.
Может, настало время перестать искать изменников родины среди друзей и начать радоваться, за тех, кто перестал сомневаться в себе и нашел силы двигаться дальше? Начать менять установки можно с помощью Люцио из комедии Шескпира "Мера за меру", знающего иных вероломов, чем российские эмигранты: "Наши сомнения - это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать".
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Хибины: рудник на природе? В Хибинах, уникальном «пятачке» Кольского полуострова диаметром 40 км, вошли в противоречие интересы экономики и экологии. Решение о создании здесь в 2015 году Национального парка совершенно не мешает осваивать сегодня на этих территориях новые рудники по добыче апатита. Инициативная группа Кольского центра охраны дикой природы (КЦОДП) создала общественное движение в поддержку в Хибинах Национального парка. Неравнодушных просят присоединяться
Экокатастрофы в России: где предел? Чистый воздух и вода нужны всем. В борьбе «за экологию» даже лидер не нужен, главное — активное неравнодушие граждан. Почему же в России их так мало?
Человек добывающий Там, где появляется человек, звери, птицы, цветы и колосья, чистый воздух неизбежно теряют свои позиции. Когда людей было мало, а природы много, добывать и сохранять получалось. Сегодня, оказалось, что природы на всех не хватает. Неужели конкуренция между развитием цивилизации и сбережением природы — неизбежна?
А умище-то куда девать: почему верующие оказались глупее атеистов По интернету ходит рассказ о результатах исследования, проведенного в США, согласно которому неверующие люди обладают несколько более высоким интеллектом, чем верующие. Сложно понять, насколько более высоким — но можно предположить довольно правдоподобные объяснения этому, считает публицист Сергей ХУДИЕВ.
Силы и слабости РПЦ: Как общество относится к Церкви? О слабых сторонах церковной жизни затрудняются ответить 80 процентов Россиян, в тоже время, что у РПЦ нет слабых сторон, утверждает только 3% опрошенных. Сколько в стране православных и как общество относится к Церкви? На эти вопросы отвечает последнее исследование кандидата социологических наук, координатора социологической службы "Среда" Алины БАГРИНОЙ , с ее разрешения мы публикуем на нашем сайте фрагменты ее доклада: «Русская Православная Церковь и общественное мнение»
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Кто нападает на Церковь? Взгляд социологов Скандалы, разгоревшиеся вокруг Церкви в последние месяцы - случайность или закономерность? 25 июня в РГГУ состоялось заседание Научного Совета ВЦИОМ на тему «РПЦ: вызовы, разломы, риски в новой общественно-политической ситуации». Скандалы знаменуют начало новой эпохи, когда консенсусное и уважительное отношение к Церкви сменяется постепенным охлаждением, отчуждением, критикой – уверены социологи и религиоведы
Церковь не исчерпала кредит доверия Россияне доверяют Церкви несмотря на скандалы и предвыборные страсти. Правда, общее число респондентов, которые несмотря ни на что доверяют Церкви, год от года становится все меньше. Роман Лункин, сотрудник социологический службы «Среда» и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, поделился с журналистами статистикой.
Безразмерная столица Почему в России пустеют деревни и малые города? Почему народ у нас всегда стремился в «Москву, Москву» и прочие миллионники? Что им движет? Чего не хватает? По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия ЖУРАВЛЕВА — не материальной базы и не культуры. Российским провинциалам не хватает мечты.
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Другой протест, или забытое слово Схема бытия, упрощенная до противостояния «оппозиция-власть», не учитывает того, что власти бывают разные. Сегодня бывает проще грозить кулаком неким проворовавшимся чиновникам, чем пойти против мнения коллег на работе, а кредит на машину или квартиру удерживает от резких движений почище любого полицейского
Социологи о Церкви: стоит ли верить цифрам? Как именно социологи подсчитывают количество верующих? Какое отношение их цифры имеют к действительности и зачем миссионерам социология? Об этом рассказывает декан Факультета социальных наук ПСТГУ Игорь Рязанцев.
Роман Силантьев: Причина терактов – ваххабизация Татарстана Покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его заместителя, сотрудника духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова стало главной новостью уходящей недели. Что значат эти громкие теракты, мы поинтересовались у православного исламоведа Романа Силантьева
«Ябеда-корябеда», или Мифы о стукачестве в России Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
Языком социологов «Церковь в современном обществе российском обладает большим потенциалом наращивания светского влияния, который она пока не смогла реализовать и даже не стремится к этому», — утверждается в докладе Центра стратегических разработок – того самого центра, который (единственный!) предсказал неожиданный всплеск протестных настроений прошлой зимой. Комментирует библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Сколько москвичей было в храмах на Рождество? Критики Церкви перевернули статистику с ног на голову Известный своими агрессивным настроем по отношению к Церкви портал «Кредо.ру» поспешил заявить о том, что в Москве установлен новый «антирекорд» посещаемости рождественских богослужений, а «заполняемость» храмов с каждым годом снижается. Дежурный офицер пресс-службы ГУ МВД по Москве в комментарии «Нескучному саду» опроверг эту информацию
Татарский муфтий пострадал за хорошее отношение к христианам? Утром 19 июля был убит заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов, а глава Духовного управления мусульман Татарстана Илдус Файзов получил ранения «Нескучный сад» поинтересовался у руководителя миссионерского отдела Казанской епархии протоиерея Сергея Титова, как сегодня в Татарстане строятся отношения между православными и мусульманами
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Источник греха — бедность? Или как Католическая церковь пережила увлечение марксизмом Размышление о причинах социального зла в мире и способах его преодоления в Католической церкви в XX веке оформилось в движение «богословие освобождения». Что это такое рассказывает диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета в Швейцарии
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.